«Уильям Тёрнер и Уильям Блейк. Из XVIII столетия в XX век»

YOUTUBE · 16.11.2025 08:19

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Приветствие и представление темы лекции: история британского искусства через призму выставок в музее.
  • Анна Познанская расскажет о Уильяме Тернере и Уильяме Блейке.

Выставки в ГМИ

0:25
  • Упоминание двух выставок: Уильяма Тернера и Уильяма Блейка.
  • Особенности выставок: Тернер представлен работами из галереи Тейт, Блейк — работами из разных музеев.

Значение Тернера и Констебла

1:26
  • Тернер — популярный художник, его работы часто запрашиваются.
  • Констебл, Блейк и Тернер определили развитие британского искусства в первой половине XIX века.

Различия в подходах художников

2:10
  • Тернер стремился к европейскому стилю, Блейк и Констебл жили в своём мире.
  • Несмотря на различия, все три художника стали важными фигурами в европейском искусстве.

Формирование британской школы

3:59
  • Британская школа искусства сформировалась в конце XVIII века.
  • Приглашение художников из разных стран повлияло на специфику британской культуры.

Влияние европейских традиций

4:58
  • Итальянские и фламандские художники принесли барочную манеру.
  • Немецкие и голландские художники привнесли сдержанную манеру и психологическую характеристику.

Особенности британского искусства

5:57
  • Британское искусство разнообразно и зависит от позиции художника.
  • Тернер ориентировался на высокое искусство и европейских мастеров.
  • Констебл видел прекрасное в малом и был типичным британским позитивистом.

Мистическая Британия

7:45
  • Блейк воплощал мистическую Британию с её тёмными силами и духами.
  • Британия была одновременно практичной и мистической.

Сравнение художников

8:39
  • Тернер, Блейк и Констебл воплощали разные стороны британского характера и художественные ориентиры.

Уильям Блейк и его известность

8:58
  • Блейк получил большую известность как литератор, а не как художник.
  • В России его знали в основном по стихам, переведённым на русский язык.
  • Его искусство было забыто на некоторое время, но позже восстановлено поздними романтиками.

Видения Блейка

10:02
  • С детства Блейка посещали видения, первое из которых он увидел в четыре года.
  • Он общался с умершим братом и архангелом Михаилом.
  • Пример видения: утверждение, что Микеланджело был лучшим художником Ренессанса, основанное на разговоре с архангелом.

Жизнь и творчество Блейка

11:54
  • Блейк часто попадал в неожиданные ситуации, например, присоединился к протестующей толпе и был арестован.
  • Его искусство разнообразно: от работ, основанных на разуме, до произведений, созданных под влиянием видений.
  • Сюрреалисты ценили его работы за связь между подсознанием и творчеством.

Отношение к промышленному веку

13:45
  • Блейк не признавал достижения промышленного века и считал, что правильно жить нужно было в средневековье.
  • Он стремился использовать методы средневековых мастеров, избегая современных технологий.
  • Его идеи повлияли на Уильяма Морриса.

Особенности британской культуры

14:32
  • Британская академия художеств была менее архаичной по сравнению с французской.
  • Художественный рынок в Британии был ориентирован на частных заказчиков, что позволяло Блейку находить клиентов.
  • В Британии Блейк мог выставлять работы на официальных выставках, не опасаясь критики.

Личная жизнь Блейка

17:16
  • Блейк женился на девушке, которая понимала его и помогала в работе.
  • Его жена принимала все его идеи без юмора или сарказма.
  • Известная фраза жены Блейка: «Я редко вижу Уильяма в последнее время. Большую часть времени он проводит в раю», подчёркивающая его погружение в мечты.

Большие цветные отпечатки

19:46
  • Блейк создал серию работ в технике больших цветных отпечатков.
  • Художник наносил краски на лист бумаги и прокатывал его через пресс, складывая с другим листом.
  • Каждый следующий отпечаток был более бледным, и художник дорисовывал изображение акварелью.

Работа «Ньютон»

21:38
  • «Ньютон» считается гимном учёному и познанию, но Блейк снабдил работу надписью: «Человек, который не пытается измерить мир, он познает Бога. Человек, который пытается мир познать, он видит лишь себя».
  • Фигура Ньютона сидит на скале, закрывая от себя мир, что символизирует ограниченность человеческого познания.

Религиозные темы в творчестве Блейка

23:05
  • Блейк часто обращался к сюжетам Ветхого и Нового Завета, что было необычно для протестантской Британии.
  • Он трактовал библейские сюжеты по-своему, не следуя традиционной иконографии.

Превращение царя в льва

24:00
  • Блейк изобразил момент превращения человека в животное, показывая угасание разума.
  • На руках и ногах царя отрастают когти, кожа прорастает шерстью, борода превращается в гриву.

Сотворение Адама

25:24
  • Блейк изображал сотворение Адама как страшный процесс, демонстрируя власть Бога над человеком.
  • Бог словно впечатывает голову Адама в камень, показывая его зависимость.

Сатана торжествует над Евой

27:22
  • Сатана представлен в свободном полёте над Евой, что отражает его привлекательность для Блейка.
  • Блейк считал Сатану покровителем искусства и отвергнутым ангелом.

Пантеон Блейка

28:28
  • У Блейка был свой пантеон богов, сочетающий элементы из скандинавских и германских культов.
  • Богиня ночи могла быть изображена в работе «Ночь».

Влияние Шекспира

30:23
  • Блейк часто использовал сюжеты Шекспира, особенно «Сон в летнюю ночь», для создания своих работ.
  • После Блейка многие художники обращались к пьесам Шекспира, что привело к развитию направления ферипинг в британской живописи.

Ферипинг

32:16
  • К середине XIX века в Британии сложилось направление ферипинг, которое отличалось фантастическими и мистическими образами.
  • Британские художники того времени создавали произведения, превосходящие сюр

Изгнание Адама

32:39
  • Блейк изображает изгнание Адама и Евы из рая, противопоставляя два начала: мужчину, распоряжающегося жизнью другого человека, и пламенеющую мандерлу, в которой находится Господь.
  • Работа отражает британские традиции иллюминированных рукописей и средневековых миниатюр.

Каин и Авель

33:31
  • Блейк выбирает момент, когда Каин в ужасе убегает после убийства Авеля.
  • Родители Адама и Евы изображены над телом Авеля, что добавляет драматизма сюжету.
  • Блейк мастерски передаёт движение, создавая ощущение, что небо преследует Каина.

Призрак Блохи

35:23
  • Призрак Блохи изображён в виде монстра с высунутым языком, держащего чашу с кровью.
  • Блейк делился с приятелем, что призрак Блохи попросил его нарисовать себя.
  • Картина была завершена после возвращения призрака.

Сатана Васлали

37:21
  • Сатана изображён в виде серафима, а не падшего ангела или искусителя.
  • Работа иллюстрирует, как Блейк фиксировал свои видения и создавал произведения, адекватные требованиям широкой публики.

Неразумные девы

38:17
  • Сюжет из Евангелия о девах, которые должны были встречать женихов вечером.
  • Разумные девы зажгли лампадки, а неразумные потерялись в темноте.
  • Стилистика Блейка включает насыщенный цвет и волнистые линии.

Страшный суд

40:13
  • Видение Блейка напоминает «Страшный суд» Микеланджело, но его версия ещё страшнее.
  • Души перерабатываются в чудовищную машину, решающую их судьбу.
  • Персонажи представлены как единый поток, поднимающийся или извергающийся в ад.

Заключение

41:06
  • Работы Блейка могли приобретаться только частными заказчиками.
  • Блейк никогда не представлял свои работы в академии художеств.

Оформление «Божественной комедии» Данте

41:35
  • Блейк в конце жизни начал оформлять «Божественную комедию» Данте.
  • Он читал произведение как коллега, сравнивая свои впечатления с описаниями Данте.
  • Блейк комментировал отдельные части «Божественной комедии», удивляясь некоторым сюжетам.

Изучение итальянского языка

42:34
  • Блейк начал учить итальянский язык, чтобы прочитать «Божественную комедию» в оригинале.
  • Несмотря на возраст, он создал замечательную серию работ.
  • Английская традиция малых форм, включая акварель, стала важной частью его творчества.

Акварельная техника

43:31
  • До середины XIX века акварель использовалась как средство для раскрашивания рисунков.
  • Художники круга Блейка, включая Тернера, развили акварельную технику как живописную.
  • Серия работ, посвящённая Данте, помогла Блейку не быть окончательно забытым.

Влияние на прерафаэлитов

44:27
  • Прерафаэлиты заново открыли Блейка после его смерти, заинтересовавшись его творчеством.
  • Итальянская средневековая литература стала альтернативой античным источникам в академической живописи.
  • Блейк был первым, кто использовал эти источники в своём творчестве.

Визионерство Блейка

45:25
  • Блейка называют визионером за его работу с фантазийными образами, а не с реальностью.
  • У Блейка были последователи, включая Самуэла Палмера.
  • Палмер, практически неизвестный за пределами Британии, стал известен в конце XX века.

Эволюция британских художников

46:24
  • Британские художники пережили значительную эволюцию, работая в разных стилях.
  • Примеры включают работы Палмера, который перешёл от романтического стиля к стилю, напоминающему Ван Гога.
  • Генри Фюзли, швейцарский живописец, работавший в Британии, также оказал влияние на развитие британской живописи.

Уильям Тернер и его семья

47:03
  • Тернер родился в семье парикмахера-цирюльника и рано проявил способности к рисованию.
  • Отец поощрял его творчество и помогал в начале карьеры.
  • Семейные отношения были тесными, но скрывали психические расстройства матери Тернера.

Начало карьеры Тернера

48:47
  • В 21 год Тернер стал самым молодым членом Академии художеств.
  • Учился акварели, раскрашивая гравюры в мастерской.
  • Мечтал учиться у великих мастеров в Италии, но политические события мешали этому.

Политические ограничения и новые тенденции

49:42
  • Из-за политических конфликтов Тернер не мог путешествовать в Италию.
  • В Британии появился тренд на путешествия по своей стране.
  • Романтические сюжеты в искусстве стали альтернативой античному наследию.

Путешествия и творчество Тернера

52:31
  • Тернер путешествовал по Англии, зарисовывая увиденное.
  • Его графическая база была важна для дальнейшего творчества.
  • Переосмыслил функции акварели, используя тонированную основу для полутонов.

Влияние Томаса Бертина

53:30
  • Томас Бертин, друг Тернера, активно использовал акварель как самостоятельный вид искусства.
  • Бертин умер в возрасте 20 лет, оставив Тернера на вершине мастерства.
  • Тернер начал выбирать продуманные сюжеты для акварели.

Технические достижения Тернера

55:25
  • Тернер уделял внимание состоянию неба, природы и освещению.
  • Разрабатывал световоздушную перспективу, используя прозрачные размывки.
  • Создавал законченные композиции с вниманием к деталям.

Работа в усадьбе Петфорд

56:17
  • Тернер работал в усадьбе Петфорд, где владельцы приглашали художников для написания видов усадьбы.
  • Это была престижная работа с долгосрочным контрактом и хорошими условиями.
  • Усадьба предоставляла художникам библиотеку, собрание картин и другие удобства.

Начало карьеры Тернера

58:10
  • Тернер выполнял заказы в технике акварели, создавая тщательно проработанные работы.
  • Параллельно он создавал произведения, отражающие его собственные интересы и проблемы освещения.
  • Понял, что для карьеры в Академии художеств нужно работать в масляной живописи.

Первая значимая работа

1:00:00
  • Первая работа, за которую Тернер получил медаль и был принят в Академию, называлась «Рыбаки в море».
  • Картина соответствует живописной традиции XVIII века, особенно в изображении ночных сцен и эффектов освещения.

Путешествия и новые идеи

1:01:08
  • В начале XIX века Тернер путешествовал по Италии, Франции и Швейцарии, зарисовывая свои впечатления.
  • Решил писать большие картины на исторические сюжеты, но его основной интерес оставался в пейзажной живописи.

«Снежная буря»

1:02:08
  • Картина «Снежная буря» отражает личный опыт Тернера, пережившего снежную бурю во время путешествия через Альпы.
  • Драматичность и эмоциональность картины подчёркивают личные переживания художника.

«Упадок Карфагена»

1:03:56
  • Тернер изображает Карфаген в состоянии упадка, но без видимых разрушений.
  • Город представлен нетронутым, но с депрессивными людьми, символизирующими неизбежность упадка.
  • Композиция включает архитектурные декорации, уходящую вдаль воду и солнечный свет.

Влияние Клода Лоррена

1:06:39
  • Тернер считал Клода Лоррена своим учителем за использование осмысленного освещения в пейзажах.
  • Лоррен первым показал, что в пейзаже могут быть изображены разные времена суток и года.
  • Тернер адаптировал лореновскую схему построения пейзажа, используя новые химические краски начала XIX века.

Влияние химических красок на живопись XIX века

1:07:59
  • Химические краски стали более интенсивными и насыщенными по сравнению с натуральными.
  • Тернер использовал яркие цвета, что отличало его работы от более нежных решений Лоррена.
  • В XVIII веке человеческий глаз был более чувствителен к перепадам цвета из-за ограниченного освещения.

Тернер в Венеции

1:09:32
  • Тернер изображал Венецию не с парадных видов, а с задворок, фокусируясь на жизни на канале.
  • Его интересовали мелкие лодки и гондолы, скользящие по воде.
  • Город, залитый светом, превращался в призрачную декорацию.

«Крушение Амфитриты» и влияние Жерико

1:10:27
  • Картина «Крушение Амфитриты» была написана под впечатлением от работы Жерико «Плод медузы».
  • Жерико изобразил людей, потерпевших кораблекрушение, которые долго носились по морю.
  • Тернер изобразил корабль, перевозивший заключённых, которые погибли в шторме.

Различия в подходах французских и английских художников

1:13:21
  • Французский романтизм сохранял академические традиции, изображая чётко проработанные фигуры.
  • Английский романтизм, представленный Тернером, акцентировал внимание на стихии моря и тонущих людях.
  • Тернер не очень хорошо умел писать человеческие фигуры, но его стихия моря была изображена прекрасно.

Пожар парламента

1:14:18
  • Пожар парламента в Лондоне был зафиксирован Тернером.
  • Художник использовал акварельные методы и белый грунт для усиления яркости красок.
  • Пожар длился несколько дней, привлекая внимание лондонцев.

Жизнь Тернера в маленьком городке

1:16:46
  • Тернер жил в гостинице недалеко от Лондона, где у него был роман с хозяйкой Сарой Бут.
  • Он эксплуатировал её, заставляя размешивать краски.
  • Соседи считали его адмиралом Бутом из-за его замкнутого характера.

«Снежная буря» и критика

1:17:41
  • Тернер написал картину «Снежная буря», изображая пароход «Ариэль», терпящий кораблекрушение.
  • В дополнении к картине он утверждал, что был на корабле во время шторма.
  • Критика отнеслась к этому цинично, сомневаясь в правдивости его слов.

Реальность и критика картины

1:19:21
  • Британские исследователи подтвердили, что буря действительно была, и корабль «Ариэль» проходил мимо дома Тернера

Картина «Похороны в море»

1:20:33
  • Картина посвящена гибели друга Тернера, художника Дэвида Уилки.
  • Тернер начал создавать работы для себя, а не только для выставок.
  • «Фрегат Отважный» — ключевой корабль британского флота, который везут на слом.

История фрегата «Отважный»

1:21:31
  • «Отважный» был флагманским кораблём, участвовавшим в Трафальгарской битве.
  • Со временем корабль стал непригоден для использования и был поставлен на прикол.
  • Тернер изобразил корабль с мачтами как белый лебедь, символизирующий красоту прошлого.

«Дождь, пар, скорость»

1:22:30
  • Картина изображает паровоз, несущийся сквозь утренний туман и дождь.
  • Контуры пейзажа сливаются из-за высокой скорости движения.
  • Работа предвосхищает стиль импрессионистов.

Наследие Тернера

1:24:17
  • Тернер завещал большую часть своего наследия государству.
  • Многие работы были открыты только в 1960-х годах.
  • Британские художники обладали невероятным диапазоном и опережали своё время.

Конфликты на выставках

1:25:35
  • Яркие работы Тернера вызывали конфликты на выставках Академии художеств.
  • Коллеги отказывались вешать свои работы рядом с его картинами.
  • Тернер использовал уловку, покрывая свои картины жёлтой краской, чтобы они выделялись.

Выставка Констебла

1:27:18
  • В Пушкинском музее не хватает выставки Констебла.
  • Иногда работы Констебла заезжают в музей, например, «Неизвестная прыгающая лошадь».

Влияние британских художников на европейское искусство

1:27:47
  • Работа Констебла, Тернера и Блейка значительно опережала континентальное искусство по живости и лёгкости владения краской.
  • Британские художники открыли европейским художникам новую дорогу, ведущую к модернизму.

Жизнь и смерть Блейка

1:28:44
  • У Блейка не было детей, он жил на грани нищеты, но продолжал работать.
  • Перед смертью он написал портрет своей жены и умер.

Архивы и биографические данные

1:30:25
  • В Европе архивы хорошо сохранились, что позволяет получать биографические данные о художниках.
  • Документы, такие как контракты и жилищные контракты, помогают в атрибуции работ.

Частные коллекции работ Блейка

1:31:59
  • Работы Блейка находились в частных коллекциях, имена покровителей упоминаются в биографиях.

Рекомендации по литературе

1:32:37
  • Рекомендуется использовать каталоги выставок для получения последних сведений о художниках.
  • Книга Пснера «Английскость в английском искусстве» — одна из лучших по британскому искусству.

Следующая лекция

1:34:30
  • Следующая лекция будет посвящена прерафаэлитам.