«Математика в школе превратилась в гонку на скорость». Женя Кац

YOUTUBE · 30.11.2025 09:48

Ключевые темы и таймкоды

Проблемы с обучением математике

0:00
  • Современная математика сводится к арифметике, что ограничивает ее разнообразие и не учитывает интересы и способности детей.
  • Важно развивать речь, мышление и математические навыки, а не просто учить арифметике.

Развитие речи и мышления

6:50
  • Развитие речи и мышления тесно связаны, поэтому важно начинать с развития речи.
  • Чтение, игры и общение с ребенком помогают развивать его математические навыки.

Как увидеть проблемы с математикой

10:59
  • Важно быть в диалоге с ребенком, спрашивать о его интересах и задачах в школе.
  • Подкидывать интересные головоломки и задачи, которые могут быть не похожи на школьную математику.
  • Использовать задачи со спичками и счетными палочками для развития мышления и понимания математики.

Математические игры и головоломки

12:50
  • В видео обсуждаются настольные игры и головоломки, которые помогают детям развивать математические навыки.
  • Упоминается набор деталей, из которых можно складывать различные фигуры, и задача придумать симметричные картинки.
  • Также обсуждается задача сложить треугольник из трех треугольников и шестиугольника.

Упражнения для развития мышления

16:21
  • Автор подчеркивает, что математика - это не только скорость, но и творчество и размышления.
  • Упоминается эксперимент с набором деталей, где дети могут придумывать и рисовать разные треугольники.
  • Обсуждается важность умения рассуждать и вводить условные обозначения в математике.

Условные обозначения и цифры

20:49
  • Автор подчеркивает, что цифры - это условные обозначения, и что важно понимать идею условных обозначений.
  • Упоминается, что китайцы используют другие значки для обозначения чисел, и это не мешает им справляться с математикой.

Решение задач с детьми

23:54
  • В школе и кружках для детей, занимающихся нестандартной математикой, часто используются задачи, которые уже решали ранее.
  • Важно, чтобы ребенок сам придумывал задачи, начиная с простых.
  • Например, нарисовать ножки цыплятам, используя игральный кубик.

Зона ближайшего развития

26:50
  • Зона ближайшего развития - это то, что ребенок может сделать с минимальной поддержкой.
  • Важно не терять грань между объяснением и поддержкой, чтобы ребенок мог самостоятельно решать задачи.

Переход от наглядного к абстрактному

30:43
  • Переход от наглядного к абстрактному может быть сложным для детей.
  • Важно задавать вопросы и спрашивать, как ребенок бы решил задачу, чтобы помочь ему понять идею.
  • Книга Александра Калмановича Звонкина "Малыши и математика" может быть полезной для перечитывания и вдохновения.

Умение видеть аналогии

33:02
  • Автор обсуждает важность умения видеть аналогии и рассуждать, особенно в задачах с круговым движением.
  • Он призывает использовать наглядные материалы и разнообразие задач для развития этих навыков у детей.

Разнообразие задач и подходов

36:00
  • Автор обсуждает, что разные люди предпочитают разные подходы к обучению математике.
  • Он считает, что для разных детей подходят разные варианты, включая чередование задач на одну тему и разнобой.

Важность пересчета и понимания

39:40
  • Автор обсуждает эпизод, где четырехлетние дети понимают, что лодочек больше, чем человечков, несмотря на то, что взрослые пытаются их переубедить.
  • Он подчеркивает, что важно позволить детям задавать вопросы и не разубеждать их, если они уверены в своем ответе.

Гонка вокруг математики

42:45
  • Вспоминается, как в школе олимпиады были не связаны с поступлением, а скорее для радости и общения.
  • Родители стремятся найти своим детям хорошую школу, но это приводит к гонке вооружений и набору детей в математические классы с раннего возраста.

Возвращение к радости

47:58
  • Предлагается вернуться к играм и головоломкам, которые были интересны в детстве, чтобы вернуть радость от математики.
  • Примеры игр: соревнования кубиков, шоколадки для близнецов.

Изменение отношения к предмету

52:45
  • Важно изменить отношение к математике, показать, что есть задачи, в которых ребенок успешен и понимает.
  • Примеры задач: шоколадки для близнецов, где есть несколько правильных решений.

Участие родителей в школьной жизни ребенка

55:41
  • Родители могут участвовать в школьной жизни ребенка, но не должны заменять его в выполнении домашнего задания.
  • Важно поддерживать интерес ребенка к различным областям, таким как математика, настольные игры, головоломки и т.д.
  • Родители могут предлагать ребенку различные варианты для развития, например, олимпиадные задачки для младших классов.

Разделение на гуманитариев и математиков

59:55
  • Разделение на гуманитариев и математиков может быть вредным, так как оно может ограничивать развитие ребенка.
  • Важно поощрять интерес ребенка к различным областям и не ставить ярлыки на его способности.

Ошибки и отношение к ним

1:04:04
  • Ошибки - это часть процесса обучения, и важно не сваливать все в одну кучу.
  • Родители могут помочь ребенку исправить ошибки, но не должны придираться к каждой мелочи.
  • Музыка и другие области могут способствовать развитию математических способностей, но не для всех детей.

Эксперимент с развивающим обучением

1:07:45
  • Эксперимент с тремя группами: контрольная, развивающая программа и группа, занимающаяся с детьми по ненужным, но интересным для них занятиям.
  • Результаты обеих экспериментальных групп оказались примерно одинаковыми.
  • Вывод: если с ребенком занимаются приятные люди, которые любят с ним что-то осмысленное делать, это работает.

Проблемы с ориентацией в пространстве и математикой

1:10:15
  • Проблемы с ориентацией в пространстве связаны с математикой и крупной моторикой.
  • Нейропсихологи используют различные упражнения для улучшения ориентации в пространстве.

Развитие словарного запаса и чтение

1:14:25
  • Развитие словарного запаса и чтение связаны с играми в слова и ребусами.
  • Создание книжек-ребусов для детей, которые помогают им развивать словарный запас и учиться читать.

Развитие мышления и чтение

1:16:44
  • Чтение и развитие мышления связаны через словесные задачи и ребусы.
  • Создание смешных книжек-ребусов для детей, которые помогают им учиться читать и развивать мышление.

Раннее развитие и семья

1:19:40
  • Женя рассказывает о своей семье, которая была очень вовлечена в ее развитие.
  • Родители занимались с ними, читали книги, играли в игры и занимались спортом.
  • Мама была математиком, а папа - физиком.

Выбор профессии и обучение

1:21:39
  • Женя выбрала лингвистику, хотя не участвовала в лингвистических олимпиадах.
  • Она поступила на факультет информатики, где позже открыли лингвистику.
  • Женя училась на факультете, где было много живых и увлеченных преподавателей.

Профессиональная деятельность

1:27:03
  • После выпуска Женя работала в детском центре, где вела занятия с шестилетками.
  • Затем она пошла в домашний детский садик и занималась с детьми.
  • Когда родились ее собственные дети, она начала заниматься с ними по программе Кате Бурмистровой.
  • Женя также участвовала в работе турклуба, где проводила занятия для малышей.

Создание "Мышематики"

1:30:02
  • Автор рассказывает о том, как родилась идея создания "Мышематики" - кружка для детей, где они занимаются логикой, математикой и другими творческими занятиями.
  • Автор также упоминает, что она вела занятия для двухлеток и мам с двухлетками, а также для шестилеток.

Игры и занятия с детьми

1:32:01
  • Автор рассказывает о том, как она и ее дети играли и занимались разными вещами, включая чтение, рисование и математику.
  • Она также упоминает, что ее дети были очень разными в своих интересах и способностях, и что она старалась не навязывать им определенные занятия.

Разделение занятий и регулярность

1:35:04
  • Автор говорит о том, что ей было тяжело придерживаться жесткого режима дня для своих детей, но она старалась придерживаться регулярности в занятиях, например, каждый день читать с детьми.
  • Она также упоминает, что они с подругой проводили занятия для детей, где она занималась математикой и рисованием, а подруга - английским.

Радость от занятий и исследований

1:37:00
  • Автор подчеркивает, что ей нравится придумывать новые занятия для детей, и что она получает удовольствие от процесса.
  • Она также упоминает, что ее увлечение вырезанием снежинок из бумаги переросло в создание "Мышематики".

Математика с ножницами

1:38:09
  • В видео обсуждается задача о вырезании окошек из бумаги с помощью ножниц.
  • Задача имеет несколько правильных ответов, и можно экспериментировать с разными формами.
  • Показано, как можно сделать веселую рожицу, используя вырезанные окошки.

Теорема о одном разрезе

1:43:01
  • Теорема о том, что можно сложить лист бумаги и вырезать любое окошко одним прямым разрезом.
  • Показано, как сложить лист бумаги и вырезать букву "п" одним разрезом.

Вдохновение и красота математики

1:45:26
  • Математика может быть красивой и вдохновляющей, если показать детям, как можно экспериментировать и делать интересные вещи.
  • Показано, как можно вырезать бантик из листа бумаги одним прямым разрезом.