Введение 0:16 Лекторий «Прямая речь» представляет цикл лекций по литературе Дмитрия Быкова. Тема лекции: Александр Блок и его стихотворение «Двенадцать».
Воспоминания о семинаре Богомолова 0:27 Дмитрий Быков вспоминает литературный семинар Николая Богомолова на журфаке. Богомолов отказался говорить о Блоке, считая тему необъятной, и выбрал Ходасевича.
Блок как святой в русской литературе 1:22 Быков сравнивает Блока с Пушкиным, отмечая, что Блок — единственный полноценный святой в русской литературе. Пушкин представлен как христологическая фигура, а Блок — как пример аскезы.
Противоречивость Пушкина и аскеза Блока 2:18 Пушкин — богатая и грешная фигура, внутренне противоречивая. Биография Блока — почти беспримесный пример аскезы, личность растворилась в тексте.
Восприятие Блока 3:17 Блок вызывает благоговейное восхищение, его личность растворяется в тексте. Мемуаристы описывают его внешность и голос по-разному.
Сложность восприятия Блока 4:12 Голос Блока трудноуловим, его реставрация была сложной задачей. Чуковский был рад услышать восстановленный голос Блока.
Исследования о Блоке 5:10 О Блоке написано мало исследований, блоковедение как наука отсутствует. Блок понятен в переломные эпохи, когда истончается ткань бытия.
Личное восприятие Блока 6:05 В 70-е и 80-е годы Быков был «пропитан» Блоком, но к 90-м годам его понимание изменилось. Сейчас Быков снова понимает Блока, чувствуя кануны перемен.
Критика Маяковского 7:00 Маяковский считал, что у Блока из десяти стихотворений два хороших, но они стоят всех остальных. У Блока много пустых стихотворений, но они необходимы для поиска единственного слова или подступа к теме.
Блок как поэт-транслятор 7:58 Блок писал много стихотворений, часто в минуты вдохновения, но многие из них были «белым шумом». Он был поэтом-транслятором, ищущим единственное слово или подступ к теме.
Типологическое сходство Блока и Окуджавы 8:41 Книга о Окуджаве вызывает много полемик и упреков в ненаучности. Блок и Окуджава наследуют сентиментальную линию русской поэзии, связанную с Жуковским. Самойлов отмечал, что Окуджава — сентименталист, а не романтик.
Музыкальность и ритмическая организация 9:37 Блок известен своей музыкальностью и вниманием к фонетической стороне стиха. Его дольники расширили границы выразительности в русской литературе. Иногда музыкальность Блока может вредить смыслу стиха.
Инфантилизм и сентиментальность 11:18 Блок транспонирует традиционные романтические сюжеты, смещая тональность в сторону инфантилизма. Его лирика напоминает детские сказки и вызывает боль сердечной. Сентиментальность Блока делает его произведения трогательными.
Интонация и восприятие 13:14 Чтение Блока отличается покорностью судьбе и детской грустью. Интонация детской печали делает его произведения особенно трогательными. Пример: стихотворение о доблестях и подвигах читается с детски печальной интонацией.
Лирические переживания Блока 14:16 Блок описывает потерю любви и забвение: «я забыл прекрасное лицо». Воспоминания о прошлом вызывают дрожь и слёзы: «я вспомнил тебя пред аналоем». Ощущение конца традиции: «всё миновалось, молодость прошла».
Уникальность позиции Блока 15:16 Голос Блока кроткой жалуется, как обиженный ребёнок: «я звал тебя, но ты не оглянулась». Ощущение себя последним в традиции: «последний дворянский поэт в России». Сравнение с Жуковским и Окуджавой, которые также чувствовали себя последними в своих эпохах.
Печаль и внимание к катастрофам 16:13 Печаль и кроткие жалобы как отражение потери рая детства. Болезненное внимание к катастрофам и эсхатологическим событиям. Жуковский и Блок как представители последних эпох, реагирующие на катаклизмы.
Любовь Блока к катастрофам 17:57 Блок радуется катастрофам, которые совпадают с его мироощущением. Пример радости от гибели «Титаника»: «слава богу, есть ещё океан». Христианство Блока акцентирует идею собственной гибели, а не воскресения.
Христология Блока 18:55 Вопрос о причалении к распятой высоте Христа: «будет ли причален к твоей распятой высоте?». Отсутствие воскресения в христологии Блока. Эмоциональная реакция на стихи Блока: «когда в листве сырой и ржавой рябины залеет гроздь».
Предчувствие гибели 19:53 Творчество Блока как шаги к гибели и предчувствие растворения в буре. Радость от предчувствия гибели, несмотря на её ужас. Критика интеллигенции революции: «смешно всю жизнь подкладывать щепки в огонь».
Влияние Ницше и Ибсена 21:45 Блок как ученик Ницше и Ибсена, особенно Ибсена, который провозгласил сверхчеловека. «Бранд» как любимая драматическая поэма Блока, отражающая его мечты о сверхчеловеке. Жизнь Блока как иллюстрация к жизни Бранда: «вызвать бурю и погибнуть в буре».
Приёмы воздействия Блока 23:40 Гениальное нащупывание точек связи с потусторонним: «порталы, через которые человек соединяется с потусторонним».
Детские воспоминания в поэзии Блока 24:49 Описание детского опыта через образы травы, туч и колокольчика. Блок вызывает у читателя печальное, кроткое и магическое состояние. Упоминание о детском страхе перед ночью и городом.
Безысходность и детское зрение 25:49 Стихи Блока создают ощущение безысходности, но это кажущаяся безысходность. Детский ужас перед ночью и отсутствие выхода из ситуации. Пример детского приёма: выдумывание легенд для объяснения реальности.
Очарование «Незнакомки» 27:47 «Незнакомка» привлекает своей простотой и запоминающимися формулами. Стихи Блока отражают детский опыт выдумывания сказок вокруг отталкивающей реальности. Пьянство Блока воспринимается как весёлая игра, а не серьёзное состояние.
Магическое преображение реальности 29:31 Таинственное начало стихов Блока, напоминающее детские рассказы. Неожиданное видение девушки среди кабака как пример детского способа магического преображения реальности. Связь падающей звезды и появления девушки.
Простота и прямота Блока 30:22 Блок известен своей простотой и детской прямотой в высказываниях. Его дар называть вещи своими именами. Сложность жизни и памяти читателя помещается в рамки, намеченные Блоком.
Личное восприятие Блока 31:16 Каждый видит в Блоке что-то своё, в зависимости от личного опыта и восприятия. Автор видит в Блоке вечного сентиментального ребёнка. Пример из «Незнакомки»: «Поздней осенью из гавани, от самого края земли в предназначенное плавание идут тяжёлые корабли».
Блок как пророк гибели 32:00 Блок всегда говорил о других, а не о себе. Его музыкальность ведёт к катастрофе. Он предвидел гибель, а не избавление.
Прозрение Блока о революции 32:56 В каждой революции первым погибает то, ради чего она затевалась. Блок не успел художественно оформить своё прозрение. Задумал поэму «Русский бред», где говорится о безвозвратной гибели чего-то важного.
Реакция Блока на революцию 33:53 Блок ненавидит «святую Русь», но понимает, что вместе с ней погибло что-то важное для него. Революция уничтожила поколение Блока, оставив неизменными внешние формы.
Смерть Блока 34:51 Блок умер от ревматизма, который был следствием хронического воспалительного процесса. Трёхлетняя депрессия ускорила его гибель. Нежелание жить было вызвано пониманием бессмысленности своей борьбы.
Христианство и «Двенадцать» 35:47 «Двенадцать» не конвоируют Христа, а следуют за ним. Христианство для Блока — учение о конце мира. Поэма о смерти женщины, которая была для Блока идеалом, становится приговором самому себе.
Оценка «Двенадцати» 37:41 Катаев считал двенадцатую главу «Двенадцати» лучшими строками в мировой поэзии. Святополк-Мирский назвал «Двенадцать» главным предупреждением в русской литературе. Последние строки «Двенадцати» — самое магическое и пророческое, что есть в русской литературе.
Державный шаг 38:31 Люди идут державным шагом, впереди — ветер с красным флагом. Позади — голодный пёс, впереди — сугроб холодный. Ветер с красным флагом символизирует революционные изменения.
Христос и революция 39:30 Христос для Блока — не вестник мира, а меч, сжигающий всё лучшее. Революция представлена как самоубийство, уничтожающее всё дорогое. Блок предсказал свою судьбу и нарисовал точный автопортрет.
Сусальный ангел 40:30 Ангел смотрит в щёлку закрытых дверей, его крылья тают. Хрупкие мечты погибают под пламенем событий. Сюжет повторяется в песне Окуджавы.
Революция как самоубийство 41:28 Революция оказывается самоубийством, уничтожающим всё хорошее. В последнем стихотворении Блок говорит о грядущих веках, но сам себе не верит. Стихотворение о военных кораблях символизирует начало мировой войны.
Военные корабли 42:25 Военные корабли входят в порт, вызывая восторг у детей. На следующий день корабли расстреливают людей на пирсе. Блок мужественно принимает конец мира.
Вечная женственность 44:10 Вечная женственность, на которую молился Блок, погибает первой. Образ Катьки и Незнакомки символизирует эту женственность. Блок выражает нежность к проституткам.
Образ России 46:09 Блок изображает Россию как страну падения и лицемерия. Несмотря на это, он видит в России потенциал для возрождения. Россия для Блока — это бинарность, раздвоенность, от которой легче всего оттолкнуться.
Путь Блока 49:05 Путь Блока ведёт к бездне, но без его мировоззрения не было бы великой литературы. Поэт приносит себя в жертву, чтобы сохранить музыку и литературу. Святость Блока оправдывает его заблуждения.
Автор книги «Мадам танцует босая» 50:16 Книгу написала покойная Оля Шумяцкая в соавторстве. Акунин и автор не имеют к ней отношения.
Влияние Стриндберга на Блока 50:31 Стриндберг оказал значительное влияние на мировоззрение Блока. Стриндберг был известен своим безумием и женоненавистничеством. Взаимное влияние Блока и Стриндберга мало исследовано.
Образ России в творчестве Блока 51:30 Блок подробно изобразил реальный образ России. Его описание включает инфинитивную политику и бинарность страны. Блок не идеализировал Россию, но видел в ней потенциал для развития.
Путь Блока и его наследие 53:21 Путь Блока ведёт к бездне, но его мировоззрение способствовало созданию великой музыки и литературы. Поэт приносит себя в жертву ради будущего. Святость Блока оправдывает его заблуждения.
Влияние Стриндберга на творчество Блока 55:43 Стриндберг понимал безумие и мизантропию Блока. Блок понимал Стриндберга лучше, чем Ницше. Стриндберг отличался скандинавской утончённостью.
Личные мании Блока 57:41 Блок имел клинические мании, включая припадки ярости. Его гениальность сочеталась с безумием. Стриндберг повлиял на Блока через схожие колебания.
Отношение Блока к женщинам 58:41 Блок посвятил памяти Стриндберга жестокое стихотворение о женщине. Проститутки для Блока — честное выражение сути женщины. Суть женщины для Блока — или проститутка, или прекрасная дама.
Роман Блока с Ксенией Садовской 1:00:07 Ксения Садовская была первой любовью Блока. Она не знала о его величии и не любила его. Блок чувствовал, что она не любила его никогда.
Счастье поэта 1:01:36 Поэт всегда счастлив, потому что контактирует с небесами. Блок определял словарь и полемические приёмы автора. Поэт верит в благотворность бури и готов умереть под забором.
Книга Чуковского о Блоке 1:02:54 Книга Берберовой «Александр Блок и его время» написана для французов. Лучшая книга о Блоке — очерки Чуковского «Александр Блок как человек и поэт». Очерки Чуковского полны объективных и скорбных воспоминаний о Блоке.
Критика книги Берберовой 1:03:53 Берберова пишет о великих людях с рациональностью учительницы начальных классов. Её книги о Блоке повторяют общие места для зарубежного читателя. Берберова объективно пишет о себе.
Высказывания Бунина о Блоке 1:05:05 Бунин высоко оценивал Блока, но его оценки часто были несправедливыми. Блок превосходил Бунина как поэт, но Бунин был гениальным прозаиком. Рассказ Блока «Не сны, не явь» считается великой прозой.
Любовный треугольник Блок — Белый — Менделеева 1:06:56 Трилогия Белого содержит автобиографические элементы и эгоцентризм. Белый был лучшим русским прозаиком первой половины века. В трилогии Белого все персонажи живые и узнаваемые.
Реакция Блока на любовный треугольник 1:08:52 Блок спокойно отреагировал на рассказ о любовном треугольнике, выразив радость за других. Его отношение к проституткам было связано с нежеланием участвовать в «высоком романе». Белый повел себя плохо в этой ситуации, но его можно извинить за искреннюю любовь.
Версии о Блоке 1:09:50 Все версии о Блоке имеют право на существование, но не соответствуют реальности. Спекуляции о личной жизни Блока продолжаются.
Отношения Блока и Белого 1:09:59 Переписка Блока и Белого показывает, что Белый был хитрым и прагматичным человеком. Белый умело балансировал в литературной борьбе, сочетая отвагу с осторожностью. Его письма были подробными и содержательными, но с циничным подтекстом.
Особенности творчества Блока 1:10:52 Блок отличался чистым безумием и духовной жизнью, без имитации. Его раздражало, когда Белый писал «ты» с большой буквы, считая это экстазом. Отношения Блока с Любовью Дмитриевной разрушились из-за его инфантилизма.
Любовь Дмитриевна и её влияние на Блока 1:11:51 Любовь Дмитриевна была особым случаем в жизни Блока, олицетворяя вечную женственность. Её образ нашёл отражение в «Серебряном голубе» Блока. В повести «Серебряный голубь» описан любовный треугольник с участием Блока и его жены.
Разрыв отношений Блока и Белого 1:12:50 Блок и Белый духовно и творчески расстались давно. Последние письма между ними напоминают общение почти чужих людей. Эпоха оборвала связи между ними.
Изменение восприятия мира 1:13:49 Автор сравнивает себя с Блоком и Белым, отмечая упрощение мира. Мир 90-х был кровавым, но имел свою музыку, которая теперь исчезла. Люди живут в «глухом помещении», как Блок, чувствуя прекращение звуков.
Обязательные к прочтению произведения 1:14:43 Автор предлагает включить в список обязательных произведений русской литературы двенадцать блоковских. Обсуждаются параллели между произведениями Блока и Жуковского. Упоминается стихотворение «Под нас пивова» как гениальное, но с неудачным финалом.
Завершение лекции 1:15:41 Автор читает своё любимое стихотворение Блока, подчёркивая его глубину и недосказанность. Стихотворение завершается образом женщины, которая сначала шутит, а потом плачет, символизируя переменчивость жизни.