Информационное насилие и НЕ безопасный интернет / JavaScript - ЗЛО!/ PhD Андрей Столяров

YOUTUBE · 30.11.2025 09:55

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Обсуждение влияния JavaScript на производительность браузера.
  • Упоминание о дефиците программистов и трудностях ухода из Физтеха.
  • Шутки о легализации наркотиков.

Представление Андрея Викторовича Столярова

0:44
  • Андрей Викторович — доцент Московского государственного университета, кандидат физико-математических наук.
  • Специальность: математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей.
  • Диссертация посвящена информационному насилию.

Профессиональный опыт

1:41
  • Опыт работы программистом и системным администратором в коммерции и интернет-провайдерах.
  • Переход к академической деятельности.

Причины согласия на интервью

2:41
  • Интерес к каналу после интервью с Леонидом Чайкой.
  • Поддержка проекта книги со стороны Леонида Чайки.

Впечатления от канала

3:34
  • Положительные впечатления от работы с людьми на канале.
  • Недовольство YouTube как платформой.

Завершение

4:31
  • Обещание рассказать о себе в первой части интервью.

Ранние годы и учёба

4:43
  • Родился 25 декабря 1974 года в Москве.
  • Мама заметила способности к математике и решила отдать в школу на год раньше.
  • Окончил школу в 15 лет, на два года раньше положенного срока.

Школьные годы

7:00
  • Учился на «четвёрки» и «тройки», особенно по математике.
  • Преподаватели английского языка считали его «лингвистическим кретином», но сейчас он свободно говорит по-английски.
  • Для поступления в вуз пришлось заново изучать математику и физику с репетиторами.

Интерес к информатике

7:56
  • В школе начал изучать информатику на компьютерах ДВК-1 и ДВК-2.
  • Несмотря на ограничения, влюбился в информатику.
  • Позже понял, что Бейсик — это «туфта», и выбрал Паскаль.

Попытка поступления в МГУ

8:54
  • Попытался поступить на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ.
  • Получил неудовлетворительную оценку «банан» на первом экзамене по письменной математике.
  • Решил попробовать снова через год.

Кружок программирования

10:42
  • Нашёл кружок программирования для школьников.
  • Работал на компьютерах ЕС-1840 с двумя пятидюймовыми дисководами.
  • Научился программировать на Паскале.

ТурбоПаскаль

12:41
  • Изучал ТурбоПаскаль-5.5 с его объектно-ориентированными возможностями.
  • Понял, зачем нужны процедуры и переменные в программировании.

Изучение Turbo Pascal

13:11
  • Для изучения Turbo Pascal использовались оригинальные и переводные книги.
  • Среди них была книга Фарронова в четырёх томах, содержащая примеры программирования на Turbo Pascal 5.5.
  • Автор не знает, откуда Фарронов взял информацию для своей книги.

Попытка поступления в МГУ

14:00
  • В 1991 году автор не поступил в МГУ, не хватило полбалла.
  • Сдал математику на 3, устную математику на 4, физику на 5.
  • Физика была любимым предметом автора.

Второй шанс

15:00
  • На следующий год автор поступил в МГУ, набрав 9 баллов.
  • Это была последняя попытка избежать армии.
  • Армия в то время была сложной из-за дедовщины.

Первые впечатления от МГУ

16:46
  • В МГУ автор обнаружил много умных людей.
  • Понял, что не самый умный среди студентов.
  • МГУ предопределил его дальнейшую карьеру.

Выбор между МГУ и Физтехом

17:16
  • Физтех казался автору слишком сложным из-за химии.
  • Химия была предметом, который автор плохо знал.
  • МГУ был более очевидным выбором.

Влияние детства на выбор вуза

19:14
  • С детства автор мечтал о МГУ.
  • Программирование было частью его жизни с раннего возраста.
  • Поступление в МГУ стало сюрпризом для родственников.

Работа во время учёбы

20:14
  • На третьем курсе автор начал работать full-time из-за экономических трудностей.
  • Работал под Windows 3.11.
  • Знания, полученные в молодости, остаются с ним до сих пор.

Пятый курс и проблемы с аспирантурой

21:19
  • Подходит пятый курс, но в аспирантуру не берут из-за троек.
  • На факультете появляется магистратура, хотя бакалавриата нет.
  • Временный уход из программирования под Windows.

Работа в коммерческой фирме

22:13
  • Работа в фирме, занимающейся вибродиагностическими приборами.
  • Интерес к Unix-системам, знакомство с ними в МГУ.
  • Появление интернета и его развитие.

Развитие интернета

23:11
  • Рост популярности интернета в 1995–1996 годах.
  • Установка Linux в начале 1994 года.
  • Ограниченность доступа к интернету для широкой публики.

Работа в интернет-провайдере

25:46
  • Приглашение в интернет-провайдер «Дейт Форс».
  • Необходимость изучения новых технологий, таких как IP-роуинг и ЦСКА.
  • Работа в провайдинге до конца 2000 года.

Аспирантура и изменения в МГУ

27:46
  • Поступление в аспирантуру после магистратуры.
  • Изменения в стиле управления и отношении к людям в МГУ.
  • Необходимость степени для карьерного роста в университете.

Цели в аспирантуре

29:43
  • Желание стать кандидатом наук.
  • Размышления о развитии и карьерных перспективах.

Интеграция языковых механизмов

30:12
  • Автор разработал библиотеку «Интеллип» для интеграции парадигм языка Lisp в C++.
  • Библиотека позволяет использовать арифметические выражения, похожие на оригинальные конструкции Lisp.
  • Для этого была перекрыта операция запятая для объектов.

Педагогическая практика и защита диссертации

31:14
  • Автор начал вести занятия и обнаружил, что ему это нравится.
  • Старшие коллеги оценили его навыки и предложили защиту диссертации.
  • Поддержка коллег помогла автору защититься.

Организационная составляющая защиты

31:51
  • Защита диссертации включала не только научную, но и организационную составляющую.
  • Диссертация могла показаться слишком техничной для совета.
  • Назначение на должность ассистента стало важным шагом.

Работа в университете и преподавание

33:45
  • Автор устроился программистом под Unix, продолжая работать аспирантом.
  • После защиты диссертации он решил остаться преподавателем, так как ему нравилось вести занятия.

Вдохновение от преподавателей

34:44
  • Автор не имел конкретного примера преподавателя, на которого хотел бы равняться.
  • Опыт преподавания пришёл вопреки ожиданиям.

Совмещение работы и преподавания

36:09
  • Автор совмещал работу в коммерческой компании с преподаванием.
  • Возникали вопросы от кадровиков коммерческой компании.
  • В итоге автор ушёл из коммерческой компании, чтобы сосредоточиться на преподавании.

Причины перехода к преподаванию

38:06
  • Переход к преподаванию был обусловлен любовью к процессу и наличием свободного времени.
  • Несмотря на потерю в деньгах, автор не сожалел о своём решении.

Начало преподавательской карьеры

38:39
  • Автор начал преподавать в МГУ в 2000 году.
  • К середине 2003 года он уже отработал два с половиной года.

Идея диссертации

39:09
  • Мысль о диссертации по теме информационного насилия возникла в 2007 году.
  • Автор обратился к преподавателю философии за советом.
  • В 2008 году он получил одобрение от заведующей кафедрой.

Процесс защиты

40:07
  • Диссертация была защищена в 2012 году.
  • Для защиты кандидатской диссертации требовалось сдать кандидатский минимум, включая английский язык.
  • Автор сдал экзамен по английскому на «пять», но столкнулся с трудностями в изучении философии.

Реакция на диссертацию

42:01
  • Диссертация вызвала разные реакции: от критики до восхищения.
  • Тема цифрового насилия заинтересовала автора из-за работы в интернет-провайдинге.

Проблема спама

42:55
  • Автор хотел объяснить, что спам не является проявлением свободы слова.
  • Фильтрация спама не является цензурой, несмотря на аргументы спамеров о свободе слова.
  • Из этого выросла статья «Информационное общество будущего и современность».

Основные тезисы статьи

43:50
  • В любом акте коммуникации участвуют минимум двое, и оба должны дать согласие.
  • Информационное насилие может быть трёх видов: передача информации без согласия получателя, получение информации без согласия передающего и цензура.
  • Пример цензуры: авторское право, когда правообладатель запрещает другим использовать его информацию.

Тема диссертации

44:53
  • Тема диссертации: «Информационная свобода и информационное насилие».
  • В комиссии были разные реакции: кто-то возмущался, кто-то восхищался.
  • Научная руководительница Ольга Дмитриевна Волккогонова помогла подобрать рецензентов.

Реакция оппонентов

45:47
  • Двое оппонентов резко негативно оценили диссертацию.
  • Учёный секретарь совета предложил немного подрезать диссертацию, но автор отказался.

Подготовка к защите

46:38
  • Учёный секретарь предупредил о возможных трудностях на защите.
  • Он показал автору книгу «Полное собрание сочинений Сталина», намекая на возможные трудности.

Защита диссертации

48:19
  • Защита прошла с одним испорченным бюллетенем.
  • Диссертация превзошла средний уровень кандидатских работ.
  • Автор стал кандидатом философских наук.

Цели второй диссертации

49:17
  • Вторая диссертация была написана для продвижения идеи и изучения гуманитарных диссертаций.
  • Автор заметил, что заголовки третьего уровня в диссертации вызывали путаницу, и убрал их.

Система вёрстки LaTeX

50:50
  • LaTeX позволяет автору самостоятельно создавать оригинал-макет книги.
  • В Word и других программах это невозможно.
  • Автор предпочитает LaTeX для создания сложных документов.

Параллельные проекты

52:51
  • Параллельно с преподаванием автор занимался проектом по управлению электрическими цепями с помощью компьютера.
  • Проект не принёс успеха, было продано около сотни приборов.

Коммерческие проекты и репетиторство

54:55
  • Автор выполнял коммерческие проекты и халтурки.
  • Репетиторством занимается меньше из-за особенностей аудитории.

Начало преподавания в МГУ

55:30
  • Преподаватель начал преподавать в 2000 году, ещё будучи аспирантом.
  • Изначально преподавал C, затем перешёл к C++.
  • Ведёт занятия на втором курсе: практикум по операционным системам на C и C++ в весеннем семестре.

Дополнительные курсы и опыт

56:39
  • Читал лекции по операционным системам в бакалавриате и иностранной группе.
  • Пробовал преподавать ассемблер в Ташкентском филиале в 2007 году.
  • Вел спецкурсы по парадигмальному программированию, включая «Введение в парадигму программирования».

Преподавание в других вузах

57:52
  • Преподавал в Московском государственном техническом университете гражданской авиации, чтобы получить звание доцента.
  • Получил звание доцента в 35–36 лет, что изменило его статус и уважение коллег.

Отношение к олимпиадному программированию

59:45
  • Считает олимпиадное программирование вредным для развития эстетики кода.
  • Олимпиадное программирование закрепляет навыки, которые мешают работе с программистами.
  • Эстетика кода важна для удобства чтения и поддержки кода в будущем.

Эстетика программного кода

1:00:30
  • Эстетика кода не формализуема, но важна для восприятия кода.
  • Кодинг-стайлы и конвенции — это начальные навыки, но не культура.
  • Олимпиадное программирование убивает зачатки эстетического чувства к коду.

Алгоритмы и олимпиадное программирование

1:03:20
  • Алгоритмы можно изучать не только на олимпиадах, есть много учебников.
  • Важно изучать алгоритмистику без ущерба для эстетического чувства.
  • Олимпиадники могут работать с программистами, но им трудно преодолеть «олимпиадность».

Предпочтения в языках программирования

1:04:58
  • Предпочитает языки с сборщиком мусора, такие как JavaScript и Python.
  • Отмечает, что эти языки не фон-неймановские и не императивные.
  • Фон-неймановское программирование основано на цифровой адресации памяти и последовательном изменении среды выполнения программы.

Примеры фон-неймановских языков

1:06:57
  • Примеры фон-неймановских языков: C, C++, Pascal.
  • JavaScript не полностью соответствует фон-неймановским принципам.

Критика современных языков программирования

1:07:34
  • Автор считает, что нет идеального языка программирования.
  • Раньше автор считал C приемлемым языком, но современные версии потеряли свою привлекательность.
  • Стандартизаторы и разработчики компиляторов ухудшили качество языка.

Изменения в C

1:08:34
  • До третьей версии компилятор C был нормальным.
  • После появления оптимизаторов язык стал менее пригодным для разработки.
  • Студенты автора написали статью о проблемах C, которая скоро будет доступна в интернете.

Оценка T-SQL

1:09:33
  • T-SQL не претендует на роль языка общего назначения, его автор позиционировал его как библиотеку для C.
  • T-SQL идеален для скриптинга и встраивания.
  • Автор считает T-SQL единственным приемлемым скриптовым языком.

Критика JavaScript

1:10:33
  • JavaScript ранее использовался в операционных системах, но сейчас его применение ограничено веб-разработкой.
  • Автор не любит, как JavaScript используется в веб-приложениях, особенно без подтверждения пользователя.
  • Идея исполнения кода из сети без подтверждения пользователя считается чудовищной.

Безопасность и браузеры

1:12:08
  • Установка браузера может включать автоматическое исполнение JavaScript.
  • В браузере можно отключить выполнение JavaScript.
  • Автор считает, что автоматическое исполнение кода без согласия пользователя недопустимо.

Риски использования JavaScript

1:12:38
  • Большинство пользователей не осознают риски, связанные с использованием JavaScript в браузерах.
  • Пользователи не понимают разницы между контентом и поведением, которое может навязывает браузер.
  • Информированное согласие на использование JavaScript отсутствует.

Проблемы с JavaScript

1:13:34
  • JavaScript может замедлять работу браузера и навязывает компьютеру определённое поведение.
  • Автор считает, что разработчики не должны контролировать поведение браузера пользователя.

Предупреждения и установка программ

1:14:30
  • Перед установкой программы из сети должны быть предупреждения о её содержании.
  • Программы должны устанавливаться на компьютер, а не выполняться в браузере.

Влияние JavaScript на производительность

1:15:27
  • JavaScript может значительно замедлять работу браузера из-за использования виртуальной машины.
  • Рендеринг статического HTML требует меньше ресурсов, чем выполнение тьюринг-полной программы.

Обновления программного обеспечения

1:16:24
  • Обновления программного обеспечения могут быть опасны, если они персонализированы под конкретного пользователя.
  • Пример с булочкой и ядом иллюстрирует риски персонализированных обновлений.

Обновления в электромобилях

1:18:27
  • Электромобили Tesla автоматически обновляют прошивку, что может представлять риск.
  • Обновления не всегда обеспечивают безопасность, а могут быть использованы для манипуляций.

Риски автоматических обновлений

1:19:23
  • Автоматические обновления могут содержать критические ошибки, которые могут привести к серьёзным последствиям.
  • Пример с оппозиционным лидером и мостом подчёркивает риски автоматических обновлений.

Репутация компаний и безопасность

1:20:22
  • Репутация компании не гарантирует безопасность обновлений.
  • Инциденты с обновлениями могут остаться незамеченными и не привести к серьёзным последствиям для компании.

Прошивка и цифровой след

1:21:12
  • Прошивка в автомобиле может скрыть следы его действий.
  • Цифровой след остаётся, но его можно минимизировать при правильном подходе.
  • Важно понимать, как избежать оставления цифрового следа.

Расчёты наличными

1:22:12
  • Рекомендуется использовать наличные деньги для расчётов в магазинах.
  • Иногда можно платить картой, но лучше избегать этого.
  • Сознательное предоставление информации о себе ограничено.

Риски использования карт

1:23:10
  • Не стоит недооценивать риски, связанные с использованием карт.
  • Даже если вы не понимаете, как информация может быть использована против вас, это не означает, что это невозможно.
  • Важно осознавать риски и принимать меры для их минимизации.

Оплата коммунальных услуг

1:24:08
  • Оплата коммунальных услуг картой не даёт новой информации банку.
  • Банк уже имеет данные о вашем местоположении.
  • Необходимо искать способы сохранения анонимности при оплате услуг.

Отказ от смартфонов

1:25:08
  • Рекомендуется отказаться от смартфонов и использовать кнопочные телефоны.
  • Смартфоны могут собирать личную информацию и обновлять системы без вашего контроля.
  • Кнопочные телефоны позволяют лучше контролировать доступ к интернету.

Использование Linux

1:28:00
  • Автор предпочитает Linux, особенно дистрибутив Debian.
  • Предпочитает оконные менеджеры, которые не создают иллюзию рабочего стола.
  • Личный опыт использования различных оконных менеджеров, таких как VWM и SWM.

Проблемы с VWM

1:29:58
  • VWM устарел и не поддерживает изменения разрешения экрана в процессе работы.
  • Для работы с PDF-файлами рекомендуется использовать SWM.
  • SWM — более современный и функциональный оконный менеджер.

Открытые и закрытые исходные коды

1:31:01
  • Использование ПО с открытыми исходными кодами не гарантирует безопасности.
  • Примеры уязвимостей в ядре Linux, которые оставались незамеченными в течение четырёх лет.
  • Закрытые исходные коды обеспечивают более высокий приоритет обновлений.

Авторское право и бизнес-модели

1:32:00
  • Авторское право на ПО теряет актуальность, даже Microsoft не активно борется с пиратством.
  • Пиратство может способствовать продвижению определённых продуктов, например, Windows.
  • Открытые исходники увеличивают вероятность того, что кто-то заинтересуется кодом и проверит его.

Этические аспекты использования открытых исходников

1:32:54
  • Использование троянских программ в открытых исходниках может быть воспринято как неприличное.
  • Некоторые разработчики могут игнорировать этические нормы, но это не характерно для большинства.

Жизнь без скриптов

1:33:24
  • Многие сайты и приложения требуют скриптов для работы.
  • Пример проблемы с Google Почтой, которая не запускается без скриптов.
  • Необходимость отказа от некоторых сервисов для безопасности.

Решение проблем с банковскими приложениями

1:35:23
  • Использование изолированных аккаунтов в Linux для работы с банковскими приложениями.
  • Регулярное удаление и создание новых аккаунтов для предотвращения накопления данных.
  • Ограничение посещения потенциально опасных сайтов.

Преимущества ИП

1:36:11
  • ИП предоставляет дополнительные возможности, включая доступ к банковскому обслуживанию.
  • ИП может быстро открыть банковский счёт.

Музыка и авторские права

1:36:47
  • Скачивание музыки из интернета считается нелегальным.
  • Покупка музыки на диске и её оцифровка законны.
  • Копирование музыки с легального диска для личного использования законно.

Ограничения на копирование

1:37:47
  • Коммерческое копирование музыки запрещено.
  • Программы для ЭВМ имеют специальные исключения.
  • Локальное копирование информации — базовое свойство информации.

Монополизм в интернете

1:39:24
  • YouTube и другие сервисы демонстрируют монополизм.
  • Эффективность информационных технологий приводит к узурпации сервисов.
  • Монополисты могут устанавливать правила и влиять на пользователей.

Альтернативы монополистам

1:41:13
  • Замена крупных сервисов на мелкие не решает проблему монополизма.
  • Необходимо устанавливать новые правила и модели взаимодействия.
  • Концепция пертуперти предполагает создание множества мелких сервисов.

Интеллектуальная собственность

1:44:09
  • Интеллектуальная собственность в её нынешнем виде несостоятельна.
  • Нарушение авторского права не является пиратством.
  • Законы об интеллектуальной собственности требуют изменений.

Криптовалюты и децентрализация

1:45:09
  • Криптовалюты не обеспечены ничем, кроме обязательств государства.
  • Децентрализация финансовых инструментов — положительный аспект.
  • Проблема криптовалют — отсутствие физического обеспечения.

Государство и индивидуальные свободы

1:46:09
  • Государство неизбежно, но может быть менее волюнтаристским.
  • Тенденция к уменьшению волюнтаристской составляющей в государствах.
  • Развитие государства в сторону индивидуальных свобод — неизбежная реальность.

Единое планетарное государство

1:47:23
  • Идея единого планетарного государства, где каждый человек является единицей отсчёта.
  • Государство должно обеспечивать полицейские и судебные функции, а также координацию использования природных ресурсов.
  • Либертарианцы не всегда согласны с необходимостью государственных функций.

Координация и волюнтаризм в дорожном движении

1:48:48
  • Светофор на перекрёстке обеспечивает координацию движения, не ущемляя права водителей.
  • Выключение светофора приводит к пробкам, что иллюстрирует эффективность координации.
  • Сбалансированные фазы светофора предотвращают пробки и улучшают движение.

Ограничения скорости

1:49:46
  • Ограничения скорости могут восприниматься как принуждение, даже если водитель ещё не нарушил правила.
  • Статистика смертей показывает, что превышение скорости увеличивает риск аварий.
  • В населённых пунктах ограничения скорости необходимы для безопасности других людей.

Личный опыт и терминальная скорость

1:50:46
  • Пример с приятелем, который демонстрировал высокую скорость, иллюстрирует риски.
  • Терминальная скорость падения человека без парашюта составляет около 190 км/ч.
  • Подчёркивается важность понимания рисков при выборе скорости.

Волюнтаризм государства

1:52:33
  • Штраф за непристёгнутый ремень рассматривается как пример государственного волюнтаризма.
  • Автор считает, что каждый должен сам решать, пристегиваться или нет.
  • Сравнивается с вопросом легализации наркотиков, где также обсуждается право на выбор.

Пропаганда и личные решения

1:53:45
  • Обсуждается разница между пропагандой и личным выбором.
  • Пример приятеля, который не пристегивается, иллюстрирует разные подходы к безопасности.
  • Поднимается вопрос о влиянии личных решений на окружающих.

Безопасность и личные предпочтения

1:54:43
  • Приводятся примеры, когда ремни безопасности могут быть опасны.
  • Обсуждаются подушки безопасности и личные предпочтения в безопасности.
  • Выражается желание контролировать технику, находящуюся в собственности.

Цифровая независимость

1:56:40
  • Поднимается вопрос цифровой независимости и свободы.
  • Упоминается невозможность регистрации в Telegram без мобильного телефона.
  • Обсуждаются ограничения, связанные с использованием Telegram.

Принципы использования коммуникаций

1:57:36
  • Автор не использует среды коммуникаций, имеющие владельца.
  • Электронная почта не имеет владельца как целое, но серверы могут быть частными.
  • Личный сервер автора не требует разрешения от других.

Распределённые системы и интернет

1:58:34
  • Джабер и интернет — примеры распределённых открытых систем.
  • Интернет как целое никому не принадлежит и не контролируется.
  • Переход на IPv6 кажется автору невозможным.

Ценности и свобода

1:59:35
  • Автор ценит личную свободу выше бытовых удобств.
  • Достижение индивидуальной свободы возможно через влияние на общество.
  • Свобода индивидов должна быть целью общества.

Удобство и наличные

2:00:32
  • Автор считает использование наличных более удобным, чем банковских карт.
  • Наличные принимаются везде, даже если касса не работает.

Проблемы с мессенджерами

2:01:24
  • Автор столкнулся с проблемами при использовании WhatsApp: обновления прерывали работу.
  • После обновления WhatsApp перестал работать, и автор прекратил общение с заказчиком.

Технические проблемы и обновления

2:02:13
  • Браузеры и смартфоны требуют постоянных обновлений и апгрейдов.
  • Автор не использует смартфоны и не обновляет своё устройство.

Привычки и свобода

2:03:04
  • Автор считает свой образ жизни удобным, несмотря на непривычность.
  • Свобода для автора — терминальная ценность, не требующая объяснения.

Книги автора

2:04:00
  • Автор является автором пяти популярных книг.

Введение в трёхтомник

2:04:18
  • Трёхтомник включает введение в язык программирования.
  • Введение написано для студентов, которые не поняли материал на семинаре.
  • Автор рассказывает о ядре языка, классах, объектах, конструкторах и деструкторах.

История создания STL

2:05:15
  • Степан Степанов придумал STL, находясь в больнице в Японии.

Структура трёхтомника

2:05:36
  • Трёхтомник состоит из трёх книг, включая «Оформление программного кода».
  • Книги вышли во втором издании.
  • Многие рекомендуют книги автора.

Создание энциклопедии по программированию

2:06:35
  • Автор начал с написания методичек для студентов в 2005 году.
  • В 2009 году создал сайт для публикации книг.
  • Книги начали распространяться по интернету.

Курс по ассемблеру

2:08:24
  • В 2007 году автор читал курс по архитектуре ЭВМ и ассемблеру в Ташкенте.
  • Использовал ассемблеры под Linux с традиционным синтаксисом Intel.
  • Курс понравился студентам.

Проблемы обучения C для начинающих

2:09:38
  • C сложно объяснить новичкам из-за сложности понимания указателей.
  • Побочные эффекты в C затрудняют восприятие программ.
  • В Pascal побочные эффекты чётко разделены между процедурами и функциями.

Сложности объяснения побочных эффектов

2:10:32
  • В C все операции имеют побочные эффекты, что делает программы сложными для понимания.
  • Объяснение побочных эффектов требует детального разбора, который непонятен новичкам.
  • Специфическое мышление, связанное с побочными эффектами, требует отучения от определённых подходов.

Различия между C и C++

2:13:27
  • C и C++ — это два разных языка с разными традициями и стилями мышления.
  • Смешивание этих языков приводит к непониманию их различий.
  • Эксперименты с C на первом потоке показали, что студенты не осознают эти различия.

Отсутствие учебных пособий по Assembler

2:15:19
  • Нет учебных пособий по Assembler, что создаёт трудности для преподавателей.
  • Автор написал книгу по Assembler, которая стала популярной в интернете.

Рецензирование школьных учебников

2:16:55
  • Автор рецензировал школьные учебники информатики и обнаружил в них множество ошибок.
  • Пример ошибки: деление языков программирования на алгоритмические и неалгоритмические.
  • Квантовые вычисления рассматриваются как пример неалгоритмического языка.

Идея написания собственной книги

2:18:31
  • Автор решил написать книгу для школьников, ориентированную на популяризацию программирования.
  • У него уже есть книги по C++, Assembler и операционным системам.
  • Планируется создать книгу «Программирование», охватывающую различные аспекты программирования.

Проблемы с изданием книги

2:20:47
  • Автор рассматривает возможность издания книги за 20 тысяч рублей, но тираж в 150 экземпляров не принесёт прибыли.
  • Публика не воспринимает электронные книги всерьёз, пока нет бумажного издания.
  • Издатели не заинтересованы в публикации из-за авторских прав, которые автор оставляет за собой.

Принципы автора

2:22:02
  • Автор принципиально оставляет за собой авторские права на все свои тексты.
  • Он не хочет, чтобы его книги продавались в электронном виде за деньги.
  • Процесс издания требует много времени и усилий.

Попытка краудфандинга

2:23:01
  • Автор пытается собрать пожертвования через Яндекс.Копилку, но сталкивается с трудностями.
  • Краудфандинговые платформы требуют регистрации с указанием email, что автор считает неприемлемым.
  • В итоге автор решает использовать свой сайт для сбора средств.

Анонс проекта

2:25:33
  • 7 января 2015 года автор анонсирует проект на своём сайте.
  • Он надеется на поддержку читателей и просит делиться информацией без спама.
  • Подчёркивает свой опыт в написании книг и готовность писать дальше.

Условия краудфандинга

2:26:33
  • Автор устанавливает цели по сбору средств: 25 тысяч, 60 тысяч и 120 тысяч рублей.
  • Обещает написать книгу при сборе 120 тысяч рублей, но вынужден отказаться от подработок для этого.
  • Собирает 120 тысяч рублей за два месяца.

Завершение рукописи

2:29:09
  • Рукопись выросла до более чем 1000 страниц, и автор решает издать первый том.
  • Обсуждает с читателями возможность издания книги в трёх томах.
  • Первый том включает вводную часть о истории компьютеров, математике и начальных сведениях о компьютерах.

Проблемы с восприятием

2:31:07
  • Автор осознаёт, что читатели могут воспринимать книгу только по части про Паскаль, не видя остальной информации.

Реакция на первый том

2:31:17
  • Автор сталкивается с критикой за использование Паскаля в учебнике.
  • Подчёркивает свой опыт преподавания студентам, который длится уже 16 лет.
  • Отмечает, что его подход отличается от традиционного использования Паскаля.

Второй том и его содержание

2:32:12
  • Второй том выходит через три месяца после первого.
  • В нём рассматриваются ассемблер и C.
  • Критика в адрес автора утихает, так как книга получает положительные отзывы.

Учебники для начинающих

2:33:10
  • Обсуждается нехватка учебников по C для новичков.
  • Упоминается книга Кернигана и Ричи, которая не подходит для начинающих.
  • Автор рад переизданию материала по ассемблеру.

Пауза в работе

2:34:04
  • Автор решает сделать паузу из-за усталости и финансовых потерь.
  • Проект принёс значительные убытки, около 200 тысяч рублей.
  • Автор планирует вернуться к работе позже.

Пожертвования и возвращение к работе

2:35:09
  • В июле 2016 года проект получает пожертвование в 99 999 рублей.
  • Автор удивлён и не понимает мотивации жертвователя.
  • После получения пожертвования автор возвращается к работе над проектом.

Начало работы над третьим томом

2:37:00
  • Автор начинает писать третий том, посвящённый введению в операционные системы.
  • Объём книги увеличивается с 200 до 400 страниц.
  • Работа над третьим томом требует больше времени и усилий.

Трудности при написании третьего тома

2:37:56
  • Автор осознаёт, что для глубокого понимания предмета недостаточно читать лекции.
  • Скорость написания книги снижается до двух страниц в два часа.
  • Третий том пишется более года и выходит летом 2017 года.

Реакция на третий том и хейт

2:38:53
  • Третий том вызывает как положительные, так и отрицательные отзывы.
  • Среди хейтеров есть умные люди, поддерживающие автора.
  • Автор убирает первые два тома из свободной продажи, чтобы рассчитаться с дарителями.

Планы на четвёртый том

2:41:31
  • Четвёртый том должен включать C++, экзотические парадигмы и скрипты.
  • Автор планирует использовать свой конспект лекций для написания книги.
  • Однако при написании книги возникают новые трудности и недочёты.

Проблемы с интерпретатором Lisp

2:43:31
  • Автор сталкивается с проблемами при работе с интерпретатором Lisp.
  • Интерпретатор часто вылетает в «атланчик», что усложняет написание программ.
  • Автор осознаёт, что упустил некоторые тонкости работы с Lisp.

Проблемы с обработкой ошибок в программах

2:43:41
  • Программы часто вылетают в отладчик при нажатии Ctrl+C, вместо того чтобы падать.
  • Если файл не открывается, программа может впасть в панику и вызвать вылет в отладчик.
  • Многие программы не считают открытие файла ошибкой, если он не найден.

Трудности написания книги

2:45:12
  • Написание книги требует больше времени и усилий, чем лекции.
  • Примеры в книге могут быть длиннее и сложнее, чем в лекциях.
  • Автор стремится сделать книгу интересной и лёгкой для чтения.

Завершение четвёртого тома

2:46:10
  • Четвёртый том писался два с половиной года и получился самым объёмным.
  • Скорость написания под конец была низкой, на одну-две страницы могло уйти много времени.
  • Автор не хотел переиздавать старые тома без изменений.

Влияние языка C на мышление

2:47:04
  • Язык C, используемый как первый язык для обучения, может негативно влиять на мышление.
  • Автор осознал это во время работы над четвёртым томом.

Проблемы с тиражом и пандемией

2:48:01
  • Тираж четвёртого тома был сокращён до 200 экземпляров, но киоск, где продавались книги, закрылся из-за пандемии.
  • Осталось несколько десятков экземпляров четвёртого тома.

Планы на второе издание

2:49:01
  • Второе издание потребует значительных изменений из-за осознания роли побочных эффектов.
  • Необходимо переделать примеры и расставить акценты по-другому.
  • Переделке подлежат две из двенадцати частей книги.

Экономические аспекты издания

2:50:28
  • Автор пытается сэкономить на издании, сократив количество томов до трёх.
  • Переплёт стоит дорого, независимо от толщины книги.
  • Решение сделать три тома позволяет сэкономить деньги на издании.

Переиздание книг

2:51:06
  • Из четырёх книг получилось три, объём новых томов больше суммарного объёма старых.
  • В новые тома добавлены новые примеры и информация о побочных эффектах.
  • Проект остаётся в плюсе, несмотря на типографские расходы в 390 тысяч рублей.

Волны пожертвований

2:52:06
  • Пожертвования приходят волнами, помогая компенсировать расходы.
  • Автор готов переиздать книги при необходимости.
  • На сайте есть список ошибок для будущих переизданий.

Возможные будущие издания

2:53:01
  • Рассматривается возможность издания в издательстве с сохранением авторских прав.
  • Издатель может предложить более качественное издание с меньшим шрифтом.
  • Бизнес-модель издателей отличается от краудфандинга.

Издание на английском языке

2:54:24
  • Автор считает перевод на английский язык нереальным из-за отсутствия культурного контекста.
  • Самостоятельный перевод может быть некачественным.
  • Работа над переводом займёт пять лет, и остаётся вопрос о необходимости книги на английском через пять лет.

Проблемы с англоязычной аудиторией

2:55:20
  • В России сложно заниматься внешнеэкономической деятельностью.
  • У автора нет англоязычной аудитории, в отличие от русскоязычной.
  • Вариант с переводом профессионалом пока не просматривается.

Перевод и распространение книги

2:56:03
  • Обсуждение возможности перевода книги на добровольных началах и её бесплатного распространения в электронном виде.
  • Упоминание о том, что публика не воспринимает книгу в неизданном бумажном виде.

Причины ограничений на пожертвования из-за рубежа

2:56:51
  • Первая причина: закон об иностранных агентах, который может создать проблемы при получении пожертвований из-за рубежа.
  • Вторая причина: высокие почтовые расходы на отправку книг за рубеж.
  • Третья причина: необходимость заполнения множества документов для отправки бандеролей.

Перспективы проекта

2:58:32
  • Подтверждение, что проект находится в безопасности и будет продолжен.
  • Обещание второго и третьего изданий книги, а также создания задачника.

Информационное насилие

2:59:21
  • Различие между цифровым и информационным насилием.
  • Личный опыт автора с миссионерской деятельностью и его отношение к организованным религиям.

Определение информационного насилия

3:02:15
  • Информационное насилие как нарушение принципа коммуникации по согласию.
  • Три варианта информационного насилия: передача информации без согласия получателя, получение информации без согласия передающего и цензура.

История авторских прав

3:04:20
  • Статут королевы Анны как первый закон об авторских правах, заменивший цеховые правила гильдии Stationers Company.
  • Ограничение срока закрепления рукописи за мастером до 14 лет.
  • Связь авторских прав с государственной цензурой.

Связь с компьютерной безопасностью

3:06:58
  • Обсуждение способов противостояния информационному насилию, включая цифровое насилие.

Информационная безопасность и информационное насилие

3:07:09
  • Информационная безопасность не всегда связана с противодействием информационному насилию.
  • Специалисты по информационной безопасности не используют термин «информационное насилие».
  • Проблемы информационной безопасности выходят за рамки криптографии.

Криптография и человеческий фактор

3:08:04
  • Криптография — лишь часть информационной безопасности, не определяющая её полностью.
  • Человеческий фактор играет важную роль в информационной безопасности.
  • Хакеры не всегда являются злоумышленниками, многие из них — талантливые программисты.

Социальная инженерия

3:09:03
  • Социальная инженерия позволяет злоумышленникам получать доступ к системам через манипуляции с людьми.
  • Пример Кевина Митника иллюстрирует эффективность социальной инженерии.
  • Митник подчёркивает важность найма умных сотрудников.

Информационное насилие и JavaScript

3:10:59
  • JavaScript может рассматриваться как средство информационного насилия, если его выполнение происходит без согласия пользователя.
  • Включение JavaScript может привести к зависанию браузера и снижению безопасности системы.
  • Нарушение безопасности не всегда означает кражу данных, даже если это приводит к потере времени.

Социальная реклама и информационное насилие

3:13:24
  • Социальная реклама может восприниматься как информационное насилие, если пользователь не согласен с её содержанием.
  • Коммерческая реклама может быть воспринята как информированное согласие, если пользователь действительно хочет получить рекламные материалы.
  • Пример с батарейками иллюстрирует, как социальная реклама может ущемлять права тех, кто не согласен с её содержанием.

Экологические аспекты

3:15:40
  • Обсуждение экологических проблем, таких как выбросы батареек и пластиковых пакетов в океан.
  • Подчёркивается важность заботы об экологии и ответственности за её состояние.

Социальная реклама и насилие

3:15:51
  • Обсуждение вопроса согласия на социальную рекламу.
  • Утверждение, что социальная реклама, навязываемая насильно, является формой инициированного насилия.
  • Подчёркивание важности индивидуальной свободы над благосостоянием человечества.

Ценности и общественные интересы

3:16:51
  • Размышления о ценности индивидуальной свободы по сравнению с общественными интересами.
  • Критика эвфемизма «общественные интересы» и правящей элиты.
  • Признание важности экологии, но признание существования людей, не согласных с автором.

Инициированное насилие

3:17:46
  • Объяснение, что инициированное насилие не может быть оправдано.
  • Пример с убийством и тюрьмой как исключение из правила.
  • Подчёркивание недопустимости инициированного насилия.

Проект «Инфайс»

3:18:46
  • История создания проекта «Инфайс» благодаря конкурсу от Алексея Навального.
  • Описание целей проекта: освещение информационного насилия и создание свободного информационного общества.
  • Планы по развитию проекта, включая создание англоязычного раздела и акций.

Технические аспекты проекта

3:20:38
  • Проблемы с существующими CMS и поиск новой платформы.
  • Предпочтение использования C++ вместо интерпретируемых языков программирования.
  • Необходимость создания собственной CMS для проекта.

Волонтёрская помощь

3:23:07
  • Призыв к волонтёрам делать расшифровки роликов для слабовидящих и тех, кто не хочет смотреть видео.
  • Упоминание о необходимости текстов роликов для публикации рядом с видео.

Активный отдых

3:23:52
  • Рассказ о сплаве на катамаранах по рекам Северного Кавказа.
  • Упоминание о первом разряде по водному туризму.
  • Рассказ о 309 прыжках с парашютом, начиная с 1999 года.

Травмы и прыжки с парашютом

3:24:55
  • На 295-м прыжке сломал ногу.
  • После травмы продолжал прыгать, но зимой, выбирая сугроб для приземления.
  • Летом на 308-м и 309-м прыжках испытывал паническую волну перед касанием.
  • Перелом большеберцовой кости был сложным, требовался штифт.

Приземление без парашюта

3:25:52
  • Приземление без раскрытого парашюта практически нереально.
  • Для успешного приземления нужно выбрать глубокий овраг, близкий по форме к параболе.
  • Случаи успешного приземления без парашюта редки и случайны.
  • Падение на воду с 50 метров не даёт преимуществ перед приземлением на бетон.

Отказ парашютов

3:26:51
  • Отказ основного парашюта не так страшен, как отказ обоих парашютов.
  • Большинство людей бьются на полностью рабочей технике.
  • Отказ всех парашютов и падение без парашюта — очень маловероятное событие.

Преподавательская деятельность

3:27:48
  • Автор книги по программированию и идеальный преподаватель по C++.
  • Многие работодатели хотели бы его нанять, но пока он этого не заметил.

Размышления о переходе в коммерческую компанию

3:27:55
  • Автор рассматривает возможность перехода в коммерческую компанию, но пока не хочет из-за текущих проектов.
  • Предпочитает небольшие компании или стартапы, избегая фирм с более чем 100 сотрудниками.

Любимая книга — «Город» Клиффорда Саймака

3:28:50
  • «Город» впечатляет фундаментальностью и монументальностью.
  • В книге есть мысли, которые Саймак не хотел бы пропагандировать, но они всё равно всплывают.
  • Пример такой мысли: выживание человечества — миф, после смерти человека человечество заканчивается.

Другие любимые авторы

3:31:53
  • Любимые авторы: Лем и Шекли.
  • У Леме нравится «Возвращение со звёзд», но книга сложная для восприятия без подготовки.
  • У Шекли особенно выделяются рассказы, крупная форма не всегда удачна.

Современные авторы

3:33:52
  • У Лукьяненко нравятся рассказы, особенно «Поезд в тёплые края».
  • Из романов выделяется «Осенние визиты» о существах, проводящих парадигмы зла и добра.
  • «Дозоры» не очень нравятся автору.

Последние прочитанные книги

3:34:52
  • Недавно прочитал собрание сочинений Хайнлайна, но не в восторге от него.
  • Также понравился цикл про Форка Сигана.

Совет поступающему в университет

3:36:34
  • Совет: учить анализ, особенно функциональный анализ, который автор считает красивой дисциплиной.

Профессия в мире без технологий

3:37:32
  • В мире без программирования и электричества автор мог бы стать часовщиком, так как они умели создавать вещи, действующие сами по себе.

Вопрос о существовании бога

3:38:07
  • Вопрос о реальности существования бога остаётся открытым.

Изменение позиции по отношению к Богу

3:38:32
  • Автор перестал называть себя атеистом около десяти лет назад.
  • Он осознал, что ни один философ не смог дать удовлетворительную дефиницию Бога.
  • Теперь он требует чёткого определения понятия «Бог» перед обсуждением его существования.

Игностицизм и критика религиозных текстов

3:39:31
  • Позиция автора называется игностицизмом, а не агностицизмом.
  • Он отвергает Бога, описанного в Библии и других священных текстах.
  • Автор понимает, что люди говорят о Боге не потому, что он действительно существует.

Создание материального мира

3:40:31
  • Автор не верит, что кто-то создал материальный мир, включая атомы и вселенную.
  • Он считает, что возникновение вселенной — это не факт, а вопрос, на который пока нет ответа.
  • Теория Дарвина не противоречит идее креационизма, так как эволюция может быть механизмом создания многообразия видов.

Отношение к Богу и конкурс

3:41:29
  • Автор не отрицает существование Бога, но не принимает Бога, описанного в мировых религиях.
  • Для автора вопрос о Боге не имеет практического значения.
  • Объявляется конкурс на три книги, условия которого будут объявлены позже.

Условия конкурса

3:43:05
  • Условия конкурса: перечислить десять самых токсичных персон в истории IT-индустрии.
  • К каждому персонажу нужно приложить короткое пояснение или ссылку.
  • Ответы можно оставлять в комментариях на YouTube или отправлять на специальный email-адрес.

Завершение

3:45:06
  • Автор благодарит зрителей за просмотр и призывает делиться видео.
  • Прощается с аудиторией.