Авиакатастрофа Ту-104 под Подольском. Крупнейшая катастрофа в СССР

YOUTUBE · 01.12.2025 03:29

Ключевые темы и таймкоды

Подготовка к полёту

0:05
  • Пассажирский самолёт Ту-104B готовится к вылету из аэропорта Кутаиси в Домодедово.
  • На борту 122 человека: 114 пассажиров и 8 членов экипажа.
  • Экипаж состоит из 112-го Тбилисского лётного отряда: командир Куртцидзе Георгий Ираклевич, второй пилот Ратиане Кармен Семёнович, штурман Янгаян Борис Григорьевич, борт-механик Закария Александрович и борт-радист Ламинат Гурами Георгиевич.

Полёт до Москвы

1:03
  • Самолёт поднимается в воздух и берёт курс на Москву.
  • Экипаж занимает предписанный эшелон 10 тысяч метров.
  • Полёт проходит без отклонений, спустя 1 час 42 минуты самолёт входит в зону Московского воздушного пространства.

Снижение к Домодедово

2:03
  • Экипаж получает указания от авиадиспетчера: снижаться до 4200, затем до 3600 метров.
  • Самолёт проходит Венец и Туменскую, снижаясь до 3600 метров с приборной скоростью 460 км/ч.
  • Экипаж снижает скорость до 400 км/ч и начинает снижение с вертикальной скоростью 5 м/с.

Посадка и катастрофа

3:00
  • Над аэропортом Домодедово небо затянуто тучами, идёт дождь, видимость 2400 метров, температура воздуха 1 градус выше нуля.
  • Диспетчер даёт разрешение снижаться до 400 метров, самолёт находится в 11 км от полосы аэропорта Домодедово.
  • В 20:20 самолёт врезается в поле в Подольском районе Московской области, унеся жизни всех 122 человек на борту.

Расследование причин катастрофы

5:56
  • Комиссия Министерства авиационной промышленности СССР расследует причины катастрофы.
  • По данным комиссии, правый разворот выполнялся в нормальном режиме, но затем пилотажно-навигационные приборы перестали работать.
  • Пилоты не смогли определить пространственное положение самолёта по наземным ориентирам.

Возможные причины нарушения электропитания

6:54
  • Причина сбоя приборов — нарушение электропитания переменным током.
  • Возможные причины: отказ переключателя управления преобразователем, нарушение контакта минусовой цепи, межфазное короткое замыкание в контакторе подключения рабочего преобразователя на шинах 36 вольт.
  • Представители Министерства авиапромышленности считают, что произошло преднамеренное или случайное выключение переключателя ПНП-45.