«Фауст» обсуждение с Евгением Жариновым

YOUTUBE · 01.12.2025 03:58

Ключевые темы и таймкоды

Введение в творчество Сокурова

0:00
  • Сокуров пришел из документалистики, его работы, такие как "Жертва вечерняя" и "Прощание с Марией", известны своей камерностью и глубиной.
  • Его фильмы, как "Прощание с Марией", показывают Россию через замедленные кадры, погружая зрителя в определенный миропорядок.

Классическая драматургия и её нарушение

1:23
  • Сокуров нарушает законы классической драматургии, описанные Аристотелем.
  • Аристотель выделил пять элементов композиции: экспозиция, завязка, перипетия, кульминация и эпилог.
  • Сокуров и его коллеги, такие как Арабов, считают, что классический нарратив устарел и не подходит для современного искусства.

Интерпретация "Фауста" Гете

5:34
  • "Фауст" Гете известен своей интерпретацией, где Фауст заключает договор с Мефистофелем.
  • Пролог на небесах интерпретируется как книга Иова, одна из самых таинственных книг Библии.
  • Лейбниц, немецкий философ, изучал книгу Иова и написал "Теодицею", где рассматривается вопрос о добре и зле.

Протестантская этика и её влияние

12:21
  • "Фауст" Гете является кодом немецкой культуры и воплощает протестантское мироощущение.
  • Протестантская этика, по Максу Веберу, лежит в основе капиталистического мира и науки.
  • В протестантской этике Бог молчит, а дьявол становится другом, что отражено в фильме "Фауст".

Заключение

18:15
  • Фильм "Фауст" отражает протестантскую концепцию мироощущения, где Бог молчит, а дьявол рядом.
  • Фауст, как ученый, символизирует науку, основанную на протестантской этике.
  • Первые ученые эпохи Возрождения заключали договор с дьяволом, что было неизбежно в их время.

Прототипы Фауста

19:31
  • Лютер, Уинклифф и Ян Гус как прототипы Фауста.
  • Протестантизм как мощная религия.
  • Парацельс и другие оккультисты.

Смена парадигм

20:26
  • В эпоху протестантизма договор с Богом заменен на договор с дьяволом.
  • Наука становится культом знания, ученый — продавцом знаний.
  • Ученый стоит над моралью, изучает материю, а не метафизику.

Протестантская этика и романтизм

22:16
  • Протестантская этика в основе романтического мироощущения.
  • Романтики считали дьявола главным героем.
  • Томас Ман связывает национал-социализм с немецким романтизмом.

Художественная провокация

23:56
  • Сокуров нарушает классическое повествование.
  • Фильм превращается в размышления и художественную провокацию.
  • Намеки и цитаты из немецкой живописи.

Картина Альдольфера

27:18
  • Картина "Бой царя Александра Македонского с Дарием" как источник вдохновения.
  • Сокуров использует детали картины для создания кадров.
  • Картина как ожившая галерея немецкой живописи.

Человеческая история и природа

33:09
  • Человеческая история как плесень на фоне природных пейзажей.
  • Ученый и дьявол как главные фигуры современности.
  • Возможность изменения природы человека.

Масонство и деизм

36:39
  • Гете как масон и его интерпретация Евангелия.
  • Идея богооставленности и власти материи.
  • Влияние протестантской этики на идею богооставленности.

Диалог с "Доктором Фаустусом"

38:41
  • Картина в диалоге с романом Томаса Манна.
  • Намек на сверхчеловека Ницше.
  • Идея богооставленности как результат протестантской этики.

Вторая часть "Фауста" Гете

39:35
  • Вторая часть "Фауста" Гете считается нечитабельной.
  • Учитель автора, Борис Иванович Пуришев, считал, что Гете написал вторую часть, чтобы запутать немцев.
  • Вторая часть "Фауста" представляет собой алхимический трактат, переложенный на язык литературы.

Алхимический трактат

40:09
  • Вторая часть "Фауста" содержит элементы алхимического трактата.
  • Алхимики стремились улучшить творение Бога и ускорить его с помощью огня.
  • Философский камень и золото символизируют исцеление мира без божественного вмешательства.

Сценарий и изобразительный ряд

44:08
  • Сценарий фильма "Фауст" Арабова основан на алхимическом трактате.
  • Фильм исследует богооставленность, протестантскую этику и дружбу с дьяволом.
  • Изобразительный ряд фильма включает элементы немецкой живописи.

Искаженные кадры

46:08
  • Искаженные кадры в фильме могут символизировать зыбкость восприятия.
  • Сокуров использовал эти кадры, чтобы показать нереалистичность мира.
  • Фильм погружает зрителя в мир иллюзий.

Большой взрыв и материалистическая концепция

50:05
  • Фильм поднимает вопрос о происхождении вселенной через большой взрыв.
  • Материалистическая концепция предполагает случайное образование вселенной.
  • Фильм критикует эту концепцию и подчеркивает важность гравитационных сил.

Протестантская этика и наука

52:09
  • Фильм раскрывает перспективы протестантской этики и науки.
  • В фильме есть ирония по поводу научного мышления.
  • Фильм показывает, как протестантская этика влияет на восприятие мира.

Метафизические аспекты

54:49
  • Фильм исследует метафизические аспекты мироздания.
  • Фауст идет к Мефистофелю, а не наоборот.
  • Вводится образ отца, что подчеркивает богооставленность.

Одиночество фильма

58:36
  • Фильм обречен на одиночество среди современных зрителей.
  • Поколение тик-тока и жертв ЕГЭ не интересуется такими фильмами.
  • Фильм остается важным, несмотря на его сложность и метафизичность.

Вопросы о сцене с Фаустом и Маргаритой

59:29
  • Сцена падения Фауста и Маргариты в воду символизирует переход в потусторонний мир.
  • Любовная составляющая сцены остается важной, несмотря на сюрреализм.
  • Вода как метафора бессознательного подчеркивает глубину их чувств.

Метафоры и символика

1:01:31
  • Вода символизирует бессознательное и любовь вне сознания.
  • Сцена падения в воду передает чувство утопления и половодья чувств.
  • Пробуждение после падения символизирует библейскую сцену грехопадения.

Алхимические элементы и метафоры

1:04:28
  • Рыцарские доспехи и колесницы символизируют алхимические элементы.
  • Потеря невинности повторяется, подчеркивая греховность человека.
  • Конфликт тела и души важен для средневековых теологов.

Портретная живопись и фотогеничность

1:07:01
  • Падение в воду и освещение лиц персонажей напоминают портретную живопись.
  • Фотогеничность актеров подчеркивает их преображение в кадре.
  • Свет как символ божественного начала.

Интертекстуальность и тетралогия

1:10:52
  • Фильм является частью тетралогии Сокурова, включающей "Молох", "Телец" и "Солнце".
  • "Фауст" отбрасывает тень на фигуры Гитлера и Ленина.
  • Ленин как эксперимент богооставленности и большевистской богооставленности.

Метафизика и символика

1:13:35
  • "Фауст" продолжает темы, начатые Гете и другими художниками.
  • Метафизика и символика фильма связаны с другими художниками, такими как Тарковский и фон Триер.
  • Вальпургиева ночь в фильме заменена на сцену с прачками, что символизирует ведьминское начало женщины.

Валентин и Мефистофель

1:17:08
  • Валентин убит случайно, а не на дуэли, как у Гете.
  • Сокуров и Арабов переписывают Гете по-своему.
  • Фильм утверждает богооставленность.

Чудо и грех

1:18:29
  • Дьявол совершает чудо, превращая воду в вино.
  • Это издевательство над чудом Христа.
  • Идея греха и ответственности за убийства.

Солдаты и метафора

1:19:59
  • Сокуров выступает против войны и невинных жертв.
  • Солдаты в фильме символизируют жертвы.
  • Фауст и его вина за войну.

Тема войны

1:22:16
  • Солдаты празднуют возвращение с войны и идут на войну.
  • Доспехи символизируют переход в иной мир.
  • Война как лейтмотив 20-21 века.

Возвращение блудного сына

1:23:48
  • Сокуров показывает человечество как блудного сына.
  • Война как результат отхода от Бога.
  • Фильм нужно смотреть по кадрам, каждый кадр имеет значение.

Фауст и дьявол

1:26:25
  • Фауст закидывает камнями дьявола, так как тот всегда обманывает.
  • Дьявол - великий лжец, что делает дружбу с ним невозможной.
  • Фауст ищет истину в союзе с дьяволом, но понимает, что это обман.

Введение и благодарность

1:28:32
  • Благодарность за полноценный диалог.
  • Вопрос о сравнении Достоевского с "Преступлением и наказанием".
  • Вопрос о переосмыслении Фауста в творчестве Достоевского.

Русские вкрапления и Пушкин

1:29:23
  • В фильме присутствуют русские вкрапления, включая сцены из "Фауста" Пушкина.
  • Пушкин был важным явлением для Достоевского.
  • У Пушкина и Гончарова есть мотивы, схожие с "Фаустом".

"Фауст" Пушкина

1:31:01
  • Действие происходит на странном острове.
  • Фауст и Мефистофель обсуждают скуку и бессмысленность жизни.
  • Мефистофель предлагает утопить корабль, символизируя разрушение цивилизации.

Русский Фауст и Достоевский

1:33:42
  • Русский Фауст у Тургенева и Пушкина.
  • Достоевский не был связан с протестантской этикой.
  • Протестантская этика и её влияние на западный мир.

Протестантская этика в современном мире

1:35:04
  • Протестантская этика как бомба замедленного действия.
  • Успех любой ценой и его влияние на общество.
  • Примеры из жизни, иллюстрирующие протестантскую этику.

Заключение

1:38:49
  • Ценность человека определяется его материальными достижениями.
  • Влияние капитализма и протестантской этики на современное общество.
  • Благодарность за обсуждение и прощание.