2055 2321 Фомина Ю С , Хазимуллина Е Е Профессиональная коммуникация

YOUTUBE · 01.12.2025 05:50

Ключевые темы и таймкоды

Введение в учебную ситуацию

0:02
  • Обсуждение искусственного характера учебной ситуации.
  • Описание напряженного и конфликтного общения.
  • Определение профессионального общения как делового и конфликтного.

Основные термины и понятия

1:47
  • Определение профессиональной коммуникации.
  • Важность вежливости и культуры речи в профессиональной сфере.
  • Определение общения как процесса взаимодействия между людьми.

Невербальные аспекты общения

3:00
  • Важность невербальных сигналов в общении.
  • Примеры изменения дистанции и положения тела в конфликтной ситуации.
  • Определение профессионального общения как взаимодействия специалистов.

Примеры профессиональной коммуникации

4:54
  • Примеры профессиональной коммуникации: совещания, конференции, банк, полиция, больница.
  • Необходимость профессиональной компетенции и эрудиции.
  • Важность знаний этикета и умения их применять.

Формирование профессиональных компетенций

8:26
  • Профессиональная компетенция: владение специальными знаниями и навыками.
  • Коммуникативная компетенция: умение организовывать и управлять диалогом.
  • Лингвистическая компетенция: знание языка и умение его применять.

Обучение в университете

10:03
  • Формирование компетенций через компетентностный подход.
  • Важность профессиональной коммуникации с преподавателями и студентами.
  • Лингвистическая компетенция формируется через изучение дисциплин, таких как культура речи и риторика.

Функции профессионального общения

12:08
  • Профессиональное общение отличается от бытового тем, что на первый план выходит информативная функция.
  • Важно донести и получить информацию, соблюдая нормы речевого этикета.
  • Профессиональная коммуникация требует умения контролировать ситуацию и противостоять манипуляциям.

Идеал профессионального общения

14:08
  • Профессиональная коммуникация должна быть содержательной и иметь четкую цель.
  • Важно учитывать интерактивность и взаимодействие с партнером по общению.
  • Необходимо контролировать свои действия и действия собеседника для достижения целей.

Мотивированность и взаимодействие

15:08
  • Мотивированное взаимодействие включает применение речевых стратегий и тактик.
  • Важно избегать конфликтных тактик и стремиться к гармоничным взаимоотношениям.
  • Профессиональное общение характеризуется заданностью социальных ролей.

Эффективность и эмоциональный самоконтроль

16:42
  • Профессиональное общение требует высокого качества речи и эмоционального самоконтроля.
  • Важно контролировать свое эмоциональное состояние и быстро ориентироваться в коммуникативной ситуации.
  • Умение корректировать речевое поведение и устанавливать обратную связь является ключевым.

Начало профессиональной коммуникации

20:12
  • Первое впечатление о собеседнике формируется в начале общения.
  • Важно учитывать не только содержание речи, но и невербальные сигналы.
  • Самопрезентация является важным элементом профессионального общения.

Самопрезентация

23:05
  • Самопрезентация должна быть краткой и учитывать особенности целевой аудитории.
  • Важно учитывать культурные особенности при самопрезентации.
  • Пример самопрезентации: "Меня зовут Тимира, я заинтересована стать новым преподавателем в вашей школе. Я пунктуальная, коммуникабельная и люблю детей."

Самопрезентация нового сотрудника

25:51
  • Новый сотрудник рассказывает о себе и своих интересах.
  • Упоминает о своем образовании и планах вести уроки информатики.
  • Коллеги выражают радость от знакомства.

Самопрезентация классного руководителя

26:53
  • Классный руководитель представляет себя и свои профессиональные качества.
  • Цель самопрезентации - понравиться директору школы.
  • Обсуждение достижения цели и восприятия аудитории.

Оценка самопрезентаций

27:52
  • Обсуждение профессиональных качеств и их восприятия.
  • Влияние внешности и уверенности на восприятие.
  • Оценка достижения целей и восприятие аудитории.

Невербальное поведение

30:30
  • Обсуждение невербального поведения и его влияния на восприятие.
  • Рекомендации по улучшению невербального поведения.
  • Важность согласованности невербалики и вербального посыла.

Рекомендации по самопрезентации

31:33
  • Начало самопрезентации с представления имени, отчества и фамилии.
  • Избегание самовосхваления и акцент на важных чертах.
  • Важность согласованности невербалики и вербального посыла.

Усложнение задачи

34:24
  • Переход к более сложным кейсам.
  • Обсуждение важности профессиональной коммуникации.
  • Оценка невербального поведения и его влияния на восприятие.

Кейс "Начальник-подчиненный"

36:37
  • Обсуждение ситуации, где начальник убеждает преподавателя принять участие в конкурсе.
  • Преподаватель объясняет свои причины отказа.
  • Директор настаивает на участии преподавателя в конкурсе.

Кейс "Дресс-код"

38:20
  • Обсуждение ситуации, где директор делает замечание преподавателю о дресс-коде.
  • Преподаватель не считает нужным соблюдать дресс-код.
  • Директор выражает недовольство внешним видом преподавателя.

Взаимодействие коллег

39:14
  • В первой ситуации взаимодействие не удалось из-за категоричности обеих сторон.
  • Во второй ситуации взаимодействие удалось благодаря объяснению директора и согласию учителя.
  • Обсуждаются две стратегии профессиональной коммуникации: кооперативная и не кооперативная.

Кооперативные стратегии

40:56
  • Кооперативные стратегии включают готовность к взаимодействию и уступкам.
  • Используются речевые ходы: спор, обмен мнениями, просьба, совет, убеждения и т.д.
  • Кооперативные стратегии продуктивны в профессиональной коммуникации.

Не кооперативные стратегии

42:57
  • Не кооперативные стратегии включают конфликты, ссоры, оскорбления и т.д.
  • Эти стратегии реализуются через конкретные речевые действия.
  • В начале обсуждения использовалась не кооперативная стратегия.

Дресс-код в профессиональной коммуникации

43:51
  • Дресс-код важен для профессиональной коммуникации, так как внешний вид влияет на восприятие человека.
  • Учителя являются примером для учеников, и их внешний вид важен.
  • Рекомендуется деловой или классический стиль одежды с яркими акцентами.

Педагогическое общение

46:10
  • Педагогическое общение включает взаимодействие с учащимися, коллегами и родителями.
  • Это сложный вид взаимодействия, требующий высокой ответственности.
  • Педагогическая деятельность требует особого подхода к детям и их родителям.

Ответственность педагога

47:47
  • Педагоги несут ответственность за безопасность и благополучие детей.
  • Важно контролировать свое поведение и речь, так как дети копируют модели поведения.
  • Умение владеть профессией и речью имеет серьезные последствия в педагогической деятельности.

Акт коммуникации в педагогическом общении

49:24
  • Педагогическое общение имеет ту же структуру, что и обычное общение, но с важными компонентами.
  • Учитель и ученик могут меняться ролями в акте коммуникации.
  • Условия общения, такие как место и время, влияют на выбор языка и средств коммуникации.

Текст и мотивы в педагогическом общении

51:05
  • Текст должен быть подготовлен заранее, что включает написание конспектов занятий.
  • Мотивы учащихся включают получение информации и эмоциональный контакт с учителем.
  • Учитель должен стремиться к эмоциональному отклику у учеников.

Риторический идеал педагогического общения

52:34
  • Педагогическое общение должно создавать наилучшие условия для мотивации и творческого характера учебной деятельности.
  • Учитель должен располагать к себе учеников, создавая позитивный эмоциональный климат.
  • Управление образовательным процессом и создание условий для самораскрытия учителя также важны.

Принципы успешного педагогического общения

55:02
  • Принцип кооперации и информативность речи.
  • Информация должна быть четко структурирована и подана в виде диалога с учениками.
  • Эмоциональность и искренность в общении с учениками.

Практическое применение принципов

1:00:00
  • Выполнение кейсов для отработки навыков педагогического общения.
  • Примеры ситуаций: приветствие аудитории, неожиданный стук в дверь, опоздание ученика.
  • Демонстрация открытых жестов и вежливости в общении с учениками.

Введение в педагогическую коммуникацию

1:02:59
  • Преподаватель приветствует аудиторию и начинает рассказ о предмете.
  • Цель - привлечь внимание и установить контакт с аудиторией.

Пример выступления преподавателя

1:03:17
  • Преподаватель представляет себя и рассказывает о предмете.
  • Упоминает высокий уровень знаний студентов и надеется на сотрудничество.
  • Обсуждается эффективность актов коммуникации и самопрезентации.

Анализ выступлений

1:04:11
  • Обсуждение первого выступления: жесты, речевой этикет, информация.
  • Критика второго выступления: высокомерие, негативный подтекст.
  • Советы по улучшению поведения и коммуникации.

Невербальная коммуникация

1:06:09
  • Важность невербальных средств в педагогической коммуникации.
  • Социальная и публичная дистанция общения.
  • Правило прямого угла и его значение.

Личная и интимная зоны

1:08:38
  • Личная зона от полуметра до полутора метров.
  • Примеры использования личной зоны в педагогической практике.
  • Тактильный контакт и его уместность.

Зрительный контакт

1:11:12
  • Важность зрительного контакта при входе в класс.
  • Социальный взгляд и его значение.
  • Искренняя улыбка и открытые жесты.

Стили педагогического общения

1:15:04
  • Стиль общения как набор речевых средств и приемов.
  • Способы убеждения и активизации внимания аудитории.

Классификация стилей педагогического общения

1:16:01
  • Общение-устрашение: преподаватель выступает в роли диктатора, использует громкие и угрожающие интонации, резкие жесты.
  • Общение-заигрывание: преподаватель снижает требования, когда не уверен в своих знаниях, например, дает задания, которые легко выполнить.
  • Общение с четко выраженной дистанцией: преподаватель подчеркивает разницу между собой и учащимися, например, "звонок для учителя".
  • Общение дружеского расположения: преподаватель выступает в роли старшего друга, наставника, готового прийти на помощь.
  • Общение совместной увлеченности познавательной деятельностью: преподаватель и учащиеся выступают в роли коллег, например, готовятся к олимпиаде вместе.

Примеры ситуаций педагогического общения

1:19:10
  • Учитель раздает тетради, один ученик получает двойку.
  • Учитель предлагает исправить двойку на следующем контроле.
  • Учитель контролирует ситуацию, не снижая свой статус.
  • Учитель просит учеников перевесить таблицу вверх ногами, чтобы она была понятна.
  • Учитель вызывает ученика к доске, ученик упирается, но в итоге выходит.

Анализ стилей педагогического общения

1:23:46
  • В первой ситуации преобладает стиль заигрывания.
  • Во второй ситуации устрашение было со стороны ученика, но не очень уверенный учитель.
  • В третьей ситуации сложно определить стиль.
  • Первые два стиля устрашения и заигрывания свидетельствуют о профессиональной непригодности педагога.
  • Последние два стиля дружеского расположения и совместной увлеченности дополняют друг друга и объединяются принципом сотрудничества.
  • Талантливые педагоги развивают индивидуальный стиль педагогического общения.

Что препятствует педагогическому общению

1:25:50
  • Учитель не должен подчеркивать свое превосходство и осуществлять статусное давление.
  • Преобладание стремления сообщить информацию вместо обучения.
  • Нежелание сотрудничать с учащимися и использование фраз-демотиваторов.

Что способствует педагогическому общению

1:27:19
  • Стремление взаимодействовать, искренность, доброжелательность и уважительные отношения.
  • Контроль понимания материала учащимися и использование техники "мы-общения".
  • Демонстрация эмоций в воспитательных целях и установление доверительных отношений.

Использование окрыляющих мотиваторов

1:30:15
  • Примеры окрыляющих мотиваторов: "Я рад, что вам нравится дисциплина", "Молодец, ты делаешь успехи".
  • Важность установки на мотивацию к саморазвитию и творчеству.
  • Интерактивные технологии в обучении и их эффективность.

Заключение

1:32:08
  • Оценка пользы интерактивных занятий по сравнению с академическими лекциями.
  • Важность обучения действиям и эмоционального вовлечения в процесс.
  • Благодарность участникам за помощь в проведении занятия.