БИОЛОГ Северинов: Что есть жизнь, Почему близнецы разные, Что скрыто ДНК, Лекарство от старости

YOUTUBE · 18.11.2025 17:38

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Обсуждение определения жизни и старения.
  • Упоминание о клонировании и ДНК.
  • Вопрос о роли современных технологий в биологии.

Представление гостя

0:53
  • Представление доктора биологических наук Константина Свиринова.
  • Вопрос о различиях между близнецами.

Генетика близнецов

1:38
  • Объяснение генетической идентичности однояйцевых близнецов.
  • Накопление ошибок при копировании ДНК при делении клеток.
  • Влияние мутаций на идентичность близнецов.

Клетки организма

2:37
  • Все клетки организма произошли от одной исходной клетки.
  • Различия в ДНК между клетками из-за накопления мутаций.
  • Связь мутаций с развитием рака.

Влияние опыта на близнецов

4:42
  • Генетика определяет внешность, но жизненный опыт влияет на личностные качества.
  • Различия в опыте даже у однояйцевых близнецов.
  • Пример влияния культурных и социальных факторов на развитие близнецов.

Внешние условия и внешность

5:39
  • Влияние внешних условий на внешность близнецов с возрастом.
  • Примеры различий во внешности из-за разных условий жизни.

Эволюция и дизайн

7:08
  • Эволюция технологий и дизайна.
  • Примеры изменений в архитектуре, транспорте, компьютерах и смартфонах.

Реклама образовательной программы

7:35
  • Предложение индивидуальной программы обучения дизайну.
  • Преимущества программы: индивидуальный план развития, личные сессии, видеоуроки, домашние задания, безлимитный доступ к телеграм-чату.
  • Новогодняя акция со скидкой 45%.

Генетическая идентификация человека

8:50
  • Геном человека отличается от генома шимпанзе больше, чем геном одного человека от другого.
  • Каждый человек имеет около шести миллионов уникальных генетических изменений.
  • Эти изменения определяют индивидуальные свойства человека.

Генетические вариации и мутации

9:49
  • Все люди являются мутантами, так как имеют уникальные генетические изменения.
  • Большинство генетических изменений не влияют на важные для человека свойства.
  • Видимые изменения, такие как цвет кожи и волос, определяются биохимическими процессами и генетикой.

Генетические аллели и их состояния

10:46
  • Ген одного цвета глаз может существовать в двух разных состояниях, подобно горошинам Менделя.
  • Состояние гена определяет активность кодируемого им белка.
  • Аллели — это бинарные переменные, имеющие два состояния.

Наследование простых заболеваний

12:15
  • Простые заболевания наследуются бинарно, как цвет горошин у Менделя.
  • Знание генетических изменений партнёра полезно для планирования семьи.

Сложные признаки и полиморфизм

13:13
  • Сложные признаки, такие как интеллект и склонность к шизофрении, определяются сочетанием многих генов.
  • Каждый ген вносит небольшой вклад в развитие признака, но вместе они определяют вероятность развития синдрома.

Полиморфные признаки и внешняя среда

14:52
  • Полиморфные признаки, включая рост и когнитивные способности, определяются сотнями генов и условиями внешней среды.
  • Конечный результат зависит от комбинации генов и внешних факторов.

Вероятностный характер генетических предсказаний

15:47
  • Генетические предсказания основаны на вероятностях, а не на гарантиях.
  • Вероятности развития заболеваний или признаков очень малы и не всегда значимы для повседневной жизни.
  • Изменение внешней среды может снизить вероятность развития заболеваний, но не гарантирует их отсутствие.

Практическое значение генетических предсказаний

16:46
  • Генетические предсказания дают статистические данные, а не диагнозы.
  • Большинство людей не сталкиваются с повышенными вероятностями заболеваний из-за своей генной композиции.
  • Даже повышенные вероятности остаются небольшими и не всегда значимыми.

Интеллект и генетика

17:44
  • Интеллект сложно измерить, в отличие от других признаков, таких как рост или цвет глаз.
  • Стандартные тесты интеллекта были разработаны до появления генетики и со временем трансформировались.
  • Результаты тестов меняются со временем, что может быть связано с улучшением образования или навыков выполнения тестов.

Наследуемость интеллекта

20:10
  • Анализ наследуемости интеллекта проводится на основе результатов тестов родителей и детей.
  • Корреляция между генами и интеллектом составляет около 0,8, но конкретные гены, определяющие интеллект, неизвестны.
  • Большинство генетических различий не связаны с генами.

Структура генома

22:06
  • Геном человека состоит из 6 миллиардов букв ДНК, из которых только 1–2% составляют гены.
  • Большая часть генома — это «мусорная» ДНК, не участвующая в биохимических процессах.
  • Изменения в «мусорной» ДНК могут влиять на генетические признаки, но их влияние ограничено.

Доминантные и рецессивные гены

25:02
  • У каждого человека две копии каждого гена, и каждая копия может иметь варианты.
  • Доминантные гены заменяют рецессивные, если они не работают или работают неправильно.
  • Пример рецессивного гена — муковисцидоз, который может передаваться через поколение.

Доминирование признаков

26:51
  • Признаки, такие как цвет кожи и эпикантус, могут доминировать над другими признаками.
  • Цвет кожи определяется наличием ферментов, производящих тёмный пигмент.
  • Аналогичные механизмы доминирования действуют для цвета волос и глаз.

Ошибки в ДНК и их накопление

28:20
  • При каждом копировании ДНК возникает около 50 ошибок.
  • Количество клеток в теле исчисляется триллионами, что приводит к накоплению ошибок.
  • Со временем количество ошибок может стать критическим.

Идентификация людей по ДНК

29:17
  • Большинство ошибок в ДНК не оказывают специального эффекта.
  • Идентификация людей по ДНК возможна благодаря комбинациям мутаций от родителей.
  • Дополнительные мутации при жизни статистически определяют идентичность.

Вероятность совпадения ДНК

30:16
  • Вероятность случайного совпадения ДНК двух людей крайне мала.
  • Пример с переписыванием Библии иллюстрирует маловероятность совпадения.

Определение жизни

31:28
  • Жизнь требует информационной системы, способной к репликации.
  • Жизнь обладает свойством самопроизводства и использует внешнюю энергию.
  • Метаболизм позволяет перерабатывать энергию для создания сложных веществ.

Жизнь и термодинамика

33:21
  • Жизнь стремится к порядку, поглощая внешнюю энергию.
  • Без внешней энергии система стремится к хаосу.
  • Солнечный свет обеспечивает энергию для поддержания жизни.

Различие между живой и мёртвой клеткой

34:21
  • Мёртвая клетка не поддерживает биологические реакции.
  • Живая клетка отделена от неживой и использует внешнюю энергию для метаболизма.
  • Мёртвая клетка не может метаболизировать и погибает при прекращении подачи энергии.

Возможность оживления мёртвой клетки

36:13
  • Современная наука не может оживить умершую клетку.
  • Клетка постоянно нуждается в поступлении энергии для поддержания жизни.

Смерть и жизнь

36:22
  • Смерть интересна для изучения, как и жизнь.
  • Молекулярные биологи изучают жизнь, переводя её в смерть, подобно тому как механики разбирают автомобиль.
  • Пример с автомобилем иллюстрирует, что некоторые части могут казаться неважными, но на самом деле играют ключевую роль.

Программируемая смерть клеток

37:32
  • Клетки в организме умирают программируемо, процесс называется апоптоз.
  • Апоптоз важен для развития организма, например, для формирования пальцев.
  • Запрограммированную смерть можно остановить, но не обратить вспять.

Взаимодействие клетки с окружающей средой

39:58
  • Клетка имеет «окошки» для взаимодействия с внешней средой.
  • Вирусы используют эти «окошки», взаимодействуя с клетками через рецепторы.
  • Сигналы извне интерпретируются клеткой и влияют на работу генов.

Критерии жизни и смерти

41:34
  • Для крупных организмов смерть определяется по отсутствию дыхания.
  • Для клеток критерии смерти менее очевидны, они могут продолжать метаболизировать после смерти организма.
  • У одноклеточных организмов нет понятия смерти, они делятся бесконечно.

Современные технологии в биологии

43:07
  • Искусственный интеллект и машинное обучение помогают учёным анализировать большие объёмы данных.
  • Геномные последовательности хранятся в триллионах, что требует компьютерного анализа.
  • Нейросети помогают находить корреляции между генетическими последовательностями и различными свойствами человека.

Ограничения анализа данных

45:52
  • Анализ данных часто выявляет корреляции, но не всегда показывает причинно-следственные связи.
  • Для подтверждения причинно-следственных связей требуется дополнительный анализ и интерпретация данных.

Ген как рецепт белка

46:01
  • Ген представляет собой линейную последовательность ДНК, которая кодирует последовательность белка.
  • Белки состоят из 20 аминокислот, каждая из которых кодируется определённым набором нуклеотидов.
  • Нуклеотиды аденин, гуанин, цитозин и тимин кодируют аминокислоты через генетический код.

Генетический код и сборка белков

47:00
  • Генетический код позволяет кодировать аминокислоты несколькими нуклеотидами, например, три буквы «а» кодируют аминокислоту лизин.
  • Белки могут собираться в трёхмерные структуры благодаря различным свойствам аминокислот.

Трёхмерные структуры белков

47:55
  • Трёхмерные структуры белков определяются свойствами аминокислот, такими как положительные и отрицательные заряды, взаимодействие с водой.
  • Все молекулы белка, закодированные в одном гене, сворачиваются одинаково, создавая единую трёхмерную форму.

Комплиментарные взаимодействия в жизни

49:05
  • Жизнь основана на комплиментарных взаимодействиях макромолекул, которые передают сигналы и вызывают химические реакции.
  • Понимание трёхмерных форм белков необходимо для понимания механизмов жизни.

Методы изучения структур белков

50:57
  • Ранее структуры белков изучались с помощью дорогостоящего оборудования и рентгеновского структурного анализа.
  • На сегодняшний день существует около 100 тысяч разрешённых структур белков.

Машинное обучение и сворачивание белков

51:56
  • Компьютерные программы, такие как AlphaFold и Rosetta, используют машинное обучение для сворачивания новых белковых последовательностей на основе уже имеющихся данных.
  • Эти программы получили премию за решение проблемы сворачивания белков.

Ограничения физических моделей

52:56
  • Физические модели сворачивания белков оказались нерешаемыми даже для самых мощных компьютеров.
  • Компьютерные программы используют «компьютерную интуицию», анализируя существующие образцы белков.

Идеальная форма и эволюция

54:26
  • Идея идеальной формы в природе, например, ракушки или человека, не имеет научного обоснования.
  • Дарвин подчёркивал, что человек несовершенен и приспособлен к внешним условиям, а не является венцом творения.

Историчность человека

55:25
  • Человек имеет в своей анатомии и физиологии остатки черт, характерных для более низких форм жизни.
  • Все формы жизни совершенны, несмотря на различия в адаптации к внешним условиям.

Приспособленность и выживание

56:24
  • Все живые существа приспособлены к условиям внешней среды.
  • Совершенство определяется способностью выжить, а не красотой.
  • Критерии совершенства в борьбе за существование.

Дарвин и эволюция

56:50
  • Дарвин анализировал структуру костей и физиологические способности.
  • Эволюция не делает одни виды лучше других.
  • Люди привлекательны для партнёров благодаря естественному отбору.

Красота и эффективность

57:44
  • Биологи и химики видят красоту в организмах, но это не всегда эстетично.
  • Инженер ценит простоту и эффективность в машинах.
  • Жизнь адаптировалась к условиям без дизайнера.

Историчность жизни

59:13
  • Жизнь исторична и содержит следы прошлых ошибок.
  • Современные приспособления — результат длительного процесса эволюции.
  • Пример с машиной для чистки зубов иллюстрирует сложность и эффективность жизни.

Родство всех живых существ

1:00:49
  • Все многоклеточные организмы произошли от одноклеточных.
  • ДНК и генетический код одинаковы у всех живых существ.
  • Метаболизм у всех организмов основан на одинаковых принципах.

Единое дерево жизни

1:02:47
  • Жизнь имеет общее происхождение, подобно индоевропейским языкам.
  • Вирусы выделяются из общего древа жизни.
  • Клеточная жизнь имеет единое происхождение.

Пищеварение и метаболизм

1:03:47
  • Пищеварение у клеток и животных схоже.
  • Клетки синтезируют вещества из простых молекул.
  • Белки в клетках выполняют схожие функции.

Разнообразие бактерий

1:05:35
  • Бактерии могут существовать в экстремальных условиях.
  • Они перерабатывают различные вещества в глюкозу.
  • Люди зависят от внешних источников глюкозы.

Поиск генома Иисуса

1:06:09
  • Для поиска генома Иисуса необходимо иметь историческую информацию о его останках.
  • Учёный получил Нобелевскую премию за определение генома неандертальцев.
  • ДНК неандертальцев, найденная в костях, может быть восстановлена с помощью секвенаторов.

Геном неандертальцев и денисовцев

1:07:00
  • В костях неандертальцев сохраняется ДНК, которую можно восстановить в лаборатории.
  • Геном денисовцев также был определён по их останкам из Денисовской пещеры.

Сравнение с современным человеком

1:08:00
  • ДНК Иисуса находится в лучшей сохранности по сравнению с древней ДНК.
  • Современный человек близок к неандертальцам, но имеет характерные отличия.
  • У многих европейцев обнаружены признаки неандертальской ДНК.

Хранение генома

1:09:45
  • Геном можно хранить в виде цифровой копии, представляющей последовательность химических молекул.
  • Это не физическая копия, а информация о последовательности ДНК.

Клонирование живых существ

1:10:27
  • Первое клонирование было проведено с овцой Долли в конце XX века.
  • Для клонирования требуется генетическая информация из клетки организма.
  • Ядро клетки переносится в яйцеклетку другой особи, которая затем вынашивается суррогатной матерью.

Технологические сложности клонирования

1:15:15
  • Клонирование слонов требует решения множества технологических проблем, включая получение яйцеклеток и вынашивание.
  • Экстракорпоральное оплодотворение уже отработано, но клонирование человека остаётся сложной задачей.

Этические аспекты клонирования

1:16:54
  • Клон не будет идентичен оригиналу, так как личность определяется социальной средой.
  • Клонирование для повторения жизненного успеха бессмысленно, так как успех определяется текущими условиями.
  • Развитие науки лучше достигается через качественное образование, а не через клонирование.

Увеличение продолжительности жизни

1:18:08
  • Современный человек живёт дольше, чем положено природой с точки зрения эволюции.
  • Эволюция определяет продолжительность жизни как время, необходимое для производства потомства и его самостоятельности.
  • После выполнения этой функции организм должен умереть, чтобы дать дорогу молодым.

Причины старения

1:19:47
  • Старение — сложный процесс, не связанный с программой смерти клеток.
  • Повреждения накапливаются из-за агрессивной окружающей среды, ошибок в ДНК и окисления белков.
  • Смерть становится результатом естественного процесса накопления повреждений.

Исследования старения

1:20:44
  • Исследования старения стали более серьёзными, но применимость результатов к человеку остаётся неопределённой.
  • Учёные изучают модели на мухах, червях и мышах, а не на людях.

Примеры долгоживущих животных

1:21:41
  • Маленькие животные в целом живут меньше, чем большие, но есть исключения, например, голый землекоп.
  • У голого землекопа может быть генетическая предрасположенность к долголетию из-за особенностей соединительной ткани.

Роль окисления и антиоксидантов

1:22:38
  • Окисление кислородом необходимо для получения энергии, но также вызывает биохимические повреждения.
  • Антиоксиданты помогают снизить ущерб от активных форм кислорода.
  • Снижение активности и потребления пищи может продлить жизнь на 30%.

Перспективы таблетки от старения

1:25:02
  • Таблетка от старения может стать массовым продуктом, как сотовые телефоны, но сейчас нет чёткого понимания, что это такое.
  • Старение индивидуально и зависит от множества факторов, включая генетику.
  • Рак не является единым заболеванием, поэтому общей таблетки от старости не существует.

Сложности исследований на людях

1:26:53
  • Диетические интервенции могут быть важны для продления жизни, но данных об их эффективности на людях нет.
  • Исследования на людях затруднены из-за сложности сбора данных и необходимости длительного наблюдения.
  • Проведение долгосрочных экспериментов на людях практически невозможно из-за ограничений по времени.