«Страшные-нестрашные истории в русской деревне: былички в быту крестьян». Лекция Никиты Петрова

YOUTUBE · 30.11.2025 08:12

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:15
  • Никита представляет цикл лекций о демонах в мировой культуре.
  • Первая лекция посвящена былиличкам — рассказам о демонах.
  • Планируется обсуждение научных фактов и демонологических персонажей русской культуры.

Вильгельм Манхард и низшая мифология

1:12
  • Вильгельм Манхард в XIX веке изучал немецкие культы и обнаружил низшую мифологию.
  • Он выявил связь между космосом, человеком и деревом в мифах.
  • Манхард ввёл понятие низшей мифологии, включающей фей, гениев места и духов.

Правила и предписания

3:15
  • Правила и предписания актуализируют мифологические представления.
  • Примеры правил: промысел для мужчин, домашняя работа для женщин, игры для детей.
  • Современные примеры использования мифологических персонажей для воспитания детей.

Мифологические аспекты пищи и жизни

4:07
  • Мифологические представления связаны с приготовлением и потреблением пищи.
  • Примеры: запрет на выбрасывание корочки хлеба, правила поведения за столом.
  • Мифологические элементы в значимых ситуациях жизни: рождение ребёнка, свадьба, экзамены.

Профессиональные и временные предписания

5:04
  • Профессиональные сообщества имеют свои предписания и запреты.
  • Примеры: плотницкая работа, запрет на купание ночью.
  • Порог дома как граница между своим и чужим миром.

Контакты с «чужими» и лиминальность

6:56
  • В деревне люди могут воспринимать «чужих» как колдунов.
  • Примеры: человек с чёрными глазами, хромой человек.
  • Лиминальность новорождённых и их изоляция от чужих.

Русская деревня и сверхъестественное

9:56
  • В русской деревне XIX века дома были отделены друг от друга минимально.
  • Люди рассказывали о сверхъестественном без использования вопросников.
  • Фольклористы используют вопросники для сбора информации о демонологии.

Паралич и домовой

11:00
  • Паралич во сне в городе и домовой в деревне — разные описания одного и того же состояния.
  • Знания горожан и деревенских жителей зависят от их бэкграунда.
  • Обмен историями о сверхъестественном называется быличковым агоном.

Вечерние посиделки

12:00
  • Вечерние посиделки во время святок — место выбора пар и обмена опытом.
  • Святки считаются временем активизации демонов.
  • Люди наряжаются и проказничают, имитируя поведение демонов.

Логика проказ

12:55
  • Проказы имитируют действия демонов, которые активны только в определённые времена.
  • Необычное поведение животных, например, курица, кричащая петухом, воспринимается как знак смерти.
  • Хозяева воспроизводят «смерть» курицы, сворачивая ей голову.

Типы текстов о сверхъестественном

14:46
  • Тексты делятся на мемораты от первого лица и фабулаты от третьего лица.
  • Мемораты часто переходят в фабулаты.
  • Категория достоверности важна для распространения текстов.

Городская демонология

16:44
  • Городские легенды о коронавирусе напоминают былички.
  • Народная демонология объясняет природные и человеческие явления воздействием духов и демонов.
  • Мифологические персонажи имеют устойчивые признаки и функции.

Определение былички

18:40
  • Быличка — это краткий рассказ о встрече с нечистой силой, имитирующий установку на достоверность.
  • В быличках присутствуют бытовые детали повседневности.
  • Время повествования — недавнее прошлое.

Личные нарративы

19:56
  • Былички конструируют индивидуальный опыт, опираясь на традицию.
  • Пример: женщина видит чертей, поедающих таблетки, и интерпретирует это как обиду домового.
  • Практики, связанные с верой в существование персонажей, усиливают установку на достоверность.

Практики и обереги

20:54
  • Рыбак отпускает первую пойманную рыбу, чтобы водяной дал дополнительную добычу.
  • Охотник кладёт табак, чтобы леший позволил ему добыть дичь.
  • Используются предметы-обереги и запреты на бытовые действия.

Происхождение мифологических существ

21:54
  • Мифологические существа в русской деревне имеют религиозное происхождение.
  • Падшие ангелы, свергнутые Богом, стали демонами.
  • Признаки демонов: телесные аномалии, хромота, слепота, горбатость.

Идентификация демонов

22:51
  • Телесные аномалии помогают идентифицировать демонов.
  • Особенности одежды, например, пуговицы на левую сторону, также важны.
  • Атрибуты необычности, такие как блестящая пуговица, могут указывать на демона.

Красный цвет и оборотничество

23:51
  • Красный цвет часто ассоциируется с демонами: красные колпачки, сарафаны.
  • Демоны могут оборачиваться в других существ, например, в кошек или собак.

Пространства и мифологические существа

24:51
  • Дом — центральное место для домового.
  • Баня, амбар, лес, дорога, река — места обитания различных мифологических существ.
  • На дороге активизируются русалки, в реке — водяной.

Функции домового

25:50
  • Домовой может давить, душить, прясть, путать пряжу и волосы.
  • Он может помогать скотине, предсказывать будущее, кормить детей.
  • Молитва и брань используются для отпугивания домового.

Страшные истории о домовом

29:06
  • Домовой может предупреждать о плохих известиях.
  • Пример страшной истории: таксист видит домового, который предлагает выпить вместе, а затем оказывается в петле.

Различия в восприятии домового

31:02
  • В северных районах домовой чаще добрый, в южных — злой.
  • Домовой может предсказывать будущее и помогать с покупкой скотины.

Локализация и имена домового

32:01
  • Домовой живёт за печкой, связанной с культом предков.
  • Имена домового разнообразны: домовой, домовик, дедушка, лизун, доможил, хозяин-соседка, запечник, подпечник, подпольник, галбешник.
  • Табуирование имён связано с страхом перед страшными существами.

Домовые и пожар

33:46
  • Два домовых спорят о чистоте своих хозяек.
  • Один домовой сжигает дом своей хозяйки, но решето другого остаётся целым.
  • Рассказ объясняет пожар и необычную ситуацию через призму деревенских поверий.

Кикимора

34:45
  • Кикимора известна с XVIII века, её имя связано с балтийским корнем, означающим «сгорбленный» или «плакать».
  • Кикимора живёт в доме, предсказывает и роняет предметы.
  • Со временем кикимора стала женой лешего.

Образ кикиморы

35:40
  • Кикимору описывают как скрюченную старушку, девушку или мужчину с необычными чертами: длинные руки, короткие ноги, выпученные глаза, мохнатые лапы, рожки, хвост, покрытый перьями или шерстью.

Дело о кикиморе

36:33
  • В 1798 году в Орловском уездном суде рассматривается дело о крестьянке Акелине Разницыной, которая обманывала крестьян, используя образ кикиморы для получения денег.
  • Акелина брала с крестьян мёд и продукты, обещая ответы на вопросы о пропавших вещах или исчезнувших мужьях.

Банник

38:29
  • Банник — персонаж, связанный с баней, его жена — Обдериха, которая сдирает кожу с человека.
  • Запреты: нельзя ходить в баню после двенадцати ночи и мыться после третьего пара.
  • Банник может обварить кипятком, кидаться камнями или участвовать в гаданиях на святки.

История о коммунисте и баннике

39:28
  • Коммунист оскверняет баню, используя иконы, и мыется после двенадцати ночи.
  • Ночью в бане горит свет, кто-то хлещется веником.
  • На третий день коммуниста находят повешенным в бане, которую затем сбрасывают в реку.

Гадания в бане

41:23
  • Девушки гадают в бане, вставляя руку в дымовое окошко: мохнатая рука — богатый муж, голая — бедный, мокрая — пьяница.
  • Парни шутят, прячась в бане, чтобы порадовать или расстроить девушек.

Сюжет об обмененном ребёнке

42:22
  • Девушка рожает в бане и оставляет ребёнка, который плачет и «жрёт и плачет».
  • Обдериха меняет своего ребёнка на человеческого, спрятав его

Леший в лубке

45:19
  • Лешего изображали в лубке с изменением перспективы: чем дальше, тем он больше, чем ближе, тем меньше.
  • Это напоминает перспективу древнерусских икон.
  • С лешим общались грибники, охотники, пастухи и путники.

Договор с лешим

46:05
  • Пастухи заключали договор с лешим на бересте, обещая ему лучшую корову или быка в обмен на охрану стада.
  • Охотники и грибники также делали подарки лешему для удачной охоты и урожая.

Лишачиха и бабка-повитуха

47:01
  • Лишачиха — женская пара лешего.
  • Бабка-повитуха, не закрыв подойник, была перемещена лешим в лес и стала его повитухой.
  • Она украла мазь из дома лешего и использовала её в церкви, за что леший выколол ей глаза.

Полудница

48:59
  • Полудница связана с запретом работать в солнечные дни.
  • Она стукает женщин по лбу косой, и они падают и спят.

Русалки

49:57
  • Русалки — души умерших неестественной смертью или некрещёных младенцев.
  • Они бродят по дорогам и могут защекотать до смерти.
  • Встреча с русалкой почти всегда означает смерть.

Превращение русалок

51:38
  • Русалки могут превращаться в животных и расчёсывать волосы.
  • В детской мифологии русалки становятся простыми персонажами страшилок.
  • На юге России русалки прячутся в жите.

Фараонки и хвост русалок

52:34
  • Фараонки — красивые росписи на домах с хвостами.
  • Хвост у русалок появился благодаря европейским рассказам, включая сказку Андерсена «Русалочка».

Водяной

54:29
  • Водяной связан с рекой и водой, его изображали с рыбьим хвостом и красной рубахой.
  • Он предупреждает о опасности утопления и может топить людей.
  • Водяной знает, когда кто-то утонет.

Со и молоко

56:26
  • Со считается причиной исчезновения молока у коров.
  • Исследователи связывают это с мифологией водяного и колдунов.
  • Польза от водяного минимальна, в основном он предупреждает о опасности.

Ходячий покойник

57:27
  • Ходячий покойник — персонаж, который появляется в сновидениях.
  • Пример: бабушка, похороненная в лёгкой одежде, просит передать ей тёплую одежду.
  • Категория одушевлённости в русском языке объясняет, почему покойники могут «ходить».

Грамматическая категория одушевлённости

58:25
  • Объяснение категории одушевлённости на примере слов «собака» и «дерево».
  • Покойник считается одушевлённым, поэтому может «ходить» и «говорить».

Функции ходячего покойника

59:24
  • Покойник следит за семьёй и снится в разное время.
  • Примеры: мужчина, похороненный без протеза, просит закопать протез в могилу.
  • Баллады Жуковского, такие как «Линора», отражают эти сюжеты.

Отпугивание нечистой силы

1:00:21
  • Соседка советует женщине отпугнуть покойного мужа конопляным семенем.
  • Другая история: женщина наряжает кукол, чтобы отпугнуть покойного мужа.

Похороненный заживо

1:02:18
  • История о женщине, которую муж выволакивает из дома.
  • Тётка подсказывает ей, как убежать, надев одежду на метлу.
  • Метла оказывается в могиле мужа.

Завещание Гоголя

1:03:17
  • Гоголь завещал не погребать его тело до появления признаков разложения.
  • История беременной женщины, которая родила младенца в могиле.

Огненный змей

1:05:45
  • Огненный змей приносит богатство и молоко.
  • Хозяева должны выгнать змея молитвой или оберегами.
  • Змей может представляться в виде умершего мужа.

Маленькие демоны

1:07:32
  • Маленькие демоны выглядят как котята, червячки или гимназисты.
  • Они помогают колдунам и могут перевернуть всё в доме.
  • Описываются как множественные и связанные с колдуном.

Колдуны и черти

1:09:01
  • Колдуны кормили чертей, разбрасывая семена и лепя пельмени.
  • Черти приносили пользу колдунам.
  • Образ чертей основан на лубочных и церковных изображениях.

Шуликуны

1:09:58
  • Шуликуны — мелкие демоны, связанные со святками.
  • Они могут заманить пьяницу в прорубь.
  • Девушки гадали на замужество, наряжая ёлочку.

Этимология шуликунов

1:10:55
  • Слово «шуликун» возможно происходит от тюркских языков.
  • Учёный Хелимский связывал шуликунов с календарными бесами.

Признаки колдунов

1:11:52
  • Признаки колдунов: необычный цвет глаз, одежды или волос.
  • Профессиональные колдуны: печники, кузнецы, коновалы.
  • Знахарки могли лечить болезни.

Атрибуты знахарок

1:12:48
  • Знахарки использовали тряпочки и ножи для лечения.
  • Можжевельник и острые предметы защищали от нечистой силы.
  • Кресты и топоры также использовались для защиты.

Функции колдунов

1:14:44
  • Колдуны сглазили, насылали порчу, привораживали.
  • Примеры любовной магии: использование борща и лягушки.
  • Поиск утопленников с помощью рубахи.

Соперничество колдунов

1:16:40
  • Колдуны соперничали друг с другом.
  • Если колдуна не приглашали на свадьбу, он мог превратить гостей в волков.
  • Примеры магических действий: превращение жениха и невесты.

Колдуны в Брянской области

1:18:25
  • В Брянской области колдунов называли ведьмами, знахарками, чародеями.
  • Отличительные признаки колдунов: старение, сморщенность, глухота.
  • Колдуны насылали порчи на людей, скот и растения.

Народная демонология Полесья

1:19:28
  • Ирина Киевская и Людмила Виноградова написали книгу о народной демонологии Полесья.
  • Основные мотивы: порча скота, отбирание молока у коров.
  • Пример: ведьма собирает росу штанами, чтобы отбирать молоко у коровы.

Ведьмы и купальская ночь

1:20:26
  • В Брянской и Смоленской областях ведьмы проявляют активность в определённые календарные периоды, например, в купальскую ночь.
  • В Смоленской области на Ивана Купалу жгли костры, чтобы отогнать ведьм.
  • Вокруг костра собирались жители деревни, и та, кто не приходил, считалась ведьмой.

Оборотничество ведьм

1:21:24
  • Ведьмы могут превращаться в колесо, свинью или чёрную кошку.
  • Пример сюжета: парень бросает камень в кошку, которая оказывается ведьмой, и утром видит бабушку с забинтованной рукой.
  • Иногда рациональные трактовки: парни шутят над девушками, создавая иллюзию преследования.

Чёрная книга и смерть колдунов

1:22:20
  • Колдуны часто имеют «чёрную книгу», которая может быть Библией или апокрифическими сказаниями.
  • Смерть колдуна считается тяжёлой, так как он не передаёт своё знание.
  • Для облегчения смерти колдуна совершают трудные действия, например, пытаются достать соломинку с чердака.

Передача колдовства

1:23:18
  • Перед смертью колдуны передают свои знания, иногда через рукопожатие.
  • Если наследник не принимает колдовство, колдун может бросить веник в реку.
  • Защитные практики включают использование колючих растений и крестов на дверях.

Защита от ведьм

1:24:12
  • На дверях вешают колючие растения и крапиву для защиты от ведьм.
  • В Смоленской и Витебской областях на дверях часто видны кресты, интерпретируемые как защита.
  • Мак высыпают по углам дома, чтобы ведьмы не могли навредить.

Современные представления о ведьмах

1:25:07
  • Раньше считалось, что коммунисты уничтожили ведьм, но после 2013 года их стало много.
  • Современные СМИ активно освещают темы ведьм и колдунов.

Рекомендации по изучению мифологии

1:26:07
  • Рекомендация книги «Мифы русского народа» Елены Евгеньевны Левкиевской.
  • Сайт «Фольклор и пост-фольклор» предлагает материалы для анализа фольклорных текстов.
  • Возможность обучения в магистратуре по фольклористике.