История Казахстана. 8 класс. Национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане /10.09.2020/

YOUTUBE · 30.11.2025 08:40

Ключевые темы и таймкоды

Введение и реакция после революции

0:11
  • Урок посвящен национально-освободительному движению 1916 года в Казахстане.
  • После поражения первой русской революции наступил период реакции.
  • Были запрещены политические собрания и митинги, а также усилен полицейский надзор.

Экономические и социальные изменения

1:09
  • Владельцы предприятий могли увольнять неблагонадежных рабочих.
  • Увеличился рабочий день и норма выработки, но снизилась заработная плата.
  • Крестьянские выступления подавлялись карательными отрядами.
  • Столыпинская аграрная реформа изъяла у казахского населения 45 миллионов десятин земли.

Влияние Первой мировой войны

2:09
  • В 1914 году началась Первая мировая война, ухудшившая положение казахского народа.
  • Кибиточная подать была увеличена, и казахи выплачивали множество сборов.
  • Вводился военный налог, распространявшийся на лиц, освобожденных от военной службы.

Экономический спад и реквизиции

3:06
  • Среди старшин и чиновников процветали взяточничество и казнокрадство.
  • Казахи реквизировали теплую одежду, скот и продукты для нужд войны.
  • Введена трудовая повинность, что привело к спаду экономики и сокращению посевных площадей.

Влияние на скотоводство и положение рабочих

4:06
  • Скотоводство пострадало из-за изъятия пастбищ и реквизиций.
  • Казахи вынуждены были наниматься батраками или уходить на предприятия.
  • Рабочие на предприятиях работали по 16 часов в сутки, а их заработные платы сокращались.

Казахская интеллигенция и национально-освободительное движение

5:57
  • Либерально-демократическая интеллигенция группировалась вокруг газеты "Казах".
  • Представители аграрно-демократического направления выступали за оседлость.
  • Казахская интеллигенция вела антиколониальную агитацию и призывала к национально-освободительной борьбе.

Восстание 1916 года

6:55
  • Восстание 1916 года охватило почти все районы Казахстана.
  • Поводом к восстанию стал царский указ о реквизиции инородческого населения.

Царский указ и его последствия

7:51
  • Царское правительство планировало заменить русских солдат и рабочих на более дешевую и покорную силу из Туркестана и Степного края.
  • Указ был неожиданным и дискриминационным, призывая казахов к тыловым работам, а не к защите родины.
  • Местные власти начали проводить указ с применением крутых мер, что привело к злоупотреблениям и коррупции.

Освобождение от мобилизации

9:44
  • Царские власти освободили от набора должностных лиц, имамов и других привилегированных лиц.
  • Это разделение общества на освобожденных и мобилизованных способствовало коррупции и насилию.
  • Люди, доведенные до отчаяния, нападали на чиновников и уничтожали списки, что противоречило указу.

Реакция казахского общества

10:42
  • Отношение к указу было неоднозначным: часть феодально-байской верхушки поддержала его, радикальные представители интеллигенции выступали против.
  • Либерально-демократическая интеллигенция призывала к компромиссу и не оказывать сопротивление, чтобы избежать репрессий.
  • В годы восстания они заняли позицию разумного компромисса, стремясь сохранить свой народ.

Частное совещание и резолюция

12:32
  • 7 августа 1916 года состоялось совещание представителей пяти областей Казахстана, предложившее резолюцию из 17 пунктов.
  • Либерально-демократическая интеллигенция пыталась защитить интересы своего народа.
  • В номере газеты "Казах" от 11 августа 1916 года лидеры призывали народ не сопротивляться и выполнить указ.

Итоги урока

13:56
  • Первая мировая война усугубила положение в Казахстане, усилив национальный и колониальный гнет.
  • Царский указ от 25 июня 1916 года стал детонатором народного возмущения и привел к национально-освободительному восстанию.
  • Урок завершен, до свидания.