Введение 0:07 Благодарность за возможность поговорить. Тема видео: оказание допсихологической помощи людям в сложных ситуациях.
Определение экстренной психологической помощи 1:16 Экстренная психологическая помощь сравнивается со скорой медицинской помощью. Допсихологическая помощь — это система приёмов для управления эмоциональными реакциями.
Экстремальные ситуации 1:48 Экстремальная ситуация — субъективно оцениваемая ситуация, например, выступление перед публикой или первый раз за рулём. У каждого человека своя реакция на экстремальную ситуацию.
Причины необходимости помощи 2:56 Помощь нужна, потому что человек в изменённом состоянии может нанести вред себе или окружающим. Острые стрессовые реакции — нормальная реакция на ненормальную ситуацию.
Что такое стресс 3:31 Стресс возникает, когда окружающий мир предъявляет повышенные требования к человеку. Переживание стресса обогащает жизненный опыт.
Травматический рост 5:21 Переживание серьёзных испытаний может привести к духовному и личностному росту.
Симптомы острых стрессовых реакций 6:04 Симптомы: оглушённость, тревога, гнев, страх, отчаяние. Реакция возникает и проходит быстро, обычно в течение нескольких минут или часов.
Виды острых стрессовых реакций 7:11 Виды реакций: истерика, агрессия, психомоторное возбуждение, ступор, страх, апатия, нервная дрожь, плач.
Почему нужна помощь 7:29 Человек в состоянии стресса может нанести вред себе или окружающим. Эмоциональные реакции могут быть заразительными и привести к массовой реакции.
Оценка состояния человека 7:55 Сначала оцените, нуждается ли человек в медицинской помощи. Если да, окажите первую помощь или вызовите скорую помощь. Относитесь с уважением к человеку, даже если он в стрессовой ситуации.
Уважение и честность 8:53 Не нарушайте личностные границы человека. Не обманывайте и не манипулируйте. Не давайте несбыточных обещаний.
Честность в сложных ситуациях 9:53 Будьте честны, даже если это тяжело. Помогите человеку принять реальность, а не давать ложные надежды. Поддерживайте, но не пытайтесь заменить человека в его горе.
Принцип «не навреди» 11:34 Если не знаете, что делать, лучше не помогайте. Просто будьте рядом и выражайте желание помочь. Честность и уважение — ключевые принципы помощи.
Пример помощи детям-беженцам 13:31 Педагог-психолог из детского сада использовала простые приёмы для помощи детям-беженцам. Она фотографировала улыбающихся детей и устраивала выставки фотографий. Это помогало родителям осознать, что их дети счастливы, несмотря на трудности.
Безопасность при оказании помощи 16:24 Позаботьтесь о собственной безопасности. Если боитесь, не оказывайте помощь самостоятельно. Уверенность и внутренняя сила важны для взаимодействия с человеком в стрессовой ситуации.
Опасные эмоциональные реакции 18:00 Истерика, агрессия и психомоторное возбуждение могут заражать окружающих. Эти реакции требуют экстренной психологической помощи. Окружающие часто не проявляют сочувствия к таким людям.
Истероидная реакция 20:25 Истероидная реакция — активная и эмоционально заразительная. Люди в критических ситуациях проявляют свои характерные черты. Даже в тяжёлых ситуациях человек выражает своё горе через привычные реакции.
Истерика и её признаки 22:00 При истерике сохраняется ясное сознание, но внешний контакт практически невозможен. Человек находится в состоянии высокого возбуждения, много движений, театральные позы, эмоционально насыщенная речь. Крики и рыдания, кажется, что всё происходит напоказ.
Пример из практики 22:39 Женщина трижды подходила к моргу для опознания сына и каждый раз выдавала бурную реакцию. Её реакция включала истерическую дугу, когда она выгибалась дугой, стоя на затылке и пятках. Несмотря на яркий внешний вид, ей было очень тяжело.
Помощь при истерике 23:40 Важно лишить человека зрителей, чтобы успокоить его. Необходимо говорить короткими, уверенными и спокойными фразами. Избегать шаблонных фраз, таких как «успокойся» или «возьми себя в руки».
Массовое прощание 26:49 Мать погибшего солдата начала выдавать бурные реакции сразу после выхода на плац. Её муж крепко схватил её и отвёз в скорую помощь. После медицинской помощи она вернулась в более спокойном состоянии.
Агрессивная реакция 30:03 Агрессия — частая реакция в чрезвычайных ситуациях. Агрессия свидетельствует о наличии сил, но может быть непродуктивной. Важно сохранять спокойствие и уверенность, говорить тише и медленнее.
Диалог с агрессивным человеком 32:36 Не вступать в спор, не противоречить. Подстраиваться под темп и тон агрессивного человека. Понимать, что оскорбления направлены не на вас, а на ситуацию.
Страх за агрессией 33:27 За агрессией часто стоит страх. Важно сохранять спокойствие и понимание, что слова агрессивного человека не направлены на вас.
Страх и агрессия 33:52 Страх часто лежит в основе агрессии, даже когда кажется, что это праведный гнев. Начальник может кричать из-за страха потерять авторитет или контроль над подчинённым. Агрессия родителей часто связана со страхом за безопасность ребёнка.
Генетика и воспитание 34:46 Свойства нервной системы и базовые эмоции, такие как гнев, страх и радость, могут быть генетически предрасположены. Воспитание и социальное окружение также играют важную роль в формировании эмоциональных реакций. Важно не поддаваться агрессии и не демонстрировать ответную реакцию.
Логика против эмоций 35:32 Для минимизации эмоциональной реакции необходимо включить логическое мышление. Правое полушарие отвечает за эмоциональные реакции, а левое — за логические. Простой вопрос, требующий размышления, может помочь снизить эмоциональную напряжённость.
Работа с чувствами 36:43 Не стоит вступать в конфронтацию, лучше встать на сторону человека, разделяя его чувства. Пример из практики: мужчина в тяжёлом эмоциональном состоянии, обвиняющий москвичей в своих проблемах.
Чувство вины и агрессия 38:29 Чувство вины часто переходит в агрессию, особенно когда человек не воспитывал близкого. Важно найти способ помочь человеку справиться с горем и виной.
Контакт и правда 39:02 Необходимо поддерживать контакт с человеком, разделяя его горе, но не разделяя его позицию. Ложь всегда чувствуется, поэтому важно говорить правду.
Рассказ о потере 40:37 Люди часто боятся говорить о погибших близких, но нуждаются в этом. Рассказ о счастливых моментах с близким помогает снизить агрессию и ненависть.
Самоконтроль и поддержка 41:17 Будьте внимательны к себе и своей реакции, чтобы не разрушать окружающих своей агрессией. Поддержка окружающих важна для преодоления горя и построения новой жизни.
Сохранение отношений 42:15 Важно сохранить отношения с людьми, которые были до трагедии, чтобы они могли дарить радость и счастье в будущем. Агрессия может привести к одиночеству и разрушению отношений.
Психомоторное возбуждение и стресс 43:15 Психомоторное возбуждение — реакция на стресс, при которой человек теряет контроль над ситуацией. Реакция может быть агрессивной или панической. Агрессия связана с борьбой, а паника — с бегством.
Как остановить человека в состоянии паники 43:55 Человека в состоянии паники нужно остановить физически, если это возможно. Если физически остановить не удаётся, попробуйте привлечь его внимание окриком или движением. Демонстрируйте уверенность и предлагайте помощь.
Эмоциональный ступор и апатия 44:30 Эмоциональный ступор — глубокое бегство от ситуации, при котором человек замирает и перестаёт быть контактным. Апатия отличается от ступора тем, что человек остаётся контактным, но безжизненным. В случае ступора рекомендуется обратиться за медицинской помощью.
Методы выхода из ступора 46:49 Для выхода из ступора можно использовать провокационные вопросы или тихий голос. Пример из учебника: человек в ступоре был выведен из состояния, когда ему на ухо рассказывали неприятные вещи о жене. Важно придерживаться принципа «не навреди».
История Виктора Франкла 49:13 Виктор Франкл помог мужчине, который не мог выйти из ступора после смерти жены, рассказав ему свою историю о лагерях и потерянной семье. История Франкла помогла мужчине осознать реальность ситуации и выйти из ступора.
Страх как эмоциональная реакция 50:55 Страх — сильная отрицательная эмоциональная реакция на опасность. Страх полезен до тех пор, пока его можно контролировать. Неконтролируемый страх может перерасти в фобию.
Физические проявления страха 51:53 Страх характеризуется мышечным напряжением, сильным сердцебиением, учащённым дыханием и снижением контроля над поведением.
Как помочь человеку, переживающему страх 52:08 Не оставлять человека одного, так как страх тяжело переносится в одиночестве. Дать ощущение безопасности через информацию. Чем больше информации о ситуации, тем больше контроля и меньше страха.
Разговор о страхе 53:01 Обсудить с человеком его страхи и признать их адекватность ситуации. Выслушать человека и дать ему возможность поделиться своими переживаниями. Не обесценивать переживания человека.
Страх как адаптивная реакция 54:25 Страх — это адаптивная реакция на опасность. Без своевременной поддержки страх может стать фобией.
Жизнь в условиях страха 55:32 Признать нормальность страха за свою жизнь и близких. Продолжать жить полноценной жизнью, несмотря на риски. Не позволять страху завладеть душой.
Апатия и её преодоление 57:55 Апатия характеризуется равнодушием и отсутствием эмоциональных проявлений. Важно быть внимательным к людям в состоянии апатии. Предлагать умеренную физическую нагрузку и заботу.
Поддержка в сложных ситуациях 1:00:10 Пример поддержки беременной жены, потерявшей мужа: кормление и питье. Физическая поддержка и забота — основное, что можно сделать в такой ситуации.
Нервная дрожь 1:02:01 Нервная дрожь — адаптивная реакция организма на стресс. Не пытаться остановить дрожь, а объяснить её нормальность. Избегать усиления дрожи, чтобы не навредить человеку.
Плач как реакция 1:04:31 Плач — здоровая реакция, указывающая на преодоление стресса. Помогать человеку, если он не может заплакать: быть рядом, заботиться, держать за руку. Учитывать готовность человека к физическому контакту.
Физический контакт и поддержка 1:06:17 Положите руку на предплечье человека: если он не отдёрнул руку, он готов к физическому контакту. Если человек убрал руку, не проявляйте физический контакт, лучше поговорите с ним. Дайте человеку возможность выразить свои чувства, не давая советов.
Поддержка в момент горя 1:07:09 Обсудите с человеком его потерю или произошедшее событие. Признавайте его эмоции, даже если это слёзы. Разрешите мужчине плакать, если он испытывает горе.
Эмоциональная поддержка 1:08:05 Сядьте напротив человека, как мама перед плачущим ребёнком. Прикасайтесь к человеку, если он позволяет. Говорите утешительные слова, не обесценивая его горе.
Естественное желание помочь 1:10:13 Стремление помочь — естественное желание человека. Помощь другим способствует личностному росту.
Метод диалога Сократа 1:11:31 Сократический диалог — это искусство задавать вопросы, чтобы собеседник сам пришёл к выводу о своей правоте. Автор не является специалистом в этом методе.
Помощь мужчинам и женщинам 1:12:54 Приёмы помощи мужчинам и женщинам схожи, но мужчинам часто нужен запрет на слёзы. Важно дать мужчине возможность оплакать потерю.
Работа с детьми 1:13:49 Состояние детей напрямую зависит от состояния родителей. Методы артерапии помогают детям справляться с трагедией. Работа с детьми имеет свои особенности.
Агрессивные реакции 1:17:19 Агрессивные реакции могут распространяться, как инфекция. Работайте с агрессивными лидерами информационно, предоставляя чёткую информацию. Привлекайте экспертов для объяснения процессов.
Помощь в чрезвычайных ситуациях 1:19:07 Объясняйте людям, что происходит, используя конкретные примеры и схемы. Говорите правду и отвечайте на острые вопросы. Ваша задача — помочь людям, а не выявлять потенциально опасных лиц.
Истероидные пациенты и агрессия 1:21:20 Истероидные пациенты могут выражать агрессию, но не всегда. Важно дать пациенту возможность выплеснуть реакцию, а затем снизить её накал. Пример пациентки с театральными жестами, которая не демонстрировала агрессии.
Взаимодействие с агрессивными пациентами 1:23:03 Не вступайте в конфликт, не спорьте и не доказывайте что-либо. Агрессия часто является криком о помощи. Искреннее желание помочь может успокоить пациента.
Пример успешного взаимодействия 1:24:23 Коллега психолога помогла мужчине, который кричал и возмущался. Она предложила ему использовать энергию для помощи другим людям. Мужчина стал помощником, а не оппонентом.
Реакция на фразу «я вас понимаю» 1:26:36 Пострадавшие часто плохо реагируют на фразу «я вас понимаю». Лучше сказать: «Я могу только догадываться, насколько вам сейчас плохо». Шаблонные фразы могут вызвать агрессию.
Осторожность в выборе слов 1:29:51 Избегайте стандартных фраз, которые не идут от сердца. Лучше молча побыть рядом или спросить, что можно сделать. Сопереживание и сочувствие важнее слов.
Признаки необходимости помощи психиатра 1:31:31 Острая стрессовая реакция не является заболеванием. Признаки психиатрии: галлюцинации и бред. Галлюцинации — это образы, которые человек видит или ощущает без реального воздействия на органы чувств. Бред — это непродуктивные идеи, не имеющие места в реальности.
Пример с горячей линией 1:33:44 Женщина на горячей линии утверждала, что видит людей, взорвавших теракт в Домодедово. Её утверждения были настолько убедительными, что вызывали сомнения. Вопросы о безопасности и местонахождении женщины помогли понять, что её восприятие было галлюцинацией.
Попытки суицида 1:35:46 Обсуждение важности темы действий в случаях попыток суицида. Различие между демонстративным суицидом и реальным намерением. Пример с женщиной, угрожавшей публичным самосожжением, но не совершившей его.
Ступор и апатия 1:37:44 Вопрос о связи ступора и апатии с риском развития химической зависимости. Отсутствие исследований, подтверждающих такую связь. Агрессивные люди часто пытаются справиться со стрессом через употребление алкоголя или наркотиков.
Реакция на ступор 1:38:38 Опасность длительного ступора для выживания человека. Необходимость медикаментозного вывода из ступора. Уважение к желанию человека побыть одному.
Индивидуальные реакции 1:40:32 Важность индивидуального подхода к каждому случаю. Различие между желанием побыть одному и чувством неловкости. Подчёркивание права человека на одиночество.
Региональные различия в реакциях 1:41:44 Отсутствие исследований, подтверждающих преобладание агрессии в определённых регионах. Влияние темперамента и опыта на эмоциональные реакции. Зависимость реакций от ситуации и среды.
Переживания горя у детей 1:43:21 Сложность переживаний горя у детей 13–16 лет. Формирование привязанности и страха смерти в этом возрасте. Возможные реакции: чувство вины и агрессия.
Поддержка детей 1:45:51 Важность обсуждения любви к ушедшему родителю. Помощь в построении перспективы на будущее. Любовь как источник сил для ребёнка.
Литература по экстренной помощи 1:47:49 Рекомендация пособия «Экстренная допсихологическая помощь» на сайте МЧС России. Пособие содержит советы по оказанию помощи без специальных знаний.
Литература по психологии 1:48:49 Многообразие литературы по психологии может быть затруднительным для выбора. Чтение классиков психологии помогает глубже понять процессы в психике человека. Самостоятельное изучение техник НЛП или эриксоновского гипноза без профессиональной подготовки может быть опасным.
Рекомендации по литературе 1:50:35 Автор рекомендует книги Виктора Франкла и его ученика Лэнгли. Книга «Сказать жизни» Франкла описывает его опыт переживания заключения в концлагере. Книга подчёркивает, что человек способен находить смысл даже в самых сложных условиях.
Психологическая помощь и психические заболевания 1:53:32 Психологи работают с психически здоровыми людьми в стрессовых ситуациях. Психиатрические заболевания находятся в компетенции психиатров и клинических психологов. Психологическая помощь необходима, но её оказывают клинические психологи.
Помощь близким психически больных людей 1:54:19 Близким психически больных людей сложно просить о помощи. Важно давать им возможность отдыхать и находить ресурсы для себя. Периодические перерывы помогают близким чувствовать себя более свободно.
Лекарства и психология 1:56:47 Психологи не дают лекарства, это компетенция врачей. Если человек плохо себя чувствует, психолог приглашает врача.
Апатия и агрессия 1:57:55 Апатия, переходящая в агрессию, может указывать на острое горе. Отказ от еды и питья более суток требует вмешательства врачей. Чтобы человек захотел есть и пить, у него должен быть смысл жизни.
Поиск смысла жизни 1:59:04 Потеря смысла жизни часто приводит к отказу от еды и питья. Поиск смысла жизни — сложная задача, требующая мотивации и ресурсов. Ресурсы дают силы пережить ситуацию и найти смысл.