Тема 13.1. Внутренняя политика Александра Первого.

YOUTUBE · 01.12.2025 08:56

Ключевые темы и таймкоды

Введение в курс

0:04
  • Маша Хей Кэтс приветствует зрителей и объявляет тему урока: внутренняя и внешняя политика Александра I.
  • Урок будет разделен на три части: внутренняя политика до и после войны с Наполеоном, внешняя политика до 1812 года и заграничный поход 1812 года.
  • Завершение восьмого класса и начало изучения материала девятого класса.

Александр I и его воцарение

1:24
  • Александр I правил с 1801 по 1825 год.
  • Его отец Павел I был свергнут и убит, что привело к воцарению Александра.
  • Александр не участвовал в заговоре, но его влияние на политику было значительным.

Влияние Екатерины II и воспитание

2:19
  • Екатерина II взяла под опеку Александра и его брата Константина.
  • Александр впитал идеи просвещенного абсолютизма и либерализма.
  • Важное влияние на Александра оказал швейцарский республиканец Фредерик Лагарп.

Первые шаги Александра I

3:14
  • Александр вернул на службу уволенных Павлом чиновников.
  • Уничтожил тайную экспедицию и восстановил жалованные грамоты дворянству и городам.
  • Вернул привилегии дворянству, включая возможность не служить и не платить налоги.

Внутренние реформы

4:39
  • Александр стремился к внутренним реформам и созданию представительных органов власти.
  • Создал непременный совет и негласный комитет для обсуждения и утверждения законопроектов.
  • Негласный комитет готовил проекты реформ, которые затем обсуждались в непременном совете.

Негласный комитет

6:57
  • Негласный комитет состоял из друзей Александра и готовил проекты реформ.
  • Комитет существовал до 1803-1805 годов, когда друзья Александра заняли важные посты в государственном управлении.
  • Негласный комитет подготовил проекты наиболее значимых реформ периода Александра I.

Реформы государственного управления

9:29
  • В период правления Александра I были проведены реформы государственного управления.
  • Вместо петровских коллегий были созданы министерства, которых стало восемь.
  • Приказы, созданные при Иване Грозном, были заменены коллегиями при Петре I.

Ликвидация коллегий и создание министерств

10:28
  • Петр I ликвидировал приказы и создал коллегии, управляемые коллегиально.
  • В начале XIX века коллегии потеряли актуальность, и были созданы министерства.
  • Каждое министерство возглавлялось министром, ответственным перед императором.

Структура министерств

11:24
  • Первыми министерствами стали: иностранных дел, военно-сухопутных сил, военно-морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения.
  • Министры отвечали за свои министерства и отчитывались перед императором.
  • Позже был создан комитет министров для координации деятельности министерств.

Сенат и его роль

12:12
  • Сенат, созданный Петром I, оставался высшим органом власти до революции.
  • Сенат выполнял законодательные, исполнительные и судебные функции.
  • К началу XIX века сенат стал высшим судебным органом, разрешая сложные судебные дела.

Сперанский и его проект реформ

13:57
  • Сперанский, выходец из незнатной семьи, быстро дослужился до личного дворянства.
  • Александр I пригласил Сперанского работать в императорском дворе.
  • Сперанский предложил проект реформ, включающий разделение властей и создание Государственной думы.

Основные идеи проекта Сперанского

14:48
  • Проект предусматривал разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную.
  • Сперанский планировал дать избирательные права всем собственникам недвижимости, кроме крепостных.
  • Проект был демократическим и либеральным для того времени.

Реализация проекта Сперанского

15:40
  • Проект не был реализован из-за его преждевременности.
  • Некоторые идеи Сперанского были реализованы в проекте Витте и манифесте 17 октября.
  • Государственный совет, созданный в 1810 году, обсуждал законы, но не был выборным органом.

Оппозиция и ссылка Сперанского

18:13
  • Сперанский столкнулся с сильной оппозицией со стороны дворянства и чиновничества.
  • Александр I отправил Сперанского в ссылку, чтобы избежать недовольства.
  • Дворяне и чиновники боялись потери своих привилегий и самодержавия.

Причины отстранения Сперанского

20:05
  • Дворяне были недовольны ограничением самодержавия и крепостничества.
  • Сперанский предлагал обложить дворян налогом и ввести экзамены для подтверждения чинов.
  • Международная обстановка и войны мешали Александру I проводить масштабные реформы.

Сперанский и Наполеон

22:01
  • Сперанский мог быть шпионом Наполеона.
  • Наполеон высоко оценил проекты Сперанского.
  • Александр I отослал Сперанского, чтобы избежать слухов.

Карамзин и Сперанский

22:54
  • Карамзин критиковал идеи Сперанского о разделении властей.
  • Карамзин считал, что самодержавие лучше подходит для России.
  • Консервативные круги были сильны, что повлияло на государственную идеологию.

Реформы Сперанского

24:33
  • Реформы Сперанского могли привести к расколу общества.
  • Александр I вернул Сперанского ко двору при Николае I.
  • Сперанский продолжал реформы при Николае I.

Реформы образования

25:53
  • Александр I создал единую систему образования.
  • Появились приходские школы, уездные училища и губернские гимназии.
  • Университеты получили автономию и демократическое управление.

Крестьянские реформы

29:09
  • Крепостное право тормозило экономическое развитие.
  • Промышленный переворот требовал больше рабочих.
  • Отмена крепостного права должна была быть постепенной, чтобы избежать хаоса и недовольства дворян.

Указ о вольных хлебопашцах

31:32
  • В 1803 году, за 58 лет до отмены крепостного права, вышел указ о вольных хлебопашцах.
  • Причины указа: тяжелое положение крепостных крестьян и его негативное влияние на экономику.
  • Крепостное право отрицательно с точки зрения гуманизма и экономического прогресса.

Отсутствие законной возможности у помещиков

32:27
  • Помещики не имели законной возможности отпускать крестьян на волю.
  • Крестьяне могли выкупать свою свободу, но формально оставались крепостными.
  • Указ давал помещикам законную возможность отпускать крестьян, что соответствовало либеральным настроениям.

Либеральные устремления Александра I

33:24
  • Александр I, воспитанник Екатерины II, стремился к отмене крепостного права.
  • Указ о вольных хлебопашцах позволял помещикам отпускать крестьян на волю по их желанию.
  • Помещики могли выделять землю свободным крестьянам за выкуп, что оформлялось специальной бумажкой.

Рекомендательный характер указа

34:21
  • Указ имел рекомендательный характер, не обязывая помещиков отпускать крестьян.
  • Александр I прощупывал почву для будущих реформ в сфере крепостничества.

Реакция на указ о вольных хлебопашцах

35:18
  • Указ о вольных хлебопашцах вызвал негативную реакцию среди дворянства и помещиков.
  • Только 0,25-1% крестьян были освобождены, что не изменило их положение.
  • Помещики были заинтересованы в увеличении оброка и барщины.

Последствия указа

36:16
  • Улучшение жизни крестьян не произошло.
  • Указ стал важным шагом к отмене крепостного права.
  • Были созданы секретные комитеты и проведены реформы при Николае I и Александре II.

Влияние на либерально настроенную интеллигенцию

37:09
  • Указ повлиял на либерально настроенную интеллигенцию, вызвав надежду на отмену крепостного права.
  • Это привело к созданию тайных обществ, таких как Союз благоденствия и Союз спасения.

Реформы в Прибалтике

38:09
  • В Прибалтике были проведены эксперименты по улучшению положения крестьян.
  • Запрет на продажу крестьян без земли и произвольное увеличение оброка.
  • Введение крестьянского самоуправления и двухдневной барщины.

Реформы при Александре I

40:04
  • Запрет на продажу крестьян с разделением семей.
  • Государственные крестьяне не передавались в частные руки.
  • Мещане, купцы и государственные крестьяне получили право покупать незаселенные земли.
  • Отменено право помещиков ссылать крестьян за незначительные проступки в Сибирь.

Реформы Александра I и война с Наполеоном

42:31
  • Александр I провел реформы до войны с Наполеоном 1812 года.
  • Наполеон напал на Россию в 1812 году, но был изгнан.
  • Победа над Наполеоном укрепила консервативные слои дворянства в вере в превосходство российских порядков.

Влияние победы на Европу и либеральные кружки

43:26
  • В Европе после победы России восстанавливали старые правительства.
  • Появились мысли об ограничении действия парламентов и конституций.
  • Либеральные кружки активизировались, надеясь на реформы и отмену крепостного права.

Опасения Александра I и осторожные реформы

44:15
  • Александр I боялся заговоров и масштабных перемен.
  • Либеральные реформы стали проводиться осторожнее и в секрете.
  • После войны не было значительных либеральных реформ.

Присоединение Финляндии и Польши

45:08
  • Финляндия и Польша вошли в состав Российской империи.
  • Польша получила автономию и конституцию в 1815 году.
  • Финляндия также получила автономию, но без конституции.

Проект конституции для России

47:44
  • Александр I поручил разработать конституцию для России.
  • Проект Новосельцева предусматривал двухпалатный парламент и свободу слова.
  • Проект не был реализован из-за неготовности Александра I к масштабным преобразованиям.

Последствия дарования конституции Польше

49:06
  • Александр I пообещал российскую конституцию, но проект не был принят.
  • Либералы активизировали общественную деятельность и начали разрабатывать проекты конституции.
  • У поляков росло общественное сознание и стремление к независимости.

Изменения после победы над Наполеоном

50:54
  • Александр I разрешил помещикам ссылать крестьян в Сибирь.
  • Крепостным запретили подавать жалобы на хозяев.
  • Усилился надзор за газетами и книгами, а также за тайными организациями.

Крепостное право и его отмена

51:47
  • Крепостное право в России оставалось, но обсуждалось в секретных комитетах.
  • В Прибалтике провели эксперимент по отмене крепостного права, но крестьяне потеряли права на землю.
  • Крестьяне должны были арендовать землю у помещиков, что ухудшило их положение.

Планы по отмене крепостного права

53:44
  • Были планы по отмене крепостного права, но они не были реализованы.
  • Аракчеев стал важным министром, и его предложения принимались императором.
  • Основным проектом Аракчеева были военные поселения.

Военные поселения

56:01
  • Военные поселения сочетали военную службу с сельским хозяйством.
  • Идея создания военных поселений возникла из-за истощения бюджета на содержание армии.
  • Первые военные поселения появились после победы над Наполеоном в 1816 году.

Условия жизни в военных поселениях

56:53
  • Солдаты занимались сельским хозяйством и ремеслами.
  • Военные поселения имели жесткую регламентацию и тяжелые условия жизни.
  • В поселения брали семьями, что создавало дополнительные трудности.

Регламентация и последствия

57:42
  • День в поселениях был строго регламентирован.
  • Условия жизни были суровыми, с высокой смертностью.
  • Военные поселения экономили бюджет, но ограничивали развитие хозяйства.

Развитие ремесел и новые методы хозяйствования

59:25
  • В поселениях развивалось ремесло и новые методы хозяйствования.
  • Военные поселения были эффективными, но не с моральной точки зрения.
  • В проектах декабристов и западников была идея отмены военных поселений.

Портрет Александра I и его окружение

1:00:45
  • Александр I изображается рядом с Екатериной II.
  • В окружении Александра были Кочубей, Строганов, Сперанский и Аракчеев.
  • В первой половине правления Александра преобладали либеральные реформы, во второй – консервативные.

Внутренняя и внешняя политика

1:02:35
  • Александр I был известен своей политической волей и стойкостью.
  • Война с Наполеоном изменила его, вызвав религиозный кризис.
  • Россия стала новым центром силы, а установленная Александром система международных отношений просуществовала более 30 лет.