Введение в философию 0:14 Лекция начинается с темы «Что такое философия?». Тема считается смешной, так как нет однозначного ответа на вопрос о природе философии. Философия не существует как единое целое, а состоит из множества конкретных философий.
Разнообразие философий 1:22 Каждая наука имеет свои философские вопросы. Философии различаются не только по предметам, но и по авторам учений. Примеры различных философий: Гегеля, Ницше, Жиля Делёза.
Определение философии 3:20 Необходимо пояснить, что такое философия, в общих чертах. Философия — это форма рационального познания, которая дополняет науку. Даже иррационалистические философии рациональны.
Философия и разум 6:51 Философия часто воспринимается как синоним человеческого разума. Разум появляется у человека при отделении от природы. Человек осознаёт своё отличие от природы и начинает философствовать.
Культура и природа 10:35 Философствование приводит к возникновению культуры. Человек живёт по законам природы и культуры одновременно. Возникает проблема состыковки культурного и природного бытия.
Базовая проблема философии 11:43 Базовая проблема: кто такой человек и как жить в мире по-человечески? Представления о «жизни по-человечески» различаются у разных людей. Проблема состыковки этих представлений.
Метафора и понимание мира 14:20 Метафора помогает пояснить сложные понятия. Пример метафоры: жизнь в автомобильном двигателе как аналогия с физической вселенной. Необходимость понимания устройства мира для выживания.
Заключение 17:02 Проблема понимания мира предопределяет дальнейший ход мышления. Важно знать, как устроен мир, чтобы выжить в нём.
Разнообразие философии 17:17 Философия различается не только по именам авторов и предметности, но и по историческим эпохам. Культура становится одной из человеческих природ, влияя на разум и познание.
Философия как историческая эпоха 18:09 Георг Гегель считал философию исторической эпохой, схваченной в мысли. Философия начинает и завершает культурную эпоху, перебрасывая мостик между эпохами.
Эволюция философии в разные эпохи 19:15 В античности философия включала логику, риторику, этику и политику, а также мифологию. В средневековье философия приняла облик теологии.
Философия в эпоху модерна 21:01 С Возрождения философия стала считаться наукой о наиболее общих законах природы, общества и познания. В советской философии это определение было распространено, но считалось узким.
Философия как методология 24:08 Философия является базовой методологией для научного познания. Без философии научные исследования превращаются в сбор фактов без обобщения и теорий.
Практическая ориентация философии 26:04 Философское и научное познание практически ориентировано и должно отвечать на вопросы о человеке и мире.
Многообразие философских взглядов 27:05 Многообразие философских подходов делает философию многомерным занятием. Изучение философии должно быть ограничено выбранной предметной областью.
Философия и развитие культуры 29:59 Культура, имеющая философию, имеет внутреннюю мотивацию для развития. Прогресс характерен для европейских культур, имеющих развитую философию.
История философии 31:33 Философия возникает в Китае, Индии и Древней Греции примерно в одно и то же время. В Китае и Индии философия догматизируется и превращается в религию, что останавливает развитие этих стран.
Влияние европейской философии 33:51 Европейские ценности, созданные философией, влияют на развитие других стран. Изучение философии часто сводится к западноевропейской философии.
Развитие философской мысли в России 34:56 Философская проблематика в России появилась в середине XIX века. Пётр Яковлевич Чаадаев сделал первую серьёзную философскую рефлексию. Философия в России развивалась оригинальным путём и предвосхищала западные идеи.
Прерывание философского развития 35:43 Развитие философии было прервано после Октябрьской революции. После революции философия вернулась в форме марксизма-ленинизма. Советская философия отличалась от оригинальных идей Маркса и Ленина.
Ограничения советской философии 37:08 Советская философия не подходила для гуманитариев, так как игнорировала понятия разума и души. В советских философских словарях отсутствовали термины «разум» и «душа».
Реанимация философского мышления 38:27 Сейчас начинается реанимация философского мышления в России. Необходимо искать внутренние основания для выхода из межцивилизационной эпохи.
Роль философии в деятельности человека 39:17 Философия определяет смысл деятельности человека. Утопии и идеалы становятся целями общественного развития. Философия рассматривается как проективное мышление.
Философия и проблемы современности 42:04 Философия помогает решать проблемы, для которых нет готовых решений. Межцивилизационная эпоха и глобализация требуют нового подхода.
Проблемы глобализации 44:02 Глобализация приводит к необходимости взаимодействия цивилизаций. Рост населения и миграция создают новые вызовы.
Демографические и миграционные процессы 47:44 Рост численности населения и миграция не поддаются искусственному контролю. Даже в СССР границы были проницаемыми для мигрантов.
Пример миграции в СССР 48:35 Пример мигранта из Центральной Африки, который нашёл работу в Сургуте. Миграция через границы была неизбежной, несмотря на усилия СССР.
Проблемы глобализации и виртуальной реальности 49:21 Глобализация, гендерные вопросы, межнациональные отношения и виртуальная реальность — ключевые проблемы современного мира. Виртуальная реальность сравнивается с увлечённостью книгами после Гутенберга. Межцивилизационные процессы вызывают политические проблемы, связанные с сохранением государств.
Перспективы и угрозы 50:52 Необходимость совместного существования для отсрочки последствий перенаселения. Угроза ядерного, химического и бактериологического оружия. Опасность распространения эпидемий, таких как свиной и куриный грипп.
Изменение климата 53:02 Резкое изменение климата, например, отсутствие снега в Сибири. Туристические маршруты к Северному полюсу как пример изменения восприятия пространства.
Роль философии 54:25 Философия помогает формулировать цели и идеалы общественного развития. Важность философской ориентации научного познания. Различие между философией и идеологией.
Философия как методология 59:39 Философия как теоретическая методология для конструирования стратегических идей. Сложность изучения философии и необходимость развития философских способностей.
Специфика философского познания 1:03:15 Тема курса: специфика философского познания действительности. Проблема отличия философии от других наук и методов познания. Использование сравнительного метода для изучения отличительных черт философии.
Сравнение философии с учебными предметами 1:06:47 Философия не сравнивается с деревянной кафедрой или учебной доской. Интуиция может быть ошибочной, важно рациональное обоснование. Философия интересует как познание, а не как бытие или феномен культуры.
Сравнение философии с другими науками 1:08:33 Вопрос о сравнении философии с политической наукой или геологией. Интуитивное сравнение должно быть рационально обосновано. Сравнение возможно только между сопоставимыми величинами.
Методы доказательства сопоставимости 1:10:06 Анализ и классификация форм познания. Логическая классификация осуществляется по определённому основанию. Пример классификации людей по росту и цвету волос.
Роль основания в классификации 1:12:45 Основание классификации определяет ход анализа и сравнения. Философия исследует специфические черты философского познания действительности. Определение действительности как основания для анализа.
Основные проблемы философии 1:13:43 Основные проблемы философии: человек, мир и жизнь человека в мире. Классификация форм познания на основе действительности. Сравнение форм познания для выявления отличительных черт философии.
Этапы исследования философии 1:15:14 Построение основания классификации. Анализ и классификация форм познания. Сравнение форм познания и выявление отличительных черт философии. Содержательное рассмотрение отличительных черт философии.