Введение 0:00 Обсуждение доказательств существования Бога и их неубедительности. Начало цикла о проблемах мира без Бога. Вопрос о возможности существования морали без Бога.
Проблемы атеистической морали 0:29 Сложность объяснения морали без Бога. Мораль на основе желаний и настроений неустойчива. Проблема осуждения поведения других людей.
Определение морали 3:37 Мораль как нормы поведения в обществе. Критерии допустимого и недозволенного поведения. Принципы отношения к событиям и другим людям.
Демокрит и его этика 4:18 Демокрит и его концепция атомов и пустоты. Стремление к счастью как цель человека. Этические тезисы Демокрита и их интуитивная благость.
Вопросы к этике Демокрита 5:37 Отсутствие объяснения долга в материалистической концепции. Этические выводы из опытных наблюдений. Проблема моральной относительности в материализме.
Протагор и относительность знания 7:25 Протагор и его учение об относительности знания. Влияние материализма на софистическое учение. Человек как мера всех вещей в этике.
Моральный релятивизм 9:11 Отказ от объективной истины в морали. Принцип выживания как единственное правило из материальных законов. Зависимость морали от общественного мнения и законодательства.
Судьба Протагора 10:31 Изгнание Протагора из Афин за его взгляды. Сожжение его книг на площади. Вопрос о выводах из этой истории.
Материализм и Протагор 10:57 Протагор продолжил идеи Демокрита о материализме и отсутствии высшего начала. Люди создают предписания и законы, основываясь на своих мнениях. Общество выгнало Протагора из-за его материалистической позиции, которая не соответствовала мировоззрению большинства.
Мировоззрение афинян 11:46 Афиняне верили в мир идей, гармоничный космический порядок и богов. Эти представления задавали принципы исследования и морали.
Закон и материализм 12:05 Закон в обществе зависит от мнения большинства, что подтверждается историей. Протагор показал, что из материализма можно сделать выводы, аналогичные идеям Демокрита.
Этика Эпикура 12:38 Эпикур видел конечную цель в этике и достижении счастья. Он отвергал религиозные представления и считал душу бессмертной. Этика Эпикура основана на разделении потребностей на естественные, необходимые и искусственные.
Категории потребностей 13:19 Естественные потребности: еда, воздух, общение. Естественные, но не необходимые: еда в больших количествах. Искусственные потребности: известность, слава, богатство.
Путь к счастью 13:52 Для достижения счастья нужно отказаться от искусственных потребностей. Истинное удовольствие не должно приносить страдания. Счастье — это свобода от страданий тела и смятения души.
Сложность материализма 14:21 Постулаты Эпикура направлены на достижение счастья, но не учитывают индивидуальные пути к нему. Пример рэпера, находящего счастье в популярности, показывает сложность материализма.
Внутренний критерий счастья 16:31 Счастье определяется внутренним состоянием человека. Никто извне не может знать, счастлив ли другой человек.
Проблема этики 18:16 Цитата Эпикура о связи приятного, разумного, нравственного и справедливого жизни не имеет аргументов. Личный опыт и наблюдения остаются единственным критерием оценки.
Итоги античного материализма 20:16 Проблема выведения этики из материализма остаётся нерешённой. Античная философия не предлагает универсального способа взаимодействия в обществе. Относительное использование морали может привести к моральному нигилизму.