Лекция Светланы Мурашкиной «Носорог Дюрера — носорог Плавинского. Путешествие через века»

YOUTUBE · 18.11.2025 16:32

Ключевые темы и таймкоды

История носорога Дюрера

0:08
  • Обсуждение связи между гравюрой Дюрера и носорогом, который был привезен в Европу в 1515 году.
  • Носорог был подарен португальскому королю Мануэлу и отправлен в Рим, где он утонул в море.

Влияние носорога на искусство

1:14
  • Носорог стал символом силы и мощи, его изображение стало популярным в искусстве.
  • Дюрер создал гравюру, которая стала основой для многих последующих изображений носорога.

Гравюра Плавинского

7:57
  • Плавинский также использовал образ носорога в своей гравюре, усиливая его мощь и силу.
  • Он также добавил элементы фантазии, такие как латы и рог на загривке носорога.

История носорога Дюрера

10:30
  • В Европе появилось несколько изображений носорога, включая гравюру Дюрера и другие, более скромные.
  • Гравюра Дюрера стала образцом для изображения носорога на столетие.

Влияние на науку и литературу

17:04
  • Гравюра Дюрера стала образцом для иллюстрации в научных изданиях, таких как "Космография" Себастьяна Мюнстера и "История животных" Конрада Геснера.
  • Ученые защищали идею второго рога на затылке носорога, несмотря на отсутствие доказательств.

Дюровский носорог в искусстве

19:43
  • Дюровский носорог стал популярным персонажем в эмблематической литературе и искусстве, особенно в 16-17 веках.
  • Он был изображен на гербах, в книгах и на шпалерах.
  • Часовщик Джеймс Кокс также создавал часы с изображением носорога.

Клара и конкуренция с дюровским носорогом

25:46
  • В 18 веке в Европе появилась носорог Клара, которая стала известной благодаря своим владельцам, которые возили ее по Европе и выпускали листовки о ней.
  • Клара потеснила дюровского носорога, и в 18 веке стали популярны часы с изображением Клары.

Дмитрий Плавинский и его изображение носорога

27:35
  • Дмитрий Плавинский создал картину "Носорог", на которой он изобразил дюровского носорога как вселенского существа, соединяющего в себе образы земли, солнца, луны и вулканов.

Всадник смерти, дьявол

29:18
  • Гравюра, созданная по мотивам Дюрера, изображает всадника, рыцаря смерти и дьявола.
  • Дюрер выпустил три гравюры: "Терцарь смерти", "Дьявол святой" и "Раним в келье и меланхолия".
  • Гравюра стала известна как "Всадник смерти, дьявол" в 19 веке.
  • Всадник едет в темном месте, сопровождаемый дьяволом и смертью.
  • Всадник может ехать в противоположную сторону, и его движение непреклонно.

Пропорции лошади

38:00
  • Дюрер занимался изучением пропорций лошади, но не успел написать книгу о них.
  • Его рисунки по построению лошади стали основой для создания гравюры "Всадник смерти, дьявол".
  • Дюрер использовал рисунки Леонардо да Винчи для изучения пропорций лошади.

Техника гравюры

40:26
  • Видео обсуждает технику гравюры, особенно в контексте работ Дюрера.
  • Упоминается, что Дюрер использовал технику офорта, которая была популярна в его время, но не была распространена среди других художников.
  • Обсуждается, как Дюрер использовал эту технику для создания своих гравюр, включая "Рыцаря смерти" и "Носорога".

Техника ксилографии

43:08
  • Ксилография - это техника гравюры, которая использует деревянную доску для создания изображения.
  • Упоминается, что ксилография была популярна в 14 веке, но Дюрер не использовал эту технику.
  • Обсуждается, как ксилография отличается от гравюры на меди, включая использование перекрестной штриховки и количество возможных отпечатков.

Техника афорта

48:02
  • Афорт - это техника гравюры, которая использует кислоту для создания изображения на металлической пластине.
  • Упоминается, что Дюрер экспериментировал с этой техникой, но она не стала его основным методом.
  • Обсуждается, как афорт отличается от других техник гравюры, включая использование кислоты и количество возможных отпечатков.

Плавинский и его работы

50:54
  • Плавинский работает в технике акватинты, сухой иглы и афорта.
  • Он вглядывается в мельчайшие детали окружающего мира, как это делали северные художники.
  • Плавинский обращается к непримечательным мотивам, таким как кусок луга или одуванчики, и смотрит на них с пристальным вниманием.

Влияние Дюрера на Плавинского

55:10
  • Плавинский ценит свои рисунки и хранит их в мастерской.
  • Он обращается к работам Дюрера, чтобы показать свое мастерство и продемонстрировать, что он может работать в разных техниках.
  • Плавинский вглядывается в детали, как это делали Дюрер и другие северные художники.

Влияние на современное искусство

1:00:06
  • Плавинский и его работы помогают понять важность деталей и ответственности в искусстве.
  • Он обращается к старым мастерам, таким как Дюрер, и их работам, чтобы создать свои собственные произведения.

Собрание гравюр Дюрера

1:01:27
  • В Эрмитаже находится одно из лучших собраний гравюр Дюрера в мире.
  • Большинство гравюр Дюрера, которые есть в Эрмитаже, были куплены при Екатерине Второй.
  • В собрании есть гравюры, которые были обрезаны или имеют текст, который кажется лишним.

Рисунки Дюрера

1:05:06
  • В Эрмитаже есть несколько рисунков Дюрера, включая рисунок "Святая голова женщины в платке".
  • Рисунок был найден в Ярославле и считается утраченным, но на самом деле он был куплен в 1946 году.

Подделки и подделки Дюрера

1:08:21
  • Дюрер разработал свою монограмму и получил привилегию на ее использование.
  • В начале 17 века появилась мода на Дюрера, и начали появляться подделки его гравюр.
  • В это время также начали подделывать рисунки Дюрера, ставя его монограмму на других художников.