3 Необъяснимых мифа авиационной истории, задачка немецких асов на логику и главный секрет Люфтваффе.

YOUTUBE · 16.11.2025 09:58

Ключевые темы и таймкоды

Противоречия в авиационной истории Второй мировой войны

0:00
  • Период Второй мировой войны полон противоречивой информации о немецких асах.
  • Утверждается, что 236 немецких пилотов имели 60 и более побед, в то время как у антигитлеровской коалиции был только Иван Кожедуб с 60 сбитыми самолётами.
  • Из этих пилотов можно было сформировать две дивизии или эскадры.

Реальность немецких асов

0:52
  • Счёты немецких асов были впечатляющими: 352, 301, 275, 267 и другие победы.
  • Всего в Германии 5000 лётчиков-истребителей считались асами, что эквивалентно 50 эскадрам.
  • Несмотря на огромное количество асов, Германия понесла наибольшие потери в лётном составе среди всех воюющих государств.

Статистика побед и потерь

2:37
  • Люфтваффе заявили об уничтожении 44 000 советских самолётов, а советские лётчики — о 40 000 сбитых.
  • Уничтоженные на земле самолёты не шли в зачёт.
  • Различия в системах учёта и подтверждения сбитых самолётов делают утверждение о 236-кратном превосходстве люфтваффе сомнительным.

Мифы о немецких асах

3:37
  • В народных массах и медиапространстве распространён миф о слабой подготовке советских лётчиков и малочисленности немецких истребителей на восточном фронте.
  • Миф о 650 немецких истребителях на восточном фронте противоречит данным о массовом производстве немецких самолётов.

Производство немецких самолётов

6:37
  • Германия произвела 113 500 самолётов с 1939 по 1945 год, включая оккупированные страны.
  • До открытия второго фронта в июне 1944 года было произведено 77 270 боевых самолётов.
  • Потери Германии до нападения на СССР составили 2136 самолётов.

Реальность группировки люфтваффе на восточном фронте

8:22
  • Группировка люфтваффе на восточном фронте действительно была малочисленной.
  • Однако это не означает, что все немецкие самолёты воевали в Африке.

Потери люфтваффе на Восточном фронте

9:07
  • Второй воздушный флот немцев к концу августа 1941 года потерял более 100% своего списочного состава.
  • 54-я истребительная эскадра «Грюнхерц» за первые 12 месяцев войны потеряла более 500 самолётов из 120 штатных.
  • Всего за войну эскадра потеряла 2135 самолётов, что составляет 1779% от списочного состава.

Мифы о потерях люфтваффе

10:01
  • Некоторые историки представляют потери люфтваффе как статичное число, но на самом деле это лишь остатки от десятков тысяч самолётов.
  • Манипуляции с цифрами позволяют сравнивать потери люфтваффе с выпуском самолётов в СССР и поставками по ленд-лизу.

Мифы о подготовке советских лётчиков

11:01
  • Утверждается, что советские лётчики обучались только взлёту и посадке, в то время как немецкие лётчики проходили многоступенчатое обучение.
  • Блогер Моторин утверждает, что советские лётчики имели всего 14 часов налёта, а немецкие — не менее 200 часов.

Реальные потери СССР и люфтваффе

13:01
  • По данным английских историков, СССР понёс наименьшие потери в лётном составе среди всех воюющих государств.
  • Потери люфтваффе на Восточном фронте составили 28 300 человек, а советские потери — 27 600 человек.

Проблемы с оценкой потерь люфтваффе

14:01
  • Нет единой цифры потерь люфтваффе на советском фронте, признаваемой всеми историками.
  • Советский Генштаб утверждает, что советские войска уничтожили 77 000 вражеских самолётов, но прозападные историки эту цифру не признают.
  • Архив люфтваффе почти полностью уничтожен, сохранились лишь фрагменты, которые дают разные оценки потерь.

Сравнение потерь и небоевые потери

16:01
  • Перед нападением на СССР вражеская группировка включала 2600 немецких и 1000 самолётов союзников Германии.
  • Небоевые потери самолётов в СССР были выше, чем у люфтваффе, но это могло быть обусловлено методиками обучения советских лётчиков.

Заключение

17:01
  • Автор планирует доказать, что советские методисты сознательно шли на более высокие потери самолётов для снижения потерь лётного состава.
  • Миф