Введение 0:08 Эрик Берн представляет книгу "Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений". Книга посвящена пациентам и студентам, которые научили автора многому.
Анализ игр 0:38 Глава первая: структурный анализ. Наблюдения показывают, что у людей меняются позы, точки зрения, голос и другие аспекты поведения. Эти изменения сопровождаются сдвигами в чувствах и приводят к представлению о состояниях эго.
Состояния эго 1:46 Каждый индивид имеет ограниченный набор шаблонов поведения. Эти шаблоны можно разделить на три категории: родитель, взрослый и ребенок. Эти состояния эго могут проявляться в обществе других людей.
Диагностические утверждения 2:46 "Это ваш родитель" означает, что вы реагируете так же, как ваш родитель. "Это ваш взрослый" означает, что вы объективно оцениваете ситуацию. "Это ваш ребенок" означает, что вы реагируете как маленький ребенок.
Структурная диаграмма 4:43 Каждый индивид несет в себе родительские, взрослые и детские состояния эго. Эти состояния тщательно отделены друг от друга и часто несовместимы. Структурная диагностика помогает понять эти различия.
Терминология 6:11 В структурном анализе не используется термин "инфантильный". Ребенок является ценной частью личности, вносящей радость и творчество. Зрелость и незрелость не имеют места в этой системе.
Формы проявления 7:47 Родитель проявляется в двух формах: прямой и косвенной. Ребенок также проявляется в двух формах: приспособившийся и естественный. При алкогольной интоксикации родитель сходит со сцены, освобождая ребенка.
Значение состояний эго 9:19 Ребенок содержит интуицию, творческие способности и радость. Взрослый необходим для выживания и обработки данных. Родитель обеспечивает выживание человеческого рода и автоматизирует реакции.
Анализ взаимодействий 12:25 Элементарная составляющая общения называется взаимодействием. Взаимодействие включает стимул и ответ. Простые взаимодействия происходят между взрослыми, сложные - между ребенком и родителем.
Правила коммуникации 14:17 Коммуникация проходит гладко, пока взаимодействия дополнительны. Перекрестное взаимодействие вызывает наибольшие трудности в общении.
Перекрестное взаимодействие типа один 15:28 Пример: реакция перенесения в психоанализе. Стимул: взрослый-взрослый, ответ: ребенок-родитель. Векторы пересекаются, проблемы откладываются.
Перекрестное взаимодействие типа два 17:24 Пример: пациент делает взрослое замечание, врач отвечает как родитель. В повседневной жизни: "смотри сам за своими вещами".
Простые и скрытые взаимодействия 17:55 Простые взаимодействия: трудовые и общественные отношения. Скрытые взаимодействия: игры, флирт, торговля.
Угловые и двойные скрытые взаимодействия 18:33 Пример торговой игры: торговец и покупательница. Пример флирта: ковбой и посетительница.
Процедуры и ритуалы 20:46 Программирование взаимодействий: родитель, взрослый, ребенок. Процедуры: манипулирование действительностью, оценка действенности и эффективности.
Ритуалы и их виды 24:40 Ритуалы: стереотипные ряды взаимодействий, запрограммированные внешними силами. Примеры: прощание, римско-католическая месса.
Неформальные ритуалы 26:35 Пример: американские ритуалы приветствия. Ритуалы как способ структурирования времени и улучшения здоровья взаимодействий.
Обмен поглаживаниями 29:54 Мистер Г и мистер В обмениваются поглаживаниями, каждый из которых оценивается в определенное количество единиц. Они знают, что восполнят недостающие единицы на следующий день. Через два дня они вернутся к обычному обмену из двух поглаживаний.
Ритуалы и их значение 30:47 Мистер Д и мистер Е установили ритуал из двух поглаживаний, но мистер Д неожиданно останавливается и задает вопрос. Мистер Е удивлен и не понимает, почему мистер Д так поступил. Это демонстрирует деловой и коммерческий характер ритуалов.
Различия между процедурами и ритуалами 31:47 Мистер Ж говорит "здорово", но мистер З проходит мимо, не отвечая. Это вызывает у мистера Ж недоумение и может вызвать толки в его окружении. Профессионалы рационализируют ритуальные элементы в своих процедурах.
Стереотипность процедур и ритуалов 33:27 Процедуры и ритуалы предсказуемы и приводят к предопределенному итогу. Процедуры программируются взрослыми, а ритуалы принадлежат к традиции родителей. Люди, избегающие ритуалов, могут заменять их процедурами.
Развлечения 34:20 Развлечения встречаются в общественных и временных матрицах различной сложности. Простое развлечение определяется как ряд полуретуальных действий, структурирующих интервал времени. Развлечения могут принимать вид болтовни или дискуссии.
Классификация развлечений 36:15 Развлечения зависят от пола, возраста, брачного состояния, культуры, расы и экономического положения. Примеры включают мужские разговоры о машинах и женские разговоры о покупках. Развлечения также классифицируются по структурным и психологическим признакам.
Родительский комитет и психиатрия 38:58 Родительский комитет может быть проективным или интерактивным. Проективный тип: родитель-родитель, обсуждение проблем воспитания. Интерактивный тип: взрослый-взрослый, обсуждение личных качеств и ошибок.
Психиатрия и развлечения 39:57 Психиатрия проективного типа: обсуждение бессознательных фрустраций и сублимации агрессии. Интерактивный тип: обсуждение занятий и их мотивов. Развлечения служат для структурирования времени и общественного отбора.
Система сортировки 40:55 Участники выбирают подходящих кандидатов для более сложных отношений. Система сортировки бессознательна и интуитивна. Взрослый может доминировать в процессе отбора, как у страхового агента.
Несовместимость развлечений 41:44 Развлечения могут быть несовместимы, например, мужской и женский разговор. Вторжение в чужие развлечения вызывает раздражение. Развлечения составляют основу для выбора знакомых и могут привести к дружбе.
Подтверждение роли и стабилизация позиции 43:36 Развлечения подтверждают роли и стабилизируют позиции. Роли могут быть сурового, добродетельного, снисходительного или заботливого родителя. Позиции влияют на действия индивида и его судьбу.
Влияние детства на позиции 45:21 Позиции формируются с раннего детства и влияют на всю жизнь. Индивид стремится стабилизировать свою позицию и бороться с угрожающими ситуациями. Развлечения стереотипны, но приносят выигрыш и удовольствие.
Стереотипные развлечения 46:30 Развлечения часто содержат полезную фактическую информацию. Примеры: обсуждение автомобилей, развлечения домохозяек и отклоняющихся подростков.