Введение в мир Дюны 0:01 Дюна - планета пустыни, созданная Фрэнком Гербертом. Роман и его продолжения породили множество интерпретаций и влияний на массовую культуру. Дюна стала основой для множества произведений и вселенных, включая игры и фильмы.
История создания Дюны 1:45 Герберт начал писать роман после статьи о борьбе с опустыниванием в Орегоне. Роман был вдохновлен могуществом пустыни и получил премии Хьюго и Небьюла. Дюна описывает мир, где Земля забыта, а герои живут по законам прошлого.
Вселенная Дюны 2:38 Человечество колонизировало множество планет, объединенных в единое государство. Планета Арракис, известная как Дюна, является ключевым миром. Пряность меланж, добываемая на Арракисе, имеет высокую стоимость и уникальные свойства.
Батлерианский джихад 3:31 Батлерианский джихад запретил использование мыслящих машин после войны против компьютеров. Орден Бене Гессерит занимается усовершенствованием возможностей человека. Сестры Бене Гессерит обладают множеством способностей, включая контроль над телом и управление людьми.
Космическая гильдия 6:39 Космическая гильдия использует хайлайнеры для межпланетных перевозок. Навигаторы гильдии обладают способностью видеть будущее благодаря пряности. Гильдия монополизировала космическую коммерцию и стала одним из столпов империи.
Школы ментатов 8:35 Школы ментатов обучают детей с высокими вычислительными способностями. Ментаты служат главам домов и императору, анализируя политические и военные ситуации. Мир держится на четырех столпах: познание, справедливость, молитвы и доблесть.
Империя и ее правители 9:31 Империей правит падишах-император Шаддам IV. Империя поддерживается легионами сардаукаров, гильдией космогации и аристократическими семьями. Рядовые подданные живут в условиях средневековья, подавляются стремления к прогрессу.
Конфликт между домами 11:25 Конфликт между домами Атрейдесов и Харконненов. Пол Атрейдес вынужден покинуть родную планету и отправиться на Арракис. Мир Дюны сложен и необычен, но интересен для читателей.
Структура цикла "Дюна" 13:22 Цикл условно делится на две части: первая трилогия и последующие три романа. Первая трилогия рассказывает историю Пола Атрейдеса и его потомков. Вторая трилогия отличается по характеру повествования и поднимаемым вопросам.
Трансформация восприятия 14:09 В первых книгах описывается трансформация главного героя и общества. В последующих романах трансформируется планета и империя. Восприятие произведений Герберта меняется с возрастом и временем.
Энциклопедия Дюны 15:02 В 1984 году фанаты выпустили энциклопедию Дюны. Герберт высоко оценил труд, но не согласился со всеми утверждениями. Энциклопедия продолжает исследования проблемных моментов.
Продолжение цикла 15:40 В конце 90-х цикл был продолжен сыном писателя и его соавтором. Новые книги напоминают популярные новеллизации фильмов. Герои новых книг менее проработаны, а атмосфера не сохраняется.
Видео-лекции и курс 16:40 На канале есть серия видео-лекций о вселенной Дюны. Курс затрагивает оригинальный цикл, творчество сына писателя и энциклопедию Дюны. Новые ролики будут выходить дополнительно.
Многослойность "Дюны" 17:18 "Дюна" воспринимается как сказка и политический триллер. Роман содержит экологические и политические темы. В произведении много отсылок к истории и культуре различных народов.
Влияние и религия 18:16 Культура фрименов основана на арабских традициях. Сюжет включает элементы из Шекспира, исламских преданий и истории Томаса Лоуренса. Религия остается важным инструментом управления обществом.
Методы влияния 19:09 Герберт описывает методы влияния на людей через религию. Он показывает полный цикл создания религии. Герои не наделены сверхъестественными качествами, их способности объясняются развитием человека.
Артур Джейкобс и Дэвид Лин 19:59 Артур Джейкобс, продюсер серии фильмов о планете обезьян, хотел предложить Дэвиду Лину режиссуру. Джейкобс скоропостижно скончался, и права на экранизацию перешли к французскому продюсеру Мишелю Сайду. Сайду выбрал чилийского режиссера Алехандро Ходоровского для экранизации.
Планы Ходоровского 20:38 Ходоровский планировал снять психоделический фильм, напоминающий галлюцинации. Он хотел изобразить эффект от приема ЛСД, что не увязывалось с серьезным произведением Герберта. Ходоровский не планировал снимать "Дюну" в точности, как она описана в романе.
Команда Ходоровского 21:36 Ходоровский собрал команду духовных воинов, включая Жана Широ и Криса Фоса. Дэвид Кэрадайн был приглашен на роль герцога Лето, а его сын Пол Бронтес должен был сыграть Пола Атрейдеса. Мик Джаггер и Орсон Уэллс также были приглашены на роли.
Кастинг и спецэффекты 22:35 Ходоровский пригласил Сальвадора Дали на роль императора, предложив ему высокую зарплату. Аманде Лир и Ханс Руди Диггер также присоединились к проекту. Дэн О-Беном стал постановщиком спецэффектов, а часть саундтрека должна была написать группа Pink Floyd.
Изменения в сюжете 24:23 Ходоровский изменил сюжет романа, сделав герцога Лето кастрированным и изменив происхождение Пола Атрейдеса. Шарлотта Рэмплинг отказалась от роли Джессики из-за сцены с солдатами Харконнинов. Студия отказалась финансировать проект, считая его авантюрой.
Проблемы с системой 26:23 Ходоровский считал, что система не поддерживает чистое творчество. Он стремился создать картину без ограничений хронометража, что было проблемой для кинематографистов. Издатели также отказывали Герберту в публикации романа из-за его объема.
Интерпретация романа "Дюна" 27:23 В середине 70-х годов фильм по "Дюне" мог бы найти своего зрителя. Ходоровский предложил свою интерпретацию, но она не соответствовала роману. Несостоявшаяся экранизация оказала влияние на кинематограф.
Влияние на кинематограф 28:21 Идеи и наработки проекта использовались в других фильмах, включая "Звездные войны". Документальный фильм "Дюна Ходоровский" рассказывает о подготовке проекта. Права на экранизацию перешли к Дину Де Лаурентису, который предложил Ридли Скотту.
Дэвид Линч и "Дюна" 29:17 Линч согласился на проект, прочитав роман. Линч создал сценарий за полтора года, что обеспечило бы продолжение. Бюджет фильма составил 40 миллионов долларов.
Съемки и актерский состав 30:23 Съемки проходили в Мексике, где создали инопланетный пейзаж. Актерский состав не был звездным, но большинство актеров хорошо передали образы. Кайл Маклахрин сыграл Пола Атрейдеса, дебютировав в кино.
Масштаб проекта 32:43 "Дюна" стала самым масштабным проектом Линча. Съемки включали тысячи участников массовки и батальные сцены. Линч не был готов к такому проекту, что сказалось на результате.
Проблемы с батальными сценами 33:12 Батальные сцены в фильме не впечатляют, несмотря на бюджет. Спецэффекты также не впечатляют, особенно по сравнению с "Звездными войнами". Идеи и сюжет романа не были полностью раскрыты.
Хронометраж и монтаж 35:26 Первоначальный хронометраж фильма составлял четыре часа. Окончательный монтаж сократил фильм до двух часов семнадцати минут. В фильме не объяснены многие важные моменты романа.
Влияние на восприятие 36:19 В фильме добавлены неканоничные элементы, такие как звуковое оружие. Фриманы в фильме не выглядят как сильные воины, что противоречит роману. Некоторые технические особенности романа были изменены.
Император и космическая гильдия 37:52 Император показан как пешка в руках космической гильдии. Это ломает описанную Гербертом систему равновесия в империи. Хайлайнер перемещается не благодаря двигателю Хольцмана,
Навигаторы и иерархия агентов 39:12 Внешний вид навигаторов в романе не раскрывался. В фильме показана иерархия агентов гильдии, включая мутации и существо в баке со спайсовым газом. Фрэнк Герберт высоко оценил визуальную составляющую фильма, но остался недоволен его смыслом.
Провал фильма в прокате 41:01 Фильм провалился в прокате, несмотря на подбор актеров и саунд. Критики разгромили картину, и она не собрала и 30 миллионов долларов. Харлан Эллисон предположил, что критика связана с отсутствием предрелизных показов.
Телевизионная версия и влияние на индустрию 41:59 Вышла расширенная телевизионная версия с удаленными сценами и затянутым вступлением. Линч не дал согласия на использование своего имени в титрах, и режиссером стал Алан Смитти. Фильм оказал влияние на компьютерные игры и вселенную Warhammer 40,000.
Влияние на индустрию игр 44:30 В 90-е годы интерес к роману возрос благодаря компьютерным играм. Игра "Строительство династии" оказала значительное влияние на жанр стратегии в реальном времени. Ни одна из последующих игр не повторила успех этой.
Телевизионная адаптация 1999 года 45:18 Телевизионная адаптация Джона Харрисона была попыткой максимально точно перенести сюжет романа. Бюджет был недостаточным, и качество сериала оказалось ниже полнометражных фильмов. Сериал визуально проигрывает фильму Линча, а персонажи выглядят бледными и скучными.
Сравнение с фильмом Линча 48:48 Сериал проигрывает фильму Линча по актерской игре и постановке. В сериале больше экранного времени у главных персонажей, но они менее проработаны. Сериал более последователен и приближен к оригиналу, но некоторые важные сцены и персонажи изменены.
Роль принцессы Ирулан 50:35 Принцесса Ирулан стала одной из главных героинь сериала. В романе она появляется только в финале, но ее роль важна благодаря эпиграфам. В сериале роль Ирулан расширена, что изменило важные сцены и поведение персонажей.
Экранизация "Дюны" 51:38 Режиссер опроверг мнение о невозможности экранизации "Дюны". Мини-сериал стал хорошим пересказом первоисточника, но с недостатками. Сериал получил две премии "Эмми" и стал рейтинговым проектом.
"Дети Дюны" 52:38 В 2003 году вышел сериал "Дети Дюны", экранизировавший второй и третий романы. Режиссер Грег Яйтанс сохранил подход бережного переноса сюжета. Сериал стал более сдержанным, с улучшенным саундтреком и актерским составом.
Новая экранизация 53:38 В 2016 году права на "Дюну" приобрела студия Warner Bros. Режиссером стал Дени Вильнев, отказавшийся от предложения снимать фильм о Джеймсе Бонде. Вильнев работал над сценарием с Эриком Ротом и Джоном Спейсом.
Команда и стиль 55:13 В команду Вильнева вошли специалисты из "Бегущего по лезвию 2049". Стилистика интерьеров схожа с "Бегущим по лезвию 2". Музыка написана Хансом Циммером, а Джон Харрисон стал исполнительным продюсером.
Бюджет и структура 56:13 Экранизация состоит из двух частей, бюджет первой части составил 165 миллионов долларов. Разделение на две части позволит перенести важные элементы романа. Актерский состав подобран точно, с сильным актерским составом.
Изменения и детали 57:28 Изменен пол и цвет кожи имперского эколога Льет Кайнса. В первом фильме не покажут второго племянника барона Харконнена. Добавлена сцена рейда отряда Атрейдесов на планету Харконненов.
Атмосфера и символика 58:08 Вильнев стремится создать свою неповторимую атмосферу. В трейлере звучит кавер-версия композиции группы Pink Floyd. Проработка боевых сцен и технической составляющей выше, чем в прошлых фильмах.
Будущее франшизы 59:51 Запущен сериал "Дюна: Сестричество" и разрабатываются настольные и компьютерные игры. Судьба франшизы зависит от фильма Вильнева. Авторы прошлых экранизаций высказались о грядущей премьере.