Андрей Курпатов - О тренировке мозга, искусственном интеллекте и роботах

YOUTUBE · 18.11.2025 18:55

Ключевые темы и таймкоды

Введение и личные истории

0:00
  • Автор рассказывает о своем опыте и популяризации психотерапии.
  • Делится личными историями о госпитализации и лечении.
  • Задает вопрос о будущем человечества и развитии технологий.

Будущее и искусственный интеллект

0:32
  • Обсуждает уменьшение доброты и рост агрессии.
  • Говорит о возможной войне между естественным и искусственным интеллектом.
  • Упоминает противостояние между Китаем и США.

Книга "Дух времени"

1:21
  • Автор рассказывает о своей новой книге "Дух времени".
  • Делится информацией о других своих книгах и статьях.
  • Обсуждает развитие искусственного интеллекта и его влияние на общество.

Влияние искусственного интеллекта

2:19
  • Говорит о росте популярности чатов и их влиянии на общество.
  • Упоминает, что чаты могут писать тексты и программировать.
  • Обсуждает вызовы для креативных профессий и их будущее.

Образование и карьера

4:24
  • Делится опытом получения образования и выбора профессии.
  • Рекомендует программу от МФТИ и онлайн-школы SkillFactory.
  • Подчеркивает важность стажировок и практики для успешной карьеры.

Конкуренция и война систем

6:07
  • Обсуждает конкуренцию между корпорациями и их влияние на общество.
  • Говорит о реальной войне крупных систем в различных отраслях.
  • Упоминает использование роботов в психотерапии и их возможности.

Эволюция искусственного интеллекта

9:04
  • Обсуждает эволюцию искусственного интеллекта и его влияние на общество.
  • Говорит о стратегическом мышлении и его замене на машинный интеллект.
  • Упоминает, что искусственный интеллект находит свои собственные взаимосвязи и выдает ответы.

Будущее и конфликты

11:27
  • Говорит о возможных конфликтах и их влиянии на будущее.
  • Упоминает палестинские территории как пример будущих конфликтов.
  • Обсуждает противостояние между Китаем и США и его влияние на мировую политику.

Выбор подарка

12:55
  • Ориентируйтесь на мечты и предпочтения получателя.
  • Учитывайте интересы и увлечения.
  • Дарите полезные и практичные подарки, например, подписку МТС Премиум.

Подписка МТС Премиум

13:48
  • Включает 50 гигабайт мобильного интернета и защиту от спам-звонков.
  • Доступна на три, шесть или двенадцать месяцев.

Цивилизационные анклавы

14:14
  • Разные элиты и новые цифровые элиты.
  • Кризис власти из-за цифровых технологий.
  • Политические институты теряют сакральность.

Контроль в Китае

15:13
  • Контроль потребления компьютерных игр.
  • Социальный кредит и рейтинг.
  • Полный контроль над населением.

Всеобщее благосостояние

17:08
  • Борьба с неравенством.
  • Всеобщее равенство и контроль над роскошью.
  • Идея всеобщего благосостояния.

Китайская модель

18:33
  • Регистрация бизнеса с Альфа-Банком.
  • Круговорот денег и организация населения.
  • Китайская система лучше для счастья людей.

Россия и управление

20:46
  • Россия существует в двух режимах: ничего не делаем и делаем.
  • Книга "Русская модель управления бизнесом" Прохорова.

Прогноз развития искусственного интеллекта

21:32
  • Сильный искусственный интеллект может появиться в течение двух-двух с половиной лет.
  • Оптимистичный прогноз: ИИ появится в ближайшие три года.
  • Пессимистичный прогноз: ИИ появится через 100 лет.

Фазовый переход и прогнозы

22:15
  • Появление новых чатов может привести к фазовому переходу.
  • Сергей Капица предсказывал точку сингулярности в 2027 году.
  • Астрологи и нумерологи также предсказывают переход в новую реальность в 2027 году.

Проблемы сингулярности

24:08
  • Изобретения появляются быстрее, чем их можно внедрить.
  • Научно-технические революции происходят быстрее, чем человечество может адаптироваться.
  • Государственные системы и гранты могут не успевать за этими изменениями.

Влияние на границы и данные

25:31
  • Китай забирает все данные, включая данные Apple.
  • Apple производит устройства только на территории Китая.
  • Попытки открыть фабрики в других странах для производства.

Заключение и призыв к осознанию

26:30
  • Мы на грани революционных изменений.
  • Важно меньше жить сиюминутными проблемами и видеть долгосрочные перспективы.
  • Призыв к регистрации бизнеса с Альфа-Банком.

Ценность профессий и поведение людей

27:49
  • Люди ведут себя в соответствии с обстоятельствами, а не с ценностями.
  • Социальная психология доказывает, что поведение определяется внешними факторами.
  • Важно развивать человеческую доброту и ум, но эти ценности теряются.

Одиночество и ответственность

29:45
  • Люди предпочитают жить одни, что приводит к росту разводов и одиночеству.
  • В Европе и Скандинавии высокий процент бездетных и одиноких людей.
  • Социальный договор между поколениями разрушен, что влияет на ценность детей.

Искусственные матки и информационный шум

32:41
  • В России и других странах разрабатываются искусственные матки.
  • Женщины не хотят портить фигуру, вынашивая детей.
  • Информационный шум вызывает депрессию и зависимость от антидепрессантов.

Влияние новостей и зависимость от информации

34:38
  • Люди постоянно проверяют новости, ожидая катастроф.
  • Цифровая зависимость от новостей не имеет смысла, так как важные события происходят редко.
  • Инфографика оказалась самым эффективным способом усвоения информации.

Как выбирать книги для развития

36:51
  • До 25 лет лучше читать художественную литературу, особенно русскую и зарубежную.
  • Художественная литература помогает развивать социальный мозг, анализируя взаимодействие героев.
  • Научно-популярная литература объясняет ключевые дисциплины в интересной форме.

Важность чтения для работы

37:44
  • Чтение помогает загружать мозг фактами и воспринимать информацию по-другому.
  • Без знаний работа становится скучной, как в больнице без интересных случаев.
  • Мотивационная литература и коучинг могут быть полезны, но требуют зрелости и готовности к изменениям.

Образование и его значение

40:33
  • Образование важно, но не всегда нужно заканчивать вуз.
  • Примеры успешных людей, таких как Цукерберг и Гейтс, показывают, что образование не всегда необходимо.
  • Образование должно быть востребованным и оплачиваемым, чтобы привлекать умных людей.

Проблемы современного образования

42:25
  • Образование рухнуло из-за экономических причин и низкой оплаты труда.
  • Молодые люди часто идут в вузы без четкого понимания, чего хотят, что приводит к разочарованию.
  • В США и других странах есть практика выбора профессии после школы, что более логично.

Важность объективных знаний

46:15
  • Получение объективных знаний, таких как физика, биология и математика, помогает структурировать мышление.
  • Эти знания помогают видеть причинно-следственные связи и закономерности.
  • Детокс и гигиена мозга важны для поддержания интеллектуальной активности.

Тренировка мозга

48:15
  • Для решения значимых задач мозгу нужно 21-23 минуты.
  • Важно избегать постоянного использования телефона и иметь зоны, свободные от него.
  • Нахождение людей с более высоким уровнем интеллекта помогает развивать мозг.

Важность окружения

49:24
  • Окружайте себя людьми, которые умнее вас.
  • Социальные существа учатся у старших по интеллектуальному уровню.
  • Видео на YouTube и курсы помогают развитию мозга.

Личный опыт и книги

50:23
  • Автор написал более 60 книг, но никто не прочитал их все.
  • Важно иметь людей, у которых можно учиться.
  • Курсы по мышлению и принятию решений полезны, но требуют тренировки.

Когнитивные искажения и осмысленность

51:16
  • Когнитивные искажения влияют на жизнь каждого.
  • Важно проверять свое мышление на осмысленность.
  • Работа должна быть осмысленной, а не формальной.

Стремление к цели

52:16
  • Стремление к цели важно для ощущения силы и драйва.
  • Автор не планировал заниматься тем, чем занимается сейчас.
  • В семье не было альтернатив, и воспитание было строгим.

Воспитание и иерархия

53:49
  • В семье была строгая иерархия, и бабушка была главой.
  • Воспитание включало строгие методы, но было нормальным.
  • В 14 лет автор уже мог соображать и участвовал в парадах.

Выбор профессии

55:58
  • В 4 года автор сказал, что хочет быть врачом.
  • В 6 лет дядя спросил, каким врачом он хочет быть, и автор выбрал психиатра.
  • В школе заполняли анкеты, что формировало систему по изготовлению людей.

Образование и карьера

57:15
  • Учился в Нахимовском училище и медицинской академии.
  • Готовился стать начальником медицинской службы на подводных лодках и надводных кораблях.
  • Обучался всем медицинским специальностям, включая педиатрию, акушерство и гинекологию.

Кружок психиатрии

58:13
  • С первого курса участвовал в кружке психиатрии.
  • Кружок включал академическую работу и клинические разборы.
  • Студенты наблюдали за пациентами и обсуждали их симптомы.

Клинические разборы

1:00:10
  • Профессор проводил клинические разборы сложных случаев.
  • Студенты высказывали свои мнения, а начальник кафедры подводил итоги.
  • Это была важная часть обучения и практики.

Ассистирование на кандидатских диссертациях

1:01:10
  • Ассистировал на кандидатских диссертациях по различным медицинским специальностям.
  • Помогал в обследовании пациентов и обработке данных.
  • Это было важной частью подготовки и практики.

Монография и КВН

1:02:05
  • В 21 год написал первую монографию.
  • Играл в КВН, что позволяло избегать военных мероприятий.
  • КВН и работа были для него важными аспектами жизни.

Методология открытых систем

1:03:05
  • Разработал методологию открытых систем.
  • Увидел, как можно собирать системы, чтобы они работали без противоречий.
  • Это стало основой его первой монографии по философии и психологии.

Личная жизнь и учеба

1:04:02
  • Учился и играл в КВН одновременно.
  • Работал над монографией и участвовал в команде КВН.
  • Считал учебу и работу важными аспектами жизни.

Планы на будущее

1:05:01
  • Хотел попасть в психиатрический госпиталь на Сахалине.
  • Планировал защитить кандидатскую и докторскую диссертации.
  • После гриппа и паралича его планы изменились.

Болезнь и реабилитация

1:06:48
  • Заболел гриппом, что привело к параличу.
  • Провел девять месяцев в реанимации и девять месяцев на реабилитации.
  • Восстановился, но сохранил некоторые ограничения.

Проблемы со здоровьем и армия

1:07:48
  • Обнаружилась проблема, которую не лечили лекарствами, а только высокими дозами гормонов.
  • Гормоны вызвали деформацию суставов, что привело к выписке из армии.
  • В середине 90-х годов не было возможности получить выслугу лет в психиатрии.

Работа в гнойной хирургии

1:08:43
  • Пошел в гнойную хирургию, где пациенты были в тяжелом состоянии.
  • Пациенты не реагировали на антибиотики, и их лечили промыванием фурацилином.
  • Это привело к параличу иммунной системы и гриппу.

Работа и болезнь

1:09:40
  • Два года работал с костылями, несмотря на тяжелое состояние.
  • Написал книгу "Счастлив по собственному желанию" на больничной койке.
  • Заболевание было описано в учебнике как смертельное в первые два дня.

Переход в гражданское здравоохранение

1:10:40
  • Не знал о существовании гражданского здравоохранения.
  • Пошел работать психотерапевтом в клинику неврозов имени академика Павлова.
  • Был первым психотерапевтом в клинике.

Политическая активность

1:11:38
  • В 1991 году участвовал в защите демократии под Мариинским дворцом.
  • Многие знакомые также участвовали в политических событиях.
  • Верил в изменения в стране.

Свобода и ответственность

1:13:10
  • Ощущал свободу, но также видел негативные последствия.
  • Служба в армии формировала чувство ответственности.
  • Чувство ответственности важно для врачей и других профессий.

Бизнес и организация

1:16:03
  • Не считает бизнес своим призванием, но успешно организовал компанию.
  • Поднял обороты компании в разы, увеличив штат до 1500 сотрудников.
  • Участвовал в организации Евровидения, что было сложным и масштабным проектом.

Шоу-бизнес и телевидение

1:17:57
  • Организовывал сложные системы, включая Евровидение.
  • Интересовался шоу-бизнесом и телевидением как барометром человеческих интересов.
  • Написал книги "Способы думать" и "Складка времени", отражающие изменения в обществе.

Терапия и техники

1:20:28
  • Терапия требует 10 сеансов, включая 2-3 занятия в неделю.
  • Важно постепенно объяснять пациенту его состояние и использовать различные техники.
  • Техники включают мышечную релаксацию, переключение во внешние ситуации и сложные речевые техники.

Психотравмирующие ситуации

1:21:27
  • Техники помогают изменить поведение в зависимости от патологии.
  • Психотравмирующие ситуации обсуждаются и рационально обсуждаются, что помогает их пережить.
  • Важно обсуждать проблематику, чтобы пережить её.

Переход в другое направление

1:22:26
  • Автор перестал принимать пациентов с 2007 года.
  • Работал в кризисном отделении клиники неврозов имени Павлова в Петербурге.
  • Организовал городской психотерапевтический центр, который выполнял функции отдела по психотерапии.

Программы развития психотерапии

1:23:17
  • Разработал две программы по развитию психотерапии в Санкт-Петербурге.
  • Программы не были утверждены из-за отсутствия финансирования.
  • Проводил конференции и разборы пациентов, что привлекло активную психиатрическую общественность.

Популяризация и переезд в Москву

1:25:12
  • Писал и издавал популярные книги по психотерапии.
  • Переехал в Москву для решения жилищных проблем.
  • Лечил пациента, который поспорил на похудение, и выиграл спор, купив квартиру.

Влияние и законодательство

1:27:07
  • Не пользовался влиянием, но довел свои программы до уровня законодательства.
  • Внес предложения по запрету рекламы алкоголя и казино.
  • Принял участие в создании программ на телевидении, включая "Домашний" и ТНТ.

Известность и реакция общества

1:28:59
  • Стал известным на всю страну, но не сталкивался с агрессией на улице.
  • Люди часто подходили и просили помощи, что иногда было неудобно.
  • Понял, что нужно заканчивать с этим, когда пожилая женщина на улице попросила его телефон.

Уход с ТНТ и завершение программы

1:29:57
  • Автор планировал показать классические проблемы, с которыми обращаются к психотерапевту.
  • Программа была тематической и повторялась, что привело к завершению проекта.
  • Конфликт с продюсером из-за подставных актеров привел к уходу с ТНТ.

Благодарность героям программы

1:30:53
  • Автор благодарен героям программы за их героизм.
  • Позитивные воспоминания о программе, несмотря на трудности.
  • Ведение программы на телевидении оказалось тяжелым трудом.

Процесс создания программы

1:31:51
  • Автор писал сценарий программы, не видя людей.
  • Встреча с человеком была ограничена по времени.
  • Процесс создания программы был сложным и трудоемким.

Завершение карьеры на телевидении

1:32:49
  • Автор понял, что программа должна быть закрыта.
  • Он не хотел, чтобы его ассоциировали с доктором Курпатовым.
  • Программа была закрыта, и автор больше не давал интервью.

Текущая деятельность и YouTube

1:34:53
  • Автор занимается организацией телевизионного производства и креативом.
  • YouTube-канал стал популярным благодаря лекциям, которые он читал студентам.
  • Новый формат "Черное зеркало" не нашел отклика у аудитории.

Лаборатория и академия

1:36:49
  • Автор руководит лабораторией нервного поведения человека в Сбербанке.
  • У него есть своя мини-империя, включающая академию смысла.

Психотерапевтический клуб "Точка опоры"

1:37:24
  • Автор создал курсы и психотерапевтический клуб "Точка опоры".
  • В клубе участники получают задания и проходят психоанализ.
  • Клуб помогает людям с психологической поддержкой и взаимной помощью.

Новый формат обучения

1:38:24
  • Автор создает аудиовизуальные произведения с обратной связью.
  • В курсах используются домашние задания и тесты.
  • Новый формат помогает людям, которые не читают книги.

Важность мышления и философии

1:40:47
  • Автор считает важным развивать навыки мышления.
  • Философия и психология помогают в этом.
  • Использование философских концепций для практических целей.

Когнитивные искажения и их преодоление

1:42:41
  • Автор исследовал и классифицировал когнитивные искажения.
  • Разделение искажений на группы для упрощения работы с ними.
  • Использование интеллектуального потенциала гуманитарных наук.

Смысл жизни и внутренняя цель

1:44:07
  • Автор считает, что жизнь имеет смысл, но не в поиске цели.
  • Важно жить осмысленно и помогать другим.
  • Жизнь нужно проживать так, чтобы это было круто и интересно для всех.