10 универсальных произведений для итогового 2024 | Оксана Кудлай

YOUTUBE · 30.11.2025 08:55

Ключевые темы и таймкоды

Введение и цели курса

0:17
  • Обсуждение изменений в итоговом сочинении.
  • Фокус на универсальных произведениях для успешной сдачи сочинения.
  • Курс ориентирован на выпускников с ограниченным временем.

О преподавателе

2:15
  • Оксана Кудлай, преподаватель русского языка и итогового сочинения.
  • Опыт работы с ЕГЭ по русскому языку.
  • Успехи учеников: 105 выпускников с 100 баллами, средний балл на курсе — 84.

Первое произведение — «Кнопка»

4:10
  • Рассказ «Кнопка» подходит для обсуждения духовно-нравственных ориентиров и жизни человека в обществе.
  • Три раздела итогового сочинения: духовно-нравственные ориентиры, семья, общество, Отечество.

Изменения в итоговом сочинении

6:07
  • Введение нового подраздела «Язык и языковая личность».
  • Связь языка с понятиями Родина, семья, общество.
  • Примеры произведений, посвящённых русскому языку: «Стихотворение в прозе» Тургенева, «Мы» Замятина.

Сюжет рассказа «Кнопка»

9:03
  • Семья получает посылку с кнопкой.
  • Мистер Стюарт предлагает сделку: нажать на кнопку, чтобы убить случайного человека и получить деньги.
  • Муж Артур против сделки, жена Норма поддаётся влиянию.
  • В результате нажатия на кнопку погибает Артур.

Анализ сюжета и идей

11:59
  • Обсуждение внутреннего мира героев: Норма и Артур.
  • Эгоизм Нормы: комфорт и деньги важнее чужой жизни.
  • Нравственный выбор: Артур отказывается от сделки, Норма сомневается.
  • Свобода человека и её ограничения.

Нравственные принципы в рассказе

13:55
  • Достоевский подчёркивает, что герои не могут переступить через себя и совершить преступление ради своих идей.
  • Нравственный императив: относиться к другим так, как бы мы хотели, чтобы относились к нам.
  • Важность уважения и ценности человеческой жизни.

Семья и общество

14:55
  • Пример отрицательной семьи: Норма не прислушивается к мужу и действует в своих интересах.
  • Необходимость уважения к другой жизни и не ставить свои интересы выше жизни другого человека.

Темы для обсуждения

15:55
  • Настоящая любовь основана на взаимопонимании и прислушивании к мнению другого человека.
  • Эгоизм и ценность человеческой жизни.
  • Честь как вечный нравственный принцип.

Рассказ «Заячьи лапы»

16:52
  • Сюжет: мальчик Ваня приносит зайца с обгоревшими лапами, деревенский ветеринар отказывается его лечить, но городской ветеринар Карл Петрович берёт на себя лечение.
  • История зайца: дед Ларион чуть не пристрелил зайца, но промахнулся, заяц спас деда от пожара.
  • Мораль: животные — друзья человека, их нужно беречь.

Анализ рассказа для итогового сочинения

21:46
  • Внутренний мир человека: Ларион чувствует вину перед зайцем и ищет доктора для его лечения.
  • Отношения человека к другому человеку: равнодушие сельского ветеринара и неравнодушие Карла Петровича.
  • Свобода человека и ограничения: Карл Петрович не смог отказать деду.
  • Семья и семейные ценности: пример деда для внука.
  • Природа и человек: все люди и животные — часть природы, их нужно беречь.

Рассказ «День не в счёт»

25:38
  • Антиутопия о мире будущего, где реклама поджидает на каждом шагу: визуальная и аудиальная реклама постоянно присутствует.
  • Реклама становится неотъемлемой частью жизни, её нельзя выключить.
  • Рассказ напоминает произведения Брэдбери, подчёркивая влияние рекламы на общество.

Реклама и иллюзии

27:34
  • Богатые люди покупают страховку от рекламы, чтобы избежать её воздействия.
  • В дорогом районе отсутствуют рекламные объявления, но появляются иллюзии, например, общение с кумирами.
  • Главный герой борется с навязчивой рекламой.

Встреча с бывшей женой

28:34
  • Главный герой встречает свою бывшую жену, которая рассталась с ним из-за рекламы.
  • Они решают снова пожениться, но утром жена исчезает, сняв все деньги с его карточки.
  • Жена хочет погрузиться в иллюзии в дорогом районе.

Анализ рассказа

30:31
  • Главная героиня проявляет эгоизм и подлость, обманывая бывшего мужа.
  • Реклама нарушает личные границы и делает людей «зомби».
  • Общество потребления подавляет духовные ценности.

Технологии и антиутопия

32:30
  • Технологии создают новые виды рекламы, которые могут быть использованы как во благо, так и во вред.
  • Рассказ поднимает темы антиутопии и развития технологий.

Рассказ Шукшина «Солнце, старик и девушка»

34:27
  • Девушка-художница встречает старика на берегу реки и решает написать его портрет.
  • Старик рассказывает о своей сложной жизни, включая потерю четырёх сыновей во время войны.
  • Девушка восхищается мудростью и жизненным опытом старика.

Смерть старика и мораль

37:20
  • Старик умирает, оставив девушку в состоянии жалости и восхищения.
  • Через общение со стариком девушка понимает смысл жизни и становится взрослой.
  • Подчёркивается важность общения с простыми людьми и их мудростью.

Темы рассказа

40:15
  • Труд простых людей необходим для общества.
  • Природа умиротворяет героев, даже слепой старик любуется закатами.
  • Настоящий художник видит красоту в обыденном, как девушка в старике.
  • Внутренний мир и боль утраты также затрагиваются в рассказе.

Рассказ Шукшина «Крепкий мужик»

42:12
  • Бригадир Шурыгин разрушает церковь, чтобы использовать кирпичи для строительства свинарника.
  • Жители деревни, включая учителя и жену Шурыгина, против разрушения церкви.
  • Несмотря на протесты, Шурыгин продолжает разрушать храм.

Внутренний мир Шурыгина

45:06
  • Шурыгин — отрицательный персонаж, стремящийся к славе любыми средствами.
  • Он не учитывает мнение семьи и односельчан.
  • Рассказ подчёркивает важность моральных ограничений и ответственности.

Символическое значение церкви

47:02
  • Церковь в деревне — символ духовного и исторического наследия.
  • Разрушение церкви — разрушение исторической памяти и моральных категорий.

Рассказ «Не пускайте рыжую на озеро»

48:56
  • Девочка Света, которую не любили из-за её внешности и поведения, становится певицей в оперном театре.
  • Один из одноклассников, который обижал Свету, осознаёт свою ошибку, увидев её на сцене.
  • Темы рассказа: внутренний мир, отношения человека к другому, познание себя.

Рассказ Брэдбери «Всё лето в один день»

52:50
  • Действие происходит на планете Венера, где солнечный свет появляется раз в семь лет.
  • Дети готовятся к приходу солнца, но запирают девочку-землянку.
  • Поднимаются темы семьи, общества, искусства и науки.

Заключение

55:44
  • Обзор семи новых рассказов, включая «Всё лето в один день».
  • Рекомендация традиционных рассказов: «Юшка» Платонова, «Чудесный доктор» Куприна, «Улыбка» Брэдбери.
  • Призыв к зрителям выбрать понравившийся рассказ.

Обзор произведений и приглашение на курс

56:42
  • Рекомендация прочитать «Чудесного доктора».
  • Упоминание любимых рассказов: «Солнце, старик и девушка».
  • Приглашение на годовой курс «Гуляка» для подготовки к ЕГЭ и итоговому сочинению.

Описание курса «Гуляка»

57:41
  • Полная подготовка к ЕГЭ и итоговому сочинению.
  • Два вебинара в неделю по 1,5 часа.
  • Домашние задания с автоматической проверкой.
  • Двойная проверка сочинений: дежурный и личный куратор.

Отзывы и преимущества курса

58:40
  • Отзыв от Насти о написании итогового сочинения на 5 из 5.
  • Важность постепенного изучения произведений.
  • Онлайн-вебинары без записей, возможность задавать вопросы.

Структура курса

59:37
  • Домашнее задание после каждого занятия.
  • Написание сочинений два-три раза в месяц.
  • Пробники каждый месяц.

Стоимость и акции

1:01:33
  • Стоимость курса с куратором — 3690 рублей.
  • Акция «Комбо»: скидка 250 рублей при выборе двух предметов, скидка 500 рублей при выборе трёх предметов.

Преподаватели

1:02:32
  • Преподаватели по обществознанию, истории и литературе.
  • Преподаватели математики и информатики с высокими результатами учеников.
  • Преподаватели физики и химии, кандидаты наук.

Приглашение на стрим

1:05:30
  • Приглашение на стрим 3 сентября для обсуждения изменений в ЕГЭ.
  • Объяснение изменений в системе оценивания задания 26.
  • Пожелания хороших летних дней перед интенсивной подготовкой.