Введение 0:00 Приветствие зрителей и проверка качества связи. Объявление тем стрима: информационный мусор, скорость работы мозга, здоровье мозга, гигиена мыслей. Представление модераторов и спонсора стрима.
Ожидание кворума 0:52 Краткое упоминание о деятельности модераторов. Ожидание завершения сбора кворума.
Интеллектуальные способности 2:37 Обсуждение IQ и его связи с эмоциональным интеллектом. Рекомендация книги Малкольма Гладуэлла "Гений и аутсайдеры".
Начало обсуждения 3:37 Переход к обсуждению тем стрима. Объяснение, что система 1 мозга выдает готовые решения, а система 2 требует размышлений.
Влияние информации на мозг 4:37 Мозг не различает реальность и вымысел. Пример с ужастиками и их влиянием на восприятие.
Ускорение работы мозга 6:14 Пример с умножением чисел для демонстрации работы систем мозга. Обсуждение, как профессионалы решают задачи быстрее.
Ошибки фокусировки 8:07 Важность фокусировки на важных задачах. Влияние информационного мусора на работу мозга.
Зависимость от информации 9:54 Сравнение зависимости от информации с алкоголизмом и наркоманией. Мозг привыкает к определенной информации и не воспринимает новую.
Когнитивные искажения 11:54 Примеры когнитивных искажений: селективное восприятие, поляризация мнений. Влияние первой полученной информации на восприятие.
Влияние новостей и ток-шоу 13:24 Привычка смотреть новости и ток-шоу с политиками приводит к тому, что мозг постоянно занят бесполезной информацией. Отвлечение на полезные темы, такие как эндокринология, помогает мозгу переключиться на более полезные занятия. Это помогает снизить зависимость от информационного мусора.
Синдром выученной беспомощности 14:24 Просмотр новостей, где все всегда плохо, вызывает синдром выученной беспомощности. Этот синдром парализует жизнь и мышление, создавая ощущение бесполезности. Мозг привыкает к негативной информации и трудно переключается на что-то полезное.
Привычки и их влияние на мозг 15:24 Мозг привыкает к определенным занятиям, как к компьютерным играм. Переключение на другие занятия требует усилий, но со временем мозг начинает забывать старые привычки. Важно выбирать полезные занятия, чтобы снизить зависимость от информационного мусора.
Критика политических обозревателей 16:01 Политические обозреватели и блогеры не могут точно предсказать события. Их прогнозы основаны на случайности и теории вероятности. Люди смотрят такие передачи, потому что им это не нужно, а просто для развлечения.
Тренировка мозга и его физиология 17:54 Для улучшения работы мозга нужно тренировать систему 1 и избегать информационного мусора. Физиология мозга зависит от работы нейронных сетей и передачи нервных импульсов. Усталость мозга связана с недостатком энергии и химических веществ.
Влияние стресса, сна и кислорода на мозг 19:41 Отсутствие стресса, достаточный сон и кислород важны для здоровья мозга. Гипоксия и стресс ухудшают работу мозга и иммунитет. Самоизоляция и просмотр новостей о коронавирусе могут привести к синдрому выученной беспомощности.
Зеркальные нейроны и разрядка 21:41 Люди смотрят бокс и стоп-хам из-за работы зеркальных нейронов. Это позволяет им испытывать эмоции без реальной агрессии. Политические новости не вызывают таких эмоций, поэтому люди их игнорируют.
Вопросы и ответы 23:33 Вопросы о президенте и его осведомленности сравниваются с вопросами о ветеранах войны. Обсуждение посттравматического синдрома и его влияния на восприятие. Вопросы о лучших книгах и актерах сравниваются с вопросами второклассников.
Заинтересованность мозга и социальные аспекты 25:26 Мозг заинтересован в получении новой информации, если это повышает социальный ранг. Люди возвращаются к просмотру новостей из-за давления со стороны окружающих. Важно использовать мозг, чтобы он не "ржавел".
Депрессия и антидепрессанты 28:20 Антидепрессанты работают медленно, так как мозг инертен. Процесс восстановления нейронных связей занимает время. Новости могут быть как удочка для мамы, так и наживка для других людей.
Перевод и информационный фон 30:12 Перевод с одного языка на другой может быть сложным, если не являешься носителем языка. Человек может формировать информационный фон вокруг себя. Уровень английского у собеседника оценивается как "отвратительный пиджин инглиш".
Когнитивные искажения и практика 31:12 Человек может изучать когнитивные искажения, но оставаться "идиотом" на практике. Теория без практики неэффективна. Преподаватели, не видящие философского смысла в своих предметах, часто социально неудачливы.
Деменция и бессонница 33:35 Невозможно заставить бабушку с деменцией "включить мозг". Мысли не дают уснуть из-за доминанты, которую можно изучить по книге Алексея Ухтомского. Высыпаться помогает бороться с бессонницей.
Эмоциональный контроль и критические ситуации 35:12 У каждого человека есть свои области, где он теряет контроль. В критических ситуациях некоторые люди сохраняют холодный рассудок. Ошибка выжившего: врачи проверяют органы, а психиатры могут не смотреть на мозг.
Музыка и стресс 40:59 Музыка оказывает колоссальное воздействие на мозг и психику. Стресс истощает ресурсы организма, но улучшает работу мозга. Сложная музыка требует эмоционального восприятия, а не анализа.
Время и сериалы 43:59 Мозг не замечает время при просмотре сериалов из-за работы системы один. Учебные фильмы требуют анализа и замедляют восприятие времени. Эмоциональное восприятие сериалов делает время пролетевшим.
Развитие коммуникативных способностей 46:06 Коммуникативные способности развиваются практикой. У детей система два не развита, они работают только системой один. Приучение к системе два происходит постепенно.
Восприятие учебных материалов 46:53 Учебные материалы воспринимаются как сериалы, если они знакомы. Эмоции, знакомые с детства, считываются зеркальными нейронами. Для восприятия сериала как учебного материала нужно много лет изучения.
Когнитивные искажения и их использование 48:46 Когнитивные искажения не всегда зло, зависят от целей. Использование когнитивных искажений может быть полезным для достижения результатов. Важно владеть темой диалога для создания хороших ответов.
Доверие к Википедии и анекдотам 49:46 Доверие к Википедии зависит от количества правдивых и ложных ответов. Матерные анекдоты запоминаются легче, чем серьезные стихи. Ложь во благо – это ошибка проекции.
Закон и его исполнение 51:46 Закон может быть суровым, но его исполнение необходимо. Примеры из истории показывают, что законы могут быть жестокими. Закон можно соблюдать только из-под палки.
Работа из нересурсного состояния 53:31 Тяжелую работу из нересурсного состояния выполнить невозможно. Концентрация на работе помогает избежать ошибок. Система два однозадачна, и отвлекающие факторы мешают концентрации.
Развитие мозга через шахматы и языки 55:31 Шахматы развивают только способность играть в шахматы. Изучение языков развивает способность к языкам, но не всесторонне. Нет понятия всестороннего развития мозга.
Когнитивные искажения и психика 58:18 Когнитивные искажения мешают правильному восприятию мира. Перевод проблем из системы один в систему два помогает их решению. Эмоциональные проблемы решаются легче, когда они осознаны.
Заключение и благодарности 1:00:18 Благодарности модераторам и участникам стрима. Призыв к участию в выборе тем для будущих стримов. Напоминание о важности жизни и благодарности за участие.