История_Лекция 1_Теория и методология исторической науки_Часть 1

YOUTUBE · 01.12.2025 04:38

Ключевые темы и таймкоды

Введение в теорию и методологию исторической науки

0:30
  • История как наука: понятие и предмет истории.
  • История как процесс развития в природе и обществе.
  • История как прошлое, хранящееся в памяти людей.
  • История как гуманитарная дисциплина, изучающая прошлое человеческого общества.

Структура исторической науки

2:39
  • Специализация по временному и географическому охвату.
  • Основные эпохи: первобытность, античность, средневековье, новое и новейшее время.
  • Специализация по сферам человеческой деятельности.
  • Вспомогательные исторические дисциплины: археология, этнография, источниковедение, историография.

История как форма человеческих знаний

4:45
  • История зародилась в древнем мире, корни в фольклоре и мифологии.
  • Родоначальник истории Геродот.
  • Исторические сочинения в древности носили описательный характер.
  • История как искусство, тесно связанное с литературой и философией.

Развитие исторического знания

6:42
  • Средневековые хроники и их влияние на восприятие истории.
  • Эпоха Возрождения и первые попытки рационального истолкования истории.
  • Переворот в историческом знании в XIX веке с развитием социологии.
  • Расширение рамок исторического исследования и превращение истории в сложную область знаний.

Основные подходы к пониманию истории

8:14
  • Мифологические и религиозные концепции: история как результат действия сверхъестественных сил.
  • Объективно-идеалистические концепции: история как результат объективных надчеловеческих сил.
  • Субъективистские концепции: история как череда деяний выдающихся личностей.
  • Материалистический подход: теория исторического материализма Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

Культурно-историческая концепция

11:43
  • Альтернатива марксистскому подходу: культурно-историческая концепция.
  • История человечества как совокупность историй различных цивилизаций.
  • Развитие цивилизаций не синхронизировано во времени.
  • Преимущества: учет региональной специфики и духовных факторов.
  • Недостатки: неясность движущих сил исторического процесса.

Тотальная история

13:48
  • Тотальная история как синтез всемирно-исторического и культурно-исторического подходов.
  • Изучение всевозможных факторов и мельчайших деталей.
  • Принципы и методы исторической науки.

Принципы исторического исследования

14:42
  • Принцип объективности: воссоздание исторической действительности с опорой на факты и закономерности.
  • Принцип детерминизма: все явления имеют причину и обусловлены предпосылками.
  • Принцип историзма: рассмотрение явлений в контексте времени и исторической обстановки.
  • Принцип социального подхода: учет интересов и психологии социальных групп.
  • Принцип альтернативности: возможность многовариантного исторического развития.

Методы исторического исследования

17:21
  • Общенаучные методы: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование.
  • Специальные исторические методы: конкретно-исторический метод, сравнительно-исторический метод, историко-генетический метод, ретроспективный метод, историко-типологический метод, хронологический метод.

Исторические источники и их классификация

19:50
  • Исторические источники как основа исторического исследования.
  • Классификация исторических источников: письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы, фото-кинодокументы, источники в интернете.
  • Роль письменных источников в исторической науке.

Историческая критика

23:03
  • Задачи исторической критики: выяснение значения источника, анализ содержащихся в нем сведений.
  • Первичная и вторичная критика источника.

Функции истории

23:57
  • Описательная функция: фиксирование происходящего и первичная систематизация информации.
  • Познавательная функция: объяснение исторических процессов и явлений.
  • Прогностическая функция: использование уроков прошлого для улучшения жизни.
  • Воспитательная функция: формирование исторического сознания и самоидентификации.
  • Функция социальной памяти: сохранение исторической памяти народа.
  • Угрозы искажения исторического прошлого и важность поддержания равновесия в историческом знании.