Игры, в которые играют люди. Эрик Берн (Эрик Леонард Бёрн). Аудиокнига. читает Александр Бордуков

YOUTUBE · 30.11.2025 07:48

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:08
  • Эрик Берн представляет книгу "Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений".
  • Книга посвящена пациентам и студентам, которые научили автора многому.

Анализ игр

0:38
  • Глава первая: структурный анализ.
  • Наблюдения показывают, что у людей меняются позы, точки зрения, голос и другие аспекты поведения.
  • Эти изменения сопровождаются сдвигами в чувствах и приводят к представлению о состояниях эго.

Состояния эго

1:46
  • Каждый индивид имеет ограниченный набор шаблонов поведения.
  • Эти шаблоны можно разделить на три категории: родитель, взрослый и ребенок.
  • Эти состояния эго могут проявляться в обществе других людей.

Диагностические утверждения

2:46
  • "Это ваш родитель" означает, что вы реагируете так же, как ваш родитель.
  • "Это ваш взрослый" означает, что вы объективно оцениваете ситуацию.
  • "Это ваш ребенок" означает, что вы реагируете как маленький ребенок.

Структурная диаграмма

4:43
  • Каждый индивид несет в себе родительские, взрослые и детские состояния эго.
  • Эти состояния тщательно отделены друг от друга и часто несовместимы.
  • Структурная диагностика помогает понять эти различия.

Терминология

6:11
  • В структурном анализе не используется термин "инфантильный".
  • Ребенок является ценной частью личности, вносящей радость и творчество.
  • Зрелость и незрелость не имеют места в этой системе.

Формы проявления

7:47
  • Родитель проявляется в двух формах: прямой и косвенной.
  • Ребенок также проявляется в двух формах: приспособившийся и естественный.
  • При алкогольной интоксикации родитель сходит со сцены, освобождая ребенка.

Значение состояний эго

9:19
  • Ребенок содержит интуицию, творческие способности и радость.
  • Взрослый необходим для выживания и обработки данных.
  • Родитель обеспечивает выживание человеческого рода и автоматизирует реакции.

Анализ взаимодействий

12:25
  • Элементарная составляющая общения называется взаимодействием.
  • Взаимодействие включает стимул и ответ.
  • Простые взаимодействия происходят между взрослыми, сложные - между ребенком и родителем.

Правила коммуникации

14:17
  • Коммуникация проходит гладко, пока взаимодействия дополнительны.
  • Перекрестное взаимодействие вызывает наибольшие трудности в общении.

Перекрестное взаимодействие типа один

15:28
  • Пример: реакция перенесения в психоанализе.
  • Стимул: взрослый-взрослый, ответ: ребенок-родитель.
  • Векторы пересекаются, проблемы откладываются.

Перекрестное взаимодействие типа два

17:24
  • Пример: пациент делает взрослое замечание, врач отвечает как родитель.
  • В повседневной жизни: "смотри сам за своими вещами".

Простые и скрытые взаимодействия

17:55
  • Простые взаимодействия: трудовые и общественные отношения.
  • Скрытые взаимодействия: игры, флирт, торговля.

Угловые и двойные скрытые взаимодействия

18:33
  • Пример торговой игры: торговец и покупательница.
  • Пример флирта: ковбой и посетительница.

Процедуры и ритуалы

20:46
  • Программирование взаимодействий: родитель, взрослый, ребенок.
  • Процедуры: манипулирование действительностью, оценка действенности и эффективности.

Ритуалы и их виды

24:40
  • Ритуалы: стереотипные ряды взаимодействий, запрограммированные внешними силами.
  • Примеры: прощание, римско-католическая месса.

Неформальные ритуалы

26:35
  • Пример: американские ритуалы приветствия.
  • Ритуалы как способ структурирования времени и улучшения здоровья взаимодействий.

Обмен поглаживаниями

29:54
  • Мистер Г и мистер В обмениваются поглаживаниями, каждый из которых оценивается в определенное количество единиц.
  • Они знают, что восполнят недостающие единицы на следующий день.
  • Через два дня они вернутся к обычному обмену из двух поглаживаний.

Ритуалы и их значение

30:47
  • Мистер Д и мистер Е установили ритуал из двух поглаживаний, но мистер Д неожиданно останавливается и задает вопрос.
  • Мистер Е удивлен и не понимает, почему мистер Д так поступил.
  • Это демонстрирует деловой и коммерческий характер ритуалов.

Различия между процедурами и ритуалами

31:47
  • Мистер Ж говорит "здорово", но мистер З проходит мимо, не отвечая.
  • Это вызывает у мистера Ж недоумение и может вызвать толки в его окружении.
  • Профессионалы рационализируют ритуальные элементы в своих процедурах.

Стереотипность процедур и ритуалов

33:27
  • Процедуры и ритуалы предсказуемы и приводят к предопределенному итогу.
  • Процедуры программируются взрослыми, а ритуалы принадлежат к традиции родителей.
  • Люди, избегающие ритуалов, могут заменять их процедурами.

Развлечения

34:20
  • Развлечения встречаются в общественных и временных матрицах различной сложности.
  • Простое развлечение определяется как ряд полуретуальных действий, структурирующих интервал времени.
  • Развлечения могут принимать вид болтовни или дискуссии.

Классификация развлечений

36:15
  • Развлечения зависят от пола, возраста, брачного состояния, культуры, расы и экономического положения.
  • Примеры включают мужские разговоры о машинах и женские разговоры о покупках.
  • Развлечения также классифицируются по структурным и психологическим признакам.

Родительский комитет и психиатрия

38:58
  • Родительский комитет может быть проективным или интерактивным.
  • Проективный тип: родитель-родитель, обсуждение проблем воспитания.
  • Интерактивный тип: взрослый-взрослый, обсуждение личных качеств и ошибок.

Психиатрия и развлечения

39:57
  • Психиатрия проективного типа: обсуждение бессознательных фрустраций и сублимации агрессии.
  • Интерактивный тип: обсуждение занятий и их мотивов.
  • Развлечения служат для структурирования времени и общественного отбора.

Система сортировки

40:55
  • Участники выбирают подходящих кандидатов для более сложных отношений.
  • Система сортировки бессознательна и интуитивна.
  • Взрослый может доминировать в процессе отбора, как у страхового агента.

Несовместимость развлечений

41:44
  • Развлечения могут быть несовместимы, например, мужской и женский разговор.
  • Вторжение в чужие развлечения вызывает раздражение.
  • Развлечения составляют основу для выбора знакомых и могут привести к дружбе.

Подтверждение роли и стабилизация позиции

43:36
  • Развлечения подтверждают роли и стабилизируют позиции.
  • Роли могут быть сурового, добродетельного, снисходительного или заботливого родителя.
  • Позиции влияют на действия индивида и его судьбу.

Влияние детства на позиции

45:21
  • Позиции формируются с раннего детства и влияют на всю жизнь.
  • Индивид стремится стабилизировать свою позицию и бороться с угрожающими ситуациями.
  • Развлечения стереотипны, но приносят выигрыш и удовольствие.

Стереотипные развлечения

46:30
  • Развлечения часто содержат полезную фактическую информацию.
  • Примеры: обсуждение автомобилей, развлечения домохозяек и отклоняющихся подростков.