Вячеслав Дубынин: "Общее строение мозга; нервные клетки, вещества, составляющие нервные клетки"

YOUTUBE · 18.11.2025 15:57

Ключевые темы и таймкоды

План лекций

0:09
  • Лекции будут посвящены основным медиаторам, психотропным препаратам и гормонам.
  • Планируется два цикла лекций: "Мозг и потребности" и "Нейрофизиология поведения".
  • Лекции будут длиться около десяти часов каждая.

Опыт и образование

1:34
  • Лектор имеет опыт работы в различных областях нейрофизиологии.
  • Последние 20 лет занимается нейрофармакологией и медиаторами.
  • Лекции охватывают широкий спектр функций мозга.

Межфакультетские курсы

3:32
  • Лектор читает курсы по выбору для студентов МГУ.
  • Курсы охватывают различные факультеты и специальности.
  • Лекции привлекают студентов разных направлений, включая математиков и физиков.

Структура лекций

5:29
  • Лекции состоят из двух частей по часу каждая.
  • Лекции включают обсуждение влияния молекул на память, эмоции и движения.
  • Лекции будут проходить в определенное время и включать вопросы.

Аналогии с компьютером

6:29
  • Мозг сравнивается с компьютером для лучшего понимания его работы.
  • Высшие отделы коры больших полушарий аналогичны главному процессору компьютера.
  • Сенсорные системы и память аналогичны устройствам ввода и памяти в компьютере.

Центры потребностей и эмоций

8:26
  • Центры потребностей и эмоций аналогичны блокам питания в компьютере.
  • Эти центры регулируют общий тонус нервной системы.
  • Аналогии будут использоваться для понимания работы мозга.

Физическая основа мозга

10:20
  • Мозг состоит из нервных клеток нейронов.
  • У разных организмов количество нейронов варьируется.
  • Нейроны формируют нервы, которые связывают мозг с органами и мышцами.

Периферическая нервная система

11:57
  • В периферической нервной системе нейронов меньше, чем в головном и спинном мозге.
  • Существуют ганглии, маленькие мозги, разбросанные по телу, где находятся нейроны.
  • Эти ганглии занимаются сенсорикой и управлением внутренними органами.

Структура нейрона

12:52
  • Нейрон состоит из тела и двух типов отростков: дендритов и аксона.
  • Дендриты ветвятся под острым углом и собирают информационные сигналы.
  • Аксон передает сигналы от тела нейрона к другим клеткам.

Размеры и функции нейронов

14:47
  • Тела нейронов имеют размеры от 5 до 100 микрометров.
  • Дендриты и аксоны могут достигать длины до нескольких сантиметров.
  • Нейроны работают как устройства с односторонней проводимостью.

Нейронные сети

16:35
  • Нейроны работают в комплексах для выполнения функций.
  • Основные типы нейронов: сенсорные, двигательные и вставочные.
  • Вставочные нейроны принимают решения о реакции на стимулы.

Рефлексы и память

20:10
  • Нейронные сети могут создавать рефлексы и запоминать информацию.
  • Сигналы могут зацикливаться, создавая простейшую память.
  • Увеличение числа нейронов и контактов между ними увеличивает возможности сетей.

Потенциал действия

21:21
  • Сигнал передается по нейрону в виде электрического импульса.
  • Потенциал действия имеет треугольную форму и стабильные параметры.
  • Потенциалы действия используются для создания нейрокомпьютерных интерфейсов.

Нейрокомпьютерные интерфейсы

23:18
  • Нейрокомпьютерные интерфейсы позволяют сопрягать мозг с внешними устройствами.
  • Примеры: видеокамера и мозг, имитация движения руки.
  • Основное содержание курса будет посвящено передаче сигнала и его обработке.

Химическая передача сигналов

24:40
  • Сигналы между клетками передаются химически, а не электрически.
  • Медиаторы выделяются из окончания аксона и влияют на следующую клетку.
  • Существует около десятка основных медиаторов и около сотни менее значимых.

Синапсы и медиаторы

25:39
  • Сигналы проходят через синапсы, где медиаторы действуют на следующую клетку.
  • Если медиатора достаточно, сигнал передается дальше.
  • Не все сигналы проходят через синапсы, что снижает "шум" в мозге.

Центральная нервная система

26:39
  • Центральная нервная система включает головной и спинной мозг.
  • Спинной мозг эволюционировал из нервной трубки, как у ланцетников.
  • Спинной мозг делится на 31 сегмент, каждый из которых работает с определенным этажом тела.

Работа спинного мозга

28:35
  • Каждый сегмент спинного мозга управляет своим этажом тела.
  • Спинной мозг собирает информацию о воздействиях на тело и передает двигательные и вегетативные команды.
  • Спинной мозг взаимодействует с головным мозгом, передавая сенсорную и двигательную информацию.

Белое и серое вещество

31:44
  • Спинной мозг состоит из белого и серого вещества.
  • Белое вещество содержит аксоны, передающие информацию.
  • Серое вещество состоит из тел нервных клеток, которые являются процессорами.

Анатомия головного мозга

32:55
  • Головной мозг делится на две симметричные половинки.
  • Ствол мозга непарные структуры, мозжечок также делится пополам.
  • Основные части: ствол, мозжечок и большие полушария.

Основные отделы головного мозга

33:55
  • Ствол: продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг.
  • Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус.
  • Конечный мозг: большие полушария и мозжечок.

Важные детали анатомии

35:31
  • Продолговатый мозг и мост работают совместно.
  • Средний мозг: четверохолмие и ножки мозга.
  • Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус, эпифиз и гипофиз.

Функции продолговатого мозга и моста

38:25
  • Жизненно важные функции: дыхание, управление сердцем и сосудами.
  • Врожденное пищевое поведение и кожная чувствительность.
  • Центр бодрствования и голубое пятно.

Функции мозжечка

41:25
  • Двигательный центр, автоматизация движений.
  • Центральная зона червя и полушария.
  • Старая часть мозжечка для локомоторных движений.
  • Новая часть мозжечка для тонких движений рук.

Базальные ганглии

44:39
  • Базальные ганглии внутри больших полушарий.
  • 80% нейронов работают с мозжечком, 20% с гипоталамусом.
  • Важны для двигательного обучения и эмоциональной регуляции.

Средний мозг

46:29
  • Средний мозг состоит из четверохолмия, которое детектирует новые сенсорные сигналы.
  • Ориентировочные рефлексы, такие как поворот глаз и головы, запускаются четверохолмием.
  • Биологический смысл этих рефлексов — сбор новой информации и любопытство.

Мозжечок и черная субстанция

48:41
  • Красное ядро и черная субстанция — двигательные центры, связанные с мозжечком и базальными ганглиями.
  • Черная субстанция влияет на уровень двигательной активности и эмоции.
  • Повреждения черной субстанции могут привести к паркинсонизму.

Промежуточный мозг

50:20
  • Таламус — информационный фильтр, пропускающий актуальные сигналы в кору больших полушарий.
  • Произвольное внимание и переключение внимания зависят от таламуса.
  • Гипоталамус регулирует эндокринные и вегетативные функции, а также биологические потребности.

Кора больших полушарий

56:16
  • Кора делится на древнюю, старую и новую.
  • Древняя кора связана с обонянием и находится у рыб.
  • Старая кора, включая гиппокамп, отвечает за кратковременную память и обучение.

Гиппокамп

57:16
  • Гиппокамп — главный центр кратковременной памяти, особенно памяти о перемещениях в пространстве.
  • Гиппокамп помогает запоминать траектории и пути.
  • Исследования гиппокампа важны для понимания памяти и обучения.

Новая кора больших полушарий

59:31
  • Большие полушария делятся на четыре доли: лобная, теменная, затылочная и височная.
  • Границы долей определяются центральной и боковой бороздами.
  • Борозды увеличивают площадь коры, что улучшает вычислительные возможности мозга.

Извилины и борозды

1:00:08
  • Извилины находятся между бороздами и увеличивают поверхность коры.
  • Рисунок борозд индивидуален, как отпечатки пальцев.
  • Боковая борозда отделяет височную долю, а центральная борозда разделяет лобную и теменную доли.

Островковая и лимбическая доли

1:01:07
  • Островковая доля находится на дне боковой борозды и отвечает за вкус и равновесие.
  • Лимбическая зона расположена между промежуточным мозгом и полушариями.
  • Всего шесть долей: лобная, теменная, затылочная, височная, островковая и лимбическая.

Функции долей

1:02:02
  • Затылочная кора отвечает за зрение.
  • Височная кора связана со слухом.
  • Передняя часть теменной доли отвечает за болевую, кожную и мышечную чувствительность.
  • Островковая доля связана с вкусом и равновесием.
  • Задняя часть лобной доли управляет двигательными функциями.

Ассоциативная кора

1:03:49
  • Ассоциативная теменная кора объединяет сенсорные сигналы.
  • Здесь формируется целостная сенсорная картина внешнего мира.
  • Ассоциативная лобная кора принимает решения о выборе поведенческих программ.

Информационные потоки

1:06:38
  • Ассоциативная лобная кора сопоставляет сенсорные сигналы, сигналы от центров потребностей и памяти.
  • На основе этих данных выбирается программа поведения для удовлетворения актуальной потребности.
  • Выбранная программа передается на двигательную кору для выполнения действий.

Поясная извилина

1:07:51
  • Поясная извилина - специфическая человеческая зона, необходимая для выполнения длинных программ.
  • Помогает оставаться в рамках выполнения программ, отслеживая промежуточные результаты.
  • Генерирует положительные и отрицательные эмоции в зависимости от успешности этапов.

Лимбическая доля

1:09:55
  • Лимбическая доля включает древнюю обонятельную кору и гиппокамп.
  • Важна для понимания химии мозга и функционирования молекул.
  • Перерыв перед продолжением обсуждения.

Введение в курс

1:10:18
  • Курс состоит из десяти лекций, передающих современные знания о принципах работы мозга.
  • В отличие от коротких лекций, курс предоставляет системные знания.
  • Включает элементы, которые студенты-психологи изучают в МГУ.

Химические компоненты клетки

1:13:27
  • Клетка состоит в основном из воды, которая является универсальным растворителем.
  • Вода растворяет минеральные соли, которые распадаются на ионы.
  • Ионы натрия, калия, кальция и хлора важны для электрических процессов в организме.

Органические вещества

1:16:15
  • Органические молекулы, такие как жиры, белки, углеводы и нуклеиновые кислоты, играют ключевую роль в жизни.
  • Крахмал состоит из молекул глюкозы, которая является основным источником энергии для клеток.
  • Глюкоза образуется в растениях в ходе фотосинтеза и используется для энергетических и запасающих функций.

Липиды

1:18:45
  • Липиды состоят из глицерина и углеводородных хвостов.
  • Глицерин хорошо взаимодействует с водой, а хвосты - нет.
  • Липиды формируют двуслойные мембраны, которые являются основой клеточных мембран.

Фосфолипиды

1:20:21
  • Фосфолипиды имеют третий углеводородный хвост, замененный фосфорной кислотой.
  • Липиды выполняют строительную, запасающую и энергетическую функции.
  • Растительные липиды предпочтительны для мембран из-за гибкости хвостов.

Белки

1:21:19
  • Белки состоят из аминокислот, которые различаются радикалами.
  • Аминокислоты имеют аминогруппу и кислотную группу.
  • Белки объединяют аминокислоты в уникальную последовательность.

Структура белков

1:24:09
  • Белки имеют первичную структуру, заданную генетически.
  • Белки сворачиваются в спираль за счет взаимодействия аминогрупп и кислотных групп.
  • Третичная структура белка уникальна и определяется радикалами.

Активный центр

1:28:27
  • В свернутом белке формируется активный центр для захвата лигандов.
  • Лиганд - это молекула, которая входит в активный центр.
  • Разные белки имеют разные активные центры для разных лигандов.

Типы белков

1:30:46
  • Основные типы белков: ферменты, насосы, рецепторы, защитные белки, антитела.
  • Эти белки выполняют различные функции, включая взаимодействие с лигандами.
  • Для понимания работы нервной системы необходимо знать основные типы белков.

Белки-ферменты

1:31:41
  • Фермент - это белок, реализующий химическую реакцию.
  • Фермент захватывает лиганд, изменяет свою конфигурацию и разрывает лиганд на части.
  • Ферменты могут многократно проводить химические реакции, как пищеварительные ферменты.

Ферменты синтеза

1:32:21
  • Ферменты синтеза имеют несколько активных центров.
  • Они захватывают два лиганда, соединяют их и отпускают.
  • Эти ферменты важны для синтеза молекул.

Энергетические состояния белков

1:33:44
  • Белки имеют несколько стабильных энергетических состояний.
  • Переход между состояниями требует энергии, которая может быть предоставлена лигандом или АТФ.
  • АТФ - аденозинтрифосфорная кислота - запускает изменения конфигурации белков.

Транспортные белки

1:34:37
  • Транспортные белки захватывают молекулу, переносят её и отпускают.
  • Пример: гемоглобин переносит кислород в крови.
  • В плазме крови есть несколько десятков белков, переносящих различные молекулы и микроэлементы.

Белки-каналы

1:36:06
  • Белки-каналы расположены на клеточной мембране.
  • Они имеют форму цилиндра с проходом, настроенным на определенный ион или молекулу.
  • Каналы обеспечивают транспорт веществ через мембрану, используя разницу концентраций.

Диффузия

1:38:05
  • Диффузия происходит, когда молекулы или ионы могут свободно двигаться.
  • Каналы способствуют диффузии, если концентрация веществ снаружи и внутри клетки различается.
  • Каналы со створкой могут быть открыты или закрыты в зависимости от внешних условий.

Белки-насосы

1:41:05
  • Белки-насосы работают с затратами энергии, перенося вещества против градиента концентрации.
  • Они используют энергию АТФ для принудительного переноса веществ.
  • Насосы могут быть организованы в сложные структуры, такие как мельничные колеса.

Белки-рецепторы

1:44:21
  • Белки-рецепторы реагируют на сигналы, такие как гормоны или медиаторы.
  • Они передают сигнал внутрь клетки, вызывая определенные реакции.
  • Рецепторы важны для эндокринной и нервной систем.

Примеры белков

1:46:29
  • Инсулин запускает всасывание глюкозы в клетки, активируя насос для глюкозы.
  • Белки могут собираться в комплексы для выполнения сложных функций.
  • Белки-антитела защищают организм от чужеродных молекул, а двигательные белки участвуют в мышечных сокращениях.

Заключение

1:48:19
  • В организме работают около 20 тысяч типов белков, кодируемых 20 тысячами генов.
  • Белки выполняют множество функций, включая обмен веществ, электрические процессы и выделение медиаторов.
  • Изучение белков помогает понять механизмы развития заболеваний и открывает новые возможности для создания материалов и лекарств.

Гены и ДНК

1:50:06
  • Гены кодируют первичную структуру белков.
  • ДНК содержит информацию о порядке аминокислот в белках.
  • 20 тысяч генов кодируют 20 тысяч типов белков.

Хромосомы и гены

1:51:06
  • 23 молекулы ДНК составляют хромосомы.
  • Каждая хромосома содержит около тысячи генов.
  • Гены включают и выключают друг друга.

Синтез белков

1:52:07
  • ДНК — база данных белков.
  • Синтез белков происходит на рибосомах.
  • Информационная РНК передает информацию о генах на рибосомы.

Клетка и её органоиды

1:53:18
  • Клетка состоит из мембраны, ядра, рибосом, эндоплазматической сети и комплекса Гольджи.
  • Мембрана состоит из липидов и белков.
  • Ядро хранит ДНК и синтезирует РНК.

Эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи

1:54:45
  • Эндоплазматическая сеть транспортирует белки.
  • Комплекс Гольджи накапливает и обрабатывает молекулы.
  • Пузырьки комплекса Гольджи переносят вещества наружу клетки.

Митохондрии и АТФ

1:57:02
  • Митохондрии — электростанции клетки.
  • Глюкоза превращается в АТФ, универсальный источник энергии для белков.
  • АТФ помогает белкам выполнять функции, изменяя их конфигурацию.

Заключение

1:59:53
  • Нейрон типичен по строению для клетки.
  • В нейроне присутствуют ядро, митохондрии, комплекс Гольджи и эндоплазматическая сеть.
  • Литература по теме включает учебники.