Введение 0:00 Обсуждение влияния JavaScript на производительность браузера. Упоминание о дефиците программистов и трудностях ухода из Физтеха. Шутки о легализации наркотиков.
Представление Андрея Викторовича Столярова 0:44 Андрей Викторович — доцент Московского государственного университета, кандидат физико-математических наук. Специальность: математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей. Диссертация посвящена информационному насилию.
Профессиональный опыт 1:41 Опыт работы программистом и системным администратором в коммерции и интернет-провайдерах. Переход к академической деятельности.
Причины согласия на интервью 2:41 Интерес к каналу после интервью с Леонидом Чайкой. Поддержка проекта книги со стороны Леонида Чайки.
Впечатления от канала 3:34 Положительные впечатления от работы с людьми на канале. Недовольство YouTube как платформой.
Ранние годы и учёба 4:43 Родился 25 декабря 1974 года в Москве. Мама заметила способности к математике и решила отдать в школу на год раньше. Окончил школу в 15 лет, на два года раньше положенного срока.
Школьные годы 7:00 Учился на «четвёрки» и «тройки», особенно по математике. Преподаватели английского языка считали его «лингвистическим кретином», но сейчас он свободно говорит по-английски. Для поступления в вуз пришлось заново изучать математику и физику с репетиторами.
Интерес к информатике 7:56 В школе начал изучать информатику на компьютерах ДВК-1 и ДВК-2. Несмотря на ограничения, влюбился в информатику. Позже понял, что Бейсик — это «туфта», и выбрал Паскаль.
Попытка поступления в МГУ 8:54 Попытался поступить на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Получил неудовлетворительную оценку «банан» на первом экзамене по письменной математике. Решил попробовать снова через год.
Кружок программирования 10:42 Нашёл кружок программирования для школьников. Работал на компьютерах ЕС-1840 с двумя пятидюймовыми дисководами. Научился программировать на Паскале.
ТурбоПаскаль 12:41 Изучал ТурбоПаскаль-5.5 с его объектно-ориентированными возможностями. Понял, зачем нужны процедуры и переменные в программировании.
Изучение Turbo Pascal 13:11 Для изучения Turbo Pascal использовались оригинальные и переводные книги. Среди них была книга Фарронова в четырёх томах, содержащая примеры программирования на Turbo Pascal 5.5. Автор не знает, откуда Фарронов взял информацию для своей книги.
Попытка поступления в МГУ 14:00 В 1991 году автор не поступил в МГУ, не хватило полбалла. Сдал математику на 3, устную математику на 4, физику на 5. Физика была любимым предметом автора.
Второй шанс 15:00 На следующий год автор поступил в МГУ, набрав 9 баллов. Это была последняя попытка избежать армии. Армия в то время была сложной из-за дедовщины.
Первые впечатления от МГУ 16:46 В МГУ автор обнаружил много умных людей. Понял, что не самый умный среди студентов. МГУ предопределил его дальнейшую карьеру.
Выбор между МГУ и Физтехом 17:16 Физтех казался автору слишком сложным из-за химии. Химия была предметом, который автор плохо знал. МГУ был более очевидным выбором.
Влияние детства на выбор вуза 19:14 С детства автор мечтал о МГУ. Программирование было частью его жизни с раннего возраста. Поступление в МГУ стало сюрпризом для родственников.
Работа во время учёбы 20:14 На третьем курсе автор начал работать full-time из-за экономических трудностей. Работал под Windows 3.11. Знания, полученные в молодости, остаются с ним до сих пор.
Пятый курс и проблемы с аспирантурой 21:19 Подходит пятый курс, но в аспирантуру не берут из-за троек. На факультете появляется магистратура, хотя бакалавриата нет. Временный уход из программирования под Windows.
Работа в коммерческой фирме 22:13 Работа в фирме, занимающейся вибродиагностическими приборами. Интерес к Unix-системам, знакомство с ними в МГУ. Появление интернета и его развитие.
Развитие интернета 23:11 Рост популярности интернета в 1995–1996 годах. Установка Linux в начале 1994 года. Ограниченность доступа к интернету для широкой публики.
Работа в интернет-провайдере 25:46 Приглашение в интернет-провайдер «Дейт Форс». Необходимость изучения новых технологий, таких как IP-роуинг и ЦСКА. Работа в провайдинге до конца 2000 года.
Аспирантура и изменения в МГУ 27:46 Поступление в аспирантуру после магистратуры. Изменения в стиле управления и отношении к людям в МГУ. Необходимость степени для карьерного роста в университете.
Цели в аспирантуре 29:43 Желание стать кандидатом наук. Размышления о развитии и карьерных перспективах.
Интеграция языковых механизмов 30:12 Автор разработал библиотеку «Интеллип» для интеграции парадигм языка Lisp в C++. Библиотека позволяет использовать арифметические выражения, похожие на оригинальные конструкции Lisp. Для этого была перекрыта операция запятая для объектов.
Педагогическая практика и защита диссертации 31:14 Автор начал вести занятия и обнаружил, что ему это нравится. Старшие коллеги оценили его навыки и предложили защиту диссертации. Поддержка коллег помогла автору защититься.
Организационная составляющая защиты 31:51 Защита диссертации включала не только научную, но и организационную составляющую. Диссертация могла показаться слишком техничной для совета. Назначение на должность ассистента стало важным шагом.
Работа в университете и преподавание 33:45 Автор устроился программистом под Unix, продолжая работать аспирантом. После защиты диссертации он решил остаться преподавателем, так как ему нравилось вести занятия.
Вдохновение от преподавателей 34:44 Автор не имел конкретного примера преподавателя, на которого хотел бы равняться. Опыт преподавания пришёл вопреки ожиданиям.
Совмещение работы и преподавания 36:09 Автор совмещал работу в коммерческой компании с преподаванием. Возникали вопросы от кадровиков коммерческой компании. В итоге автор ушёл из коммерческой компании, чтобы сосредоточиться на преподавании.
Причины перехода к преподаванию 38:06 Переход к преподаванию был обусловлен любовью к процессу и наличием свободного времени. Несмотря на потерю в деньгах, автор не сожалел о своём решении.
Начало преподавательской карьеры 38:39 Автор начал преподавать в МГУ в 2000 году. К середине 2003 года он уже отработал два с половиной года.
Идея диссертации 39:09 Мысль о диссертации по теме информационного насилия возникла в 2007 году. Автор обратился к преподавателю философии за советом. В 2008 году он получил одобрение от заведующей кафедрой.
Процесс защиты 40:07 Диссертация была защищена в 2012 году. Для защиты кандидатской диссертации требовалось сдать кандидатский минимум, включая английский язык. Автор сдал экзамен по английскому на «пять», но столкнулся с трудностями в изучении философии.
Реакция на диссертацию 42:01 Диссертация вызвала разные реакции: от критики до восхищения. Тема цифрового насилия заинтересовала автора из-за работы в интернет-провайдинге.
Проблема спама 42:55 Автор хотел объяснить, что спам не является проявлением свободы слова. Фильтрация спама не является цензурой, несмотря на аргументы спамеров о свободе слова. Из этого выросла статья «Информационное общество будущего и современность».
Основные тезисы статьи 43:50 В любом акте коммуникации участвуют минимум двое, и оба должны дать согласие. Информационное насилие может быть трёх видов: передача информации без согласия получателя, получение информации без согласия передающего и цензура. Пример цензуры: авторское право, когда правообладатель запрещает другим использовать его информацию.
Тема диссертации 44:53 Тема диссертации: «Информационная свобода и информационное насилие». В комиссии были разные реакции: кто-то возмущался, кто-то восхищался. Научная руководительница Ольга Дмитриевна Волккогонова помогла подобрать рецензентов.
Реакция оппонентов 45:47 Двое оппонентов резко негативно оценили диссертацию. Учёный секретарь совета предложил немного подрезать диссертацию, но автор отказался.
Подготовка к защите 46:38 Учёный секретарь предупредил о возможных трудностях на защите. Он показал автору книгу «Полное собрание сочинений Сталина», намекая на возможные трудности.
Защита диссертации 48:19 Защита прошла с одним испорченным бюллетенем. Диссертация превзошла средний уровень кандидатских работ. Автор стал кандидатом философских наук.
Цели второй диссертации 49:17 Вторая диссертация была написана для продвижения идеи и изучения гуманитарных диссертаций. Автор заметил, что заголовки третьего уровня в диссертации вызывали путаницу, и убрал их.
Система вёрстки LaTeX 50:50 LaTeX позволяет автору самостоятельно создавать оригинал-макет книги. В Word и других программах это невозможно. Автор предпочитает LaTeX для создания сложных документов.
Параллельные проекты 52:51 Параллельно с преподаванием автор занимался проектом по управлению электрическими цепями с помощью компьютера. Проект не принёс успеха, было продано около сотни приборов.
Коммерческие проекты и репетиторство 54:55 Автор выполнял коммерческие проекты и халтурки. Репетиторством занимается меньше из-за особенностей аудитории.
Начало преподавания в МГУ 55:30 Преподаватель начал преподавать в 2000 году, ещё будучи аспирантом. Изначально преподавал C, затем перешёл к C++. Ведёт занятия на втором курсе: практикум по операционным системам на C и C++ в весеннем семестре.
Дополнительные курсы и опыт 56:39 Читал лекции по операционным системам в бакалавриате и иностранной группе. Пробовал преподавать ассемблер в Ташкентском филиале в 2007 году. Вел спецкурсы по парадигмальному программированию, включая «Введение в парадигму программирования».
Преподавание в других вузах 57:52 Преподавал в Московском государственном техническом университете гражданской авиации, чтобы получить звание доцента. Получил звание доцента в 35–36 лет, что изменило его статус и уважение коллег.
Отношение к олимпиадному программированию 59:45 Считает олимпиадное программирование вредным для развития эстетики кода. Олимпиадное программирование закрепляет навыки, которые мешают работе с программистами. Эстетика кода важна для удобства чтения и поддержки кода в будущем.
Эстетика программного кода 1:00:30 Эстетика кода не формализуема, но важна для восприятия кода. Кодинг-стайлы и конвенции — это начальные навыки, но не культура. Олимпиадное программирование убивает зачатки эстетического чувства к коду.
Алгоритмы и олимпиадное программирование 1:03:20 Алгоритмы можно изучать не только на олимпиадах, есть много учебников. Важно изучать алгоритмистику без ущерба для эстетического чувства. Олимпиадники могут работать с программистами, но им трудно преодолеть «олимпиадность».
Предпочтения в языках программирования 1:04:58 Предпочитает языки с сборщиком мусора, такие как JavaScript и Python. Отмечает, что эти языки не фон-неймановские и не императивные. Фон-неймановское программирование основано на цифровой адресации памяти и последовательном изменении среды выполнения программы.
Примеры фон-неймановских языков 1:06:57 Примеры фон-неймановских языков: C, C++, Pascal. JavaScript не полностью соответствует фон-неймановским принципам.
Критика современных языков программирования 1:07:34 Автор считает, что нет идеального языка программирования. Раньше автор считал C приемлемым языком, но современные версии потеряли свою привлекательность. Стандартизаторы и разработчики компиляторов ухудшили качество языка.
Изменения в C 1:08:34 До третьей версии компилятор C был нормальным. После появления оптимизаторов язык стал менее пригодным для разработки. Студенты автора написали статью о проблемах C, которая скоро будет доступна в интернете.
Оценка T-SQL 1:09:33 T-SQL не претендует на роль языка общего назначения, его автор позиционировал его как библиотеку для C. T-SQL идеален для скриптинга и встраивания. Автор считает T-SQL единственным приемлемым скриптовым языком.
Критика JavaScript 1:10:33 JavaScript ранее использовался в операционных системах, но сейчас его применение ограничено веб-разработкой. Автор не любит, как JavaScript используется в веб-приложениях, особенно без подтверждения пользователя. Идея исполнения кода из сети без подтверждения пользователя считается чудовищной.
Безопасность и браузеры 1:12:08 Установка браузера может включать автоматическое исполнение JavaScript. В браузере можно отключить выполнение JavaScript. Автор считает, что автоматическое исполнение кода без согласия пользователя недопустимо.
Риски использования JavaScript 1:12:38 Большинство пользователей не осознают риски, связанные с использованием JavaScript в браузерах. Пользователи не понимают разницы между контентом и поведением, которое может навязывает браузер. Информированное согласие на использование JavaScript отсутствует.
Проблемы с JavaScript 1:13:34 JavaScript может замедлять работу браузера и навязывает компьютеру определённое поведение. Автор считает, что разработчики не должны контролировать поведение браузера пользователя.
Предупреждения и установка программ 1:14:30 Перед установкой программы из сети должны быть предупреждения о её содержании. Программы должны устанавливаться на компьютер, а не выполняться в браузере.
Влияние JavaScript на производительность 1:15:27 JavaScript может значительно замедлять работу браузера из-за использования виртуальной машины. Рендеринг статического HTML требует меньше ресурсов, чем выполнение тьюринг-полной программы.
Обновления программного обеспечения 1:16:24 Обновления программного обеспечения могут быть опасны, если они персонализированы под конкретного пользователя. Пример с булочкой и ядом иллюстрирует риски персонализированных обновлений.
Обновления в электромобилях 1:18:27 Электромобили Tesla автоматически обновляют прошивку, что может представлять риск. Обновления не всегда обеспечивают безопасность, а могут быть использованы для манипуляций.
Риски автоматических обновлений 1:19:23 Автоматические обновления могут содержать критические ошибки, которые могут привести к серьёзным последствиям. Пример с оппозиционным лидером и мостом подчёркивает риски автоматических обновлений.
Репутация компаний и безопасность 1:20:22 Репутация компании не гарантирует безопасность обновлений. Инциденты с обновлениями могут остаться незамеченными и не привести к серьёзным последствиям для компании.
Прошивка и цифровой след 1:21:12 Прошивка в автомобиле может скрыть следы его действий. Цифровой след остаётся, но его можно минимизировать при правильном подходе. Важно понимать, как избежать оставления цифрового следа.
Расчёты наличными 1:22:12 Рекомендуется использовать наличные деньги для расчётов в магазинах. Иногда можно платить картой, но лучше избегать этого. Сознательное предоставление информации о себе ограничено.
Риски использования карт 1:23:10 Не стоит недооценивать риски, связанные с использованием карт. Даже если вы не понимаете, как информация может быть использована против вас, это не означает, что это невозможно. Важно осознавать риски и принимать меры для их минимизации.
Оплата коммунальных услуг 1:24:08 Оплата коммунальных услуг картой не даёт новой информации банку. Банк уже имеет данные о вашем местоположении. Необходимо искать способы сохранения анонимности при оплате услуг.
Отказ от смартфонов 1:25:08 Рекомендуется отказаться от смартфонов и использовать кнопочные телефоны. Смартфоны могут собирать личную информацию и обновлять системы без вашего контроля. Кнопочные телефоны позволяют лучше контролировать доступ к интернету.
Использование Linux 1:28:00 Автор предпочитает Linux, особенно дистрибутив Debian. Предпочитает оконные менеджеры, которые не создают иллюзию рабочего стола. Личный опыт использования различных оконных менеджеров, таких как VWM и SWM.
Проблемы с VWM 1:29:58 VWM устарел и не поддерживает изменения разрешения экрана в процессе работы. Для работы с PDF-файлами рекомендуется использовать SWM. SWM — более современный и функциональный оконный менеджер.
Открытые и закрытые исходные коды 1:31:01 Использование ПО с открытыми исходными кодами не гарантирует безопасности. Примеры уязвимостей в ядре Linux, которые оставались незамеченными в течение четырёх лет. Закрытые исходные коды обеспечивают более высокий приоритет обновлений.
Авторское право и бизнес-модели 1:32:00 Авторское право на ПО теряет актуальность, даже Microsoft не активно борется с пиратством. Пиратство может способствовать продвижению определённых продуктов, например, Windows. Открытые исходники увеличивают вероятность того, что кто-то заинтересуется кодом и проверит его.
Этические аспекты использования открытых исходников 1:32:54 Использование троянских программ в открытых исходниках может быть воспринято как неприличное. Некоторые разработчики могут игнорировать этические нормы, но это не характерно для большинства.
Жизнь без скриптов 1:33:24 Многие сайты и приложения требуют скриптов для работы. Пример проблемы с Google Почтой, которая не запускается без скриптов. Необходимость отказа от некоторых сервисов для безопасности.
Решение проблем с банковскими приложениями 1:35:23 Использование изолированных аккаунтов в Linux для работы с банковскими приложениями. Регулярное удаление и создание новых аккаунтов для предотвращения накопления данных. Ограничение посещения потенциально опасных сайтов.
Преимущества ИП 1:36:11 ИП предоставляет дополнительные возможности, включая доступ к банковскому обслуживанию. ИП может быстро открыть банковский счёт.
Музыка и авторские права 1:36:47 Скачивание музыки из интернета считается нелегальным. Покупка музыки на диске и её оцифровка законны. Копирование музыки с легального диска для личного использования законно.
Ограничения на копирование 1:37:47 Коммерческое копирование музыки запрещено. Программы для ЭВМ имеют специальные исключения. Локальное копирование информации — базовое свойство информации.
Монополизм в интернете 1:39:24 YouTube и другие сервисы демонстрируют монополизм. Эффективность информационных технологий приводит к узурпации сервисов. Монополисты могут устанавливать правила и влиять на пользователей.
Альтернативы монополистам 1:41:13 Замена крупных сервисов на мелкие не решает проблему монополизма. Необходимо устанавливать новые правила и модели взаимодействия. Концепция пертуперти предполагает создание множества мелких сервисов.
Интеллектуальная собственность 1:44:09 Интеллектуальная собственность в её нынешнем виде несостоятельна. Нарушение авторского права не является пиратством. Законы об интеллектуальной собственности требуют изменений.
Криптовалюты и децентрализация 1:45:09 Криптовалюты не обеспечены ничем, кроме обязательств государства. Децентрализация финансовых инструментов — положительный аспект. Проблема криптовалют — отсутствие физического обеспечения.
Государство и индивидуальные свободы 1:46:09 Государство неизбежно, но может быть менее волюнтаристским. Тенденция к уменьшению волюнтаристской составляющей в государствах. Развитие государства в сторону индивидуальных свобод — неизбежная реальность.
Единое планетарное государство 1:47:23 Идея единого планетарного государства, где каждый человек является единицей отсчёта. Государство должно обеспечивать полицейские и судебные функции, а также координацию использования природных ресурсов. Либертарианцы не всегда согласны с необходимостью государственных функций.
Координация и волюнтаризм в дорожном движении 1:48:48 Светофор на перекрёстке обеспечивает координацию движения, не ущемляя права водителей. Выключение светофора приводит к пробкам, что иллюстрирует эффективность координации. Сбалансированные фазы светофора предотвращают пробки и улучшают движение.
Ограничения скорости 1:49:46 Ограничения скорости могут восприниматься как принуждение, даже если водитель ещё не нарушил правила. Статистика смертей показывает, что превышение скорости увеличивает риск аварий. В населённых пунктах ограничения скорости необходимы для безопасности других людей.
Личный опыт и терминальная скорость 1:50:46 Пример с приятелем, который демонстрировал высокую скорость, иллюстрирует риски. Терминальная скорость падения человека без парашюта составляет около 190 км/ч. Подчёркивается важность понимания рисков при выборе скорости.
Волюнтаризм государства 1:52:33 Штраф за непристёгнутый ремень рассматривается как пример государственного волюнтаризма. Автор считает, что каждый должен сам решать, пристегиваться или нет. Сравнивается с вопросом легализации наркотиков, где также обсуждается право на выбор.
Пропаганда и личные решения 1:53:45 Обсуждается разница между пропагандой и личным выбором. Пример приятеля, который не пристегивается, иллюстрирует разные подходы к безопасности. Поднимается вопрос о влиянии личных решений на окружающих.
Безопасность и личные предпочтения 1:54:43 Приводятся примеры, когда ремни безопасности могут быть опасны. Обсуждаются подушки безопасности и личные предпочтения в безопасности. Выражается желание контролировать технику, находящуюся в собственности.
Цифровая независимость 1:56:40 Поднимается вопрос цифровой независимости и свободы. Упоминается невозможность регистрации в Telegram без мобильного телефона. Обсуждаются ограничения, связанные с использованием Telegram.
Принципы использования коммуникаций 1:57:36 Автор не использует среды коммуникаций, имеющие владельца. Электронная почта не имеет владельца как целое, но серверы могут быть частными. Личный сервер автора не требует разрешения от других.
Распределённые системы и интернет 1:58:34 Джабер и интернет — примеры распределённых открытых систем. Интернет как целое никому не принадлежит и не контролируется. Переход на IPv6 кажется автору невозможным.
Ценности и свобода 1:59:35 Автор ценит личную свободу выше бытовых удобств. Достижение индивидуальной свободы возможно через влияние на общество. Свобода индивидов должна быть целью общества.
Удобство и наличные 2:00:32 Автор считает использование наличных более удобным, чем банковских карт. Наличные принимаются везде, даже если касса не работает.
Проблемы с мессенджерами 2:01:24 Автор столкнулся с проблемами при использовании WhatsApp: обновления прерывали работу. После обновления WhatsApp перестал работать, и автор прекратил общение с заказчиком.
Технические проблемы и обновления 2:02:13 Браузеры и смартфоны требуют постоянных обновлений и апгрейдов. Автор не использует смартфоны и не обновляет своё устройство.
Привычки и свобода 2:03:04 Автор считает свой образ жизни удобным, несмотря на непривычность. Свобода для автора — терминальная ценность, не требующая объяснения.
Введение в трёхтомник 2:04:18 Трёхтомник включает введение в язык программирования. Введение написано для студентов, которые не поняли материал на семинаре. Автор рассказывает о ядре языка, классах, объектах, конструкторах и деструкторах.
Структура трёхтомника 2:05:36 Трёхтомник состоит из трёх книг, включая «Оформление программного кода». Книги вышли во втором издании. Многие рекомендуют книги автора.
Создание энциклопедии по программированию 2:06:35 Автор начал с написания методичек для студентов в 2005 году. В 2009 году создал сайт для публикации книг. Книги начали распространяться по интернету.
Курс по ассемблеру 2:08:24 В 2007 году автор читал курс по архитектуре ЭВМ и ассемблеру в Ташкенте. Использовал ассемблеры под Linux с традиционным синтаксисом Intel. Курс понравился студентам.
Проблемы обучения C для начинающих 2:09:38 C сложно объяснить новичкам из-за сложности понимания указателей. Побочные эффекты в C затрудняют восприятие программ. В Pascal побочные эффекты чётко разделены между процедурами и функциями.
Сложности объяснения побочных эффектов 2:10:32 В C все операции имеют побочные эффекты, что делает программы сложными для понимания. Объяснение побочных эффектов требует детального разбора, который непонятен новичкам. Специфическое мышление, связанное с побочными эффектами, требует отучения от определённых подходов.
Различия между C и C++ 2:13:27 C и C++ — это два разных языка с разными традициями и стилями мышления. Смешивание этих языков приводит к непониманию их различий. Эксперименты с C на первом потоке показали, что студенты не осознают эти различия.
Отсутствие учебных пособий по Assembler 2:15:19 Нет учебных пособий по Assembler, что создаёт трудности для преподавателей. Автор написал книгу по Assembler, которая стала популярной в интернете.
Рецензирование школьных учебников 2:16:55 Автор рецензировал школьные учебники информатики и обнаружил в них множество ошибок. Пример ошибки: деление языков программирования на алгоритмические и неалгоритмические. Квантовые вычисления рассматриваются как пример неалгоритмического языка.
Идея написания собственной книги 2:18:31 Автор решил написать книгу для школьников, ориентированную на популяризацию программирования. У него уже есть книги по C++, Assembler и операционным системам. Планируется создать книгу «Программирование», охватывающую различные аспекты программирования.
Проблемы с изданием книги 2:20:47 Автор рассматривает возможность издания книги за 20 тысяч рублей, но тираж в 150 экземпляров не принесёт прибыли. Публика не воспринимает электронные книги всерьёз, пока нет бумажного издания. Издатели не заинтересованы в публикации из-за авторских прав, которые автор оставляет за собой.
Принципы автора 2:22:02 Автор принципиально оставляет за собой авторские права на все свои тексты. Он не хочет, чтобы его книги продавались в электронном виде за деньги. Процесс издания требует много времени и усилий.
Попытка краудфандинга 2:23:01 Автор пытается собрать пожертвования через Яндекс.Копилку, но сталкивается с трудностями. Краудфандинговые платформы требуют регистрации с указанием email, что автор считает неприемлемым. В итоге автор решает использовать свой сайт для сбора средств.
Анонс проекта 2:25:33 7 января 2015 года автор анонсирует проект на своём сайте. Он надеется на поддержку читателей и просит делиться информацией без спама. Подчёркивает свой опыт в написании книг и готовность писать дальше.
Условия краудфандинга 2:26:33 Автор устанавливает цели по сбору средств: 25 тысяч, 60 тысяч и 120 тысяч рублей. Обещает написать книгу при сборе 120 тысяч рублей, но вынужден отказаться от подработок для этого. Собирает 120 тысяч рублей за два месяца.
Завершение рукописи 2:29:09 Рукопись выросла до более чем 1000 страниц, и автор решает издать первый том. Обсуждает с читателями возможность издания книги в трёх томах. Первый том включает вводную часть о истории компьютеров, математике и начальных сведениях о компьютерах.
Проблемы с восприятием 2:31:07 Автор осознаёт, что читатели могут воспринимать книгу только по части про Паскаль, не видя остальной информации.
Реакция на первый том 2:31:17 Автор сталкивается с критикой за использование Паскаля в учебнике. Подчёркивает свой опыт преподавания студентам, который длится уже 16 лет. Отмечает, что его подход отличается от традиционного использования Паскаля.
Второй том и его содержание 2:32:12 Второй том выходит через три месяца после первого. В нём рассматриваются ассемблер и C. Критика в адрес автора утихает, так как книга получает положительные отзывы.
Учебники для начинающих 2:33:10 Обсуждается нехватка учебников по C для новичков. Упоминается книга Кернигана и Ричи, которая не подходит для начинающих. Автор рад переизданию материала по ассемблеру.
Пауза в работе 2:34:04 Автор решает сделать паузу из-за усталости и финансовых потерь. Проект принёс значительные убытки, около 200 тысяч рублей. Автор планирует вернуться к работе позже.
Пожертвования и возвращение к работе 2:35:09 В июле 2016 года проект получает пожертвование в 99 999 рублей. Автор удивлён и не понимает мотивации жертвователя. После получения пожертвования автор возвращается к работе над проектом.
Начало работы над третьим томом 2:37:00 Автор начинает писать третий том, посвящённый введению в операционные системы. Объём книги увеличивается с 200 до 400 страниц. Работа над третьим томом требует больше времени и усилий.
Трудности при написании третьего тома 2:37:56 Автор осознаёт, что для глубокого понимания предмета недостаточно читать лекции. Скорость написания книги снижается до двух страниц в два часа. Третий том пишется более года и выходит летом 2017 года.
Реакция на третий том и хейт 2:38:53 Третий том вызывает как положительные, так и отрицательные отзывы. Среди хейтеров есть умные люди, поддерживающие автора. Автор убирает первые два тома из свободной продажи, чтобы рассчитаться с дарителями.
Планы на четвёртый том 2:41:31 Четвёртый том должен включать C++, экзотические парадигмы и скрипты. Автор планирует использовать свой конспект лекций для написания книги. Однако при написании книги возникают новые трудности и недочёты.
Проблемы с интерпретатором Lisp 2:43:31 Автор сталкивается с проблемами при работе с интерпретатором Lisp. Интерпретатор часто вылетает в «атланчик», что усложняет написание программ. Автор осознаёт, что упустил некоторые тонкости работы с Lisp.
Проблемы с обработкой ошибок в программах 2:43:41 Программы часто вылетают в отладчик при нажатии Ctrl+C, вместо того чтобы падать. Если файл не открывается, программа может впасть в панику и вызвать вылет в отладчик. Многие программы не считают открытие файла ошибкой, если он не найден.
Трудности написания книги 2:45:12 Написание книги требует больше времени и усилий, чем лекции. Примеры в книге могут быть длиннее и сложнее, чем в лекциях. Автор стремится сделать книгу интересной и лёгкой для чтения.
Завершение четвёртого тома 2:46:10 Четвёртый том писался два с половиной года и получился самым объёмным. Скорость написания под конец была низкой, на одну-две страницы могло уйти много времени. Автор не хотел переиздавать старые тома без изменений.
Влияние языка C на мышление 2:47:04 Язык C, используемый как первый язык для обучения, может негативно влиять на мышление. Автор осознал это во время работы над четвёртым томом.
Проблемы с тиражом и пандемией 2:48:01 Тираж четвёртого тома был сокращён до 200 экземпляров, но киоск, где продавались книги, закрылся из-за пандемии. Осталось несколько десятков экземпляров четвёртого тома.
Планы на второе издание 2:49:01 Второе издание потребует значительных изменений из-за осознания роли побочных эффектов. Необходимо переделать примеры и расставить акценты по-другому. Переделке подлежат две из двенадцати частей книги.
Экономические аспекты издания 2:50:28 Автор пытается сэкономить на издании, сократив количество томов до трёх. Переплёт стоит дорого, независимо от толщины книги. Решение сделать три тома позволяет сэкономить деньги на издании.
Переиздание книг 2:51:06 Из четырёх книг получилось три, объём новых томов больше суммарного объёма старых. В новые тома добавлены новые примеры и информация о побочных эффектах. Проект остаётся в плюсе, несмотря на типографские расходы в 390 тысяч рублей.
Волны пожертвований 2:52:06 Пожертвования приходят волнами, помогая компенсировать расходы. Автор готов переиздать книги при необходимости. На сайте есть список ошибок для будущих переизданий.
Возможные будущие издания 2:53:01 Рассматривается возможность издания в издательстве с сохранением авторских прав. Издатель может предложить более качественное издание с меньшим шрифтом. Бизнес-модель издателей отличается от краудфандинга.
Издание на английском языке 2:54:24 Автор считает перевод на английский язык нереальным из-за отсутствия культурного контекста. Самостоятельный перевод может быть некачественным. Работа над переводом займёт пять лет, и остаётся вопрос о необходимости книги на английском через пять лет.
Проблемы с англоязычной аудиторией 2:55:20 В России сложно заниматься внешнеэкономической деятельностью. У автора нет англоязычной аудитории, в отличие от русскоязычной. Вариант с переводом профессионалом пока не просматривается.
Перевод и распространение книги 2:56:03 Обсуждение возможности перевода книги на добровольных началах и её бесплатного распространения в электронном виде. Упоминание о том, что публика не воспринимает книгу в неизданном бумажном виде.
Причины ограничений на пожертвования из-за рубежа 2:56:51 Первая причина: закон об иностранных агентах, который может создать проблемы при получении пожертвований из-за рубежа. Вторая причина: высокие почтовые расходы на отправку книг за рубеж. Третья причина: необходимость заполнения множества документов для отправки бандеролей.
Перспективы проекта 2:58:32 Подтверждение, что проект находится в безопасности и будет продолжен. Обещание второго и третьего изданий книги, а также создания задачника.
Информационное насилие 2:59:21 Различие между цифровым и информационным насилием. Личный опыт автора с миссионерской деятельностью и его отношение к организованным религиям.
Определение информационного насилия 3:02:15 Информационное насилие как нарушение принципа коммуникации по согласию. Три варианта информационного насилия: передача информации без согласия получателя, получение информации без согласия передающего и цензура.
История авторских прав 3:04:20 Статут королевы Анны как первый закон об авторских правах, заменивший цеховые правила гильдии Stationers Company. Ограничение срока закрепления рукописи за мастером до 14 лет. Связь авторских прав с государственной цензурой.
Связь с компьютерной безопасностью 3:06:58 Обсуждение способов противостояния информационному насилию, включая цифровое насилие.
Информационная безопасность и информационное насилие 3:07:09 Информационная безопасность не всегда связана с противодействием информационному насилию. Специалисты по информационной безопасности не используют термин «информационное насилие». Проблемы информационной безопасности выходят за рамки криптографии.
Криптография и человеческий фактор 3:08:04 Криптография — лишь часть информационной безопасности, не определяющая её полностью. Человеческий фактор играет важную роль в информационной безопасности. Хакеры не всегда являются злоумышленниками, многие из них — талантливые программисты.
Социальная инженерия 3:09:03 Социальная инженерия позволяет злоумышленникам получать доступ к системам через манипуляции с людьми. Пример Кевина Митника иллюстрирует эффективность социальной инженерии. Митник подчёркивает важность найма умных сотрудников.
Информационное насилие и JavaScript 3:10:59 JavaScript может рассматриваться как средство информационного насилия, если его выполнение происходит без согласия пользователя. Включение JavaScript может привести к зависанию браузера и снижению безопасности системы. Нарушение безопасности не всегда означает кражу данных, даже если это приводит к потере времени.
Социальная реклама и информационное насилие 3:13:24 Социальная реклама может восприниматься как информационное насилие, если пользователь не согласен с её содержанием. Коммерческая реклама может быть воспринята как информированное согласие, если пользователь действительно хочет получить рекламные материалы. Пример с батарейками иллюстрирует, как социальная реклама может ущемлять права тех, кто не согласен с её содержанием.
Экологические аспекты 3:15:40 Обсуждение экологических проблем, таких как выбросы батареек и пластиковых пакетов в океан. Подчёркивается важность заботы об экологии и ответственности за её состояние.
Социальная реклама и насилие 3:15:51 Обсуждение вопроса согласия на социальную рекламу. Утверждение, что социальная реклама, навязываемая насильно, является формой инициированного насилия. Подчёркивание важности индивидуальной свободы над благосостоянием человечества.
Ценности и общественные интересы 3:16:51 Размышления о ценности индивидуальной свободы по сравнению с общественными интересами. Критика эвфемизма «общественные интересы» и правящей элиты. Признание важности экологии, но признание существования людей, не согласных с автором.
Инициированное насилие 3:17:46 Объяснение, что инициированное насилие не может быть оправдано. Пример с убийством и тюрьмой как исключение из правила. Подчёркивание недопустимости инициированного насилия.
Проект «Инфайс» 3:18:46 История создания проекта «Инфайс» благодаря конкурсу от Алексея Навального. Описание целей проекта: освещение информационного насилия и создание свободного информационного общества. Планы по развитию проекта, включая создание англоязычного раздела и акций.
Технические аспекты проекта 3:20:38 Проблемы с существующими CMS и поиск новой платформы. Предпочтение использования C++ вместо интерпретируемых языков программирования. Необходимость создания собственной CMS для проекта.
Волонтёрская помощь 3:23:07 Призыв к волонтёрам делать расшифровки роликов для слабовидящих и тех, кто не хочет смотреть видео. Упоминание о необходимости текстов роликов для публикации рядом с видео.
Активный отдых 3:23:52 Рассказ о сплаве на катамаранах по рекам Северного Кавказа. Упоминание о первом разряде по водному туризму. Рассказ о 309 прыжках с парашютом, начиная с 1999 года.
Травмы и прыжки с парашютом 3:24:55 На 295-м прыжке сломал ногу. После травмы продолжал прыгать, но зимой, выбирая сугроб для приземления. Летом на 308-м и 309-м прыжках испытывал паническую волну перед касанием. Перелом большеберцовой кости был сложным, требовался штифт.
Приземление без парашюта 3:25:52 Приземление без раскрытого парашюта практически нереально. Для успешного приземления нужно выбрать глубокий овраг, близкий по форме к параболе. Случаи успешного приземления без парашюта редки и случайны. Падение на воду с 50 метров не даёт преимуществ перед приземлением на бетон.
Отказ парашютов 3:26:51 Отказ основного парашюта не так страшен, как отказ обоих парашютов. Большинство людей бьются на полностью рабочей технике. Отказ всех парашютов и падение без парашюта — очень маловероятное событие.
Преподавательская деятельность 3:27:48 Автор книги по программированию и идеальный преподаватель по C++. Многие работодатели хотели бы его нанять, но пока он этого не заметил.
Размышления о переходе в коммерческую компанию 3:27:55 Автор рассматривает возможность перехода в коммерческую компанию, но пока не хочет из-за текущих проектов. Предпочитает небольшие компании или стартапы, избегая фирм с более чем 100 сотрудниками.
Любимая книга — «Город» Клиффорда Саймака 3:28:50 «Город» впечатляет фундаментальностью и монументальностью. В книге есть мысли, которые Саймак не хотел бы пропагандировать, но они всё равно всплывают. Пример такой мысли: выживание человечества — миф, после смерти человека человечество заканчивается.
Другие любимые авторы 3:31:53 Любимые авторы: Лем и Шекли. У Леме нравится «Возвращение со звёзд», но книга сложная для восприятия без подготовки. У Шекли особенно выделяются рассказы, крупная форма не всегда удачна.
Современные авторы 3:33:52 У Лукьяненко нравятся рассказы, особенно «Поезд в тёплые края». Из романов выделяется «Осенние визиты» о существах, проводящих парадигмы зла и добра. «Дозоры» не очень нравятся автору.
Последние прочитанные книги 3:34:52 Недавно прочитал собрание сочинений Хайнлайна, но не в восторге от него. Также понравился цикл про Форка Сигана.
Совет поступающему в университет 3:36:34 Совет: учить анализ, особенно функциональный анализ, который автор считает красивой дисциплиной.
Профессия в мире без технологий 3:37:32 В мире без программирования и электричества автор мог бы стать часовщиком, так как они умели создавать вещи, действующие сами по себе.
Изменение позиции по отношению к Богу 3:38:32 Автор перестал называть себя атеистом около десяти лет назад. Он осознал, что ни один философ не смог дать удовлетворительную дефиницию Бога. Теперь он требует чёткого определения понятия «Бог» перед обсуждением его существования.
Игностицизм и критика религиозных текстов 3:39:31 Позиция автора называется игностицизмом, а не агностицизмом. Он отвергает Бога, описанного в Библии и других священных текстах. Автор понимает, что люди говорят о Боге не потому, что он действительно существует.
Создание материального мира 3:40:31 Автор не верит, что кто-то создал материальный мир, включая атомы и вселенную. Он считает, что возникновение вселенной — это не факт, а вопрос, на который пока нет ответа. Теория Дарвина не противоречит идее креационизма, так как эволюция может быть механизмом создания многообразия видов.
Отношение к Богу и конкурс 3:41:29 Автор не отрицает существование Бога, но не принимает Бога, описанного в мировых религиях. Для автора вопрос о Боге не имеет практического значения. Объявляется конкурс на три книги, условия которого будут объявлены позже.
Условия конкурса 3:43:05 Условия конкурса: перечислить десять самых токсичных персон в истории IT-индустрии. К каждому персонажу нужно приложить короткое пояснение или ссылку. Ответы можно оставлять в комментариях на YouTube или отправлять на специальный email-адрес.
Завершение 3:45:06 Автор благодарит зрителей за просмотр и призывает делиться видео. Прощается с аудиторией.