Татьяна Черниговская: как мозг нас обманывает, почему врут честные люди и как прокачать интеллект

YOUTUBE · 16.11.2025 08:14

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему

0:00
  • Образование и мозг связаны с принуждением.
  • Понимание работы мозга может изменить цивилизацию.
  • Искусственный интеллект и нейронные сети связаны с мозгом.

Личное мнение о Москве

1:19
  • Автор редко бывает в Москве из-за пандемии.
  • Москва кажется далекой и бесконечной.
  • Автор считает себя известным ученым в области нейронауки.

Нейролингвистика

2:20
  • Нейролингвистика изучает связь языка и мозга.
  • Основатель нейролингвистики - Александр Лурия.
  • Нейролингвистика исследует, как мозг управляет языком.

Нейронные сети и воспитание

3:18
  • Нейронные сети формируются на протяжении жизни.
  • Гением можно родиться, но не стать, если среда не способствует.
  • Воспитание и среда играют ключевую роль в развитии мозга.

Примеры из жизни

5:18
  • Пример Дарвина, который не соответствовал ожиданиям родителей.
  • Воспитание в музыкальной среде развивает музыкальные способности.
  • Обязательное посещение театров и концертов влияет на нейронные сети.

Образование и восприятие

7:13
  • Образование не всегда связано с дипломом.
  • Пример Иосифа Бродского, который развил изысканный вкус и восприятие.
  • Гениальность может быть результатом работы и воспитания.

Принуждение в образовании

9:21
  • Образование включает долю принуждения.
  • Примеры Моцарта и Бетховена, которые подвергались жесткой дисциплине.
  • Принуждение помогает развивать таланты.

Проект Доброград

9:52
  • Доброград - новый город в Владимирской области.
  • Проект включает инфраструктуру, жилье и общественные пространства.
  • Доброград ориентирован на будущее и экологичность.

Воспитание детей

12:20
  • Современные тенденции в воспитании направлены на счастье детей.
  • Детей перегружают кружками и секциями.
  • Любовь к ребенку не означает все разрешать, а значит понимать его и поддерживать.

Понимание ребенка

13:19
  • Ребенок не обязательно является "нашим", он может быть "инопланетным жителем".
  • Важно знать его сильные и слабые стороны, чтобы не перегружать его.
  • Если ребенок не любит что-то, не заставляйте его это делать.

Перегрузка кружками

14:13
  • Если ребенок перегружен кружками, это может быть для него пыткой.
  • Важно понять, что ему нравится, и не заставлять его заниматься тем, что ему неинтересно.
  • Путь к успеху в любом деле требует времени и усилий.

Определение талантов

15:12
  • Таланты ребенка можно определить опытным путем.
  • Профессионалы могут помочь, но только близкие могут по-настоящему понять ребенка.
  • Важно уделять внимание ребенку, чтобы понять его истинные интересы.

Проблемы современного воспитания

16:07
  • Родители могут не видеть ребенка из-за работы или тщеславия.
  • Ребенок может быть погублен из-за чрезмерных требований.
  • Важно не заставлять ребенка делать то, к чему у него нет способностей.

Верность и интеллект

17:06
  • Верность может быть признаком развитого интеллекта.
  • Самоограничение и воля могут быть признаками сильной личности.
  • Люди, ведущие праздный образ жизни, могут терять себя.

Ограничения и богатство

18:04
  • Ограничения могут быть признаком воли и силы личности.
  • Богатые люди иногда намеренно ограничивают себя, чтобы не развращать детей.
  • Пример владельца IKEA, который жил скромно.

Уход за кожей

19:04
  • Патчи An-Sella помогают убрать отеки и улучшить состояние кожи.
  • Патчи содержат гиалуроновую кислоту и другие полезные ингредиенты.
  • Они разработаны с учетом климата и могут быть эффективны в разных условиях.

Вкусовые предпочтения

20:01
  • Вкусовые предпочтения меняются с возрастом.
  • Рецепторы могут быть разными, и это не всегда связано с мозговыми процессами.
  • Обучение и опыт влияют на восприятие вкусов.

Сложность мозга

21:58
  • Восприимчивость к сложным вкусам не всегда свидетельствует о сложности мозга.
  • Мозг может быть сложным в разных областях, не только в восприятии вкусов.
  • Мозг танцора также может быть сложным и занятым множеством процессов.

Мода на изучение мозга

23:13
  • Изучение мозга стало модным и популярным

Фильмы и их влияние

26:01
  • Обсуждение фильмов, таких как "Матрица" и "Льюси", которые поднимают вопросы о реальности и будущем.
  • Пример фильма, где героиня превращается в программу, что вызывает размышления о будущем.

Роман с программой

26:59
  • Фильм, где главный герой имеет роман с программой.
  • Пример из жизни: общение с матерью через программу после её смерти.

Экзистенциальная угроза

27:58
  • Фильмы, такие как "Превосходство" с Джонни Деппом, затрагивают экзистенциальные вопросы.
  • Возможность превращения людей в программы и управление миром.

Автоматизация и нестандартное мышление

28:54
  • Автоматизация задач, требующих нестандартного мышления.
  • Пример с мозгами Леонардо, которые можно разложить на атомы, но собрать обратно сложно.

Искусственный интеллект и игры

29:39
  • Программы, такие как AlphaZero, обыгрывают людей в сложные игры, такие как Go и покер.
  • Программы с интуицией, которые могут выигрывать, несмотря на меньшую скорость.

Искусственное искусство

32:38
  • Программы могут создавать произведения искусства, но не достигают уровня великих художников.
  • Пример: картина, созданная ИИ, проданная на аукционе.

Эмоциональный интеллект

35:31
  • Эмоциональный интеллект и его важность.
  • Пример с пылесосом, который ведет себя как человек, вызывая уважение.

Новые болезни и когнитивные процессы

37:28
  • Рост числа людей с дислексией, дисграфией и биполярным расстройством.
  • Генетическая предрасположенность и мода на эти болезни.
  • Важность обследования детей с такими нарушениями.

Развитие мозга у взрослых

40:12
  • Взрослым нужно продолжать развивать мозг, чтобы поддерживать его активность.
  • Логические задачи, кроссворды и шахматы помогают устанавливать новые нейронные связи.
  • Чтение серьезных книг и понимание сложных произведений искусства также способствуют развитию мозга.

Чтение и развитие мозга

41:39
  • Чтение сложных книг и понимание искусства требует когнитивной работы.
  • Дети интересуются сложными ситуациями, в отличие от взрослых.
  • Пример с чтением Гоголя: важно не количество книг, а их сложность и глубина.

Влияние великих произведений

44:26
  • Великие произведения, такие как Шекспир и Достоевский, требуют глубокого понимания.
  • Чтение и понимание этих произведений развивает мозг и сознание.
  • Бизнес-тренинги и чтение бизнес-литературы не заменяют глубокое понимание искусства.

Подготовка к восприятию великих произведений

49:13
  • Для восприятия великих произведений нужна внутренняя подготовка и развитие вкуса.
  • Пример с "Принцем и нищим": неподготовленный человек не понимает ценность великих произведений.
  • Подготовка к восприятию требует отшлифованного вкуса и понимания.

Влияние среды на развитие

50:07
  • Великие дизайнеры и балерины часто из Франции и Италии, что связано с культурной средой.
  • Пример с Уотсоном: его слова о наследуемости глупости были неправильно поняты и привели к скандалу.
  • Интеллект и способности не всегда связаны с IQ, и разные люди могут быть успешны в разных областях.

Влияние среды на развитие

53:58
  • Разные люди могут достичь успеха в разных областях, если будут в одинаковых условиях.
  • Для эксперимента нужно изъять детей из Эфиопии и поместить их в среду с высоким уровнем образования.
  • Мозг людей из Эфиопии не менее развит, чем у жителей развитых стран, несмотря на различия в условиях жизни.

Ложные воспоминания

56:44
  • Воспоминания могут быть искажены эмоциями и впечатлениями.
  • Ложные воспоминания могут быть внушены, например, через методы НЛП или газлайтинг.
  • Мозг не всегда точно фиксирует реальность, иногда гиперболизируя или игнорируя детали.

Работа мозга во сне

1:02:39
  • Мозг продолжает работать даже во сне, перекачивая информацию в долговременную память.
  • Ночные занятия могут привести к провалу экзамена из-за недостаточной переработки информации.
  • Сны могут быть интерпретированы как переработка переживаний, но это не всегда точно.

Память и запахи

1:06:28
  • Запахи могут вызывать сильные воспоминания, как у Пруста в "В поисках утраченного времени".
  • Искусство часто опережает науку в понимании памяти и восприятия.

Импрессионисты и память

1:07:27
  • Импрессионисты предвосхитили открытия сенсорной физиологии.
  • Пруст описал память, опередив психологию на десятилетия.
  • Запахи играют важную роль в памяти, вызывая воспоминания.

Ложь и мозг

1:08:27
  • Ложь требует значительных усилий для мозга.
  • Мозг должен контролировать, что человек лжет, что увеличивает энергозатраты.
  • Ложь связана с социальными и психологическими факторами, а не с биологией.

Патологические лжецы

1:11:17
  • Патологические лжецы часто имеют детские травмы или зависимости.
  • Некоторые ученые связывают ложь с биологическими особенностями мозга.
  • Однако, это требует значительных статистических данных, которые сложно собрать.

Вера и логика

1:13:17
  • Вера не требует доказательств, это личное убеждение.
  • Логика не управляет поведением людей и социальных групп.
  • Влюбленность объясняется химическими процессами, а не только логикой.

Искусство и мозг

1:16:29
  • Искусство помогает понять, как работает мозг, через археологию знания.
  • Рукописи и черновики великих людей дают insight в их мышление.
  • Искусство и наука должны работать вместе для понимания мозга.

Археология и мозг

1:19:13
  • Археологические находки помогают понять символическое мышление древних людей.
  • Примеры, такие как браслеты и кольца, показывают сложные общества и умения.
  • Мозг древних людей не сохранился, но их достижения говорят о высоком уровне развития.

Искусство и восприятие

1:21:12
  • Украшения могут символизировать сложные типы сознания.
  • Современное искусство, такое как работы Деми Херст и Трейси Эмин, требует глубокого понимания.
  • Искусство существует только в контексте восприятия зрителя.

Пример с музыкой

1:23:08
  • Восприятие искусства зависит от контекста и культуры зрителя.
  • Пример с китайским музыкантом, играющим на старинном инструменте, показывает, что не все могут понять искусство.
  • Черный квадрат может вызывать разные реакции в зависимости от восприятия.

Постмодернизм и его критика

1:25:00
  • Постмодернизм разрушает традиции, но это может быть профанацией.
  • Постмодернизм устарел, и искусство возвращается к классическим формам.
  • Пример с японской живописью, где белое на белом создает иллюзию снежной равнины.

Искусство и наука

1:27:59
  • Импрессионисты открыли свойства зрительного восприятия, которые наука подтвердила позже.
  • Искусство опережает науку, показывая, как мы видим мир.
  • Для создания нового искусства нужно знать, что делали до тебя, иначе это просто пижонство.

Личное мнение и работа

1:29:55
  • Автор считает, что современное искусство идет по старым дорогам.
  • Работа в Zoom может быть изнурительной, но это часть жизни.
  • Надежда на изменения в будущем угасла, и автор принял свою жизнь такой, какая она есть.