Татьяна Черниговская. Как познать себя через искусство. Мозг, сознание и искусство. Интеграция гуманитарных и естественных наук и технологий

DZEN · 01.12.2025 08:51

Ключевые темы и таймкоды

Впечатления от балета

0:32
  • Автор делится впечатлениями от балета в Осло, где танцоры демонстрируют невозможные движения.
  • Она отмечает, что это говорит о высоком уровне человеческой эволюции и тренировке тела.
  • Автор подчеркивает, что тело само по себе не делает ничего, и что это результат сложных нейронных сетей.

Нейронные сети в танце

1:30
  • Автор объясняет, что танец требует сложных нейронных сетей и координации движений.
  • Она подчеркивает, что танец включает в себя восприятие музыки, ритма и сложных движений.
  • Автор отмечает, что это не просто спорт, а сложная эмоциональная и духовная деятельность.

Когнитивные способности танцоров

3:25
  • Автор обсуждает, почему одни танцоры успешны, а другие нет.
  • Она упоминает, что крупные актеры, такие как Диана Вишнева, обладают высокими когнитивными способностями и духовным миром.
  • Автор подчеркивает, что танцоры вкладывают свои духовные и когнитивные способности в движения.

Научные исследования мозга

5:00
  • Автор объясняет, что современные научные исследования мозга показывают связи между различными областями.
  • Она рассказывает о коннектомах, которые помогают увидеть связи между нейронами.
  • Автор отмечает, что эти исследования позволяют увидеть то, что раньше было невозможно.

Методы исследования мозга

5:41
  • Автор обсуждает, как мы узнаем о работе мозга через клинические данные и новые технологии.
  • Она объясняет, что современные методы, такие как функциональный магнитный резонанс и позитронная эмиссионная томография, позволяют увидеть активность мозга в реальном времени.
  • Автор подчеркивает, что эти методы дают возможность понять, что происходит в мозге во время выполнения различных задач.

Введение в картографию

7:57
  • Введение радиоактивного вещества в вену для фиксации его движения по организму.
  • Пример с чтением поэзии для демонстрации процесса.
  • Важность понимания, откуда и куда идет информация в организме.

Научные изображения и их интерпретация

8:51
  • Научные изображения в журналах используют назначенные цвета для обозначения активности.
  • Желтый цвет означает низкую вероятность событий, красный - высокую активность.
  • Такие изображения нужно читать как графики или рисунки.

Логическое противоречие в работе мозга

9:48
  • Пример с поврежденной зоной мозга и его влиянием на способность считать.
  • В здоровом мозге весь мозг активен, а не только одна зона.
  • Речь и другие функции мозга задействуют множество областей.

Работа мозга и его функции

10:48
  • Мозг использует разные виды памяти: кратковременную, долговременную, декларативную и процедурную.
  • Ассоциации могут быть связаны с цветом, запахом или жизненными событиями.
  • Мозг работает на полную катушку, несмотря на распространенные мифы о его неполной активности.

Устный перевод и его сложность

12:39
  • Устный перевод требует высокой скорости и переключения между языками.
  • Это создает огромный стресс для мозга, который работает на полную мощность.
  • Даже опытные переводчики испытывают сильное напряжение из-за необходимости следить за смыслом и адекватно переводить.

Бессознательная деятельность

14:34
  • Многие люди выполняют сложную интеллектуальную работу на бессознательном уровне.
  • Пример: профессор, знающая 16 языков, может выучить 17-й за пару недель.
  • Деятельность настолько поглощает, что запоминание становится ненужным.

Перевод на три языка

15:32
  • Переводчица переводила синхронно на три языка: греческий, новогреческий, немецкий и литовский.
  • Она физически чувствовала, как перекатываются слова при переводе.
  • Перевод был важен для судебного процесса по судостроению.

Мифы о полилингвизме

16:31
  • Большинство людей на Земле говорят на двух и более языках.
  • Миф: большинство людей монолингвы, а полилингвы — исключение.
  • Пример: китайцы говорят на множестве диалектов, которые не понимают друг друга.

Вред полилингвизма

17:28
  • Полилингвизм не вреден для ребенка, если он живет в многоязычной среде.
  • Проблема в том, что некоторые родители стремятся удовлетворить свои амбиции, а не интересы ребенка.
  • Важно, чтобы ребенок был здоров и счастлив, а не просто выучил много языков.

Понимание детей

18:29
  • Родители должны понимать своих детей, как инопланетян, а не как продолжение себя.
  • Пример: внучка коллеги, которая хочет заниматься наукой, несмотря на плотный график.
  • Важно найти баланс между интересами ребенка и его возможностями.

Примеры великих личностей

20:26
  • Примеры: Дарвин, который не послушал родителей и стал ученым, несмотря на ожидания.
  • Важно понимать, что дети могут быть активными и стремиться к сцене, или тихими и углубленными в свои интересы.
  • Родители должны поддерживать и направлять детей, но не навязывать свои ожидания.

Введение в книгу Эрвина Шлюзингера

21:29
  • Эрвин Шлюзингер, физик и нобелевский лауреат, написал книгу "Что такое жизнь с точки зрения физики".
  • Книга интересна тем, что рассматривает жизнь с точки зрения физики, что обычно не входит в компетенцию физиков.
  • Вопрос о поиске жизни во Вселенной становится актуальным в контексте текущих событий.

Вопрос о существовании других типов жизни

22:24
  • Вопрос о том, что нужно увидеть в космосе, чтобы подтвердить наличие жизни.
  • Возможность существования других типов жизни, которые могут быть не опознаны.
  • Вопрос о самоценности знания и его важности для человечества.

Самоценность знания

23:11
  • Вопрос о том, зачем заниматься наукой, когда есть много других занятий.
  • Самоценность знания как такового, которое не нужно для практических целей.
  • Интерес к знанию как самоцель, что было забыто со времен античности.

Поле дисциплинарность и конвергенция наук

24:10
  • Современная наука характеризуется поле дисциплинарностью и конвергенцией наук.
  • В прошлом была область знания, называемая натур-философией, которая охватывала все науки.
  • В настоящее время науки сильно проникают друг в друга.

Пример с овладением языком ребенком

25:07
  • Пример с изучением того, как маленький ребенок овладевает своим первым языком.
  • Ребенок не учит язык, а "хватает" его, делая работу, которую не могут выполнить лингвисты.
  • Для изучения этого процесса нужно знать физиологию, психологию и лингвистику.

Мультидисциплинарность и образование

27:06
  • Необходимость знания физиологии, психологии, лингвистики и математики для изучения темы.
  • Опасность мультидисциплинарности в образовании, чтобы не наплодить дилетантов.
  • Необходимость нового подхода к обучению, чтобы избежать этой проблемы.

Генетика и палеогенетика

28:06
  • Генетика играет огромную роль в понимании эволюции человека.
  • Современные инструменты позволяют работать с ДНК, возраст которой достигает 600 тысяч лет.
  • Автор хотела бы получить генетическое образование и заниматься палеогенетикой.

Родственные связи и неандертальцы

29:04
  • Ранее считалось, что неандертальцы не являются родственниками человека.
  • Современные исследования показывают, что неандертальцы и денисовские люди являются нашими родственниками.
  • Генетические исследования подтверждают, что неандертальцы дали нам полезные гены, такие как иммунитет.

Вопросы и надежды

30:02
  • Вопросы о судьбе неандертальцев остаются открытыми.
  • Автор встретила неандертальца у Мариинского театра, что вызывает интерес.
  • Генетические исследования помогают ответить на вопросы о родственных связях между различными этносами.

Генетические исследования и их значение

30:55
  • Генетические исследования позволяют точно определить родственные связи между людьми.
  • Эти исследования дают ценную информацию о прошлом и помогают понять, кто кому родственник.
  • Генетические данные позволяют узнать больше о жизни и смерти древних людей, что было невозможно ранее.

Сознание и его изучение

32:16
  • Обсуждение темы сознания и его естественно-научного изучения.
  • Отсутствие единого мнения о том, что такое сознание.
  • Трудности в переводе и интерпретации различных определений сознания.

Сознание у разных видов

33:14
  • Сомнения в наличии сознания у всех людей.
  • Цитата Эйнштейна о бесконечности вселенной и человеческой глупости.
  • Вопросы о наличии сознания у животных и вирусов.

Дискуссии с учеными

34:08
  • Участие в дискуссиях с учеными, включая Далай-ламу.
  • Вопросы о сознании у различных видов, включая комаров и растения.
  • Сложность и неопределенность в изучении сознания.

Научные методы и сознание

36:01
  • Отсутствие договоренностей о том, что такое сознание.
  • Проблемы с изучением сознания в науке.
  • Необходимость фактов, которые должны быть статистически достоверными и проверяемыми.

Профессиональные разговоры

37:01
  • Важность понимания, что именно ищешь при изучении сознания.
  • Различие между хорошим владением чем-либо и сознанием.
  • Сложность и запутанность темы сознания.

Перспективы и опасности новых технологий

37:56
  • Искусственный интеллект развивается очень быстро, что вызывает опасения.
  • Греф предсказывает исчезновение многих специальностей в ближайшие пять лет.
  • Люди могут начать вести креативный образ жизни, но это вызывает сомнения.

Опасности цивилизации праздности

38:55
  • Люди, освободившиеся от тяжелого труда, могут стать агрессивными.
  • Наступает цивилизация праздности, что является большой опасностью.
  • Искусственный интеллект может развиться до уровня личности, что приведет к перевороту цивилизации.

Юридические и этические вопросы

40:49
  • Искусственный интеллект не устает, считает быстрее и не имеет эмоций.
  • Это ставит юридические и этические вопросы, включая ответственность за действия ИИ.
  • Беспилотники уже вызывают проблемы, и никто не знает, как с ними справляться.

Моральные дилеммы и этика

41:47
  • Моральные дилеммы, такие как вагонетка, могут быть реализованы в реальной жизни.
  • В ИИ должны быть вложены основы этики и морали, но они различаются в разных культурах.
  • Это создает серьезные проблемы, которые осознаются специалистами по биоэтике и юристами.

Ответственность ученых

42:47
  • Ответственность ученых перед обществом всегда была высока, но сейчас она особенно важна.
  • Запреты на технологии не работают, и ученые могут продолжать исследования, несмотря на запреты.
  • Личное решение и внутренний закон могут регулировать поведение, но пока признаков осознания нет.

Когнитивная наука и искусственный интеллект

44:23
  • Когнитивная наука считается одной из самых важных и модных тем.
  • Исследования мозга и когнитивных процессов требуют огромных финансовых вложений.
  • Для разработки искусственного интеллекта необходимо понимание работы мозга.

Масштабные проекты и междисциплинарный подход

45:22
  • В исследованиях мозга участвуют лучшие университеты и мировые звезды.
  • В проектах задействованы науки о живом, физика и высокотехнологичные разработки.
  • Создание приборов для исследований требует значительных усилий и времени.

Роль философии в когнитивной науке

46:28
  • Философия стала важной частью когнитивной науки.
  • Философы помогают задавать правильные вопросы и интерпретировать данные.
  • В исследованиях мозга требуется профессиональное мышление и интерпретация.

Проблемы с объемом информации

47:28
  • Объем информации в когнитивной науке огромен и требует систематизации.
  • На конференциях по когнитивной науке часто нет устных докладов, а только постеры.
  • Объем информации настолько велик, что его невозможно полностью обработать.

Мультидисциплинарный подход

48:26
  • Когнитивная наука включает лингвистику, антропологию, нейронауки, искусственный интеллект и психологию.
  • В университете, где работает автор, есть программа "Когнито в сталис", которая готовит специалистов в этой области.
  • Студенты программы работают в институтах и участвуют в реальных исследованиях.

Эволюция и нейроэволюция

49:40
  • Эволюция на Земле шла от простого к сложному.
  • Природа могла бы обойтись без сложных организмов, таких как люди.
  • Эволюция можно рассматривать как нейроэволюцию, направленную на создание сложного мозга.

Природа и человек

50:29
  • Природа могла бы обойтись без людей, но решила создать "зеркало" в нашем лице.
  • Люди приносят вред природе, но их мозг обеспечивает стремительное развитие информационного мира.

Знаковые системы и нематериальные вещи

51:20
  • Математика, язык и музыка — нематериальные вещи, которые развились у людей.
  • Эти навыки уникальны для человека и отсутствуют у других существ.

Интеллект животных

52:38
  • Некоторые животные, такие как вороны, обладают высоким интеллектом, несмотря на небольшой мозг.
  • Эволюция шла разными путями, и природа могла позволить себе разные стратегии.

История сознания

54:32
  • История жизни — это история сознания.
  • Вопрос о том, почему это так, остается без ответа.

Открытие нового вида человека

54:42
  • В Денисовой пещере на Алтае был найден новый вид человека - денисовский человек.
  • Обнаружена фаланга девочки 12 лет и украшения.
  • Это открытие стало крупнейшим в генетике.

Необычные находки

55:39
  • Вокруг фаланги найдены кольца и браслеты из нефрита.
  • Обнаружены бусины из скорлупы страуса, что вызывает вопросы о происхождении.
  • Это указывает на обмен и взаимодействие с другими видами.

Влияние новых открытий

56:38
  • Генетики продолжают находить новые виды и артефакты.
  • Это приводит к пересмотру наших знаний о человеческой истории.
  • Генетические исследования помогают понять происхождение и эволюцию человечества.

Генетическое разнообразие

57:34
  • Человеческая история находится в состоянии быстрого переписывания.
  • Генетические данные показывают, что мы являемся смесью пяти разных видов.
  • Гены денисовского человека присутствуют в Северной и Центральной Азии.

Происхождение языка

58:42
  • Происхождение языка остается неизвестным.
  • Языковые коммуникационные системы есть у всех живых существ.
  • У человека язык имеет сложную структуру, связанную с генетикой и мозгом.

Разнообразие языков

59:46
  • На планете около шести тысяч языков, которые сильно различаются.
  • Структурная лингвистика изучает общие черты языков.
  • Лингвисты исследуют различные языки, чтобы понять, что общего у всех.

Лингвистические исследования

1:00:45
  • Лингвисты работают с разными языками, чтобы найти общие черты.
  • Эти исследования финансируются и проводятся в крупных научных центрах.
  • Лингвисты ищут, что общего у всех языков, несмотря на их различия.

Организация языка в мозгу

1:02:42
  • Язык рассматривается как одна из высших психических функций.
  • Язык не входит в одну категорию с памятью, вниманием и счетом.
  • Язык имеет свою уникальную организацию в мозгу, но не является отдельным органом.

Языковые нарушения и мозг

1:03:35
  • Языковые нарушения могут быть связаны с проблемами памяти или скорости.
  • Споры о том, как мозг обрабатывает язык, продолжаются.
  • Мозг работает по принципу модулярности или сети, что вызывает разногласия среди ученых.

Мозг и его функции

1:04:30
  • Мозг не имеет отдельных зон для суффиксов, это сложная сеть.
  • Для разрешения научных споров нужны доказательства.
  • Зона Брока отвечает за речь, но это не единственная зона.

Зона Вернике и восприятие речи

1:05:22
  • Зона Вернике занимается восприятием речи.
  • Мозги пациентов с повреждением зоны Вернике показывают, что это не единственная зона.
  • Томография показывает, что повреждения могут быть глубже, чем считалось ранее.

Сложность языковых функций

1:07:13
  • Языковые функции распределены по всему мозгу.
  • Ассоциации и воспоминания также важны для понимания языка.
  • Схемы в учебниках не отражают реальную работу мозга.

Современные исследования мозга

1:08:11
  • Эксперименты по изучению мозга требуют много времени и ресурсов.
  • Пример: исследование длилось шесть минут, но подготовка заняла два года.
  • Доступ к таким исследованиям ограничен из-за финансовых и организационных барьеров.

Язык как коммуникация

1:09:35
  • Язык не обязательно является коммуникационной системой.
  • Хомский утверждает, что язык многозначен и не всегда понятен.
  • Для коммуникации лучше использовать азбуку Морзе, которая не требует интерпретаций.

Конвенциональность языка

1:10:41
  • Язык конвенционален, мы договариваемся о значении слов.
  • В разных языках одни и те же слова могут иметь разные значения.
  • Смена ролей в языке зависит от контекста и договоренностей.

Диалоговые правила

1:11:41
  • В диалогах важно соблюдать правила: один говорит, другой молчит.
  • В ток-шоу часто нарушаются эти правила, что делает диалог неэффективным.
  • Языковая компетенция — это система абстрактных правил, которые записываются в мозге ребенка при овладении языком.

Учебник языка в мозге

1:12:40
  • Мозг знает, как устроен язык, независимо от уровня интеллекта.
  • Любой ребенок овладевает языком, несмотря на отсутствие знаний.
  • Мозг знает, как устроена языковая система, и мы хотим понять это, чтобы изменить методы обучения.

Генетика и язык

1:14:18
  • Гены играют роль в овладении языком, но не все дети с дислексией имеют генетические нарушения.
  • Некоторые дети с высоким интеллектом могут иметь проблемы с языком.
  • Генетика и нейронаука креативности исследуют, как мозг обрабатывает язык и креативность.

Современные карты мозга

1:16:21
  • Современные карты мозга показывают, что функции не разделены на отдельные "ящички".
  • Мозг работает как комплекс, а не как лоскутное одеяло.
  • Наука приближается к работе с кейсами, так как сложно сравнивать разные группы людей.

Пересечение категорий

1:18:10
  • Некоторые категории могут пересекаться, например, академики и алкоголики.
  • Это усложняет проведение исследований и требует новых подходов.

Проблемы с обследованием

1:18:25
  • Обследование одного и того же человека каждый день приводит к разным результатам.
  • Люди могут уставать от повторяющихся задач и выдавать неверные результаты.
  • Важно учитывать, что задания меняются каждый день, даже для одного человека.

Важность мозолистого тела

1:19:21
  • Мозолистое тело соединяет правое и левое полушария мозга, обеспечивая переброску информации.
  • Это объясняет, почему задания не остаются одинаковыми для одного человека.
  • Важно избегать ловушек, которые сам себе расставляешь.

Состояние REST

1:20:17
  • Состояние REST означает "рандом эпизодик сайленд" и является состоянием, когда мозг ничего не делает.
  • Это состояние важно для медитации и других практик.
  • Мозг может удерживать огромное количество информации, несмотря на его сложность.

Объем информации в мозге

1:21:14
  • Мозг состоит из ста миллиардов нейронов и квадриллиона связей между ними.
  • Это больше, чем число элементарных частиц во Вселенной.
  • Мозг может вместить огромное количество информации, но может перенапрячься.

Аналоговый и квантовый компьютеры

1:22:14
  • Мозг включает аналоговый и квантовый компьютеры, которые не занимаются вычислениями.
  • Эти компьютеры занимаются другими задачами, такими как восприятие произведений искусства и гениальные диагнозы.
  • Сознательное и бессознательное сложно разделить, и многие гениальные люди действуют интуитивно.

Аналоговое восприятие

1:24:08
  • Некоторые люди обладают аналоговым восприятием, которое не выводится в сознание.
  • Это позволяет им делать точные диагнозы без использования сложных методов.
  • Аналоговое восприятие играет важную роль в диагностике и других областях.

Влияние знаний о мозге

1:24:18
  • Знания о мозге могут изменить структуру и управление обществом.
  • Принципы функционирования сложных систем и алгоритмы принятия решений.
  • Пример с игрой в нарды и выбором шагов.

Образование и подготовка элит

1:25:18
  • Образование важно на всех уровнях.
  • Подготовка интеллектуальных элит и их готовность к принятию решений.
  • Искусственный интеллект и базы данных Big Data.

Ограничения искусственного интеллекта

1:26:14
  • Искусственный интеллект не может учитывать все факторы.
  • Пример с астмой контрагента и необходимостью специальной подготовки.
  • Высокая мотивация для выступлений в администрации президента.

Знания и управление

1:27:12
  • Люди, управляющие странами, не знают всех научных знаний.
  • Необходимость отслеживания научных новостей.
  • Важность отслеживания знаний для принятия решений.

Новый мир и прозрачность

1:28:12
  • Новый мир с гаджетами и прозрачностью.
  • Пример с сумками Prada и прослушиванием.
  • Согласие на проверки ради безопасности.

Влияние обучения на мозг

1:29:25
  • Обучение улучшает качество нейронной сети.
  • Рост дендритов и увеличение нервных волокон.
  • Важность выбора пищи и напитков для мозга.

Инстинкты и моральное поведение

1:31:18
  • Инстинкты, такие как языковой и музыкальный.
  • Математические инстинкты и инстинкт морального поведения.
  • Сомнения в существовании инстинкта морального поведения.