Йонден Соднам.Буддийская психология - лориг (Лекция 1) от 14.11.2020г.

YOUTUBE · 01.12.2025 03:32

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:50
  • В видео начинается курс лекций на тему "Ум и знания", основанный на сочинении "Ум и знания".
  • Автор курса - всеведущий, и он будет рассматривать устройство концепции ума и знания в буддизме.

Выражение почтения

2:47
  • В начале лекции автор выражает почтение учителю и трем видам знания, которые приводят к состоянию просветления.

Определение ума

5:31
  • В тексте говорится о том, что ум является первостепенной причиной достижения состояния, свободного от крайностей сансары и нирваны.
  • Ум - это проявление мудрости всех будд, и он может быть анализирующим или незрелым.

Основная функция ума

10:11
  • Ум может познавать свой объект или воспринимать его, и он может быть правильным или неправильным.

Ум и знание в сочинении

15:00
  • В сочинении Будды "Поклонение двум видам ума" обсуждаются две темы: субъект и объект.
  • Первая тема - приведение изречений и аргументов, вторая - объяснение смысла этих изречений.
  • Изречение из сочинения "Поклонение двум видам ума" гласит, что даже если у человека нет превосходного тела, он может достичь мудрости и избавиться от омрачений, опираясь на свой ум.

Обсуждение тела и сознания

18:17
  • В видео обсуждается вопрос о том, возможно ли достичь состояния будды за одну жизнь и избавиться от страданий.
  • Рассматриваются различные философские школы и их взгляды на этот вопрос.

Тело и сознание

20:16
  • Обсуждается связь между телом и сознанием, а также то, как сознание поддерживает жизнь в организме.
  • Рассматривается возможность достижения состояния будды и избавления от страданий в течение одной жизни.

Тело и сознание после достижения состояния будды

29:05
  • Обсуждается вопрос о том, что происходит с телом и сознанием после достижения состояния будды.
  • Рассматриваются разные точки зрения на этот вопрос и их противоречия.

Заключение

30:52
  • В заключение видео автор задает вопрос о том, куда девается старое тело после достижения состояния будды.

Обсуждение сознания и его очищения

31:11
  • В видео обсуждается возможность того, что сознание может быть свободным от омрачения и не загрязненным.
  • Если причина, по которой сознание стало нераздельным, была также не загрязнена, то возможно, что сознание стало нераздельным с объектом.

Очищение сознания и тела будды

32:22
  • В видео обсуждаются различные точки зрения на существование внешнего объекта и сознания.
  • В буддийских монастырях проводятся дебаты о том, как избавиться от тела и как происходит очищение сознания.

Очищение неведения и омрачений

35:46
  • В видео обсуждается возможность очищения неведения и омрачений, а также возможность их отбрасывания.
  • Сознание, которое загрязнено неведением, может быть очищено, но его необходимо отбросить.

Очищение сознания и воззрение школы четамара

39:33
  • В видео говорится о том, что воззрение школы четамара подходит для западного буддизма, так как людям легче представить одно общее осознание.
  • Сознание может быть очищено, и любое сознание, которое является чистым, может быть очищено.

Определение ума

41:28
  • Сознание опирается на ясный свет, который не загрязнен и не может быть помехой.
  • Сущность сознания подобна ясному свету, который не загрязнен.

Знание и постижение

44:28
  • Знание является определением ума, а мудрость или правильно постигающее сознание - примером.
  • Знание - это процесс, ведущий к постижению объекта.

Сознание и его определение

46:27
  • Сознание - это нематериальное, но проясняющее сущность.
  • Сознание проясняет свой объект и является определением ума.

Ум и знание

48:43
  • Ум и знание являются тождественными понятиями, так как ум определяет знание, а знание определяет ум.
  • Ум - это знание, а знание - это определение ума.

Обсуждение существования сознания

51:15
  • В видео обсуждается вопрос о том, существует ли сознание и может ли объект существовать без субъекта, который его постигает.
  • Утверждается, что объект может существовать только если есть субъект, который его постигает.

Относительная и абсолютная истина

57:32
  • Обсуждается, что относительная и абсолютная истина не имеют разницы в контексте существования объекта.
  • Если есть субъект, который постигает относительную истину, то она также существует.

Пример с падающим листочком

1:00:13
  • В качестве примера приводится дерево, с которого падает листочек, который никто не видит.
  • Утверждается, что для доказательства существования этого листочка нужно привести субъект, который его постигает.

Постижение и субъект

1:01:13
  • Видео обсуждает, что является ли явление плохим или хорошим, зависит от того, как его воспринимает субъект.
  • Веревка может быть змеей для человека, который боится змей, но не для того, кто не боится.

Привязанность и сомнение

1:04:05
  • Привязанность к человеку может привести к тому, что мы видим его хорошим, хотя он может быть плохим.
  • Сомнение в существовании субъекта может поставить под сомнение существование объекта.

Поиск верного субъекта

1:08:00
  • Не стоит опираться только на слова и речи, а нужно анализировать и проверять информацию.
  • Важно проверять, является ли явление таким, как его воспринимает субъект, и только после этого принимать его на веру.

Вопросы о пустоте ума

1:10:30
  • Обсуждается вопрос о пустоте ума и неведении, пронизывающем сознание.
  • Далай-лама говорит, что неведение исчезает, когда мы очищаем сознание.

Трансформация сознания

1:11:46
  • Если мы избавимся от неведения, то сознание может трансформироваться во что-то другое.
  • Золото, покрытое грязью, остается золотом, даже после очищения от грязи.

Мудрость, постигающая пустотность сознания

1:12:44
  • Мудрость, постигающая пустотность сознания, помогает избавиться от омрачений.
  • Когда мы познаем пустотность сознания, мы избавляемся от цепляния за истинность сознания.

Противоречащие сознания

1:13:44
  • Когда одно сознание пробуждается, второе уходит в тень.
  • Когда наше цепляние за я уменьшается, мудрость, постигающая бессмысленность я, становится явной.