Елена Соколова представляет доклад о диалектической логике Алексея Леонтьева и противопоставляет ее логике мышления антиномиями, распространенной в современной психологии.
Противопоставление диалектической логики и логики мышления антиномиями
Елена Соколова объясняет, что диалектическая логика, которую последовательно проводил Алексей Леонтьев, противопоставляется логике мышления антиномиями, которая распространена в современной психологии.
Она отмечает, что многие психологи не понимают диалектическую логику и не следуют ей, что вызывает опасения у Алексея Леонтьева.
Алексей Леонтьев обращался к философскому наследию, включая работы Гегеля, Маркса, Мераба Константиновича Радашвили, и других авторов, чтобы углубить свои знания и понимание психологии.
Он подчеркивал важность быть философом для того, чтобы быть психологом.
Марина Гусельцева, доктор психологических наук, критикует логику антиномичности, считая, что исследователь должен играть разными подходами в зависимости от ситуации.
В противовес этому, Алексей Леонтьев, известный психолог, выступал против логики антиномичности и считал, что восприятие сложности мира должно строиться путем разрешения противоречий, а не наведения мостов между разными точками зрения.
Эвальд Черенков, автор книги "Диалектическая логика", критикует логику скептика, считая, что она является шагом назад по сравнению с диалектической логикой.
Алексей Леонтьев и Эвальд Черенков противопоставляли свой системно-диалектический подход логике мышления антиномичности, считая, что он более прогрессивен.
Алексей Леонтьев и Алексей Николaевич Леонтьев противопоставляли свой системно-диалектический подход спинозизму, считая, что последний является неявной подоплекой вульгарно извращенной марксистской гносологии.
Диалектическая логика и логика мышления антиномиями
Алексей Алексеевич Леонтьев и Алексей Николаевич Леонтьев рассматривали диалектическую логику, которая позволяет разрешать найденные в науке противоречия, и логику мышления антиномиями, которая останавливается на констатации этих противоречий.
Они подчеркивали, что диалектическая логика предполагает движение от целого к части, детерминацию частей со стороны целого, восприятие мира конкретного целого, тогда как логика мышления антиномиями идет от неизвестно откуда возникших частей к неизвестно как сложенному целому.
Педагогика здравого смысла и обучение целостным представлениям о мире
Алексей Алексеевич Леонтьев разработал педагогику здравого смысла, которая предполагает обучение обобщенным целостным представлениям о мире, месте в нем общества и человека.
Он считал, что педагог должен обеспечить переход учащихся от сиюминутной ситуативной ориентировки к поиску и использованию внеситуативных ориентиров и использованию системы знаний как универсальной ориентировочной основы.
Алексей Алексеевич критиковал позицию, основанную на антиномии или или, и считал, что она не позволяет построить новую теорию слона посредством снятия всех имеющихся до того точек зрения.
Он подчеркивал, что диалектическая логика предполагает соединение разных точек зрения путем союза, а не искусственное создание мозаики.
Участники обсуждают исследования, проведенные в культурно-исторической психологии и когнитивной нейробиологии, и их влияние на понимание взаимосвязи между психикой и культурой.
Участники приводят пример с операцией с простыми дробями, чтобы показать, что для успешного выполнения операции необходимо найти общий знаменатель и привести дроби к общей форме.
Аналогично, для успешного понимания взаимосвязи между психикой и культурой, необходимо найти общий знаменатель и привести к общей форме различные точки зрения и подходы.