2016 05 24 Е.Е.Соколова. Диалектическая логика А.А.Леонтьева vs логика мышления антиномиями

YOUTUBE · 01.12.2025 04:47

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:04
  • Елена Соколова представляет доклад о диалектической логике Алексея Леонтьева и противопоставляет ее логике мышления антиномиями, распространенной в современной психологии.

Противопоставление диалектической логики и логики мышления антиномиями

1:33
  • Елена Соколова объясняет, что диалектическая логика, которую последовательно проводил Алексей Леонтьев, противопоставляется логике мышления антиномиями, которая распространена в современной психологии.
  • Она отмечает, что многие психологи не понимают диалектическую логику и не следуют ей, что вызывает опасения у Алексея Леонтьева.

Обращение к философскому наследию

5:33
  • Алексей Леонтьев обращался к философскому наследию, включая работы Гегеля, Маркса, Мераба Константиновича Радашвили, и других авторов, чтобы углубить свои знания и понимание психологии.
  • Он подчеркивал важность быть философом для того, чтобы быть психологом.

Критика логики антиномичности

7:43
  • Марина Гусельцева, доктор психологических наук, критикует логику антиномичности, считая, что исследователь должен играть разными подходами в зависимости от ситуации.
  • В противовес этому, Алексей Леонтьев, известный психолог, выступал против логики антиномичности и считал, что восприятие сложности мира должно строиться путем разрешения противоречий, а не наведения мостов между разными точками зрения.

Критика логики скептика

10:35
  • Эвальд Черенков, автор книги "Диалектическая логика", критикует логику скептика, считая, что она является шагом назад по сравнению с диалектической логикой.
  • Алексей Леонтьев и Эвальд Черенков противопоставляли свой системно-диалектический подход логике мышления антиномичности, считая, что он более прогрессивен.

Спинозизм и системно-диалектический подход

13:07
  • Алексей Леонтьев и Алексей Николaевич Леонтьев противопоставляли свой системно-диалектический подход спинозизму, считая, что последний является неявной подоплекой вульгарно извращенной марксистской гносологии.

Диалектическая логика и логика мышления антиномиями

14:28
  • Алексей Алексеевич Леонтьев и Алексей Николаевич Леонтьев рассматривали диалектическую логику, которая позволяет разрешать найденные в науке противоречия, и логику мышления антиномиями, которая останавливается на констатации этих противоречий.
  • Они подчеркивали, что диалектическая логика предполагает движение от целого к части, детерминацию частей со стороны целого, восприятие мира конкретного целого, тогда как логика мышления антиномиями идет от неизвестно откуда возникших частей к неизвестно как сложенному целому.

Педагогика здравого смысла и обучение целостным представлениям о мире

20:45
  • Алексей Алексеевич Леонтьев разработал педагогику здравого смысла, которая предполагает обучение обобщенным целостным представлениям о мире, месте в нем общества и человека.
  • Он считал, что педагог должен обеспечить переход учащихся от сиюминутной ситуативной ориентировки к поиску и использованию внеситуативных ориентиров и использованию системы знаний как универсальной ориентировочной основы.

Критика позиции, основанной на антиномии или или

21:56
  • Алексей Алексеевич критиковал позицию, основанную на антиномии или или, и считал, что она не позволяет построить новую теорию слона посредством снятия всех имеющихся до того точек зрения.
  • Он подчеркивал, что диалектическая логика предполагает соединение разных точек зрения путем союза, а не искусственное создание мозаики.

Обсуждение метафоры моста

24:44
  • Участники обсуждают метафору моста, которую использовал Александр Асмолов для описания работы Алексея Алексеевича.
  • Елена Евгеньевна выражает несогласие с этой метафорой, считая, что она не отражает целостное видение мира Алексея Алексеевича.

Культурно-историческая психология и когнитивная нейробиология

28:00
  • Участники обсуждают исследования, проведенные в культурно-исторической психологии и когнитивной нейробиологии, и их влияние на понимание взаимосвязи между психикой и культурой.

Сравнение логики и математики

30:44
  • Участники обсуждают, как математика может помочь в решении проблем, связанных с логикой и метафорами.

Пример с операцией с простыми дробями

31:42
  • Участники приводят пример с операцией с простыми дробями, чтобы показать, что для успешного выполнения операции необходимо найти общий знаменатель и привести дроби к общей форме.
  • Аналогично, для успешного понимания взаимосвязи между психикой и культурой, необходимо найти общий знаменатель и привести к общей форме различные точки зрения и подходы.