Введение в тему 0:01 Обсуждение темы "Раннее средневековый Китай". Сравнение с европейской историей и кризисом Римской империи. Упоминание северных и южных династий.
Период варварских государств 0:53 Период франкских королей и "темные века" Европы. В Китае это время развала, но не "темные века". Появление "шестнадцати варварских государств".
Приход буддизма 1:52 Важность прихода буддизма в Китай. Основание чань-буддизма и его влияние на китайскую мысль. Конкуренция идеологий в период раздробленности.
Империя Хань 2:47 Сравнение Ханьской империи с Римской империей. Изобретение бумаги и развитие шелкового пути. Утверждение конфуцианства и даосизма.
Упадок Ханьской империи 3:43 Начало упадка Ханьской империи во II веке. Восстание желтых повязок и его причины. Апокалиптические настроения и даосизм.
Эпоха Троецарствия 6:02 Попытки восстановить единый Китай. Империя Вэй и управление по принципу сильного. Постоянные войны и упрощение управления.
Переворот и империя Цзинь 8:38 Переворот клана Сыма и основание империи Цзинь. Объединение Китая на короткое время. Демографический кризис и внутренние конфликты.
Внутренние конфликты 9:33 Проблемы объединенной империи Цзинь. Недостаток рабочих рук и отсутствие рабства. Внутренние конфликты между местными правителями.
Императрица Цяфнь 10:26 Императрица Цяфнь фактически правила империей Цинь в 290-е годы. Она контролировала всю жизнь дворца и распоряжалась всеми делами. За ней стояли знатные силы и влиятельные родственники.
Политическая нестабильность 11:22 Время правления Цяфнь сравнивается с феодальной Русью. Государственные деятели сменялись каждые пару лет. Политическая чехарда и внутренние конфликты были частыми.
Причины смерти важных лиц 12:22 Многие важные лица умирали при загадочных обстоятельствах. Пример: военный губернатор нескольких провинций был убит посыльным. Внешние угрозы отсутствовали, но внутренние конфликты продолжались.
Смута восьми ванов 14:18 Клан Сыма начал выяснять отношения между собой. Страна погрузилась в гражданскую войну и жестокую резню. Попытки реформ не увенчались успехом, институты оставались прежними.
Климатический пессимум 17:15 В IV веке начался климатический пессимум, похолодание и природные катаклизмы. В Китае зафиксировано 670 упоминаний природных катастроф за 400 лет. Изменения климата привели к массовым миграциям и забросу территорий.
Влияние кочевников 19:12 Китай не обращал внимания на кочевников к северу от себя. Увлажнение степей увеличивало стада кочевников, что приводило к их росту. Похолодания и засухи заставили кочевников переселяться в Китай.
Заброшенные территории 21:08 В пустыне Такла-Макан были города, которые забросили из-за засухи. Люди уходили из этих мест, оставляя их заброшенными. Во II веке племена варваров начали переселяться южнее.
Кочевые народы и их культуры 21:56 Кочевые народы, такие как сюну, гунны, дз и сяньби, принадлежат к разным культурам. Эти народы включают тибетские, бирманские и монгольские языки. Китайцы смешивали эти народы, несмотря на их культурные различия.
Переписи и население 22:56 Переписи Цзиньской империи утверждают, что население сократилось с 50 миллионов до 16 миллионов за сто лет. Местные жители утверждали, что остался только один из десяти человек. Кочевники переставали подчиняться Китаю, платя налоги на месте, но не отправляя их в Лоян.
Миграция северных народов 23:53 Массовая миграция северных народов продолжалась в конце III - начале IV века. Некоторые народы переселялись легально, выпрашивая разрешения у китайских императоров. Китайские чиновники часто не могли контролировать переселение, что приводило к нарушениям.
Проблемы учета населения 24:54 Уменьшение размеров провинций не отражалось в административных документах. Переписи продолжали учитывать население старых провинций, несмотря на их уменьшение. Это приводило к неправильному учету населения и занижению его численности.
Падение населения Китая 25:50 Похолодание, эпидемии и голод привели к значительному падению населения Китая. За 200-250 лет население Китая уменьшилось примерно в два раза. Если при Хань было 50-60 миллионов, то к концу северных и южных династий осталось около 30 миллионов.
Великие китайские изобретения 26:25 В смутный период происходят великие китайские изобретения. Примеры: новые способы производства бумаги, испытания воздушного змея, воздушная стрекоза. Улучшения были сделаны еще в Ханьской империи, но их применение было ограничено.
Переселение людей и варваров 27:23 Гражданская война восьми иванов с 291 по 306 год. Переселение людей и варваров, несмотря на занятость войной. Архивы сохранили доклады о переселении и его последствиях.
Петиции и коррупция 28:09 Петиция 280 года о недопустимости селения варваров. Варвары перестают платить налоги и могут стать врагами. Коррупция: интенданты вооружают варваров, продавая оружие за овец и женщин.
Контакты с варварами 30:05 Сюнну контактировали с китайцами, перенимали язык и культуру. У них появился свой алфавит и образованная прослойка. Некоторые сюнну переходили к земледелию и смешивались с китайцами.
Вовлечение варваров в китайскую политику 31:03 Во время восстания восьми ванов варвары привлекались для поддержки. Кавалерийская армия варваров была сильным приобретением. Миграция варваров в Китай из-за спроса на кочевые войска.
Миграция китайцев 32:59 Китайцы мигрируют на юг, смещаясь с севера. Смещение населения: треть населения Китая живет на севере, 6% на юге. Слабозаселенные области на юге становятся более пригодными для кочевников.
Приход варваров и кочевников 35:31 Массовые миграции приводят к сдвигу населения южнее. Китайцы уходят с севера, а на их место приходят варвары. Внутренняя Монголия становится более пригодной для кочевников.
Освоение новых территорий 36:28 Китайцы осваивают новые территории, такие как бассейн третьей реки. Ранее слабонаселенные области начинают осваиваться. Китайцы становятся пришельцами в некоторых регионах.
Вступление сюнну и Лю Юаня 37:28 Сюнну, включая Лю Юаня, вступают в конфликт с Китаем. Лю Юань, тюрк по происхождению, понимает китайские понятия и философию. Вначале он поддерживает китайского императора, но позже разочаровывается в китайцах.
Смута восьми ванов 38:29 Дунхайван предлагает помириться и короновать нового императора. Варвары видят, что китайцы не могут справиться с внутренними конфликтами. Появляется концепция, что мандат неба потеряли китайцы как народ.
Лю Юань и его амбиции 39:22 Лю Юань присваивает себе титул вана и почитает своих родителей как предков императора. Он принимает девиз правления и начинает наступление на китайские столицы. Лю Юань умирает, не став императором, но мотивирует кочевые народы.
Наступление сюнну 41:34 Дети Лю Юаня продолжают его дело. Дунхайван умирает, и его похороны становятся ловушкой для знати. Сюнну вырезают процессию, уничтожая влиятельных людей Китая.
Последствия для Китая 42:32 После гибели знати Китай теряет способность защищать свои столицы. Последний император становится пленником сюнну и умирает в нищете. Северный Китай начинает страдать от грабежей и разрушений.
Переезд на юг 44:28 Империя Цзинь переезжает на юг, в город Нанькин. Это ключевой момент в китайской истории, смещающий государственность на юг. Нанькин становится важным центром для сдерживания северных племен.
Эмиграция китайцев на юг 47:10 Китайцы начинают массово эмигрировать на юг. Появляется народность хакка, потомки тех, кто ушел от варваров. Они заселяют области, ранее не населенные китайцами, и формируют новую культуру.
Влияние китайской цивилизации 49:12 Китайцы приносят с собой образ жизни и способ организации пространства. Они меняют местные культуры, сажая просо и пшеницу вместо риса. Китайцы начинают строить каналы и вырубать леса, создавая рисовые поля.
Антропогенный ландшафт 50:12 Китайцы создают строгую систему каналов и дамб для орошения. Они выбирают старосту для управления общинами и отправляют представителей в Дзянкинь. Китайцы вытесняют другие народы, меняя ландшафт под себя.
Чай и чайные школы 53:10 Китайцы находят чай на юге и начинают его активно выращивать. Появляются чайные школы, изучающие целебные свойства чая. Чай помогает даосам поддерживать бодрое состояние.
Бетель и жвачка 54:47 Китайцы перенимают у вьетов привычку жевать бетель. Бетель популярен среди простых людей, несмотря на неодобрение элиты. Китайцы воспринимают элементы культуры южных народов.
Кланы и аристократия 56:00 На юге появляются новые аристократические кланы, не имеющие длинных родословных. Китайские кланы, лишенные земель на севере, переселяются на юг. Происходит заселение и преобразование территорий.
Борьба с варварами 57:51 Создается управление армии северных штабов для защиты от варваров. Северные беженцы помогают южанам сражаться с варварскими королевствами. Варварские царства продвигаются южнее, оставляя китайской империи только берега Янзы.
Художественная литература в Китае 58:53 Конфуций считал, что писать нужно только историю и хроники государства. Люди описывали героические поступки и биографии императоров и полководцев. Исторические работы были скучными и содержали только перечисление событий и дат.
Появление лирической поэзии 59:51 В период отсутствия строгого государственного надзора появляются все китайские жанры. Лирическая поэзия, написанная мужчинами, часто от лица женщины, рассказывает о разлученной любви. Закладывается основа китайской прозы, но стихи остаются более популярными.
Отношение к китайскому языку 1:00:47 На юге Китая появляется почтительное отношение к китайскому языку. Слово "вэнь" означает искусство словесности, и элитные люди упражняются в каллиграфии и словесных диспутах. Важные люди обязательно должны быть людьми искусства.
Влияние внешних факторов 1:01:38 Несмотря на варварские набеги и малярию, китайцы активно пишут стихи. Основы китайской литературы закладываются в эпоху северных и южных династий. Северные государства начинают китаизироваться, изучая китайскую историю.
Влияние буддизма 1:03:36 Буддизм начинает проникать в Китай в начале нашей эры. В эпоху северных и южных династий буддизм становится популярным на севере. Идея о правителе-чакравартине, объединяющем мир, привлекает кочевые народы.
Даосизм и буддизм на юге 1:07:33 На юге сохраняется даосская и конфуцианская традиции. Даосы и буддисты сталкиваются в диспутах, создавая синкретизм на бытовом уровне. Официальные школы критикуют народные верования, считая их профанацией.
Политическая нестабильность 1:10:48 Постоянные войны и нестабильность на юге приводят к краху династий. Стандартная династия состоит из двух человек: основателя и его преемника. Политическая ситуация на юге остается сложной и нестабильной.
Период шести династий 1:11:48 Период шести династий характеризуется краткосрочностью и кратковременностью правления. Даосы считают, что внешние события не важны, и сосредоточены на духовных практиках. Школа Желтого Дворика подчеркивает важность внутреннего мира.
Концепция внутреннего и внешнего мира 1:12:46 Внешний космос и внутренняя вселенная рассматриваются как одно целое. Внутри человека есть такой же мир, как и снаружи, с планетами, духами и сущностями.
Внутреннее зрение 1:13:52 Внутреннее зрение позволяет осознавать свое тело как карту внутреннего мира. Каждый орган имеет свой дух, который можно взаимодействовать.
Духи органов 1:14:50 Духи органов, такие как дух сердца, имеют свои потребности и могут общаться. Взаимодействие духов помогает поддерживать гармонию в теле.
Традиционная китайская медицина 1:16:04 Даосские концепции легли в основу традиционной китайской медицины. Акупунктура и прижигание помогают гармонизировать организм.
Роль женщин в даосизме 1:18:03 Женщины в даосизме рассматриваются как равноправные партнеры мужчин. Женщины могут стать мастерами, несмотря на сложности в практике из-за эмоций и ритуальных требований.
Эскапизм даосизма 1:20:02 Даосизм предлагает уход внутрь себя для достижения совершенства. Конфуцианская мораль подчеркивает важность общества, в отличие от даосизма.
Проблемы перевода буддизма в Китае 1:21:05 Переводы буддийских текстов в Китае были неполными и искаженными. Буддизм начал мутировать под влиянием местных традиций и народной религии.
Интерпретация буддизма в Китае 1:23:45 Китайские школы буддизма, такие как Тяньтай и Хуаянь, интерпретировали буддизм через призму даосизма. Дхармы, согласно этим школам, окрашиваются в соответствии с поведением человека, создавая его восприятие мира.
Пустота и дхармы 1:25:39 Кумараджива объяснил, что суть буддизма — пустота и отсутствие сути. Дхармы могут проявляться по-разному, создавая иллюзию мира. Будда присутствует во всем, включая человека.
Три тысячи миров 1:27:10 В одном моменте взгляда человек видит три тысячи миров. Все происходящее вокруг — частное проявление вселенной. Все реальности видят то, что вижу я, и наоборот.
Просветление и вселенная 1:29:08 В каждом мгновении взгляда человек видит всю вселенную. Просветление достигается через осознание единства всех миров. Это сложная и замороченная точка зрения.
Чань-буддизм и Бадхидхарма 1:30:06 В Китае становится популярной школа чань-буддизма, проповедуемая Бадхидхармой. Чань-буддизм проще и ближе к практике, чем индийская версия.
Просветление без доктрин 1:31:57 Просветление достигается через тождественность с Буддой. Важно увидеть природу вещей и настроиться на правильное состояние.
Психопрактика и труд 1:33:43 Просветление может наступить во время упорного физического труда. Важно быть искренне отданным моменту и постижению природы вещей.
Передача просветления 1:35:33 Просветление передается от сердца к сердцу под руководством мастера. Важно выбирать учителя с непрерывной линией передачи просветления.
Мейнстрим чань-буддизма 1:37:30 Чань-буддизм становится мейнстримом в Китае. При следующей империи он станет государственной религией.
Даосские хитрости для просветления 1:38:06 Говорите нелогичные вещи, чтобы расшатывать сознание. Упражняйтесь в алогичной словесности для выхода за рамки. Удивляйте себя, давая нестандартные ответы на вопросы.
Буддизм и даосизм в Китае 1:39:06 Буддисты выигрывают конкуренцию у даосов благодаря монашеским организациям. Буддисты живут группами, даосы – одиночки. Буддизм позволяет заниматься обычными делами и изучать его одновременно.
Организация буддистов и даосов 1:40:05 Буддисты строят храмовые комплексы и взаимодействуют с правящими кругами. Даосы начинают понимать свою слабость и создают монашество. Даосское монашество занимается практиками самосовершенствования.
Народные верования и религии 1:42:37 Столкновение даосизма и буддизма приводит к смешению религий. Народные верования включают талисманы, такие как жаба-дух денег. Возвышенные теории религий искажаются в народных верованиях.
Формирование трех учений в Китае 1:44:28 Формируется даосский канон и укрепляется буддизм. Конфуцианство превращается в религию, строятся алтари и приносятся жертвы. Конфуцианство, даосизм и буддизм становятся основополагающими учениями.
Конфуцианство и легизм 1:46:26 Конфуцианство и легизм сливаются в единый сплав. Легизм ассоциируется с жестокими методами, но методы используются. Конфуцианцы критиковали буддистов за уход в общины и расшатывание устоев.
Гонения на буддистов 1:48:17 В Китае происходят гонения на буддистов за расшатывание устоев и уход из семей. Уважение к родителям считалось важным для поддержания порядка. Буддисты стремились помочь всему человечеству, включая родителей.
Гёк-тюрки и торговля 1:49:15 Гёк-тюрки контролировали торговые пути и восстанавливали торговлю. Китайские товары, включая шелк, снова стали востребованы. Ремесла в Китае были хорошо развиты, что способствовало торговле.
Восстановление китайской империи 1:53:24 Человек по имени Войди восстановил китайскую империю. Он перестал быть регентом и военным полководцем. Убил предыдущего императора, назначил малолетнего императора, заставил его отречься и отравил.
Реформы и кодекс чиновников 1:54:18 Восстанавливаются чиновники с четким кодексом. За нарушение кодекса чиновники лишаются должностей. Проводится правовая реформа и издается кодекс законов.
Отмена жестоких пыток 1:55:10 Отменяются жестокие методы казней, такие как прорастание бамбука сквозь тело или использование крыс. Смертная казнь теперь осуществляется через удушение или отрубание головы.
Основные виды наказаний 1:57:46 Основные типы наказаний: ссылки, лагеря, каторга, битье палками. Пять видов наказаний: смертная казнь, переселение, депортация, каторга, битье тяжелыми и легкими палками.
Борьба со взяточничеством 1:58:39 За взятки публично порют, иногда насмерть. В комиссиях подсылают людей, чтобы проверить на взяточничество. Наказание за взятки включает порку детей, жен и других родственников.
Отсутствие штрафов 1:59:38 В китайской традиции не было штрафов. Наказания были более значимыми для бедных и богатых, чем штрафы.