Дмитрий Быков. «Александр Блок. Куда идут „Двенадцать?“»

YOUTUBE · 18.11.2025 16:57

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:16
  • Лекторий «Прямая речь» представляет цикл лекций по литературе Дмитрия Быкова.
  • Тема лекции: Александр Блок и его стихотворение «Двенадцать».

Воспоминания о семинаре Богомолова

0:27
  • Дмитрий Быков вспоминает литературный семинар Николая Богомолова на журфаке.
  • Богомолов отказался говорить о Блоке, считая тему необъятной, и выбрал Ходасевича.

Блок как святой в русской литературе

1:22
  • Быков сравнивает Блока с Пушкиным, отмечая, что Блок — единственный полноценный святой в русской литературе.
  • Пушкин представлен как христологическая фигура, а Блок — как пример аскезы.

Противоречивость Пушкина и аскеза Блока

2:18
  • Пушкин — богатая и грешная фигура, внутренне противоречивая.
  • Биография Блока — почти беспримесный пример аскезы, личность растворилась в тексте.

Восприятие Блока

3:17
  • Блок вызывает благоговейное восхищение, его личность растворяется в тексте.
  • Мемуаристы описывают его внешность и голос по-разному.

Сложность восприятия Блока

4:12
  • Голос Блока трудноуловим, его реставрация была сложной задачей.
  • Чуковский был рад услышать восстановленный голос Блока.

Исследования о Блоке

5:10
  • О Блоке написано мало исследований, блоковедение как наука отсутствует.
  • Блок понятен в переломные эпохи, когда истончается ткань бытия.

Личное восприятие Блока

6:05
  • В 70-е и 80-е годы Быков был «пропитан» Блоком, но к 90-м годам его понимание изменилось.
  • Сейчас Быков снова понимает Блока, чувствуя кануны перемен.

Критика Маяковского

7:00
  • Маяковский считал, что у Блока из десяти стихотворений два хороших, но они стоят всех остальных.
  • У Блока много пустых стихотворений, но они необходимы для поиска единственного слова или подступа к теме.

Блок как поэт-транслятор

7:58
  • Блок писал много стихотворений, часто в минуты вдохновения, но многие из них были «белым шумом».
  • Он был поэтом-транслятором, ищущим единственное слово или подступ к теме.

Типологическое сходство Блока и Окуджавы

8:41
  • Книга о Окуджаве вызывает много полемик и упреков в ненаучности.
  • Блок и Окуджава наследуют сентиментальную линию русской поэзии, связанную с Жуковским.
  • Самойлов отмечал, что Окуджава — сентименталист, а не романтик.

Музыкальность и ритмическая организация

9:37
  • Блок известен своей музыкальностью и вниманием к фонетической стороне стиха.
  • Его дольники расширили границы выразительности в русской литературе.
  • Иногда музыкальность Блока может вредить смыслу стиха.

Инфантилизм и сентиментальность

11:18
  • Блок транспонирует традиционные романтические сюжеты, смещая тональность в сторону инфантилизма.
  • Его лирика напоминает детские сказки и вызывает боль сердечной.
  • Сентиментальность Блока делает его произведения трогательными.

Интонация и восприятие

13:14
  • Чтение Блока отличается покорностью судьбе и детской грустью.
  • Интонация детской печали делает его произведения особенно трогательными.
  • Пример: стихотворение о доблестях и подвигах читается с детски печальной интонацией.

Лирические переживания Блока

14:16
  • Блок описывает потерю любви и забвение: «я забыл прекрасное лицо».
  • Воспоминания о прошлом вызывают дрожь и слёзы: «я вспомнил тебя пред аналоем».
  • Ощущение конца традиции: «всё миновалось, молодость прошла».

Уникальность позиции Блока

15:16
  • Голос Блока кроткой жалуется, как обиженный ребёнок: «я звал тебя, но ты не оглянулась».
  • Ощущение себя последним в традиции: «последний дворянский поэт в России».
  • Сравнение с Жуковским и Окуджавой, которые также чувствовали себя последними в своих эпохах.

Печаль и внимание к катастрофам

16:13
  • Печаль и кроткие жалобы как отражение потери рая детства.
  • Болезненное внимание к катастрофам и эсхатологическим событиям.
  • Жуковский и Блок как представители последних эпох, реагирующие на катаклизмы.

Любовь Блока к катастрофам

17:57
  • Блок радуется катастрофам, которые совпадают с его мироощущением.
  • Пример радости от гибели «Титаника»: «слава богу, есть ещё океан».
  • Христианство Блока акцентирует идею собственной гибели, а не воскресения.

Христология Блока

18:55
  • Вопрос о причалении к распятой высоте Христа: «будет ли причален к твоей распятой высоте?».
  • Отсутствие воскресения в христологии Блока.
  • Эмоциональная реакция на стихи Блока: «когда в листве сырой и ржавой рябины залеет гроздь».

Предчувствие гибели

19:53
  • Творчество Блока как шаги к гибели и предчувствие растворения в буре.
  • Радость от предчувствия гибели, несмотря на её ужас.
  • Критика интеллигенции революции: «смешно всю жизнь подкладывать щепки в огонь».

Влияние Ницше и Ибсена

21:45
  • Блок как ученик Ницше и Ибсена, особенно Ибсена, который провозгласил сверхчеловека.
  • «Бранд» как любимая драматическая поэма Блока, отражающая его мечты о сверхчеловеке.
  • Жизнь Блока как иллюстрация к жизни Бранда: «вызвать бурю и погибнуть в буре».

Приёмы воздействия Блока

23:40
  • Гениальное нащупывание точек связи с потусторонним: «порталы, через которые человек соединяется с потусторонним».

Детские воспоминания в поэзии Блока

24:49
  • Описание детского опыта через образы травы, туч и колокольчика.
  • Блок вызывает у читателя печальное, кроткое и магическое состояние.
  • Упоминание о детском страхе перед ночью и городом.

Безысходность и детское зрение

25:49
  • Стихи Блока создают ощущение безысходности, но это кажущаяся безысходность.
  • Детский ужас перед ночью и отсутствие выхода из ситуации.
  • Пример детского приёма: выдумывание легенд для объяснения реальности.

Очарование «Незнакомки»

27:47
  • «Незнакомка» привлекает своей простотой и запоминающимися формулами.
  • Стихи Блока отражают детский опыт выдумывания сказок вокруг отталкивающей реальности.
  • Пьянство Блока воспринимается как весёлая игра, а не серьёзное состояние.

Магическое преображение реальности

29:31
  • Таинственное начало стихов Блока, напоминающее детские рассказы.
  • Неожиданное видение девушки среди кабака как пример детского способа магического преображения реальности.
  • Связь падающей звезды и появления девушки.

Простота и прямота Блока

30:22
  • Блок известен своей простотой и детской прямотой в высказываниях.
  • Его дар называть вещи своими именами.
  • Сложность жизни и памяти читателя помещается в рамки, намеченные Блоком.

Личное восприятие Блока

31:16
  • Каждый видит в Блоке что-то своё, в зависимости от личного опыта и восприятия.
  • Автор видит в Блоке вечного сентиментального ребёнка.
  • Пример из «Незнакомки»: «Поздней осенью из гавани, от самого края земли в предназначенное плавание идут тяжёлые корабли».

Блок как пророк гибели

32:00
  • Блок всегда говорил о других, а не о себе.
  • Его музыкальность ведёт к катастрофе.
  • Он предвидел гибель, а не избавление.

Прозрение Блока о революции

32:56
  • В каждой революции первым погибает то, ради чего она затевалась.
  • Блок не успел художественно оформить своё прозрение.
  • Задумал поэму «Русский бред», где говорится о безвозвратной гибели чего-то важного.

Реакция Блока на революцию

33:53
  • Блок ненавидит «святую Русь», но понимает, что вместе с ней погибло что-то важное для него.
  • Революция уничтожила поколение Блока, оставив неизменными внешние формы.

Смерть Блока

34:51
  • Блок умер от ревматизма, который был следствием хронического воспалительного процесса.
  • Трёхлетняя депрессия ускорила его гибель.
  • Нежелание жить было вызвано пониманием бессмысленности своей борьбы.

Христианство и «Двенадцать»

35:47
  • «Двенадцать» не конвоируют Христа, а следуют за ним.
  • Христианство для Блока — учение о конце мира.
  • Поэма о смерти женщины, которая была для Блока идеалом, становится приговором самому себе.

Оценка «Двенадцати»

37:41
  • Катаев считал двенадцатую главу «Двенадцати» лучшими строками в мировой поэзии.
  • Святополк-Мирский назвал «Двенадцать» главным предупреждением в русской литературе.
  • Последние строки «Двенадцати» — самое магическое и пророческое, что есть в русской литературе.

Державный шаг

38:31
  • Люди идут державным шагом, впереди — ветер с красным флагом.
  • Позади — голодный пёс, впереди — сугроб холодный.
  • Ветер с красным флагом символизирует революционные изменения.

Христос и революция

39:30
  • Христос для Блока — не вестник мира, а меч, сжигающий всё лучшее.
  • Революция представлена как самоубийство, уничтожающее всё дорогое.
  • Блок предсказал свою судьбу и нарисовал точный автопортрет.

Сусальный ангел

40:30
  • Ангел смотрит в щёлку закрытых дверей, его крылья тают.
  • Хрупкие мечты погибают под пламенем событий.
  • Сюжет повторяется в песне Окуджавы.

Революция как самоубийство

41:28
  • Революция оказывается самоубийством, уничтожающим всё хорошее.
  • В последнем стихотворении Блок говорит о грядущих веках, но сам себе не верит.
  • Стихотворение о военных кораблях символизирует начало мировой войны.

Военные корабли

42:25
  • Военные корабли входят в порт, вызывая восторг у детей.
  • На следующий день корабли расстреливают людей на пирсе.
  • Блок мужественно принимает конец мира.

Вечная женственность

44:10
  • Вечная женственность, на которую молился Блок, погибает первой.
  • Образ Катьки и Незнакомки символизирует эту женственность.
  • Блок выражает нежность к проституткам.

Образ России

46:09
  • Блок изображает Россию как страну падения и лицемерия.
  • Несмотря на это, он видит в России потенциал для возрождения.
  • Россия для Блока — это бинарность, раздвоенность, от которой легче всего оттолкнуться.

Путь Блока

49:05
  • Путь Блока ведёт к бездне, но без его мировоззрения не было бы великой литературы.
  • Поэт приносит себя в жертву, чтобы сохранить музыку и литературу.
  • Святость Блока оправдывает его заблуждения.

Автор книги «Мадам танцует босая»

50:16
  • Книгу написала покойная Оля Шумяцкая в соавторстве.
  • Акунин и автор не имеют к ней отношения.

Влияние Стриндберга на Блока

50:31
  • Стриндберг оказал значительное влияние на мировоззрение Блока.
  • Стриндберг был известен своим безумием и женоненавистничеством.
  • Взаимное влияние Блока и Стриндберга мало исследовано.

Образ России в творчестве Блока

51:30
  • Блок подробно изобразил реальный образ России.
  • Его описание включает инфинитивную политику и бинарность страны.
  • Блок не идеализировал Россию, но видел в ней потенциал для развития.

Путь Блока и его наследие

53:21
  • Путь Блока ведёт к бездне, но его мировоззрение способствовало созданию великой музыки и литературы.
  • Поэт приносит себя в жертву ради будущего.
  • Святость Блока оправдывает его заблуждения.

Влияние Стриндберга на творчество Блока

55:43
  • Стриндберг понимал безумие и мизантропию Блока.
  • Блок понимал Стриндберга лучше, чем Ницше.
  • Стриндберг отличался скандинавской утончённостью.

Личные мании Блока

57:41
  • Блок имел клинические мании, включая припадки ярости.
  • Его гениальность сочеталась с безумием.
  • Стриндберг повлиял на Блока через схожие колебания.

Отношение Блока к женщинам

58:41
  • Блок посвятил памяти Стриндберга жестокое стихотворение о женщине.
  • Проститутки для Блока — честное выражение сути женщины.
  • Суть женщины для Блока — или проститутка, или прекрасная дама.

Роман Блока с Ксенией Садовской

1:00:07
  • Ксения Садовская была первой любовью Блока.
  • Она не знала о его величии и не любила его.
  • Блок чувствовал, что она не любила его никогда.

Счастье поэта

1:01:36
  • Поэт всегда счастлив, потому что контактирует с небесами.
  • Блок определял словарь и полемические приёмы автора.
  • Поэт верит в благотворность бури и готов умереть под забором.

Книга Чуковского о Блоке

1:02:54
  • Книга Берберовой «Александр Блок и его время» написана для французов.
  • Лучшая книга о Блоке — очерки Чуковского «Александр Блок как человек и поэт».
  • Очерки Чуковского полны объективных и скорбных воспоминаний о Блоке.

Критика книги Берберовой

1:03:53
  • Берберова пишет о великих людях с рациональностью учительницы начальных классов.
  • Её книги о Блоке повторяют общие места для зарубежного читателя.
  • Берберова объективно пишет о себе.

Высказывания Бунина о Блоке

1:05:05
  • Бунин высоко оценивал Блока, но его оценки часто были несправедливыми.
  • Блок превосходил Бунина как поэт, но Бунин был гениальным прозаиком.
  • Рассказ Блока «Не сны, не явь» считается великой прозой.

Любовный треугольник Блок — Белый — Менделеева

1:06:56
  • Трилогия Белого содержит автобиографические элементы и эгоцентризм.
  • Белый был лучшим русским прозаиком первой половины века.
  • В трилогии Белого все персонажи живые и узнаваемые.

Реакция Блока на любовный треугольник

1:08:52
  • Блок спокойно отреагировал на рассказ о любовном треугольнике, выразив радость за других.
  • Его отношение к проституткам было связано с нежеланием участвовать в «высоком романе».
  • Белый повел себя плохо в этой ситуации, но его можно извинить за искреннюю любовь.

Версии о Блоке

1:09:50
  • Все версии о Блоке имеют право на существование, но не соответствуют реальности.
  • Спекуляции о личной жизни Блока продолжаются.

Отношения Блока и Белого

1:09:59
  • Переписка Блока и Белого показывает, что Белый был хитрым и прагматичным человеком.
  • Белый умело балансировал в литературной борьбе, сочетая отвагу с осторожностью.
  • Его письма были подробными и содержательными, но с циничным подтекстом.

Особенности творчества Блока

1:10:52
  • Блок отличался чистым безумием и духовной жизнью, без имитации.
  • Его раздражало, когда Белый писал «ты» с большой буквы, считая это экстазом.
  • Отношения Блока с Любовью Дмитриевной разрушились из-за его инфантилизма.

Любовь Дмитриевна и её влияние на Блока

1:11:51
  • Любовь Дмитриевна была особым случаем в жизни Блока, олицетворяя вечную женственность.
  • Её образ нашёл отражение в «Серебряном голубе» Блока.
  • В повести «Серебряный голубь» описан любовный треугольник с участием Блока и его жены.

Разрыв отношений Блока и Белого

1:12:50
  • Блок и Белый духовно и творчески расстались давно.
  • Последние письма между ними напоминают общение почти чужих людей.
  • Эпоха оборвала связи между ними.

Изменение восприятия мира

1:13:49
  • Автор сравнивает себя с Блоком и Белым, отмечая упрощение мира.
  • Мир 90-х был кровавым, но имел свою музыку, которая теперь исчезла.
  • Люди живут в «глухом помещении», как Блок, чувствуя прекращение звуков.

Обязательные к прочтению произведения

1:14:43
  • Автор предлагает включить в список обязательных произведений русской литературы двенадцать блоковских.
  • Обсуждаются параллели между произведениями Блока и Жуковского.
  • Упоминается стихотворение «Под нас пивова» как гениальное, но с неудачным финалом.

Завершение лекции

1:15:41
  • Автор читает своё любимое стихотворение Блока, подчёркивая его глубину и недосказанность.
  • Стихотворение завершается образом женщины, которая сначала шутит, а потом плачет, символизируя переменчивость жизни.