Введение 1:19 Приветствие от Юлии Богатки, шеф-редактора Арзамаса. Представление лекции о жанре аллегории. Лектор: Алексей Ларионов, старший научный сотрудник Эрмитажа.
Выставка в Российской государственной библиотеке 2:05 Наталья Самойленко, заместитель директора библиотеки, рассказывает о выставке. Описание отделов библиотеки и их раритетов. Приглашение посетить читальные залы и новое выставочное пространство Ивановский зал.
Выставка "Александр II. Воспитание просвещением" 4:51 Описание выставки, посвященной Александру II. Упоминание о библиотеке матери Александра II и его архиве. Приглашение на выставку и информация о входе в Ивановский зал.
Аллегорический жанр в искусстве 6:56 Определение аллегории и её значение в изобразительном искусстве. Критика негативного восприятия аллегорий в современном обществе. Примеры аллегорий и их восприятие в прошлом.
Скрытые смыслы в живописи 7:56 Различие между скрытыми и неизвестными смыслами в старых картинах. Примеры атрибутов святых и их символики. Обсуждение говорящих деталей в натюрмортах и жанровых картинах.
Примеры аллегорий в искусстве 12:46 Аллегория как визуальный образ для выражения отвлеченных понятий. Пример картины Рубенса "Персей и Андромеда". Аллегорические мотивы и их значение в картине.
Картина "Персей и Андромеда" 15:52 Картина написана к чьей-то свадьбе, но её содержание о любви. Персей, триумфатор, приносит трофеи Андромеде. Андромеда прекрасна и не нуждается в доказательствах своей красоты. Амурчики помогают Персею и Андромеде, создавая момент зарождения любви.
Картина "Союз земли и воды" 18:09 Картина основана на античной мифологии, но не имеет сюжета. Кибелла, богиня земли, и Нептун, бог воды, соединяют руки. Из-под их рук истекает вода, символизируя источник жизни. Современники Рубенса видели в картине аллегорию союза Антверпена и реки Шельды.
Политический контекст картины "Союз земли и воды" 21:56 Картина написана в период гражданской войны в Нидерландах. Блокировка устья реки Шельды ухудшила экономику Антверпена. Картина символизирует надежду на восстановление союза Антверпена и Шельды.
Аллегорический язык Рубенса 23:40 Рубенс обладал даром оживлять свои персонажи. В картине "Союз земли и воды" противопоставляются мужское и женское начала. Союз Кибеллы и Нептуна символизирует источник жизни и процветания.
Аллегорическое искусство в XVII веке 26:32 Картина "Союз земли и воды" написана в начале XVII века. Аллегорический язык был хорошо отработан к этому времени. Книга "Иконология Риппа" сыграла важную роль в развитии жанра аллегории.
Книга и иконологическая литература 28:12 Книга собрала и упорядочила материал иносказаний. Многократно переиздавалась, дополнялась и иллюстрировалась. Иконологическая литература стала популярной в XVII веке.
Аллегории XVII-XVIII веков 29:09 Аллегории XVII-XVIII веков однозначно читаемы. Пример: картина Яна Вермеера "Аллегория веры". Вера представлена женской фигурой в белых и синих одеждах.
Детали картины Вермеера 30:08 Глобус под ногой героини символизирует весь мир. Камень на переднем плане символизирует Христа. Яблоко на полу связано с первородным грехом.
Символика и интерьер 32:02 Стеклянный шар символизирует небесную сферу. Интерьер включает алтарь с распятием и чашей причастия. Картина фламандского художника Йорданца на фоне.
Католическая вера и реалии Голландии 33:00 Картина аллегории католической веры. Тайные домашние католические церкви в Голландии. Вермеер принял католичество, возможно, из-за брака.
Художественные особенности 35:39 Картина не вызывает острого религиозного чувства. Вермеер мастер воплощения поэзии и красоты жизни. Картина производит магическое впечатление благодаря живописи и деталям.
Упущенный шанс для России 38:50 Картина Вермеера была в собрании Дмитрия Щукина в Москве. Щукин продал картину в начале XX века, что упустило шанс для России.
Аллегории в искусстве 39:36 Аллегории веры раздражали позитивистское и демократическое сознание XIX века. Пример аллегории: картина, сменившая несколько мест пребывания и сейчас находящаяся в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Другой пример: политическая аллегория, прославляющая правителей.
Аллегория царствования Франческо Салимена 40:13 Политические аллегории часто присутствовали в искусстве XVII-XVIII веков. Пример: картина Франческо Салимена, хранящаяся в Эрмитаже. Медальон с изображением монарха поддерживают четыре фигуры добродетелей: милосердие, великодушие, справедливость и благоразумие.
Детали аллегории 41:55 Дополнительные элементы: листья лавра, младенец с скипетром, миртовый венок, богиня славы, Минерва и хронос. В центре картины изображение Екатерины II, хотя изначально это была аллегория на царствование Людовика XIV. Исследования показали, что картина была переписана несколько раз.
Значение аллегорий 45:01 Аллегории не просто прославляют монархов, но и призывают к справедливости, великодушию и милосердию. Это почтительное поучение, которое не лишено общегуманистического смысла. Аллегория как жанр расцвела в XVII-XVIII веках, но в эпоху Возрождения была более разнообразной и нестандартизированной.
Аллегория в эпоху Возрождения 47:28 Аллегория в эпоху Возрождения была менее шаблонной и более разнообразной. Великие художники создавали произведения с широким спектром идей и тем. Пример: гравюра Альбрехта Дюрера "Меланхолия", которая остается неразгаданной аллегорией.
Гравюра "Меланхолия" 49:29 Гравюра "Меланхолия" Дюрера вызывает множество интерпретаций. На гравюре изображена женская фигура с циркулем, ключами и кошельками, окруженная инструментами и магическим квадратом. Магический квадрат содержит числа, сумма которых равна 34, что связано с годом создания гравюры 1514.
Многогранник Дюрера и другие элементы 51:15 Рядом с фигурой лежит многогранник, связанный с задачей удвоения куба. На заднем плане изображены собака, радуга, комета и песочные часы. Странный монстр с надписью "Меланхолия" вызывает множество интерпретаций.
Истолкования гравюры 53:05 Истолкования гравюры включают астрологические, алхимические и нумерологические элементы. Историк искусства Эрвин Пановский предложил толкование, связанное с текстом Марселио Фичино о четырех темпераментах. Дюрер считал себя меланхоликом, что объясняет его изображение на гравюре.
Аллегория меланхолии 54:43 Большинство ученых сомневаются в интерпретации Пановского. Возможно, Дюрер изобразил меланхолию как состояние души, а не как темперамент. Гравюра была создана в год смерти матери Дюрера, что объясняет его внутреннее состояние.
Аллегории эпохи Возрождения 56:57 Многие аллегории эпохи Возрождения остаются не до конца понятыми. Гравюра "Меланхолия" является духовным автопортретом Дюрера. Некоторые аллегории, как "Любовь земная и любовь небесная" Тициана, также вызывают споры.
Произведение Хендрика Гольциуса 57:47 Произведение Гольциуса, хранящееся в Эрмитаже, является исключительным шедевром. Это громадный холст с рисунком пером, выполненный в технике гризайля. Гольциус был знаменитым гравером, доведшим технику штриховки до совершенства.
Личное мастерство Гольциуса 59:57 Гольциус создал произведение, которое поражает своим техническим совершенством. Его работа включает множество деталей, таких как драгоценности, пейзаж и обнаженные тела. Гольциус использовал упорядоченную штриховку для передачи тонких нюансов.
Жизнь и творчество Хендрика Гольциуса 1:01:19 Хендрик Гольциус родился в 1558 году на границе Германии и Нидерландов. Большую часть жизни провел в Харлеме, центре искусства и гуманистического знания. Его слава как гравера вышла за пределы Нидерландов и распространилась по всей Европе.
Рисунки и гравюры Гольциуса 1:02:24 Гольциус создавал законченные рисунки и гравюры, имитируя технику гравюры. Некоторые из его рисунков попали в коллекцию императора Рудольфа II. Император Рудольф II был покровителем искусств и собрал одну из крупнейших коллекций в Европе.
Травма и переход к живописи 1:03:18 В детстве Гольциус получил травму, обжег правую руку, что привело к контрактуре. Травма могла повлиять на его мастерство гравера, так как скрюченные пальцы идеально подходили для работы с резцом. В возрасте 42 лет Гольциус оставил гравирование и перешел к живописи, где также преуспел.
Заказ от императора Рудольфа II 1:04:54 В 1603 году Гольциус получил заказ от императора Рудольфа II на создание произведения для императорской галереи. В 1604 году вышла книга Карла ван Мандера, где была подробная биография Гольциуса. Гольциус не раскрывал сюжет своего нового произведения, что делает его еще более загадочным.
Сюжет и композиция картины 1:07:32 На холсте изображены три античных бога: Венера, Вакх и Церера. Тема картины связана с древнеримской пословицей "Без Вакха и Цереры Венера мерзнет". Гольциус изображал эту тему неоднократно, но в новой картине он добавил автопортрет и трактовал сцену как триумф Венеры.
Детали и символика картины 1:14:13 В новой картине Венера изображена как царица, а не как юная девочка. Детали, такие как пояс с камеями и диалог взглядов, подчеркивают власть и пленительность Венеры. Гольциус мастерски передал эротическое напряжение через композицию и детали, включая завершение рога изобилия в центре картины.
Сияние Венеры 1:17:45 Венера излучает сияние, покоряющее всех. Маленький фавн опьянен и зажмурился от красоты. Церера показана со спины, ее поза выражает оцепенение. Аллегория трех-четырех времен года: Венера - весна, Вакх - осень, Церера - лето, зима - немолодой человек у огня.
Аллегория четырех стихий 1:18:39 На алтаре изображены четыре стихии: огонь, ветер, вода и земля. Все подвластно власти Венеры, включая земных людей и олимпийских богов. Круговорот времен и стихий проходит у алтаря Венеры.
Автопортрет Гольциуса 1:19:35 Автопортрет Гольциуса превращает сцену в аллегорию четырех времен года. Гольциус изображен рядом с Вакхом, Венерой, Церерой и Купидоном. Его присутствие переворачивает смысл изображения.
Взгляд Гольциуса 1:20:28 Гольциус смотрит прямо на зрителя, отделяя реальный мир от вымысла. Его жест с резцами символизирует его роль как художника. Гольциус представляет свое творение, показывая фигуры центрального плана.
Аллегория живописи 1:21:27 Гольциус изображает Венеру, что символизирует изобразительное искусство. Апеллес, величайший художник древности, изобразил Венеру во всем блеске. Гольциус сравнивает свои резцы с остротой стрелы Амура.
Гравюра и искусство 1:22:59 Гольциус славит себя как гравер, несмотря на использование пера. Он создал вечный памятник своему искусству, несмотря на болезнь. Мотив с Купидоном символизирует остроту резцов Гольциуса.
Смысловое богатство 1:24:27 Произведение содержит аллегорию трех богов, власти любви и искусства. Эти уровни сплетаются, создавая сложное смысловое богатство. Произведение периодически выставляется в Эрмитаже, рекомендуется к просмотру.
Заключение 1:25:24 Произведение отличается точностью и бестелесностью штрихов. Белый фон и детали делают его великим шедевром. Рекомендуется внимательно рассмотреть его в экспозиции.
Заключение лекции 1:26:06 Чтение скрытых смыслов в живописи требует специальной подготовки. Произведения искусства говорят своим языком, и их можно понять с открытым и внимательным взглядом.
Вопросы и ответы 1:27:20 Вопрос о реакции на произведение "Резцы как стрелы". Мотив закаливания стрел уникален и может быть связан с литературным источником. Лавр на картине символизирует триумф и историю Дафны.
Алхимический контекст 1:30:01 Стрелы Купидона символизируют алхимическую проблему превращения свинца в золото. Гольциус занимался алхимией и даже взорвал половину дома в поисках философского камня. Картина обращена к заказчику Рудольфу II, который был страстным алхимиком.
Провианс картины 1:32:34 Картина имела благородное происхождение, начиная с Рудольфа II и заканчивая Екатериной II. Провианс картины включает коллекции королевы Кристины Шведской и кардинала Мазарини. Картина считается одним из самых драгоценных художественных сокровищ России.
Аллегория в искусстве 1:34:00 Аллегория в искусстве XVIII века является искусством, а не сухим ребусом. Пример фрески Тиепова в Вюрсбурге, где аллегории царствования выражены через политические символы. Искусство существует на другом уровне, чем либретто оперы или сюжет живописи.
Заключение 1:38:15 Запись лекции доступна на сайте. Следующая лекция Владимира Баса будет посвящена архитектуре.