Как задавать вопросы на интервью? «Вместе медиа» 2020. Аудиенция 1, Дмитрий Губин.

YOUTUBE · 01.12.2025 07:39

Ключевые темы и таймкоды

Интервью как скучный и простой жанр

2:17
  • Интервью считается скучным и простым жанром журналистики.
  • Интервьюеры часто совершают ошибки, формулируя тему в виде вопроса.

Правила формулирования темы для интервью

8:00
  • Тема должна быть интересной лично вам и иметь общественное значение.
  • Тема должна быть сформулирована в виде вопроса.

Примеры интервью и их использование

9:22
  • Интервью с Екатериной Шульман и Владимиром Гельманом на тему сильного лидера и объединения общества.
  • Интервью можно использовать полностью или вырезать лучшие кусочки для коротких выпусков новостей.

Время интервью

13:26
  • В радио-фм формате, интервью длится около 2,5-3 минут, после чего внимание слушателя переключается.
  • Важно, чтобы интервьюер удерживал внимание слушателя на протяжении всего времени.

Стрим и бокс-поп

15:45
  • Стрим и бокс-поп - это короткие интервью, которые могут быть собраны в виде лоскутного одеяла и выпущены в эфир.
  • Такие интервью могут быть более интересными для слушателя, чем длинные интервью.

Интервью и ток-шоу

19:27
  • Интервью сегодня процветает из-за обнищания радиостанций и снижения стоимости производства эфира.
  • Ток-шоу процветает из-за доступности и дешевизны производства.

Люди, чьи интервью нравятся

21:09
  • Важно найти людей, чьи интервью действительно нравятся слушателям.
  • Такие люди могут быть из любой страны и любого жанра.

Интервью как жанр журналистики

21:43
  • Интервью - один из самых банальных и предсказуемых жанров журналистики.
  • Несмотря на это, есть люди, которые умеют делать интервью интересными и увлекательными.

Секреты успешных интервьюеров

26:09
  • Важно задавать неожиданные и интересные вопросы, а не просто следовать формату.
  • Изучать биографию и труды героев интервью, чтобы лучше понять их личность и интересы.
  • Воровать фишки и вопросы из других интервью, чтобы создавать уникальные и интересные вопросы.

Воровство вопросов

33:47
  • Автор рассказывает о том, как он и другие журналисты воруют вопросы для интервью.
  • Он призывает других журналистов также воровать хорошие вопросы, а не только использовать свои.

Примеры ворованных вопросов

38:30
  • Автор приводит примеры ворованных вопросов, включая вопрос о памятнике самому себе и вопрос о посещении сауны с ВИЧ-инфицированным человеком.

Создание файла с ворованными вопросами

40:28
  • Автор объясняет, как создать файл с ворованными вопросами и как его использовать на эфирах.
  • Он также упоминает о двух типах вопросов: серийных и ситуационных.

Закрытые и серийные вопросы

43:53
  • Закрытые вопросы не дают полной информации, так как на них можно ответить только "да" или "нет".
  • Серийные вопросы нарушают этот принцип, так как они задают множество вопросов, построенных по одной и той же синтаксической и морфологической схеме.

Серия "Надо ли?"

46:58
  • Используется для определения политических взглядов человека.
  • Вопросы начинаются с "надо ли?" и могут быть закрытыми или открытыми.

Серия "Правда ли?"

49:48
  • Используется для выявления лжи или искажения фактов.
  • Вопросы начинаются с "правда ли?" и могут содержать искаженные детали.
  • Искажение деталей может вызвать взрыв эмоций у собеседника.

Вопросы для интервью

51:32
  • Видео обсуждает различные типы вопросов, которые можно задать в интервью, включая ситуационные вопросы, которые позволяют превратить банальные вопросы в интересные и неожиданные.
  • Примеры ситуационных вопросов: "Представьте себе, что вы...", "Представьте себе, что перед вами появился...", "Представьте себе, что вы выиграли в лотерею 100 тысяч рублей, но можете потратить их только на творчество".

Переформулировка вопросов

59:44
  • Видео объясняет, что журналист не должен задавать вопрос "Каковы ваши творческие планы?" из-за его повторяемости и пошлости.
  • Вместо этого, можно переформулировать вопрос, чтобы он стал ситуационным и более интересным для интервьюируемого.
  • Примеры переформулированных вопросов: "Представьте себе, что через год вы умрете", "Представьте себе, что перед вами появился Владимир Путин и дал вам миллион долларов и дополнительный год жизни, которые можно потратить только на творчество".

Планы на будущее

1:04:14
  • Обсуждаются идеи, которые можно защитить на хакатоне в Шри-Ланке.
  • Примеры вопросов: "представьте себе, что вы получили Нобелевскую премию, с какой формулировкой и идеей вы бы ее получили?", "представьте, что через год мы встретимся, чем бы вы хотели похвалиться?".

Творческая карьера

1:07:43
  • Вопросы о творческой карьере: "представьте, ваша карьера продолжится на том свете, какой бы багаж вы продолжили заниматься?", "представьте, через три года вас приглашают на музыкальный фестиваль, с кем из исполнителей вы бы вышли на сцену?".

Пандемия и исчезновение профессий

1:10:58
  • Вопросы о пандемии: "представьте, что ваша профессия исчезла через пять с половиной часов, что бы вы начали делать?", "представьте, что Москва провалилась в тартарары, как бы изменилась ваша жизнь?".

Неограниченные бюджеты и фанаты

1:13:00
  • Вопросы о неограниченных бюджетах и армии фанатов: "каким бы был ваш следующий проект?", "представьте, что при неограниченном бюджете у вас есть возможность определить пропорцию своих сторонников и противников, как бы это выглядело?".

Встреча с Богом

1:13:59
  • Вопросы о встрече с Богом: "представьте, что вы встретились с Богом, о чем бы вы его спросили?".

Подготовка к интервью

1:14:31
  • Важно подготовить вопросы заранее, но не все из них могут быть заданы.
  • Чтение биографии интервьюируемого может дать идеи для вопросов.

Просмотр интервью и видеороликов

1:20:26
  • Просмотр интервью и видеороликов с интервьюируемым поможет понять его стиль и манеру общения.

Советы по ведению интервью

1:24:17
  • Важно быть готовым к неожиданным вопросам и ответам.
  • Книга Валерия Аграновского "Вторая древнейшая беседа" содержит полезные советы по искусству беседы.

Интервью с Укупником

1:26:34
  • Важно тренировать мозг и читать нон-фикшн литературу для поддержания интереса к профессии.
  • Интервьюирование Укупника помогло автору понять, что российская эстрада стала второсортной из-за того, что стала ориентироваться на западные тренды и музыку.

Влияние иностранных языков на русскую музыку

1:36:13
  • Невозможно пропеть русскую музыку на иностранном языке из-за различий в фонетике и ударении.
  • Русская опера должна исполняться на языке оригинала, иначе теряется смысл и музыка становится непонятной.

Интервью как пьеса Чехова

1:40:09
  • Интервьюер сравнивает интервью с пьесами Чехова, где нет действия, но есть коллизия и конфликт между персонажами.
  • Важно придумать тему и концепцию интервью, чтобы создать динамику и интерес для зрителя.

Подготовка к интервью

1:45:00
  • Интервьюер рекомендует прочитать книги и изучить тему, чтобы лучше понять собеседника.
  • Важно задавать ситуационные вопросы, чтобы определить, какие вопросы интересны собеседнику.

Отказ от неудобных вопросов

1:50:01
  • Интервьюер рассказывает о случае, когда он отказался задавать неудобный вопрос собеседнику, но считает, что должен был это сделать.
  • Иногда приходится платить за неудобные вопросы, но важно задавать их, если они важны и интересны для общества.

Интервью с политиком

1:52:04
  • Интервьюер обсуждает свое взаимодействие с политиком, который был "обкатан" политикой и потерял свою индивидуальность.
  • Интервьюер использует метод "мысленного тренинга", представляя различные ситуации, в которых мог бы оказаться политик, чтобы вызвать у себя сочувствие и интерес к нему.

Интервью с физиком-ядерщиком

1:56:27
  • Интервьюер рассказывает о своем опыте интервью с физиком-ядерщиком, который оказался интересным собеседником, несмотря на отсутствие у него знаний о литературе.
  • Интервьюер подчеркивает важность подготовки к интервью и использования своих талантов и умений для создания интересных и запоминающихся бесед.

Интервью с студенческими СМИ

1:58:25
  • Интервьюер не работал в студенческих СМИ, но делится своим опытом интервью с известными людьми и обсуждает важность сохранения спокойствия и наслаждения от общения с интересными собеседниками.
  • Интервьюер также подчеркивает, что интервью не всегда должны быть строго привязаны к одной теме, и что иногда можно отходить от основной темы для создания более интересных и запоминающихся бесед.