Введение 0:15 Леонид Михайлович Витков, московский литератор и краевед, начинает цикл лекций о литературной Москве. Тема лекции — Москва Михаила Салтыкова-Щедрина. Место рождения Салтыкова-Щедрина — имение Спас-Угол в Тверской губернии.
Семья Салтыковых 1:10 Отец Салтыкова-Щедрина, Евграф Васильевич, был образованным человеком, но плохим хозяином. Для улучшения материального положения он нашёл богатую невесту — Ольгу Михайловну Забелину. Ольга Михайловна, несмотря на дворянское происхождение, была решительной и самостоятельной женщиной.
Влияние Ольги Михайловны 3:10 Ольга Михайловна стала главой семьи и хорошей хозяйкой. Благодаря её усилиям состояние Салтыковых увеличилось в несколько раз. В Спас-Угле Михаил был крещён и провёл первые десять лет жизни.
Образование в Москве 4:10 В десять лет Михаил поступил в Московский дворянский институт. Институт находился на Тверской улице, на месте современного Центрального телеграфа.
Влияние Москвы на Салтыкова-Щедрина 7:04 Салтыков-Щедрин чувствовал себя сыном Москвы с ранних лет. Москва оказала значительное влияние на формирование его языка и взглядов. Впечатления от жизни в Москве отразились в его книге «Пошехонская старина».
«Пошехонская старина» 8:30 В книге описывается прибытие семейства Затрапезных в Москву. Фамилия Затрапезные символизирует провинциалов из глубинки. Описание московской жизни Затрапезных отражает детские впечатления Салтыкова-Щедрина.
Описание деда из «Пошехонской старины» 10:17 Дед Салтыкова-Щедрина, Михаил Петрович Забелин, является прообразом Павла Борисовича Глухова. Дед проводит время у окна, читает газеты, бьёт мух и торгуется с разносчиками. Его жизнь наполнена бытовыми занятиями и отсутствием духовных интересов.
Жизнь лотошника и дедушки 13:08 Лотошник продаёт вареную патоку, груши и гречневые лепёшки, покрытые грязной холстиной. Дедушка богат, но скрывает своё состояние и не любит разговоров о смерти. Он прожил около девяноста лет и предпочитал, чтобы его называли «папенькой».
Конфликты в семействе 14:05 Потомки дедушки пытаются узнать его состояние перед его смертью. Ольга Михайловна Салтыкова использует слугу для получения информации о состоянии дедушки. В семействе существуют скрытые конфликты.
Политические разговоры 15:05 Родственники обсуждают политические события во Франции, включая стрельбу во французского короля. Обсуждается идея республики и необходимость начальства.
Влияние прошлого на Салтыкова 16:04 Салтыков пишет о прошлом, чтобы показать, как крепостное право оставило след в душах людей. Он критикует привычку к духовному рабству.
Окружение Салтыкова 17:00 Рядом с Салтыковым живут Аксаковы и Герцен, представляющие разные философские и социальные взгляды. Семья Салтыкова не принадлежала к культурному дворянству, что сформировало его скептицизм.
Жизнь Салтыковых в Москве 18:56 Салтыковы приезжают в Москву на зиму, чтобы выдать дочерей замуж. Они снимают жильё на Арбате, но не живут у дедушки.
Отношения Салтыкова с матерью 19:56 У Салтыкова были сложные отношения с матерью, которая жила ради семьи и накопительства. Образ матери отражён в книгах Салтыкова, особенно в «Пошехонской старине» и «Господах Головлёвых».
Жизнь провинциальных дворян в Москве 22:47 Москва была центром для провинциальных дворян, где они находили развлечения и женихов. Дома были тесными, с малогабаритными комнатами, где спали вповалку. Провинциальные дворяне покупали товары в Москве.
Балы и мода 24:43 Балы в благородном дворянском собрании были важным событием. Для посещения балов покупали модную одежду в Москве, например, у мадам Сиклер на Кузнецком мосту. Музицирование и посещение модных церквей были частью светской жизни.
Подготовка к балу 26:04 Накануне бала девушки проводили много времени перед зеркалом, выбирая наряды и причёски. Горничные передавали приказания от одной спальни к другой. Важно было показать себя во всей красе, чтобы произвести впечатление на потенциальных женихов.
Модная церковь 27:03 Церковь Успения на Могильцах стала модной благодаря замечательным певчим и крепостному хору. Выезды в церковь были своего рода экзаменом для девушек, так как происходили при дневном свете. В церкви девушки надевали богатые наряды и молились, но их поведение было направлено на привлечение внимания потенциальных женихов.
Религиозные взгляды Салтыкова 29:01 Михаил Салтыков не был особенно религиозным человеком, но Евангелие произвело на него сильное впечатление. Он увидел в Евангелии идею о том, что слуги — это люди, а не рабы. Его коробило религиозное лицемерие, особенно в контексте матримониальных целей.
Венчание Салтыкова 31:52 Салтыков венчался в Москве в 1856 году в Крестовоздвиженской церкви. Мать демонстративно не присутствовала на венчании, так как не одобряла выбор сына. Невесте было 17 лет, а жениху — 30.
Образование и политические взгляды 32:52 Салтыков учился в Московском дворянском институте и Царскосельском лицее. В лицее он участвовал в кружке Петрашевского, где обсуждались утопические идеи и крепостное право. Кружок был арестован, многие участники получили каторгу, включая Достоевского.
Ссылка Салтыкова 35:39 После окончания лицея Салтыков служил чиновником в Петербурге и начал писать. Его повесть «Запутанное дело» вызвала раздражение у Николая I. Салтыков был сослан в Вятку, где служил чиновником, несмотря на статус ссыльного.
Брак Михаила Салтыкова 36:35 Михаил Салтыков служил при вице-губернаторе Аполлоне Болтине. Ему понравилась дочь вице-губернатора, Елизавета Аполлоновна. Мать Салтыкова хотела, чтобы он женился на богатой наследнице, но он выбрал Елизавету. Мать демонстративно не приехала на венчание сына.
Характеристика Елизаветы 37:32 Ольга Михайловна считала Елизавету ветреной, избалованной и капризной. Несмотря на это, Елизавета и Михаил прожили долгую жизнь вместе. У них было двое детей: сын Константин и дочь Елизавета.
Отношения в браке 38:31 Елизавета интересовалась светской жизнью и социальными вопросами. Она переписывала произведения мужа, помогая ему. Существуют разные мнения о её характере и поведении.
Критика Елизаветы 39:31 Один из современников описывал Елизавету как поверхностную и безвкусную. Салтыков не переносил пошлости и находил поведение Елизаветы мучительным.
Дружба с Алексеем Плещеевым 41:22 Алексей Плещеев был другом Салтыкова по кружку Петрашевского. Плещеев получил смертную казнь, но она была заменена каторгой. После реформ Александра II Плещеев и Салтыков были освобождены из ссылок.
Литературная деятельность Плещеева 44:17 Плещеев был поэтом среднего дарования, сохранившим идеалы молодости. Его стихи были сентиментальными и доброжелательными. В конце жизни Плещеев получил наследство и уехал за границу.
Влияние Салтыкова на Плещеева 46:10 Салтыков помогал Плещееву, несмотря на скептическое отношение к его творчеству. После освобождения из ссылки Салтыков написал «Губернские очерки», которые стали популярными. Царь, прочитав книгу, назначил Салтыкова вице-губернатором Рязани.
Административная карьера Салтыкова 47:08 Салтыков сделал административную карьеру, став вице-губернатором. Его сатирические произведения, критикующие казнокрадство и чиновничество, были опубликованы при Александре II.
Административная карьера Салтыкова 48:07 Салтыков дважды был вице-губернатором и трижды возглавлял казённую палату. Хорошо знал механизм работы государственных учреждений.
Работа в «Отечественных записках» 48:32 После административной карьеры работал в «Отечественных записках» вместе с Некрасовым. После смерти Некрасова возглавил журнал. Помог Плещееву, предоставив ему место секретаря редакции.
Псевдоним «Щедрин» 49:32 Взял псевдоним «Щедрин» от имени старшего брата Николая. Есть версии, что псевдоним придумала жена или он был взят в честь купца-старообрядца.
Впечатления Плещеева о Салтыкове 50:53 Плещеев описывал Салтыкова как самолюбивого, но общительного человека с особенным юмором. Салтыков был известен своим ехидным юмором.
Внешность и юмор Салтыкова 51:52 Юмор Салтыкова был естественным и грубоватым, но выразительным. Его внешность: невысокий, узковатый в плечах, брюнет с бородой.
Отношения с Плещеевым 53:48 Плещеев стал прообразом либералов в творчестве Салтыкова. Салтыков иногда насмешливо относился к Плещееву, но оставался доброжелательным.
Журналистская деятельность 55:40 Работал в «Современнике» Некрасова, затем в «Отечественных записках». Постоянный противник — журнал «Русский вестник» Михаила Каткова.
Конфликт с Катковым 56:36 Отношения начинались с сотрудничества, но позже привели к конфликту. «Губернские очерки» были опубликованы в «Русском вестнике».
Проект журнала «Русская правда» 57:34 Планировал издавать журнал «Русская правда» в противовес славянофильским изданиям. Журнал должен был быть реформистским, но разрешение не получили.
Возвращение из ссылки 58:49 Вернулся из ссылки во время Александра II. Пережитая ссылка дала материал для обличительных произведений. По совету приятелей отправил «Губернские очерки» в «Русский вестник».
Москва и Михаил Катков 59:47 В Москве царила атмосфера веселья и новых начинаний. Михаил Катков, выходец из бедной семьи, стал талантливым издателем. Он основал журнал «Русский вестник», где печатались известные писатели.
Идеология Каткова 1:00:44 Катков начинал как либерал, но со временем стал сторонником жёсткого самодержавия. Его идеология включала обожествление государства и приоритет обязанностей перед правами. Владимир Соловьёв назвал идеологию Каткова «национально-государственным исламом».
Критика Каткова Салтыковым-Щедриным 1:03:28 Салтыков-Щедрин критиковал Каткова за обожествление государства и игнорирование прав человека. Салтыков считал, что слава государства не должна быть главной целью, важнее счастье народа. Он выступал за реформы и продолжение преобразований.
Салтыков в Москве 1:05:20 В Москве много мест, связанных с Салтыковым, включая ресторан «Эрмитаж» и портрет работы Крамского. Салтыков обращался к молодёжи и интеллигенции, его произведения были популярны.
Последние годы Салтыкова 1:07:13 Журнал «Отечественные записки» был закрыт в 1884 году после второго предупреждения. Несмотря на трудности, Салтыков продолжал писать, создавая «Пошехонскую старину» и сказки. Он умер в 1889 году, не успев завершить произведение «Забытые слова».
Наследие Салтыкова 1:07:54 Николай Михайловский высоко оценил вклад Салтыкова, назвав его «большим кораблём». Михайловский подчеркнул важность напоминания о забытых словах: совесть, честь, отечество, человечество.