За что разработчика вызовут в суд: патенты на игровые механики

YOUTUBE · 01.12.2025 09:54

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Слава Гриз, разработчик игр, рассказывает о своём интересе к юридическим аспектам разработки.
  • Упоминает проект White Cat Project, выпущенный в 2014 году студией Colopal Project.
  • Игра была непопулярна в США и осталась на внутреннем рынке Японии.

Механика в White Cat Project

0:59
  • В игре использовалась механика, при которой персонаж превращался в залитый контур, если был закрыт объектом.
  • Это решение помогало игроку ориентироваться в пространстве.
  • Nintendo подала иск на Colopal за нарушение патента на эту механику.

Иск Nintendo

1:54
  • Nintendo потребовала от Colopal 350 тысяч долларов за нарушение патента.
  • Colopal отказалась платить и подала в суд.

Проблемы с джойстиками Nintendo Switch

3:41
  • Обсуждаются проблемы с дрейфом джойстиков Nintendo Switch.
  • Президент Nintendo признал проблему и извинился.
  • Групповой иск от родителей был отклонён из-за условий лицензионного соглашения.

Судебное дело Colopal

7:29
  • Судебное дело растянулось более чем на шесть лет.
  • Nintendo нашла нарушения ещё пяти патентов в White Cat Project.

Патенты, нарушенные Colopal

8:08
  • Один из патентов касался управления персонажем с помощью сенсора.
  • Другой патент позволял выделять группы юнитов без отдельных нажатий.
  • Патенты также касались спящего режима консолей.

Итог судебного дела

9:58
  • Суд обязал Colopal выплатить 30 миллионов долларов за нарушение патентов.
  • Подчёркивается, что Nintendo может требовать значительные суммы за нарушение своих патентов.

Патенты и судебные иски

10:53
  • В заявлениях о нарушении патентов часто не указывается номер патента.
  • Пример иска от компании GTX к игре Clicker Heroes 2 на сумму 35 тысяч долларов за нарушение патента.
  • Патент 177838B1 касается продажи внутриигровой валюты без посредников.

Механика продажи внутриигровой валюты

11:46
  • Игроки могут покупать внутриигровую валюту за реальные деньги.
  • Разработчик контролирует цену внутриигровых токенов.
  • Обладатели патента 177838B1 судились с крупными компаниями, такими как eBay, Amazon и Apple.

Патент на стрелку в игре

12:42
  • Патент на механику стрелки в игре Crazy Taxi от Sega истёк.
  • Патенты выдаются на 20 лет, но могут быть продлены.
  • В игре Lineage стрелка выглядит иначе, что позволяет избежать нарушения патента.

Патент на систему Nemesis

14:32
  • Система Nemesis позволяет игроку выстраивать отношения с вражескими персонажами.
  • Несущественные изменения в механике могут сделать её приемлемой.
  • Warner Bros. пыталась получить патент на Nemesis более пяти лет.

Патент на управление персонажем в двух реальностях

16:24
  • Механика управления персонажем в двух реальностях запатентована.
  • Игра Reflection of Mine не нарушает патент, так как использует один экран и не имеет слоя синхронизации.

Патенты крупных студий

17:20
  • Nintendo запатентовала механику рассудка в Torment: Dark Souls для защиты от исков.
  • Патенты используются для защиты, а не для атаки на независимых разработчиков.

Патент на изменение размера тела персонажа

19:11
  • Nintendo запатентовала механику изменения размера тела персонажа при смене экипировки.
  • Эта механика может быть использована в играх, не похожих на игры Nintendo.

Патент на внутриигровые покупки в Overwatch

20:11
  • После покупки скина в Overwatch игрок попадает в матч с более слабыми игроками.

Мотивация игроков и патенты

21:08
  • Игры используют дофамин для мотивации игроков к повторным покупкам.
  • Патент на колесо выбора из Mass Effect ограничивает оформление диалогов.
  • Система профилей и достижений на консолях запатентован Microsoft.

Конфликты и обходные пути

22:02
  • Sony использует похожую систему, несмотря на патентные конфликты с Microsoft.
  • Механика прохождения сквозь потолок легко обходится изменением условий.
  • В игре Des Trending механика появления тропинок запатентована.

Патентное право в России

23:02
  • В России права на идеи не подлежат защите как результаты интеллектуальной деятельности.
  • Авторское право в России действует, но патентное право не применяется.

Патентное право в Китае

23:52
  • В Китае внутренний рынок завален играми-клонами.
  • Разработчики могут легально копировать механики без штрафов.

Международная организация и патенты

24:48
  • WIPO — международная организация, через которую можно подавать права на патенты.
  • Патенты могут действовать в 110 странах, но условия различаются.

Патентный троллинг

25:43
  • Vernet X запатентовала передачу изображений с камеры телефона.
  • Apple проиграла суд на 454 миллиона долларов, но патент был аннулирован.

Рекомендации для разработчиков

26:58
  • Независимым разработчикам не стоит бояться патентных исков.
  • Легально переосмыслять механики, не копируя их полностью.
  • Параноикам рекомендуется модифицировать патенты для избежания исков.

Заключение

28:54
  • Случаев судебных исков по патентам мало.
  • Независимым разработчикам не стоит беспокоиться о патентах.
  • Автор обещает обсудить авторское право и торговые знаки в следующем видео.