Введение в экспериментальную психологию 0:02 Исследования классифицируются по цели на фундаментальные и прикладные. По методу исследования делятся на теоретические и эмпирические.
Эмпирические и теоретические исследования 1:03 Эмпирическое исследование направлено на получение реального опыта через эксперименты, наблюдения и анализ продуктов деятельности. Теоретическое исследование работает с научными понятиями, например, для определения личности или сравнения понятий «личность» и «характер».
Значение теоретических исследований 2:47 Теоретические исследования структурируют знания и помогают понять взаимосвязь понятий. Они важны для развития психологии, даже если не дают конкретных прикладных результатов.
Различия в подходах в западной и отечественной психологии 4:04 В западной психологии преобладают эмпирические исследования, направленные на накопление данных. В отечественной психологии больше теоретических исследований, направленных на понимание развития науки.
Финансовые и интеллектуальные аспекты исследований 5:03 Эмпирические исследования требуют значительных финансовых вложений, например, для психофизиологических экспериментов или использования детекторов лжи. Теоретические исследования требуют интеллектуальных усилий и широкого научного кругозора.
Интерпретативные исследования 7:25 Интерпретативные исследования направлены на понимание социальных процессов без получения нового опыта. Пример такого исследования — социально-критическая теория Эриха Фромма.
Критические, поисковые и воспроизводящие исследования 8:35 Критическое исследование проверяет научную теорию, например, теорию о чёрных воронах или теорию о стадиях развития ребёнка. Воспроизводящее исследование проверяет воспроизводимость результатов в других условиях.
Проблема артефактов 9:41 Артефакты могут искажать результаты исследований, например, из-за эффекта экспериментатора. Для подтверждения теории необходимо провести дополнительные эксперименты с разными условиями.
Воспроизводимость результатов 11:29 Воспроизводимость результатов во времени и интерсубъективность важны для научности. Результаты эксперимента должны быть воспроизводимы независимо от условий и участников.
Пример с вечным двигателем 13:16 Люди, утверждающие, что изобрели вечный двигатель, рискуют своим психологическим здоровьем. Для признания такого знания научным необходимо воспроизвести эксперимент, соблюдая все требования.
Проблема воспроизводимости в психологии 14:12 Научное знание подтверждается воспроизводимостью эффектов. В парапсихологии проблема воспроизводимости стоит особенно остро. Экстрасенсорное восприятие и телекинез часто считаются ненаучными феноменами из-за трудности их воспроизведения.
Исследования парапсихологических феноменов 15:06 Известные психологи, такие как Юнг, Джеймс и Леонтьев, интересовались парапсихологией. Современные научные данные указывают на существование экстрасенсорного восприятия, но оно очень редкое и слабое. Воспроизведение таких эффектов затруднено, что делает парапсихологию сложной для научного изучения.
Современные исследования парапсихологии 16:00 В последние пять лет наблюдается рост научных исследований парапсихологических феноменов. Для окончательных выводов требуется накопление критической массы исследований. Исследования могут быть критическими, воспроизводящими и поисковыми.
Поисковые исследования 16:56 Поисковые исследования проводятся без заранее сформулированных представлений о реальности. Цель — собрать данные для формулирования теории и проведения критических и воспроизводящих исследований. Примеры поисковых исследований: переживания людей с ВИЧ-инфекцией, развитие мышления у детей.
Гипотезы в научных исследованиях 17:59 Гипотеза — это утверждение об исследуемой реальности, сформулированное на языке научных понятий. Хорошая научная гипотеза должна быть фальсифицируема, то есть иметь процедуру проверки. Пример научной гипотезы: «В среднем математический интеллект у детей в классе Б развит лучше, чем у детей в классе А».
Эмпирические и теоретические гипотезы 20:42 Эмпирические гипотезы требуют эмпирического исследования для проверки. Теоретические гипотезы рассматривают соотношение понятий, например, сравнение определений «сверх-Я» у Фрейда и Юнга. Важно формулировать гипотезы на языке научных понятий и планировать исследование заранее.
Планирование исследования 23:00 Планирование исследования заранее помогает избежать стихийного подхода и упустить важные аспекты. Стихийные исследования могут привести к недооценке некоторых аспектов изучаемой реальности. Необходимо чётко формулировать гипотезы и планировать методы и методики исследования.
Методы психологических исследований 25:41 Анкетирование — наиболее распространённый метод, основанный на самоотчёте испытуемых. Наблюдение может быть свободным или структурированным. Структурированное наблюдение включает фиксацию конкретных поведенческих проявлений, например, агрессивного поведения.
Метод беседы и интервью 28:18 Беседа позволяет лучше понять восприятие человека и его убеждения. Интервью помогает оценить глубину понимания вопросов и вовлечённость собеседника. Для исследования глубинных личностных переживаний, таких как потеря близкого или неизлечимая болезнь, метод беседы наиболее эффективен.
Физиологические методы 29:54 Полиграф измеряет давление, ширину зрачков, частоту дыхания и пульс для определения эмоций. Энцефалограмма и томография используются для анализа активности мозга и мозгового кровотока. Эти методы помогают понять, какие отделы мозга отвечают за определённые функции.
Эксперимент 31:16 Эксперимент позволяет проверять причинно-следственные связи, манипулируя независимыми переменными. Пример: сравнение эффективности работы отдела под началом мужчины и женщины. Эксперимент позволяет убедиться, что изменения являются следствием экспериментальной программы, а не случайностью.
Интерпретация данных 34:37 Для анализа данных используется статистика, которая учитывает разброс значений. Статистические результаты всегда вероятностные, и важно учитывать вероятность ошибки. Необходимо контролировать способности участников перед экспериментом и сравнивать результаты после его проведения.
Качественные исследования 38:39 Качественные исследования не дают количественных результатов, например, изучение восприятия верующих и атеистов. Данные собираются через интервью и записываются на диктофон, затем расшифровываются и интерпретируются. Важно учитывать собственные установки исследователя, чтобы избежать искажения данных.
Валидность данных 41:58 Для проверки валидности данных качественные исследования могут быть воспроизведены другим экспертом. Если результаты совпадают, это подтверждает достоверность данных и соответствие полученной картины исследуемой реальности.
Различие количественных и качественных методов 42:44 Результаты исследования могут подтвердить или опровергнуть гипотезу. Валидность — критерий качества исследования: внутренняя и внешняя валидность. Внутренняя валидность оценивает, насколько хорошо построено исследование. Внешняя валидность проверяет правильность интерпретации данных.
Критерии научности 44:04 Научное знание объективно, воспроизводимо и универсально. Оно получено с помощью научного метода, опыта или теоретического анализа.
Различие между методом и методикой 44:47 Метод — общий подход, например, количественный или качественный. Методика — конкретная процедура, например, методика наблюдения по Иванову или опросник Спилбергера.
Значение экспериментальной психологии 46:02 Экспериментальная психология необходима психологам для понимания достоверности научных данных. Понимание методов получения данных важно для работы в компании.
Различия между житейской и научной психологией 46:54 Житейское знание стихийно и ограничено опытом одного человека. Научное знание получено с помощью специальных процедур и законов логики и статистики. Научное знание чётко формулируется и передаётся через научные журналы.
Научный подход и уровни обобщённости теорий 49:00 Теории низшего уровня обобщённости легко проверяются эмпирически. Теории среднего уровня обобщённости не прямо соотносятся с эмпирикой. Теории высокого уровня обобщённости сложно проверить полностью.
Принцип фальсификационизма 49:36 Научное познание происходит по принципу фальсификационизма: теории опровергаются, а не проверяются. До опровержения теория остаётся верной.
Методы научных исследований 50:32 Методы: наблюдение, эксперимент, беседа, метод субъективного самоотчёта, анализ архивных данных. Пример анализа архивных данных: изучение личностных особенностей Гитлера по его школьным сочинениям.
Заключение 51:36 Лекция посвящена теоретическому введению в экспериментальную психологию. Дальнейшие лекции будут посвящены конкретным методам: эксперименту, квазиэкспериментальным планам, качественным исследованиям и обобщению.