Онлайн-лекция Елизаветы Лихачёвой «Архитектурные стили Москвы» | Музей Архитектуры

YOUTUBE · 01.12.2025 05:31

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:50
  • Елизавета Лихачёва, директор Государственного музея Виктора Нищусева, приветствует слушателей.
  • Выражает благодарность компании «Пайк Медиа» за помощь в организации лекции.
  • Надеется на продолжение сотрудничества в будущем.

Тема лекции

1:46
  • Лекция посвящена архитектурному стилю Москвы.
  • Москва — один из самых интересных архитектурных городов мира.
  • Подчёркивается многообразие архитектурных сооружений на улицах Москвы.

История Москвы

2:40
  • Обсуждение карты Москвы XVII века, нарисованной немецким путешественником.
  • Упоминание о кремлёвской стене как первой стене вокруг Москвы.
  • Легенда о первоначальном местоположении Москвы на Швивой горке.

Структура Москвы

3:39
  • Описание кремлёвской стены и Кремля как древнейшей части города.
  • Упоминание Китайгородской стены и стены Белого города.
  • Объяснение нерегулярной планировки Москвы.

Влияние владимиро-суздальской архитектуры

5:42
  • Москва в XII–XIII веках была частью Владимиро-Суздальского княжества.
  • Влияние владимиро-суздальской архитектуры на московские постройки.
  • Пример Дмитриевского собора во Владимире как представителя этой архитектуры.

Собор Спаса на Бору

6:42
  • Собор Спаса на Бору построен при Иване Калите в 1330 году.
  • Утрата собора в 1935–1936 годах.
  • Архитектура собора как предвестник фирменного стиля московской архитектуры.

Спасский собор Андроникова монастыря

9:55
  • Собор построен в 1390–1427 годах.
  • Андрей Рублёв расписывал собор.
  • Реконструкция собора после его разрушения.

Успенский собор на Городке

11:08
  • Успенский собор построен при Юрии Галицком в 1400 году в Звенигороде.
  • Влияние западноевропейской архитектуры на московское зодчество.
  • Сравнение с началом Возрождения в Италии.

Реконструкция и история московской архитектуры

12:04
  • Реконструкция повторяет мотивы Спасского собора Андроникова монастыря.
  • Флорентийская уния 1439 года отделяет часть православных земель от православной церкви.
  • Иван III женится на Софье Палеолог, что укрепляет связи Москвы с Европой.

Исторические события и законодательство

13:12
  • Присоединение Новгорода Иваном III в 1478 году.
  • Конец татаро-монгольского ига в 1480 году.
  • Издание Судебника Ивана III в 1497 году.
  • Формирование доктрины «Москва — третий Рим» в начале XVI века.

Строительство Успенского собора

14:10
  • Начало строительства нового Кремля по инициативе Ивана III.
  • Приглашение итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти для строительства Успенского собора.
  • Утрата навыков строительства больших каменных храмов из-за татаро-монгольского нашествия.

Особенности Успенского собора

15:07
  • Фиораванти строит зальную базилику, имитирующую крестово-купольный храм.
  • Декоративные купола не влияют на прочность конструкции.
  • Успенский собор становится символом русской архитектуры.

Влияние итальянской архитектуры

17:02
  • Грановитая палата в Кремле построена в 1487–1491 годах итальянскими архитекторами.
  • Сравнение с палатой Диамантии в Ферраре.
  • Влияние европейской архитектуры на русские постройки.

Псковские мастера и их работы

18:41
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена псковскими мастерами в 1484–1485 годах.
  • Духовская церковь в Троице-Сергиевой лавре построена в 1476 году.
  • Благовещенский собор Московского Кремля как пример псковской архитектуры.

Архангельский собор

19:39
  • Строительство Архангельского собора в 1505–1508 годах венецианским архитектором Оливисом.
  • Сравнение с венецианскими постройками, такими как Сколо де Сан-Марко и Санта-Мария Деймиракли.
  • Собор как усыпальница русских князей и царей.

Церковь Иоанна Лествичника

22:15
  • Первая московская колокольня, построенная Бон Фрязином и Петрок Малым в 1505–1530 годах.
  • До этого в России строили только звонницы.
  • План Московского Кремля отражает итальянскую архитектуру эпохи Возрождения.

Церковь Петра Митрополита

23:14
  • Построена в 1514–1517 годах в традициях высокого Возрождения в Италии.
  • Центрический храм с единым внутренним пространством и системой куполов.
  • Напоминает памятник Донато Романо в Риме.

Церковь Вознесения в Коломенском

24:13
  • Построена Петром Малым в честь рождения наследника Ивана Васильевича.
  • Впервые в русской архитектуре используется ордерная система.
  • Декоративные капители без баз.

Церковь в Острове

25:11
  • Построена после церкви Вознесения в Коломенском.
  • Расположена на высоком берегу реки.
  • Перекличка с церковью Вознесения.

Церковь Введения главы Иоанна Предтечи в Дьяково

26:06
  • Строилась с 1529 по 1580 год.
  • Предшественница Покровского собора Василия Блаженного.
  • Без колокольни.

Покровский собор Василия Блаженного

26:26
  • Построен в 1555–1561 годах в честь взятия Казани.
  • Включает элементы пред-барокко.
  • Отсылки к архитектуре Маньеризма и пред-барокко.

Пирамидальные храмы

28:21
  • Примеры: храм Троицы Живоначальной в Хорошево, церковь Покрова в Рубцове.
  • Шатровые храмы с ложными закомарами.

Возрождение после Смуты

29:20
  • Церкви Рождества Богородицы и Покрова в Путинках.
  • Московское узорчие как реакция на западноевропейское барокко.

Никоновские реформы

30:20
  • Запрет на строительство шатровых храмов.
  • Успенский собор Московского Кремля и Новоспасский собор как примеры храмов под старину.
  • Формальное пятиглавие и шатровое завершение колокольни.

Крутицкое подворье

32:15
  • Надвратные палаты Крутицкого подворья в Москве.
  • Элементы ордерной системы и изразцовые украшения.

Нарышкинское барокко

32:23
  • Связано с семьёй Нарышкиных.
  • Просвещённые люди, понимающие путь России на Запад.
  • Спас в Уборах, построенный Яковом Бухвостовым.

Церковь Покрова в Филях

33:20
  • Пример осознанного использования ордерной системы и декора в архитектуре.
  • Одна из самых потрясающих построек московского нарышкинского барокко.
  • Четверик, обнесённый апсидами с прорезанными стенами.

Петровское барокко

34:12
  • Восьмерик на четверике становится главной формой церковного зодчества на рубеже XVII–XVIII веков.
  • Церковь Архангела Гавриила в Архангельском переулке как пример петровского барокко.
  • Меньшиковская башня и Петропавловский собор как сравнение с западноевропейской архитектурой.

Изветинское барокко

35:10
  • Переход от петровского к изветинскому барокко через палату Аверкия Кириллова.
  • Дом Апраксиных-Трубецких 1766 года как пример высокого барокко.
  • Церковь Святого Климента папы Римского как второй пример высокого барокко в Москве.

Переход к классицизму

36:08
  • Василий Иванович Баженов как первый мастер переходного периода между классицизмом и барокко.
  • Пашков дом 1784–1786 годов как пример раннего французского классицизма с элементами итальянской виллы.

Московский классицизм

37:05
  • Здание странноприемного дома графини Шереметьевой как пример московского классицизма.
  • Легенда о Сухаревой башне и полуротонде.
  • Строгий московский классицизм до и после Наполеона.

Московский ампир

39:02
  • Ампир как главный московский стиль на протяжении почти ста двадцати лет.
  • Большой театр и Московский манеж как примеры ампира.

Историзм и эклектика

39:51
  • Большой Кремлёвский дворец Константина Тона как воплощение историзма.
  • Поиски национальной идентичности и появление исторического стиля в архитектуре.

Псевдоисторический стиль

41:45
  • Храм Христа Спасителя как пример псевдовизантийского стиля.
  • Здание Государственного исторического музея в псевдорусском стиле.
  • Применение последних технологий в псевдорусских постройках.

Ошибки в атрибуции

42:41
  • Ошибочное приписывание перекрытий Владимиру Шухову.
  • Отсутствие свидетельств участия Шухова в строительстве ГУМа.

Доходные дома в Москве

43:25
  • На рубеже веков в Москве появляется много доходных домов.
  • Примеры: дом Рязанской железной дороги, подворье Троице-Сергиевской лавры в псевдорусском стиле.
  • Доходные дома для бедных в районе Болотного острова, который регулярно затапливался.

Модерн в Москве

44:22
  • В Москву приходит модерн с неоклассическими элементами.
  • Киевский вокзал Рерберга — пример эпохи модерна.
  • Фёдор Шехтель и другие мастера создают памятники в стиле модерн.
  • Характерные черты модерна: использование кафельной плитки, майолики, сочетание разных объёмов.

Особняк Держинской

45:23
  • Особняк Держинской построен Фёдором Шехтелем.
  • В гостиной особняка был камин, который восстановили по картонам Борисова-Мусатова.
  • Дом сейчас занимает австралийское посольство.

Доходный дом Шамшиной

46:21
  • Доходный дом Шамшиной построен Николаем Благовещенским, наружная отделка выполнена Фёдором Шехтелем.
  • Строгий модерн, напоминающий югендстиль.

Разнообразие модерна в Москве

46:31
  • В Москве представлены разные стили модерна: венский, французский, итальянский.
  • Дом Московского купеческого общества — пример рационального модерна.
  • Нео-русский стиль: церковь в Абрамцеве, доходный дом Перцева.

Авангард и конструктивизм

47:28
  • Авангард возникает в Западной Европе, в Москве после революции начинается новое строительство в конструктивистских формах.
  • Конструктивизм и рационализм — две идеологии авангарда.
  • Примеры конструктивистских построек: дом Наркомфина, дом коммуны Николаева.

Идеология конструктивизма

50:18
  • Конструктивисты стремились освободить человека от быта: фабрики, кухни, прачечные, детские сады.
  • Маленькие квартиры для экономии времени на бытовые дела.
  • Эмансипация женщин: женщины должны были выйти на работу.

Дома-коммуны и переход к новой архитектуре

52:16
  • Дома-коммуны: общежития архитекторов с малосемейными квартирами для рабочих.
  • Дом быта из фабрики и прачечной на Гоголевском бульваре.
  • Переход к новой архитектуре: комплекс Правды Ильи Голосова, клуб ДК имени Зуева.

Рационализм и новые архитекторы

53:13
  • Рационализм отличается от конструктивизма уровнем рефлексии и мышления.
  • Пример рационализма: дом архитектора Мельникова в Кривоарбатском переулке.
  • Старые архитекторы встраиваются в авангардную идею: Наркомзем Алексея Щусева, здание Наркомата путей сообщений Ивана Фомина.

Ар-деко

53:25
  • Авангардная архитектура постепенно сменяется ар-деко.
  • Иван Фомин строит здание Наркомата путей сообщений в классическом стиле с колоннадой и компанилой.

Ар-деко и его влияние

54:24
  • Ар-деко — стиль, сформировавшийся в США к концу XIX века и распространившийся в Европе после Первой мировой войны.
  • В СССР ар-деко появился параллельно с модернизмом и авангардом.
  • Примеры ар-деко в Москве: библиотека имени Ленина, станция метро «Библиотека имени Ленина», улица Тверская, перестроенная по проекту архитектора Мордвинцева.

Сталинский ампир

56:16
  • Сталинский ампир — это классицизм, возникший после Второй мировой войны.
  • Основные представители: Михаил Посохин и Ашот Таманян.
  • Примеры сталинского ампира: здание Министерства обороны на Знаменке, послевоенное метро.

Модернизм и его особенности

57:15
  • Модернизм характеризуется использованием бетона, металла и стекла.
  • Примеры модернизма: дворец съезда в Кремле, Центральный экономико-математический институт Академии наук СССР, дом Уха на Профсоюзной.
  • Поздний советский модернизм: здание Генерального штаба, построенное в 1984 году.

Лужковская архитектура

58:14
  • Лужковская архитектура характеризуется многообразием, но часто имеет негативные оценки.
  • Примеры: торговый центр «Наутилус» на Никольской площади, дом «Патриарх» на Патриарших прудах.

Современная московская архитектура

59:12
  • Москва — город с разнообразной архитектурой.
  • Призыв наслаждаться Москвой после окончания режима самоизоляции.

Русское барокко

1:00:55
  • Русское барокко отличается от итальянского и прославляет европейских феодалов.
  • Города цитадельного типа растут вокруг крепости.
  • Примеры: Париж, Москва.

Проблемы сохранения памятников

1:01:54
  • Памятники архитектуры часто стоят заброшенными из-за невозможности изменить их функцию.
  • Гибкий подход к сохранению памятников: изменение их назначения и включение в городскую среду.

Собор Василия Блаженного

1:02:53
  • Собор Василия Блаженного — часть западноевропейской традиции, особенно итальянской эпохи маньеризма.
  • Сравнение с итальянскими постройками подчёркивает европейское влияние.

Влияние европейской архитектуры на русскую

1:04:14
  • Русская архитектура имеет европейские корни, особенно в итальянском исполнении.
  • Владимирские соборы построены европейскими мастерами.
  • Московская архитектура быстро повлияла на новые города, такие как Петербург.

Владимирское зодчество и ар-деко

1:05:12
  • Владимирское зодчество стало основой для московской архитектуры.
  • Ар-деко сочетает элементы классицизма, модерна и авангарда.
  • Классические элементы: портики, аттики, купола.
  • Модерновые элементы: богатство убранства: мрамор, дубовые панели, хрусталь, золочёная бронза.
  • Функционализм авангарда: архитектура ар-деко предельно функциональна.

Сталинский ар-деко и тоталитарная архитектура

1:07:07
  • Сталинский ар-деко отличается от тоталитарной архитектуры.
  • Тоталитарная архитектура — это миф, архитектура не должна иметь политических ярлыков.
  • Пример: архитектура Шпыря для Гитлера считается плохой, а архитектура Италии в эпоху фашизма — неплохой.

Собор Василия Блаженного и Иван Грозный

1:08:05
  • Собор Василия Блаженного — символ эпохи Ивана Грозного.
  • Политические ярлыки не должны определять ценность архитектуры.
  • Важно оценивать архитектуру по её форме и функциональности.

Критерии хорошей архитектуры

1:09:24
  • Плохая архитектура: пример — работы Ле Корбюзье.
  • Хорошая архитектура должна соответствовать триаде Ветрувия: польза, прочность, красота.

Влияние Шехтеля и Кекушева

1:10:19
  • Шехтель оказал большее влияние на московскую архитектуру, чем Кекушев.
  • Шехтель был более талантливым и свободным в своём архитектурном языке.

Завершение лекции

1:11:26
  • Благодарность зрителям за внимание.
  • Приглашение посетить музей архитектуры после карантина.
  • Упоминание о выставке калязинских фресок.
  • Благодарность техническим службам музея.