№1. История Мирового искусства. Первобытное искусство. Искусство Палеолита. ART FOR ART AND ART

YOUTUBE · 18.11.2025 16:04

Ключевые темы и таймкоды

Археологическая периодизация первобытной культуры

0:15
  • Археологическая периодизация основана на сопоставлении орудий труда, материалов, форм жилищ и захоронений.
  • Древнейшие этапы развития первобытной культуры относятся к палеолиту, искусство появилось в позднем палеолите.
  • Расцвет искусства пришёлся на мадленское время — 20–12 тысячелетие до н. э.

Синхронное развитие первобытного искусства

1:12
  • Первобытное искусство развивалось синхронно, проявляя общие закономерности художественного сознания.
  • Ранние формы искусства отличались однородностью, возможно, начиная с раскраски и татуировки человеческого тела.
  • Стимулом к изображению могли быть природные очертания, тени, отпечатки рук и рисунки на земле.

Древнейшие проявления первобытного искусства

2:10
  • Отпечатки рук, обведённые краской, и параллельные бороздки «макароны» — самые древние проявления искусства.
  • Грубые лепные изображения зверей в натуральную величину — натурные макеты.
  • Фигура медведя из пещеры Монтеспан — один из наиболее архаичных памятников художественной деятельности.

Эволюция образа пещерного медведя

3:06
  • Фигуры медведя постепенно совершенствовались, становясь более близкими к натуре.
  • Развитие стимулировалось духовно-практическими потребностями, связанными с ритуальными церемониями.
  • Театрализованные групповые действа происходили перед скульптурами в пещерах.

Роль труда и синкретизм в первобытном искусстве

3:58
  • Труд позволил человеку выделиться из первобытного стада и создать начальную форму общества.
  • Элементарные навыки ручного труда предшествовали созданию произведений искусства.
  • Утилитарные и духовные функции были слиты в первобытном искусстве, что называется синкретизмом.

Оседлость и жилища

5:53
  • С появлением оседлости люди начали устраивать долговременные поселения-стоянки.
  • Зимние жилища строились из черепов и бивней мамонта, покрывались шкурами животных.
  • Летние жилища были лёгкими и переносными.

Статуэтки женщин и их значение

6:54
  • Статуэтки изображают обнажённых женщин, подчёркивая черты женщины-матери.
  • Образ женщины связан с идеей плодородия природы и охотничьей магией.
  • Типологическое сходство статуэток на всей территории Европы и Азии.

Разнообразие статуэток

9:32
  • Более поздние находки показывают, что иногда женщины изображались более

Древние изображения животных

10:48
  • Первобытные художники изображали животных, используя одноцветные контурные линии.
  • Изображения передавали общую форму тела и головы, наиболее заметные внешние приметы.
  • Магический смысл изображений включал копья, дротики и раны на теле животных.

Развитие мастерства в мадленское время

11:46
  • В росписях мадленского времени исчезло примитивизм, появились уверенные линии и пластически выявленные объёмы.
  • Реализм передавал очертания, форму тела, расцветку и фактуру шкуры животного.
  • Повседневные наблюдения за зверем помогли создать яркие художественные произведения.

Вершина палеолитической живописи

12:43
  • Фигуры стали закрашиваться одной краской с попытками объёмной моделировки.
  • Изображения выполнялись двумя или тремя красками с различной степенью тональной насыщенности.
  • Размер фигур достигал полутора метров, использовались выступы и неровности скал.

Ограничения палеолитического искусства

13:52
  • Фигуры животных изображались единично, без композиционного построения.
  • Отсутствие точки зрения зрителя и хаотичное расположение изображений.
  • Малые формы искусства, такие как рельефы и рисунки, демонстрировали зарождение ощущения взаимосвязи между предметами.

Изображения стад животных

14:49
  • На костяных пластинках и камнях появлялись изображения стад оленей.
  • Схематическое изображение остального стада в виде условных рогов и палочек ног.
  • Замыкающие фигуры передавались полностью.

Развитие скульптуры

16:27
  • В мадленское время развивалась скульптура из камня, кости и глины.
  • Пример мастерства: голова лошади из кости, найденная в пещере Мае-Дазиль.
  • Пропорции и движение переданы с большой правдивостью.

Изображения человека

17:22
  • Изображения человека встречались редко и были схематичными.
  • Рельефы на плитах известняка изображали охотника, женщин и зверя.
  • Женские фигуры изображены анатомически более правильно, чем в статуэтках.

Загадочная гравюра

19:02
  • В гроте Ложерибас найдена гравюра с изображением женщины и оленя.
  • Тело женщины покрыто короткими черточками, имитирующими волосяной покров.
  • Сцена может изображать магический ритуал, возможно, оплодотворения или разрешения от бремени.

Изображения человека-зверя

19:57