Раннесредневековый Китай. Северные и Южные династии.

YOUTUBE · 01.12.2025 04:31

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему

0:01
  • Обсуждение темы "Раннее средневековый Китай".
  • Сравнение с европейской историей и кризисом Римской империи.
  • Упоминание северных и южных династий.

Период варварских государств

0:53
  • Период франкских королей и "темные века" Европы.
  • В Китае это время развала, но не "темные века".
  • Появление "шестнадцати варварских государств".

Приход буддизма

1:52
  • Важность прихода буддизма в Китай.
  • Основание чань-буддизма и его влияние на китайскую мысль.
  • Конкуренция идеологий в период раздробленности.

Империя Хань

2:47
  • Сравнение Ханьской империи с Римской империей.
  • Изобретение бумаги и развитие шелкового пути.
  • Утверждение конфуцианства и даосизма.

Упадок Ханьской империи

3:43
  • Начало упадка Ханьской империи во II веке.
  • Восстание желтых повязок и его причины.
  • Апокалиптические настроения и даосизм.

Эпоха Троецарствия

6:02
  • Попытки восстановить единый Китай.
  • Империя Вэй и управление по принципу сильного.
  • Постоянные войны и упрощение управления.

Переворот и империя Цзинь

8:38
  • Переворот клана Сыма и основание империи Цзинь.
  • Объединение Китая на короткое время.
  • Демографический кризис и внутренние конфликты.

Внутренние конфликты

9:33
  • Проблемы объединенной империи Цзинь.
  • Недостаток рабочих рук и отсутствие рабства.
  • Внутренние конфликты между местными правителями.

Императрица Цяфнь

10:26
  • Императрица Цяфнь фактически правила империей Цинь в 290-е годы.
  • Она контролировала всю жизнь дворца и распоряжалась всеми делами.
  • За ней стояли знатные силы и влиятельные родственники.

Политическая нестабильность

11:22
  • Время правления Цяфнь сравнивается с феодальной Русью.
  • Государственные деятели сменялись каждые пару лет.
  • Политическая чехарда и внутренние конфликты были частыми.

Причины смерти важных лиц

12:22
  • Многие важные лица умирали при загадочных обстоятельствах.
  • Пример: военный губернатор нескольких провинций был убит посыльным.
  • Внешние угрозы отсутствовали, но внутренние конфликты продолжались.

Смута восьми ванов

14:18
  • Клан Сыма начал выяснять отношения между собой.
  • Страна погрузилась в гражданскую войну и жестокую резню.
  • Попытки реформ не увенчались успехом, институты оставались прежними.

Климатический пессимум

17:15
  • В IV веке начался климатический пессимум, похолодание и природные катаклизмы.
  • В Китае зафиксировано 670 упоминаний природных катастроф за 400 лет.
  • Изменения климата привели к массовым миграциям и забросу территорий.

Влияние кочевников

19:12
  • Китай не обращал внимания на кочевников к северу от себя.
  • Увлажнение степей увеличивало стада кочевников, что приводило к их росту.
  • Похолодания и засухи заставили кочевников переселяться в Китай.

Заброшенные территории

21:08
  • В пустыне Такла-Макан были города, которые забросили из-за засухи.
  • Люди уходили из этих мест, оставляя их заброшенными.
  • Во II веке племена варваров начали переселяться южнее.

Кочевые народы и их культуры

21:56
  • Кочевые народы, такие как сюну, гунны, дз и сяньби, принадлежат к разным культурам.
  • Эти народы включают тибетские, бирманские и монгольские языки.
  • Китайцы смешивали эти народы, несмотря на их культурные различия.

Переписи и население

22:56
  • Переписи Цзиньской империи утверждают, что население сократилось с 50 миллионов до 16 миллионов за сто лет.
  • Местные жители утверждали, что остался только один из десяти человек.
  • Кочевники переставали подчиняться Китаю, платя налоги на месте, но не отправляя их в Лоян.

Миграция северных народов

23:53
  • Массовая миграция северных народов продолжалась в конце III - начале IV века.
  • Некоторые народы переселялись легально, выпрашивая разрешения у китайских императоров.
  • Китайские чиновники часто не могли контролировать переселение, что приводило к нарушениям.

Проблемы учета населения

24:54
  • Уменьшение размеров провинций не отражалось в административных документах.
  • Переписи продолжали учитывать население старых провинций, несмотря на их уменьшение.
  • Это приводило к неправильному учету населения и занижению его численности.

Падение населения Китая

25:50
  • Похолодание, эпидемии и голод привели к значительному падению населения Китая.
  • За 200-250 лет население Китая уменьшилось примерно в два раза.
  • Если при Хань было 50-60 миллионов, то к концу северных и южных династий осталось около 30 миллионов.

Великие китайские изобретения

26:25
  • В смутный период происходят великие китайские изобретения.
  • Примеры: новые способы производства бумаги, испытания воздушного змея, воздушная стрекоза.
  • Улучшения были сделаны еще в Ханьской империи, но их применение было ограничено.

Переселение людей и варваров

27:23
  • Гражданская война восьми иванов с 291 по 306 год.
  • Переселение людей и варваров, несмотря на занятость войной.
  • Архивы сохранили доклады о переселении и его последствиях.

Петиции и коррупция

28:09
  • Петиция 280 года о недопустимости селения варваров.
  • Варвары перестают платить налоги и могут стать врагами.
  • Коррупция: интенданты вооружают варваров, продавая оружие за овец и женщин.

Контакты с варварами

30:05
  • Сюнну контактировали с китайцами, перенимали язык и культуру.
  • У них появился свой алфавит и образованная прослойка.
  • Некоторые сюнну переходили к земледелию и смешивались с китайцами.

Вовлечение варваров в китайскую политику

31:03
  • Во время восстания восьми ванов варвары привлекались для поддержки.
  • Кавалерийская армия варваров была сильным приобретением.
  • Миграция варваров в Китай из-за спроса на кочевые войска.

Миграция китайцев

32:59
  • Китайцы мигрируют на юг, смещаясь с севера.
  • Смещение населения: треть населения Китая живет на севере, 6% на юге.
  • Слабозаселенные области на юге становятся более пригодными для кочевников.

Приход варваров и кочевников

35:31
  • Массовые миграции приводят к сдвигу населения южнее.
  • Китайцы уходят с севера, а на их место приходят варвары.
  • Внутренняя Монголия становится более пригодной для кочевников.

Освоение новых территорий

36:28
  • Китайцы осваивают новые территории, такие как бассейн третьей реки.
  • Ранее слабонаселенные области начинают осваиваться.
  • Китайцы становятся пришельцами в некоторых регионах.

Вступление сюнну и Лю Юаня

37:28
  • Сюнну, включая Лю Юаня, вступают в конфликт с Китаем.
  • Лю Юань, тюрк по происхождению, понимает китайские понятия и философию.
  • Вначале он поддерживает китайского императора, но позже разочаровывается в китайцах.

Смута восьми ванов

38:29
  • Дунхайван предлагает помириться и короновать нового императора.
  • Варвары видят, что китайцы не могут справиться с внутренними конфликтами.
  • Появляется концепция, что мандат неба потеряли китайцы как народ.

Лю Юань и его амбиции

39:22
  • Лю Юань присваивает себе титул вана и почитает своих родителей как предков императора.
  • Он принимает девиз правления и начинает наступление на китайские столицы.
  • Лю Юань умирает, не став императором, но мотивирует кочевые народы.

Наступление сюнну

41:34
  • Дети Лю Юаня продолжают его дело.
  • Дунхайван умирает, и его похороны становятся ловушкой для знати.
  • Сюнну вырезают процессию, уничтожая влиятельных людей Китая.

Последствия для Китая

42:32
  • После гибели знати Китай теряет способность защищать свои столицы.
  • Последний император становится пленником сюнну и умирает в нищете.
  • Северный Китай начинает страдать от грабежей и разрушений.

Переезд на юг

44:28
  • Империя Цзинь переезжает на юг, в город Нанькин.
  • Это ключевой момент в китайской истории, смещающий государственность на юг.
  • Нанькин становится важным центром для сдерживания северных племен.

Эмиграция китайцев на юг

47:10
  • Китайцы начинают массово эмигрировать на юг.
  • Появляется народность хакка, потомки тех, кто ушел от варваров.
  • Они заселяют области, ранее не населенные китайцами, и формируют новую культуру.

Влияние китайской цивилизации

49:12
  • Китайцы приносят с собой образ жизни и способ организации пространства.
  • Они меняют местные культуры, сажая просо и пшеницу вместо риса.
  • Китайцы начинают строить каналы и вырубать леса, создавая рисовые поля.

Антропогенный ландшафт

50:12
  • Китайцы создают строгую систему каналов и дамб для орошения.
  • Они выбирают старосту для управления общинами и отправляют представителей в Дзянкинь.
  • Китайцы вытесняют другие народы, меняя ландшафт под себя.

Чай и чайные школы

53:10
  • Китайцы находят чай на юге и начинают его активно выращивать.
  • Появляются чайные школы, изучающие целебные свойства чая.
  • Чай помогает даосам поддерживать бодрое состояние.

Бетель и жвачка

54:47
  • Китайцы перенимают у вьетов привычку жевать бетель.
  • Бетель популярен среди простых людей, несмотря на неодобрение элиты.
  • Китайцы воспринимают элементы культуры южных народов.

Кланы и аристократия

56:00
  • На юге появляются новые аристократические кланы, не имеющие длинных родословных.
  • Китайские кланы, лишенные земель на севере, переселяются на юг.
  • Происходит заселение и преобразование территорий.

Борьба с варварами

57:51
  • Создается управление армии северных штабов для защиты от варваров.
  • Северные беженцы помогают южанам сражаться с варварскими королевствами.
  • Варварские царства продвигаются южнее, оставляя китайской империи только берега Янзы.

Художественная литература в Китае

58:53
  • Конфуций считал, что писать нужно только историю и хроники государства.
  • Люди описывали героические поступки и биографии императоров и полководцев.
  • Исторические работы были скучными и содержали только перечисление событий и дат.

Появление лирической поэзии

59:51
  • В период отсутствия строгого государственного надзора появляются все китайские жанры.
  • Лирическая поэзия, написанная мужчинами, часто от лица женщины, рассказывает о разлученной любви.
  • Закладывается основа китайской прозы, но стихи остаются более популярными.

Отношение к китайскому языку

1:00:47
  • На юге Китая появляется почтительное отношение к китайскому языку.
  • Слово "вэнь" означает искусство словесности, и элитные люди упражняются в каллиграфии и словесных диспутах.
  • Важные люди обязательно должны быть людьми искусства.

Влияние внешних факторов

1:01:38
  • Несмотря на варварские набеги и малярию, китайцы активно пишут стихи.
  • Основы китайской литературы закладываются в эпоху северных и южных династий.
  • Северные государства начинают китаизироваться, изучая китайскую историю.

Влияние буддизма

1:03:36
  • Буддизм начинает проникать в Китай в начале нашей эры.
  • В эпоху северных и южных династий буддизм становится популярным на севере.
  • Идея о правителе-чакравартине, объединяющем мир, привлекает кочевые народы.

Даосизм и буддизм на юге

1:07:33
  • На юге сохраняется даосская и конфуцианская традиции.
  • Даосы и буддисты сталкиваются в диспутах, создавая синкретизм на бытовом уровне.
  • Официальные школы критикуют народные верования, считая их профанацией.

Политическая нестабильность

1:10:48
  • Постоянные войны и нестабильность на юге приводят к краху династий.
  • Стандартная династия состоит из двух человек: основателя и его преемника.
  • Политическая ситуация на юге остается сложной и нестабильной.

Период шести династий

1:11:48
  • Период шести династий характеризуется краткосрочностью и кратковременностью правления.
  • Даосы считают, что внешние события не важны, и сосредоточены на духовных практиках.
  • Школа Желтого Дворика подчеркивает важность внутреннего мира.

Концепция внутреннего и внешнего мира

1:12:46
  • Внешний космос и внутренняя вселенная рассматриваются как одно целое.
  • Внутри человека есть такой же мир, как и снаружи, с планетами, духами и сущностями.

Внутреннее зрение

1:13:52
  • Внутреннее зрение позволяет осознавать свое тело как карту внутреннего мира.
  • Каждый орган имеет свой дух, который можно взаимодействовать.

Духи органов

1:14:50
  • Духи органов, такие как дух сердца, имеют свои потребности и могут общаться.
  • Взаимодействие духов помогает поддерживать гармонию в теле.

Традиционная китайская медицина

1:16:04
  • Даосские концепции легли в основу традиционной китайской медицины.
  • Акупунктура и прижигание помогают гармонизировать организм.

Роль женщин в даосизме

1:18:03
  • Женщины в даосизме рассматриваются как равноправные партнеры мужчин.
  • Женщины могут стать мастерами, несмотря на сложности в практике из-за эмоций и ритуальных требований.

Эскапизм даосизма

1:20:02
  • Даосизм предлагает уход внутрь себя для достижения совершенства.
  • Конфуцианская мораль подчеркивает важность общества, в отличие от даосизма.

Проблемы перевода буддизма в Китае

1:21:05
  • Переводы буддийских текстов в Китае были неполными и искаженными.
  • Буддизм начал мутировать под влиянием местных традиций и народной религии.

Интерпретация буддизма в Китае

1:23:45
  • Китайские школы буддизма, такие как Тяньтай и Хуаянь, интерпретировали буддизм через призму даосизма.
  • Дхармы, согласно этим школам, окрашиваются в соответствии с поведением человека, создавая его восприятие мира.

Пустота и дхармы

1:25:39
  • Кумараджива объяснил, что суть буддизма — пустота и отсутствие сути.
  • Дхармы могут проявляться по-разному, создавая иллюзию мира.
  • Будда присутствует во всем, включая человека.

Три тысячи миров

1:27:10
  • В одном моменте взгляда человек видит три тысячи миров.
  • Все происходящее вокруг — частное проявление вселенной.
  • Все реальности видят то, что вижу я, и наоборот.

Просветление и вселенная

1:29:08
  • В каждом мгновении взгляда человек видит всю вселенную.
  • Просветление достигается через осознание единства всех миров.
  • Это сложная и замороченная точка зрения.

Чань-буддизм и Бадхидхарма

1:30:06
  • В Китае становится популярной школа чань-буддизма, проповедуемая Бадхидхармой.
  • Чань-буддизм проще и ближе к практике, чем индийская версия.

Просветление без доктрин

1:31:57
  • Просветление достигается через тождественность с Буддой.
  • Важно увидеть природу вещей и настроиться на правильное состояние.

Психопрактика и труд

1:33:43
  • Просветление может наступить во время упорного физического труда.
  • Важно быть искренне отданным моменту и постижению природы вещей.

Передача просветления

1:35:33
  • Просветление передается от сердца к сердцу под руководством мастера.
  • Важно выбирать учителя с непрерывной линией передачи просветления.

Мейнстрим чань-буддизма

1:37:30
  • Чань-буддизм становится мейнстримом в Китае.
  • При следующей империи он станет государственной религией.

Даосские хитрости для просветления

1:38:06
  • Говорите нелогичные вещи, чтобы расшатывать сознание.
  • Упражняйтесь в алогичной словесности для выхода за рамки.
  • Удивляйте себя, давая нестандартные ответы на вопросы.

Буддизм и даосизм в Китае

1:39:06
  • Буддисты выигрывают конкуренцию у даосов благодаря монашеским организациям.
  • Буддисты живут группами, даосы – одиночки.
  • Буддизм позволяет заниматься обычными делами и изучать его одновременно.

Организация буддистов и даосов

1:40:05
  • Буддисты строят храмовые комплексы и взаимодействуют с правящими кругами.
  • Даосы начинают понимать свою слабость и создают монашество.
  • Даосское монашество занимается практиками самосовершенствования.

Народные верования и религии

1:42:37
  • Столкновение даосизма и буддизма приводит к смешению религий.
  • Народные верования включают талисманы, такие как жаба-дух денег.
  • Возвышенные теории религий искажаются в народных верованиях.

Формирование трех учений в Китае

1:44:28
  • Формируется даосский канон и укрепляется буддизм.
  • Конфуцианство превращается в религию, строятся алтари и приносятся жертвы.
  • Конфуцианство, даосизм и буддизм становятся основополагающими учениями.

Конфуцианство и легизм

1:46:26
  • Конфуцианство и легизм сливаются в единый сплав.
  • Легизм ассоциируется с жестокими методами, но методы используются.
  • Конфуцианцы критиковали буддистов за уход в общины и расшатывание устоев.

Гонения на буддистов

1:48:17
  • В Китае происходят гонения на буддистов за расшатывание устоев и уход из семей.
  • Уважение к родителям считалось важным для поддержания порядка.
  • Буддисты стремились помочь всему человечеству, включая родителей.

Гёк-тюрки и торговля

1:49:15
  • Гёк-тюрки контролировали торговые пути и восстанавливали торговлю.
  • Китайские товары, включая шелк, снова стали востребованы.
  • Ремесла в Китае были хорошо развиты, что способствовало торговле.

Северное Чжоу и милитаризм

1:51:06
  • Северное Чжоу, позже империя Суй

Восстановление китайской империи

1:53:24
  • Человек по имени Войди восстановил китайскую империю.
  • Он перестал быть регентом и военным полководцем.
  • Убил предыдущего императора, назначил малолетнего императора, заставил его отречься и отравил.

Реформы и кодекс чиновников

1:54:18
  • Восстанавливаются чиновники с четким кодексом.
  • За нарушение кодекса чиновники лишаются должностей.
  • Проводится правовая реформа и издается кодекс законов.

Отмена жестоких пыток

1:55:10
  • Отменяются жестокие методы казней, такие как прорастание бамбука сквозь тело или использование крыс.
  • Смертная казнь теперь осуществляется через удушение или отрубание головы.

Основные виды наказаний

1:57:46
  • Основные типы наказаний: ссылки, лагеря, каторга, битье палками.
  • Пять видов наказаний: смертная казнь, переселение, депортация, каторга, битье тяжелыми и легкими палками.

Борьба со взяточничеством

1:58:39
  • За взятки публично порют, иногда насмерть.
  • В комиссиях подсылают людей, чтобы проверить на взяточничество.
  • Наказание за взятки включает порку детей, жен и других родственников.

Отсутствие штрафов

1:59:38
  • В китайской традиции не было штрафов.
  • Наказания были более значимыми для бедных и богатых, чем штрафы.