Ирина Староверова, Развитие Христианской и герметической каббалы

YOUTUBE · 01.12.2025 07:46

Ключевые темы и таймкоды

Христианская каббала

0:00
  • Лекция о христианской каббале, которая является синтезом идей каббалы с христианскими откровениями.
  • Развивалась в научных кругах и поощрялась церковью для миссионерской деятельности среди иудеев.

Начало христианской каббалы

5:38
  • Начало в Флоренции в Академии Медичи, где ученые занимались расшифровкой рукописей.
  • Отец христианской каббалы - Пико де Мирандола, который пробудил интерес к каббале.

Влияние Пико де Мирандола

7:16
  • Пико де Мирандола считал, что никакая другая наука не может лучше убедить в божественности Иисуса, чем каббала.
  • Пико ориентировал каббалу на поиск подтверждений догмата о Троице и разрешение противоречий между христианством, иудаизмом и исламом.

Трактат о чудотворном имени

11:27
  • Ученик Пика, Иоганн Райхлин, занимался изучением иврита и написал трактат о чудотворном имени, посвященный идее божественности еврейского языка.
  • В трактате Райхлин использовал диспут между еврейским мудрецом, христианским ученым и греческим философом, делая вывод о первенстве еврейской мудрости.

Влияние каббалы на западную мысль

13:23
  • Трактат Райхлина был основан на каббалистических трудах, включая Зар, но также использовал другие источники, такие как Талмуд и толкования мудрецов.
  • Зар был переведен на другие языки, но его перевод на иврит был сложным из-за многозначности слов и терминов.

Корнелиус Агриппа и его энциклопедия оккультизма

18:29
  • Корнелиус Агриппа был хорошо знаком с трудами Райхлина и других мыслителей, и его энциклопедия оккультизма включала знания о каббале.
  • Однако, в христианском мире каббала стала отождествляться с нумерологией и колдовством, что привело к ряду претензий к Агриппе.

Джон Ди и его вклад в кабалистическую традицию

20:32
  • Джон Ди, известный как создатель инохианской магии, изучал кабалистическую традицию и перевел многие произведения на английский язык.
  • Его важнейшим трудом была "Иероглифическая монада", которая касалась алхимии и математики, но также затрагивала планетарные силы и символы.

Пауль Ричи и его вклад в кабалистическую традицию

27:13
  • Пауль Ричи, ученый еврей, перевел на латынь несколько трактатов Талмуда и "Врата света" Гикатилы Шары.
  • Он разработал концепцию о трех стадиях развития мира, связанных с тремя именами бога: Шадай, Тетраграмматон и Иешла.

Сравнение с телемой и ионом Гора

33:37
  • В телеме, Ион Гора сравнивается с Иисусом, который стал воплощенным богом.
  • В кабалистической традиции, Ион Гора также связан с Иисусом, но в большей степени с умирающим и воскресающим богом Осирисом.

Обсуждение кабалистических идей

35:51
  • Рассматриваются различные концепции воплощения бога в человеке, включая иисуса и его роль в кабале.
  • Упоминается, что в христианской кабале иисус является одной из эманаций бога, в то время как в иудейской кабале он рассматривается как один из пророков.

Влияние Генриха Конрайта на русскую философию

40:13
  • Генрих Конрайт был сапожником, но его откровения и мистический гнозис оказали большое влияние на русскую философию.
  • Его труды были переведены на русский язык и изучены многими русскими философами, включая Николая Бердяева.

Древо жизни и его варианты

45:31
  • Древо жизни, изображенное в виде дерева, является важным символом в кабале.
  • В иудейской кабале древо жизни не было изображено до 16 века, когда его начал рисовать Лурия.
  • В западной герметической кабале древо жизни изображается иначе, с учетом критики Кирхера.

История каббалы

49:51
  • Кирхер, не будучи каббалистом, внес вклад в распространение каббалы в Европе.
  • В 16-17 веках каббала перемещается из Италии и Франции в Германию и Англию, где интерес к ней смещается в сторону практики магических задач.
  • В 17 веке каббала эволюционирует в сторону масонской и оккультной каббалы, а также начинает соединяться с алхимией и астрологией.

Влияние каббалы на ученых

55:15
  • Кнор фон Розенрот, известный как один из самых вдохновенных религиозных поэтов Германии, изучал каббалу и ее влияние на ученых, таких как Лейбниц и Владимир Соловьев.
  • В конце 17- начале 18 века христианская каббала практически исчезает, и ее последователями становятся оккультная каббала и еврейская наука.

Изучение каббалы в 19 веке

1:00:26
  • В 19 веке научное изучение каббалы начинается с академического интереса к иудаизму и еврейской мистике.
  • Ученые, такие как Михаэль Ландауэр и Адольф Франко, изучают каббалу как учение, предшествующее александрийской философской школе и зороастризму.