Экспериментальная психология. Лекция 2. Методы и методология.

DZEN · 01.12.2025 09:56

Ключевые темы и таймкоды

Введение в экспериментальную психологию

0:02
  • Исследования классифицируются по цели на фундаментальные и прикладные.
  • По методу исследования делятся на теоретические и эмпирические.

Эмпирические и теоретические исследования

1:03
  • Эмпирическое исследование направлено на получение реального опыта через эксперименты, наблюдения и анализ продуктов деятельности.
  • Теоретическое исследование работает с научными понятиями, например, для определения личности или сравнения понятий «личность» и «характер».

Значение теоретических исследований

2:47
  • Теоретические исследования структурируют знания и помогают понять взаимосвязь понятий.
  • Они важны для развития психологии, даже если не дают конкретных прикладных результатов.

Различия в подходах в западной и отечественной психологии

4:04
  • В западной психологии преобладают эмпирические исследования, направленные на накопление данных.
  • В отечественной психологии больше теоретических исследований, направленных на понимание развития науки.

Финансовые и интеллектуальные аспекты исследований

5:03
  • Эмпирические исследования требуют значительных финансовых вложений, например, для психофизиологических экспериментов или использования детекторов лжи.
  • Теоретические исследования требуют интеллектуальных усилий и широкого научного кругозора.

Интерпретативные исследования

7:25
  • Интерпретативные исследования направлены на понимание социальных процессов без получения нового опыта.
  • Пример такого исследования — социально-критическая теория Эриха Фромма.

Критические, поисковые и воспроизводящие исследования

8:35
  • Критическое исследование проверяет научную теорию, например, теорию о чёрных воронах или теорию о стадиях развития ребёнка.
  • Воспроизводящее исследование проверяет воспроизводимость результатов в других условиях.

Проблема артефактов

9:41
  • Артефакты могут искажать результаты исследований, например, из-за эффекта экспериментатора.
  • Для подтверждения теории необходимо провести дополнительные эксперименты с разными условиями.

Воспроизводимость результатов

11:29
  • Воспроизводимость результатов во времени и интерсубъективность важны для научности.
  • Результаты эксперимента должны быть воспроизводимы независимо от условий и участников.

Пример с вечным двигателем

13:16
  • Люди, утверждающие, что изобрели вечный двигатель, рискуют своим психологическим здоровьем.
  • Для признания такого знания научным необходимо воспроизвести эксперимент, соблюдая все требования.

Проблема воспроизводимости в психологии

14:12
  • Научное знание подтверждается воспроизводимостью эффектов.
  • В парапсихологии проблема воспроизводимости стоит особенно остро.
  • Экстрасенсорное восприятие и телекинез часто считаются ненаучными феноменами из-за трудности их воспроизведения.

Исследования парапсихологических феноменов

15:06
  • Известные психологи, такие как Юнг, Джеймс и Леонтьев, интересовались парапсихологией.
  • Современные научные данные указывают на существование экстрасенсорного восприятия, но оно очень редкое и слабое.
  • Воспроизведение таких эффектов затруднено, что делает парапсихологию сложной для научного изучения.

Современные исследования парапсихологии

16:00
  • В последние пять лет наблюдается рост научных исследований парапсихологических феноменов.
  • Для окончательных выводов требуется накопление критической массы исследований.
  • Исследования могут быть критическими, воспроизводящими и поисковыми.

Поисковые исследования

16:56
  • Поисковые исследования проводятся без заранее сформулированных представлений о реальности.
  • Цель — собрать данные для формулирования теории и проведения критических и воспроизводящих исследований.
  • Примеры поисковых исследований: переживания людей с ВИЧ-инфекцией, развитие мышления у детей.

Гипотезы в научных исследованиях

17:59
  • Гипотеза — это утверждение об исследуемой реальности, сформулированное на языке научных понятий.
  • Хорошая научная гипотеза должна быть фальсифицируема, то есть иметь процедуру проверки.
  • Пример научной гипотезы: «В среднем математический интеллект у детей в классе Б развит лучше, чем у детей в классе А».

Эмпирические и теоретические гипотезы

20:42
  • Эмпирические гипотезы требуют эмпирического исследования для проверки.
  • Теоретические гипотезы рассматривают соотношение понятий, например, сравнение определений «сверх-Я» у Фрейда и Юнга.
  • Важно формулировать гипотезы на языке научных понятий и планировать исследование заранее.

Планирование исследования

23:00
  • Планирование исследования заранее помогает избежать стихийного подхода и упустить важные аспекты.
  • Стихийные исследования могут привести к недооценке некоторых аспектов изучаемой реальности.
  • Необходимо чётко формулировать гипотезы и планировать методы и методики исследования.

Методы психологических исследований

25:41
  • Анкетирование — наиболее распространённый метод, основанный на самоотчёте испытуемых.
  • Наблюдение может быть свободным или структурированным.
  • Структурированное наблюдение включает фиксацию конкретных поведенческих проявлений, например, агрессивного поведения.

Метод беседы и интервью

28:18
  • Беседа позволяет лучше понять восприятие человека и его убеждения.
  • Интервью помогает оценить глубину понимания вопросов и вовлечённость собеседника.
  • Для исследования глубинных личностных переживаний, таких как потеря близкого или неизлечимая болезнь, метод беседы наиболее эффективен.

Физиологические методы

29:54
  • Полиграф измеряет давление, ширину зрачков, частоту дыхания и пульс для определения эмоций.
  • Энцефалограмма и томография используются для анализа активности мозга и мозгового кровотока.
  • Эти методы помогают понять, какие отделы мозга отвечают за определённые функции.

Эксперимент

31:16
  • Эксперимент позволяет проверять причинно-следственные связи, манипулируя независимыми переменными.
  • Пример: сравнение эффективности работы отдела под началом мужчины и женщины.
  • Эксперимент позволяет убедиться, что изменения являются следствием экспериментальной программы, а не случайностью.

Интерпретация данных

34:37
  • Для анализа данных используется статистика, которая учитывает разброс значений.
  • Статистические результаты всегда вероятностные, и важно учитывать вероятность ошибки.
  • Необходимо контролировать способности участников перед экспериментом и сравнивать результаты после его проведения.

Качественные исследования

38:39
  • Качественные исследования не дают количественных результатов, например, изучение восприятия верующих и атеистов.
  • Данные собираются через интервью и записываются на диктофон, затем расшифровываются и интерпретируются.
  • Важно учитывать собственные установки исследователя, чтобы избежать искажения данных.

Валидность данных

41:58
  • Для проверки валидности данных качественные исследования могут быть воспроизведены другим экспертом.
  • Если результаты совпадают, это подтверждает достоверность данных и соответствие полученной картины исследуемой реальности.

Различие количественных и качественных методов

42:44
  • Результаты исследования могут подтвердить или опровергнуть гипотезу.
  • Валидность — критерий качества исследования: внутренняя и внешняя валидность.
  • Внутренняя валидность оценивает, насколько хорошо построено исследование.
  • Внешняя валидность проверяет правильность интерпретации данных.

Критерии научности

44:04
  • Научное знание объективно, воспроизводимо и универсально.
  • Оно получено с помощью научного метода, опыта или теоретического анализа.

Различие между методом и методикой

44:47
  • Метод — общий подход, например, количественный или качественный.
  • Методика — конкретная процедура, например, методика наблюдения по Иванову или опросник Спилбергера.

Значение экспериментальной психологии

46:02
  • Экспериментальная психология необходима психологам для понимания достоверности научных данных.
  • Понимание методов получения данных важно для работы в компании.

Различия между житейской и научной психологией

46:54
  • Житейское знание стихийно и ограничено опытом одного человека.
  • Научное знание получено с помощью специальных процедур и законов логики и статистики.
  • Научное знание чётко формулируется и передаётся через научные журналы.

Научный подход и уровни обобщённости теорий

49:00
  • Теории низшего уровня обобщённости легко проверяются эмпирически.
  • Теории среднего уровня обобщённости не прямо соотносятся с эмпирикой.
  • Теории высокого уровня обобщённости сложно проверить полностью.

Принцип фальсификационизма

49:36
  • Научное познание происходит по принципу фальсификационизма: теории опровергаются, а не проверяются.
  • До опровержения теория остаётся верной.

Методы научных исследований

50:32
  • Методы: наблюдение, эксперимент, беседа, метод субъективного самоотчёта, анализ архивных данных.
  • Пример анализа архивных данных: изучение личностных особенностей Гитлера по его школьным сочинениям.

Критерии научности исследования

51:23
  • Критерии: внешняя и внутренняя валидность.

Заключение

51:36
  • Лекция посвящена теоретическому введению в экспериментальную психологию.
  • Дальнейшие лекции будут посвящены конкретным методам: эксперименту, квазиэкспериментальным планам, качественным исследованиям и обобщению.