Алексей Савватеев. Нейросети заменят не всех. Зачем программисту математика / Мобильный разработчик

YOUTUBE · 18.11.2025 16:20

Ключевые темы и таймкоды

Введение и представление гостя

0:00
  • Алексей Гладков приветствует зрителей и представляет гостя - Алексея Сватеева, известного популяризатора математики.
  • Сватеев - доктор физико-математических наук и профессор МФТИ.
  • Алексей Гладков упоминает других известных популяризаторов математики в России.

Активность популяризаторов

0:52
  • Сватеев отмечает, что в России всего около десяти активных популяризаторов математики.
  • В мобильной разработке таких популяризаторов еще меньше.
  • Сватеев часто ездит на конференции и встречи, несмотря на плотный график.

Путешествия и график

1:52
  • Сватеев рассказывает о своих поездках и встречах, часто встречая знакомых в разных городах.
  • Он предпочитает не летать ночью, чтобы сохранить здоровье.
  • Сватеев использует поезда для дальних поездок, предпочитая их самолетам.

Принципы путешествий

3:52
  • Сватеев объясняет, как он выдерживает плотный график, ложась спать рано и просыпаясь рано.
  • Он предпочитает ночные поезда для дальних поездок.
  • Сватеев делится своим опытом и предпочтениями в путешествиях.

Приглашения и гонорары

6:52
  • Сватеев обсуждает различные типы приглашений для выступлений.
  • Коммерческие приглашения могут быть очень выгодными, но часто он отказывается от них.
  • Бесплатные приглашения от школ и государственных организаций также важны для него.

Проблемы с приглашениями

8:45
  • Сватеев сталкивается с проблемами при получении приглашений, особенно от частных организаций.
  • Он предпочитает избегать приглашений, которые требуют дополнительных согласований.
  • Сватеев считает, что государственные организации часто более открыты и прозрачны в таких вопросах.

Поддержка от церкви

10:32
  • Сватеев отмечает, что многие его слушатели и зрители - это церковные организации и священники.
  • Он часто выступает бесплатно или за символическую плату для таких организаций.
  • Сватеев подчеркивает важность поддержки от церкви и приходов для просвещения и образования.

Клятва Гиппократа и глобальный мир

11:32
  • Клятва Гиппократа больше не актуальна, но её важно вернуть.
  • Глобальный мир антихристианский и сатанинский.
  • Возвращение клятвы Гиппократа возможно, но не в этой жизни.

Мотивация делиться знаниями

12:32
  • Делиться знаниями бесплатно — это не цель, а эпизод.
  • Линия жизни автора — просвещение людей.
  • Гастроли и выступления — часть его жизни, без которых он чувствует себя опустошенным.

Режим дня и здоровье

13:32
  • Важность режима дня для здоровья.
  • Три приема пищи в день, без перекусов.
  • Регулярное употребление чеснока для защиты от инфекций.

Семья и приоритеты

16:32
  • Семья и здоровье — главные приоритеты.
  • Исключения для важных мероприятий, таких как Кавказская мат. олимпиада.
  • Летом график меняется, но семья всегда на первом месте.

Математика в программировании

19:32
  • Математика важна для всех программистов, независимо от уровня.
  • Те, кто пишет тупой код, не знают математику.
  • Гениальные программисты также знают математику.

Лень и карьера

20:30
  • Лень приводит к карьере курьера.
  • Некоторые курьеры узнают автора и благодарят за его лекции.
  • Математика важна для всех, независимо от уровня образования.

Формальный вход и важность математики

22:30
  • Для формального входа в профессию высшее образование не требуется, важен опыт и собеседование.
  • Успешные бизнесмены и миллиардеры высоко ценят математику.
  • Математика помогает понять устройство мира и его законы.

Влияние математики на мировоззрение

23:30
  • Люди, препятствующие изучению математики, занимают низкопробные роли в обществе.
  • Математика описывает существующую реальность и помогает понять её функционирование.
  • Ньютон, будучи верующим, изучал математику и её законы.

Коллективный процесс обучения

26:30
  • Обучение лучше проходит в офлайн-режиме с живым педагогом.
  • Раздельное обучение может быть полезным, но не массовым.
  • Родная школа — это движение, а не секта, где важно живое общение и обсуждение.

Математика и образование

30:27
  • В основе качественного образования лежит живой урок и классно-урочная система.
  • Онлайн-образование и метапредметные знания продвигаются как альтернатива.
  • Математика нужна для понимания мира и его законов, независимо от уровня образования.

Математика и программирование

31:27
  • Математика важна для становления гениальным программистом.
  • Высшее образование обязательно, но школьная программа также важна.
  • Математика помогает понять логику и дисциплину, что важно для успешной жизни.

Воля и воля к жизни

34:27
  • Воля к жизни и преодоление трудностей важны для человека.
  • Современные методики, такие как игровые и проектные, ведут к разложению воли.
  • Человек без воли становится амебой, не способной к преодолению.

Интеграл и интеллект

35:27
  • Интеграл важен для понимания сложных уравнений и систем.
  • Люди, не понимающие интеграл, считаются клиническими дебилами.
  • Интернет-площадка предназначена для умных людей, а не для тех, кто не понимает сложных вещей.

Жизнь и интеллект

36:27
  • Жизнь без интеллекта и понимания сложных вещей ведет к примитивизму.
  • Религиозное сознание помогает понять мир и его законы.
  • Квантовая физика и другие науки подтверждают, что все не постоянно и зависит от наблюдателя.

Путь к воцерковлению

37:27
  • Интеллектуальный поиск ведет к религиозному осознанию.
  • Путь интеллигенции отличается от пути простого человека.
  • Вопросы о смысле жизни и законах природы важны для интеллектуального развития.

Программирование и будущее

39:17
  • Программирование меняет жизнь и создает новую цивилизацию.
  • Чат G5 может заменить людей в выполнении задач, но не заменит эмпатию.
  • Образование должно быть адаптировано к новым технологиям, чтобы не потерять качество.

Образование и технологии

40:17
  • Чат G5 не заменит эмпатию и другие навыки, которые трудно формализовать.
  • Образование должно быть адаптировано к новым технологиям, чтобы не потерять качество.
  • Важно объяснять детям, что не стоит злоупотреблять технологиями.

Воспитание и технологии

41:17
  • Воспитание детей должно включать ограничения на использование технологий.
  • В частных школах строгое офлайн образование, что помогает воспитывать личность.
  • Технологии должны быть использованы с умом и контролем, чтобы не навредить.

Заговор и корпорации

44:17
  • Заговор не объясняет, почему технологии выгодны корпорациям.
  • Технологии помогают корпорациям контролировать население и увеличивать прибыль.
  • Важно понимать стратегию корпораций и их влияние на общество.

Теория заговора и удаленное образование

46:17
  • Теория заговора: люди не договариваются, а действуют стратегически.
  • Удаленное образование: все делают вид, что учатся, но это обман.
  • Проблема в том, что никто не признается в этом напрямую.

Кнопочные телефоны и смартфоны

47:07
  • Кнопочные телефоны слушаются команд, смартфоны управляют пользователями.
  • Пример с лыжным сезоном: смартфоны не открывают файлы без интернета.
  • Смартфоны живут своей жизнью и собирают много данных.

Приватность и цифровые двойники

49:07
  • Смартфоны отслеживают каждое действие пользователя.
  • Разработчики не могут получить уникальный идентификатор каждого телефона.
  • Цифровой двойник: корпорации знают всю вашу жизнь.

Влияние на преступность и приватность

53:07
  • Снижение преступности из-за публичности данных.
  • Автор предпочитает кнопочные телефоны для контроля над своей жизнью.
  • Цифровой двойник существует, и данные собирают не только крупные корпорации.

Контроль над данными

55:57
  • Проблема в том, что данные собирают не только крупные корпорации, но и множество мелких приложений.
  • Никто не знает, что делают с этими данными.
  • Автор считает, что его жизнь мешает реклама и необязательность людей.

Критика рекламы и социальных сетей

56:57
  • Автор выражает недовольство бессмысленными педагогическими экспериментами в школах и навязчивой рекламой.
  • Он предлагает создать бесплатные соцсети без рекламы, как в царские времена.
  • В России ситуация с рекламой хуже, чем в других странах, и это вызывает у него беспокойство.

Корпоративная культура и доверие

58:57
  • Автор отмечает, что на Кавказе люди держат слово, в отличие от славянского мира.
  • Он считает, что корпоративная культура должна быть примером для подражания.
  • В славянском мире доверие разрушено, и это вызывает у него разочарование.

Кибербезопасность и большие данные

59:57
  • Автор обсуждает важность кибербезопасности и делегирует эту тему специалистам.
  • Он упоминает Игоря Ашманова и Андрея Масаловича как важных экспертов в этой области.
  • Лекции автора часто связаны с математикой и большими данными, но не всегда имеют высокий интеллектуальный смысл.

Прогресс и регресс в интеллектуальных способностях

1:02:57
  • Автор считает, что в интеллектуальных способностях человечества наблюдается регресс.
  • Он сравнивает современную цивилизацию с феодальным государством, где элита живет в роскоши, а простые люди страдают.
  • В анархических сообществах люди оценивают друг друга по навыкам, а не по статусу.

Бессмертие и футурология

1:04:47
  • Автор скептически относится к идее физического бессмертия.
  • Он считает, что футурологические предсказания часто оказываются неверными.
  • Примеры включают предсказания о исчезновении книг и победе роботов в футболе.

Технологии и будущее

1:07:47
  • Автор признает, что некоторые технологические предсказания, такие как беспилотные автомобили, сбудутся.
  • Он признает, что некоторые предсказания о человеческой природе, например, о бессмертии, являются бредом.
  • В целом, он считает, что технический прогресс приведет к значительным изменениям в будущем.

Человеческая природа и технический прогресс

1:08:47
  • Технический прогресс не изменит человеческую природу.
  • Люди должны выполнять свои обещания, несмотря на наличие технологий.
  • Техногенный мир не заменит человеческий, а лишь улучшит его.

Бессмертие и путешествия в космосе

1:09:47
  • Бессмертие и путешествия в космосе — разные вещи.
  • Технический прогресс позволит путешествовать в космосе, но не бессмертие.
  • Путешествия в космосе возможны, но не за пределы Солнечной системы.

Образование и математика

1:11:37
  • Математика в школе не всегда пригождается в жизни.
  • Вопросы о прогрессии и их решении.
  • Изменения в образовании с учетом развития технологий.

Влияние технологий на образование

1:13:37
  • Гиперопека и смартфоны в школах.
  • Игровые формы обучения и их ограничения.
  • Индивидуальный план обучения и его важность.

Геометрия Лобачевского

1:17:37
  • Пятый постулат Евклида и его критика.
  • Лобачевский построил геометрию без пятого постулата.
  • Влияние геометрии Лобачевского на физику и математику.

Проблемы языка в физике

1:20:27
  • Основная проблема в физике часто связана с языком описания вселенной.
  • Математика помогает четко формулировать постулаты и зависимости.
  • Пример: без Лобачевского не было бы Эйнштейна.

Польза школьных олимпиад

1:21:27
  • Решение школьных олимпиад помогает поддерживать мозг в тонусе.
  • Это может быть хобби или серьезным занятием.
  • Пределы в математике часто используются в различных задачах.

Преимущества математиков на рынке акций

1:22:27
  • Инвестиции в акции могут быть интересны, но не стоит заниматься этим ради денег.
  • Программисты часто интересуются инвестициями, но это не всегда оправдано.
  • Предсказывать поведение рынка сложно, и это не стоит усилий.

Программирование и математика

1:23:27
  • Программирование и математика тесно связаны, но не всегда хватает времени на изучение новых языков.
  • Некоторые программисты не занимаются программированием профессионально.
  • Теория чисел и теория игр остаются востребованными направлениями.

Вопросы от людей, не связанных с разработкой

1:24:27
  • Люди, не связанные с разработкой, часто задают вопросы о заработке на математике.
  • Математика важна, но не всегда приносит деньги.
  • Программирование часто воспринимается как младшая сестра или внучка науки.

Хаотичность и непредсказуемость

1:26:27
  • Программирование должно быть хаотичным и непредсказуемым.
  • Не стоит становиться рабом метрик и корпоративных требований.
  • Чем меньше любишь деньги, тем больше свободы.

Разделение в математике

1:28:17
  • В математике есть четкое разделение на младших, средних и старших инженеров.
  • Оценка работы математиков сложна, особенно на высоком уровне.
  • Некоторые математики скептически относятся к популяризации науки.

Музыка и математика

1:29:17
  • Многие известные ученые умели играть на музыкальных инструментах.
  • В компаниях математиков часто встречаются гитаристы.
  • Музыка и математика тесно связаны.

Ежедневная работа математика

1:30:17
  • Математики решают задачи, как в школе, с ручкой в руках.
  • Задачи могут быть поставлены научным руководителем или следовать из предыдущих разработок.
  • Математика требует понимания школьной программы и дополнительных курсов.

Введение в курс

1:31:17
  • Курс должен быть хорошо усвоен, чтобы понимать его полностью.
  • Рекомендуется изучать теорию игр, независимо от профессии.
  • Обучение должно быть непрерывным, особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь.

Применение теории игр

1:32:17
  • Теория игр помогает понять политические и социальные процессы.
  • Помогает анализировать новости и понимать их контекст.
  • Пример с избиением жены и законом о семейном насилии.

Личный опыт и рекомендации

1:33:17
  • Автор поступил в университет из-за интереса к теории игр.
  • История о лекции, где врач заинтересовалась математикой.
  • Теория вероятности, матстат и теория игр полезны для понимания мира.

Важность интереса

1:34:17
  • Важно быть фанатом чего-то, чтобы учиться.
  • Не стоит заставлять учиться тех, кто не проявляет интереса.
  • Ограничение использования телефона помогает избежать "овощного" состояния.

Манада и функциональное программирование

1:35:17
  • Манада — термин из функционального программирования.
  • Функциональное программирование базируется на строгой математике.
  • Вопрос о числе пи в четырехмерной реальности.

Число пи в многомерной геометрии

1:36:17
  • Число пи остается константой в многомерной геометрии.
  • Число пи относится к плоским объектам.
  • Завершение интервью и благодарность за интересные вопросы.