Магическое мышление. Лекция Игнатия Журавлева

YOUTUBE · 01.12.2025 03:37

Ключевые темы и таймкоды

Введение в магическое мышление

0:00
  • Лекция посвящена проблеме магического мышления.
  • Магическое мышление часто проявляется в повседневной жизни.
  • Задача лекции — показать психологические механизмы, лежащие в основе магии.

Магия слов

0:52
  • Примеры магии слов: страх перед произнесением определённых слов, например, «дьявол» или «полтергейст».
  • Вера в то, что слова могут влиять на мир.
  • Запреты на описание смерти в стихах и пожелания удачи.

Магия имени

3:30
  • Пример магии имени: сербский филолог Вук Караджич, которого назвали Вуком, чтобы отпугнуть нечистую силу.
  • Вук Караджич выжил и стал знаменитым филологом.

Магия действий

4:45
  • Повседневные ритуалы: «клянёмся через левое плечо», «стучим по дереву», «кошка перебежала».
  • Более серьёзные ритуалы: закалывание булавок для защиты от дурного глаза, складывание кукиша в кармане.

Магия мыслей

6:15
  • Вера в колдовство, привороты и отвороты.
  • Обыденные представления о гипнозе и телепатии.
  • Убеждённость в возможности мысленного воздействия на природные и социальные явления.

Магия чувств

7:52
  • Страхи, опасения, чувства предвидения.
  • Эмоциональное восприятие после просмотра фильмов ужасов или чтения страшных книг.
  • Пример: страх перед тёмными помещениями после просмотра фильма.

Генезис магического мышления

9:37
  • Магическое мышление наиболее ярко выражено в первобытном сознании, у детей и душевнобольных.
  • Анализ первобытной психики и психики ребёнка помогает понять развитие мышления.
  • Проблема сопоставления развития и регресса — одна из главных в клинической психологии.

Характеристика первобытного мышления

11:15
  • Ритуалы как основа первобытного мышления.
  • Тотальная регламентация жизни: правила употребления пищи, выбора тропинок, общения с людьми.
  • Примеры запретов: запрет зятю здороваться с тёщей.

Ритуалы и регламентация

13:08
  • Ритуалы включают обряды, праздники и процедуры инициации.
  • Глубокая сущность ритуала — строгая регламентация жизни человека.
  • Система правил и запретов, описываемая Фрейдом в книге «Тотем и табу».

Феномен вуду-смерти

14:53
  • Жёсткая регламентация жизни и система запретов могут привести к катастрофическим последствиям для нарушителя.
  • Нарушение табу может вызвать «вуду-смерть», когда человек умирает после церемонии исключения из социальных отношений.
  • Американский физиолог Уолтер Кеннен связывал этот феномен с отказом кроветворных органов из-за изменений в вегетативной нервной системе.

Социальная организация племён

16:38
  • Племена делятся на фратрии, подгруппы и тотемные кланы.
  • Мужчина из одного тотемного клана или фратрии может жениться только на представительнице определённого клана или группы.
  • Строгая организация социальных отношений связана с запретом на инцест.

Структура поселений племени бороро

18:15
  • Селение племени бороро напоминает колесо телеги с мужским домом в центре, куда женщинам вход запрещён.
  • В мужском доме происходят ритуалы, в которых участвуют только мужчины.
  • Изменение структуры поселения может привести к потере социального института и облегчению обращения в другую религию.

Психологический аспект ритуалов

22:12
  • Осознание через запрет: человек легче понимает «нельзя», чем «можно».
  • Механизм осознания через запрет проявляется при неврозе навязчивых состояний.
  • Люди с навязчивыми состояниями накладывают на себя жёсткие правила и ритуалы, например, фиксируют время восхода и захода солнца или прохождение автобусов.

Магия в первобытной психике

28:12
  • Ритуальные действия имеют магический смысл: действуя с вещами или словами, человек одновременно действует с чем-то другим.
  • Английский антрополог Джеймс Джордж Фрейзер предложил классификацию видов магии, различая два вида: магию действия и магию слова.

Имитативная магия

29:12
  • Основана на принципе подобия: подобные вещи связаны друг с другом.
  • Пример: завязывание узелка для защиты от события.
  • Запрет на скрещивание ног в помещении, где происходят роды.

Примеры имитативной магии

30:42
  • Лечение прыщей путём натирания места высыпания тряпочкой во время звездопада.
  • Избиение юношей розгами для успеха военных действий взрослых мужчин.
  • Перебинтование ножки стула для укрепления ноги овцы.

Контагиозная магия

34:42
  • Основана на принципе контакта: вещи, которые проконтактировали, продолжают оставаться в контакте.
  • Пример: нанесение мази на оружие после ранения.
  • Опасения современных людей оставлять личные вещи из-за страха магического воздействия.

Мифологические представления

36:42
  • Анимизм: вера в духов и одушевлённость всего.
  • Генетизм: описание вещей через их происхождение и систему родства.
  • Антропоморфизм: наложение человеческих форм на явления мира.

Специфические категории первобытного мышления

38:42
  • Билокация: одна и та же вещь может одновременно находиться в разных местах.
  • Цикличное время: осознание времени как цикличности, а не линейности.
  • Неперманентность объектов: объекты могут превращаться в другие вещи.

Категория причинности

42:39
  • Принцип «после, значит, по причине»: первобытный человек связывает последствия с причинами.
  • Пример с театром теней: туземцы связывают создание фигур на стене с действиями путешественника.

Магическое мышление туземцев

43:31
  • Туземцы связывают тени на стене с богатой добычей.
  • Они просят повторять показы теней, считая их причиной успеха.
  • Возникают вопросы о психологическом механизме магического мышления.

Вопросы о магическом мышлении

44:31
  • Зачем туземцы тратят время на ритуалы, если жизнь и так тяжёлая?
  • Каков психологический механизм магического мышления?
  • Можно ли считать магическое мышление рудиментом первобытного?

Английская антропологическая школа

45:31
  • Эдуард Тайлер и Джеймс Джордж Фрейзер — представители школы.
  • Основные тенденции: эмпиризм и эволюционизм.
  • Эмпиризм: знание проистекает из опыта, элементы опыта связываются по принципу ассоциации.

Принципы ассоциации

47:31
  • Ассоциация по сходству: имитативная магия.
  • Ассоциация по смежности: контагиозная магия.
  • Постулат тождества духа: мышление первобытного и цивилизованного человека одинаково.

Эволюция знания

50:23
  • Анимизм как объяснительная гипотеза.
  • Эволюция знания, а не психики.
  • Концепция эволюционного роста знания Карла Поппера.

Теория мифологической перцепции Вильгельма Вундта

52:23
  • Миф не нуждается в объяснении в первобытном сознании.
  • Миф — проецированная эмоция на мир.
  • Эмоции, а не ум, являются творцом мифа.

Французская социологическая школа

54:23
  • Люсьен Леви-Брюль и концепция коллективных представлений.
  • Коллективные представления — социальные факты, навязываемые индивиду.
  • Восприятие определяется коллективными представлениями общества.

Мистический характер коллективных представлений

57:23
  • Мистический характер коллективных представлений первобытных людей.
  • Единство эмоции, образа и воли.
  • Закон партиципации: мистическое соучастие.

Причинность в первобытном сознании

58:23
  • Первобытные люди видят связи между явлениями без причинного объяснения.
  • Пример с тенями на стене иллюстрирует, как туземцы связывают события без логической последовательности.
  • Леви-Брюль описывает примеры, когда туземцы обвиняют миссионеров в засухе или портрет королевы Виктории в эпидемии.

Проблемы французской социологической школы

1:01:11
  • Леви-Брюль подчёркивает различия между мышлением первобытного и цивилизованного человека.
  • Индивидуальные процессы психики у первобытных людей схожи с нашими, но коллективные представления отличаются.
  • Трудности в состыковке индивидуальных и коллективных представлений.

Теория Эрнста Кассирера

1:02:11
  • Кассирер рассматривает миф как символическую форму с неразличением символа и объекта.
  • Пример с переименованием предметов иллюстрирует, как слово воспринимается как свойство вещи.
  • Ритуальные танцы и маски показывают неразличие между символом и объектом в первобытном мышлении.

Идея Маршала Маклюэна

1:05:11
  • Маклюэн утверждает, что дописьменная культура лишена беспристрастной точки зрения.
  • Овладение алфавитом позволяет разделять симультанное и субцессивное восприятие.
  • Пример с африканским племенем, которое увидело курицу в фильме, иллюстрирует особенности их восприятия.

Магическое мышление в повседневной жизни

1:08:56
  • Опыты психолога Евгения Зубова показывают, что 40% взрослых могут поверить в мысленное превращение предметов.
  • Магическое мышление присутствует в повседневной жизни и может рассматриваться как фудимент детского мышления.
  • Вера в чудо и оптимизм важны для стимуляции активности и жизни.

Заключение

1:11:56
  • Элементы магического мышления полезны для здорового человека, но могут иметь негативные последствия.
  • Без веры в чудо жизнь могла бы быть менее стимулирующей.