Борис Клюшников «Вкус в искусстве после Пьера Бурдье - Кант, Маркс и современная теория»

YOUTUBE · 01.12.2025 06:16

Ключевые темы и таймкоды

Концепция символической революции

0:00
  • Лектор обсуждает теорию символической революции, разработанную Пьером Бурдье, и ее значение для искусства и эстетики.
  • Бурдье рассматривает искусство как символическую систему, которая отражает социальные отношения и ценности.

Разделение философии искусства и эстетики

4:01
  • Лектор объясняет, что искусство существует в двух режимах: художественном и эстетическом.
  • В художественном режиме искусство является средством познания, в то время как в эстетическом режиме искусство является объектом изучения.

Три этапа развития искусства

11:08
  • Гегель выделяет три этапа развития искусства: символический, классический и романтический.
  • Символический этап характеризуется внешней связью между объектами и их символическим значением.
  • Классический этап характеризуется внутренней связью между объектами и их значением.
  • Романтический этап характеризуется отказом от внешней связи и поиском внутреннего смысла.

Гегель о символическом и классическом этапах искусства

12:52
  • Гегель рассматривает искусство как процесс, в котором дух и природа находятся в гармонии.
  • В символическом этапе искусства, дух и природа еще не разделены, и искусство имеет телесный характер.
  • В классическом этапе, искусство становится более человекоразмерным, с колоннами и скульптурами, выражающими дух и материю.

Романтическое искусство и его переход к поэзии, музыке и живописи

14:37
  • Романтическое искусство, после античности и христианства, характеризуется победой духа над природой.
  • Искусство становится хуже, но это необходимая рана для духа.
  • В романтическом искусстве музыка, поэзия и живопись становятся главными видами искусства.

Гегель о завершенности искусства и его значении в современности

16:32
  • Гегель утверждает, что искусство становится понятием, и теперь мы работаем с конвенциями и социальными понятиями об искусстве.
  • В современном мире, искусство становится цифровым, и мы можем симулировать природные процессы, используя алгоритмы и понятия.
  • Гегель говорит о важности поэзии в искусстве, так как она работает с понятиями и позволяет нам трансформировать их.

Консервативная и революционная трактовки гегелевской завершенности искусства

19:21
  • Консервативная трактовка гегелевской завершенности искусства предполагает, что после борьбы противоположностей наступает процедура гегелевского снятия, и противоречия выходят на новый уровень.
  • Революционная трактовка гегелевской завершенности искусства утверждает, что законченность искусства случайна и не является законной.

Гегель и революция в искусстве

22:37
  • Гегель видел революцию в искусстве, которая произошла во Франции, но была осмыслена в Германии романтиками.
  • Гегель говорит, что дух всегда является завершенным, но это не означает, что он не может меняться радикально.

Пластичность и искусство

24:26
  • Гегель сравнивает искусство с пластилином, который может меняться, но всегда остается завершенным объектом.
  • Консерваторы говорят, что искусство закончилось, а революционеры утверждают, что искусство может радикально меняться.

Концептуальное искусство и вкус

29:03
  • Концептуальное искусство работает с правилами, по которым делается искусство, а вкус является неожиданной встречей с внешним объектом.
  • Вкус не является причиной, и мы не можем узнать что-то о том, что нам нравится.

Вкус и искусство

30:49
  • Вкус не имеет ничего общего с разумом или сознанием, но является социальной функцией.
  • Вкус обладает функцией "сенсус коммунис", то есть общего чувства.
  • Вкус может быть основой для создания сообществ, таких как сообщество любителей фиалок.

Консенсус и искусство

33:38
  • Искусство может быть идеологическим полем, где на основе вкуса возникает связь между властью и массами.
  • Романтики дают модель, по которой работают институты искусства, создавая консенсус между буржуазией и пролетариатом.

Разрыв консенсуса в искусстве

38:09
  • Модернистские художники могут производить разрыв консенсуса, создавая скандалы и нарушая общепринятые нормы.
  • Курбе, возможно, не знал, какая реакция будет на его работу, но пытался выдать желаемую реакцию за действительную.

Непреднамеренная революция в искусстве

41:24
  • Художник Эдуард Мане, несмотря на свои попытки быть хорошим художником и академическим, произвел скандал своими работами "Завтрак на траве" и "Олимпия".
  • Мане не осознавал, что его работы могут вызвать скандал, и его неосознанные действия привели к изменению восприятия искусства.

Бурдье и неосознанные обычаи

45:16
  • Бурдье объясняет, что искусство основано на рациональных идеях и неосознанных обычаях, которые не всегда осознаются художником.
  • Мане, несмотря на свою плохую учебу и отсутствие успеха, смог создать скандал, который изменил восприятие искусства.

Общественный договор и импрессионизм

52:16
  • Мане творил во время правления Наполеона III, когда общество было занято развлечениями и не обращало внимания на внутренние проблемы Франции.
  • Импрессионизм стал символом этого общественного договора, где искусство было развлечением, а не способом выражения протеста.

Искусство и его влияние на общество

57:41
  • Видео обсуждает, как искусство может влиять на общество, вызывая изменения в восприятии и вкусе.
  • Искусство может быть индикатором реполитизации общества и изменения социальных структур.

Политизация искусства и его связь с политикой

1:04:08
  • Искусство может предвосхищать политические изменения, как это было с импрессионизмом и Парижской коммуной.
  • Политизация искусства может быть индикатором социальных изменений и кризиса.

Эволюция искусства и его влияние на общество

1:07:14
  • В настоящее время искусство не вызывает значительных изменений в обществе, но возможно, что это произойдет в будущем.
  • Искусство может служить индикатором социальных изменений, но его влияние на общество может быть не очевидным.

Искусство как мозг

1:12:33
  • Спикер обсуждает идею искусства как мозга, ссылаясь на работу Гватарии и Ницше.
  • Спикер объясняет, что мозг является бесконтрольным телом, в то время как сознание является субъектом, который может действовать.
  • Спикер также упоминает идею пластичности мозга и его способности меняться.

Кино и восприятие

1:15:27
  • Спикер говорит о фильмах, которые эксплуатируют известное и фильмы, которые меняют восприятие зрителя.
  • Спикер подчеркивает важность перестройки мозга при просмотре таких фильмов.
  • Спикер благодарит всех за участие и приглашает задавать вопросы.