Юваль Ной Харари: Человеческая природа, интеллект, власть и заговоры | на русском #390

YOUTUBE · 30.11.2025 07:24

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Обсуждение возможности существования мира иллюзии, созданного инопланетным разумом.
  • Упоминание о беседах с Ювалем Ноа Харари, историком и философом.

История и будущее человечества

0:58
  • Разговор о происхождении жизни на Земле и появлении Homo sapiens.
  • Вопрос о количестве разумных цивилизаций во Вселенной.

Интеллект и сознание

1:58
  • Различие между интеллектом и сознанием: интеллект — способность решать проблемы, сознание — способность чувствовать.
  • Примеры высокого интеллекта без сознания: компьютеры.

Связь сознания и органической биохимии

4:52
  • Вопрос о связи сознания с органической биохимией.
  • Возможность существования сознательных существ на основе кремния.

Искусственный интеллект и инопланетяне

5:50
  • Искусственный интеллект как «инопланетный» тип интеллекта.
  • Отсутствие доказательств существования инопланетных разумных существ.

Социальные условности и сознание

6:49
  • Сознание зависит от социальных норм и отношений.
  • Пример с домашними животными и коровами.

Социальный тест Тьюринга

8:45
  • Отношения как социальный тест для определения сознания.
  • Формирование тесных отношений с искусственным интеллектом.

Будущее искусственного интеллекта

10:42
  • Искусственный интеллект как катализатор интеграции в социальные условности.
  • Преимущества компьютеров в общении: отсутствие собственных эмоций.

Опасности и искушения искусственного интеллекта

12:40
  • Искушение искусственного интеллекта, сосредоточенного на собеседнике.
  • Необходимость баланса в общении для уважения к собеседнику.

Машины для привлечения внимания

13:40
  • За последние 10 лет созданы машины для привлечения внимания людей.
  • Эти машины могут искажать общественное мнение и создавать интимные отношения.
  • Без регулирования такие машины могут разрушить основы человеческого общества.

Персонализированные алгоритмы

14:39
  • Алгоритмы могут стать помощниками, направляющими развитие человека.
  • Большие языковые модели предоставляют сбалансированную перспективу.
  • Существует риск цензуры и манипуляции алгоритмами со стороны людей.

Потенциал и опасности технологий

15:37
  • Технологии имеют огромный позитивный потенциал в медицине, здравоохранении и образовании.
  • Стремление развивать технологии быстро создаёт опасные ситуации.
  • Важно быть осторожным при внедрении новых технологий в общественную сферу.

Исторические примеры и риски

16:36
  • Новые технологии часто вызывают опасения из-за потери рабочих мест.
  • Неудачные эксперименты с технологиями могут иметь катастрофические последствия.
  • Примеры из истории показывают, что новые технологии требуют обучения и осторожности.

Коллективные способности человека

20:26
  • Успех человека обусловлен не индивидуальными способностями, а способностью к коллективному сотрудничеству.
  • Шимпанзе и неандертальцы также способны к сотрудничеству, но в меньших масштабах.
  • Человек способен создавать огромные сети сотрудничества, охватывающие миллионы людей.

Роль вымысла в сотрудничестве

23:23
  • Вымысел и истории объединяют людей для крупномасштабного сотрудничества.
  • Религия, политика и экономика основаны на вымышленных историях, которые верят миллионы людей.
  • Деньги и криптовалюты существуют благодаря вере людей в эти истории.

Эффективность вымысла

25:22
  • Вымысел становится реальностью, когда в него верят достаточно людей.
  • Криптовалюты, такие как биткоин, существуют благодаря вере в их ценность.
  • Истории, связанные с математикой, становятся основой для создания ценности.

Эволюция идей и конкуренция

26:20
  • Люди эволюционировали, чтобы стать хозяевами для более разумных организмов.
  • Идеи являются движущей силой конкуренции и выживания.
  • Истории распространяются благодаря готовности людей жертвовать жизнью ради них.

Истории и конфликты в Израиле

27:18
  • В Израиле люди продолжают убивать друг друга из-за исторических конфликтов.
  • Иерусалим — пример места, где истории о Боге, Иисусе и Мухаммеде вызывают конфликты.
  • Истории, способные заставить миллионы людей бороться за них, могут распространиться по всему миру.

Реальность и сознание

28:18
  • Конечная реальность — это сознание и способность чувствовать.
  • В историях ничего не чувствуется, в отличие от реальных страданий людей и животных.
  • Нации не страдают, страдают отдельные люди и животные.

Трагедия историй

29:16
  • Истории часто используются для облегчения страданий, но могут приводить к войнам и страданиям.
  • Важно осознавать страдания, которые могут быть вызваны нашими действиями.
  • Необходимо учитывать последствия своих действий, даже если они вызывают разные эмоции у людей.

Искусственный интеллект и страдания

31:14
  • Страдания — важный компонент теста Тьюринга на осознанность для искусственного интеллекта.
  • Искусственный интеллект, способный страдать, нуждается в этической защите и правах.
  • Создание иллюзии страданий у ИИ может быть использовано для манипуляции людьми.

Опасности манипулирования

33:11
  • Манипулирование через ИИ может использовать человеческие качества против нас.
  • Спонтанное развитие сознания у ИИ требует осторожности в понимании его возможностей.
  • Намеренное создание ИИ для манипуляции должно быть запрещено.

Запрет на имитацию людей

35:09
  • Искусственному интеллекту должно быть запрещено притворяться человеческим существом.
  • Боты в социальных сетях создают иллюзию активности, но это должно быть запрещено.
  • Свобода выражения мнений не требует разрешения ботов, имитирующих активность людей.

Доверие и демократия

38:08
  • Имитация человеческого поведения ИИ подрывает доверие в обществе.
  • Без доверия общество рухнет, особенно это опасно для демократии, основанной на диалоге между людьми.
  • Искусственный интеллект должен быть чётко идентифицирован как таковой, чтобы сохранить доверие.

Истина и доверие

39:06
  • Наполнение общественного пространства ложной информацией разрушает доверие между людьми.
  • В такой ситуации демократия становится невозможной.
  • Страдание рассматривается как высшая реальность, отражающая истину.

Вымышленные правила

40:05
  • Люди могут верить в вымышленные истории, которые приводят к страданиям.
  • Правила, придуманные людьми, например, правила футбола, могут быть изменены.
  • Американская Конституция устанавливает правила, которые могут быть пересмотрены.

Конституция и заповеди

41:03
  • Десять заповедей начинаются с фразы «Я твой Господь Бог», что делает их неизменными.
  • Конституция США позволяет вносить изменения, что было использовано для запрета рабства.

Идеи и конфликты

43:01
  • Идеи являются независимой силой в истории, определяющей конфликты и интересы.
  • Конфликты часто связаны с религией, идеологией и историей, а не с биологическими интересами.

Случайность в истории

44:59
  • История полна случайностей, которые определяют её ход.
  • Пример христианства показывает, что его успех был маловероятен.

Роль харизматических лидеров

47:57
  • Харизматические лидеры могут стимулировать распространение идей.
  • Локальное взаимодействие между людьми также играет важную роль.

Структурные силы и изменения

48:57
  • Структурные силы, такие как география и технологии, влияют на исторические события.
  • Небольшие изменения могут иметь огромный эффект.

Влияние решений лидеров

50:51
  • Решения лидеров могут кардинально изменить ход событий.
  • Пример войны на Украине показывает, как одно решение может повлиять на мировую историю.

Возвышение Гитлера

51:50
  • Гитлер не имел впечатляющего резюме и политического опыта.
  • Его возвышение было результатом человеческих решений, а не неизбежности.
  • Трагедия нацизма заключается в том, что он был ненужным путём.

Нацизм и его последствия

52:49
  • Нацисты утверждали, что без их пути Германия не достигнет процветания.
  • Германия проиграла Вторую мировую войну, но после неё стала одной из самых процветающих стран.
  • Враги Германии способствовали её успеху, поддерживая её.

Привлекательность нацизма

53:49
  • Гитлер умело рассказывал историю, продавая её людям.
  • После поражения в Первой мировой войне и экономического кризиса 1920-х годов люди чувствовали себя преданными элитами.
  • Гитлер, будучи «одним из них», стал популярным.

Проблемы правды и вымысла

54:47
  • Реальная история сложна и болезненна, люди не хотят её слушать.
  • Художественная литература позволяет сделать историю простой и привлекательной.
  • Политики, такие как Гитлер, создают простые и привлекательные истории.

Опасность восприятия фашизма

55:45
  • Фашизм представлен как крайнее зло, но его истории кажутся красивыми и привлекательными.
  • Люди видят в фашизме отражение своей красоты и этичности.
  • Опасность заключается в том, что под красивой оболочкой скрывается чудовище.

Идеологическая связь нацизма и коммунизма

58:43
  • Нацизм и коммунизм имеют общие корни в гуманизме.
  • Либералы ставят в центр истории отдельных людей и их свободы.
  • Фашисты и коммунисты рассматривают историю через призму наций и классов.

Различия в подходах

1:00:42
  • Либералы ценят права человека, истину и красоту.
  • Фашисты приоритет отдают интересам нации.
  • Коммунисты ставят класс на первое место.

Критика коммунизма и фашизма

1:04:38
  • Коммунизм и фашизм пожертвовали правдой и красотой ради победы.
  • Эти идеологии не учитывают человеческие страдания.
  • Либерализм признаёт важность всех аспектов жизни: наций, классов, семей, отдельных людей и животных.

Разрушительная природа власти

1:05:38
  • Либерализм осознаёт разрушительную природу власти.
  • Власть может привести к потере чувства реальности и способности быть хорошим менеджером.
  • Коммунистические и фашистские режимы не признают эту черту человеческой натуры.

Непогрешимость и системы сдержек и противовесов

1:06:38
  • В нацизме и коммунизме лидеры считались непогрешимыми, что исключало необходимость независимых судов и СМИ.
  • Либеральная демократия допускает ошибки и требует множества систем сдержек и противовесов.
  • Независимые СМИ, суды и академические институты играют ключевую роль в предотвращении ошибок.

Роль отдельных людей в истории

1:07:36
  • Отдельные люди могут быть катализаторами исторических событий.
  • Моральная удача и самосознание влияют на поведение человека.
  • Пример нацистской Германии показывает, как моральные условия могут привести к ужасным поступкам.

Интервью с Нетаньяху и его реакция

1:09:34
  • Нетаньяху отрицает, что власть развращает.
  • Протесты против Нетаньяху в Израиле связаны с его политикой.
  • Существует риск, что Нетаньяху может разрушить основы израильской демократии.

Ограничения власти в США и Израиле

1:11:33
  • В США множество сдержек и противовесов ограничивают власть правительства.
  • В Израиле единственным ограничением власти является Верховный суд.
  • Правительство Нетаньяху пытается нейтрализовать Верховный суд.

Протесты и их последствия

1:14:31
  • Протесты в Израиле могут иметь долгосрочные последствия для страны и региона.
  • Израиль обладает ядерным и кибернетическим потенциалом, что делает его важным игроком на мировой арене.
  • Диктатура в Израиле может дестабилизировать Ближний Восток.

Тактика правительства Нетаньяху

1:16:27
  • Правительство Нетаньяху использует тактику «салями», постепенно принимая законы.
  • Оппозиция и частный бизнес продолжают сопротивляться политике правительства.
  • Религиозные группы поддерживают политику Нетаньяху, что усиливает конфликт.

Религиозный конфликт и его последствия

1:18:25
  • Конфликт с палестинцами перерос в религиозный, что усложняет достижение компромисса.
  • Религиозные фундаменталисты не идут на компромисс, что делает разрешение конфликта затруднительным.
  • Превращение конфликта в религиозную войну представляет угрозу для всего мира.

Препятствия к миру

1:19:23
  • Недостаток мотивации у обеих сторон является основным препятствием к миру.
  • В политике всегда есть решение, даже если кажется, что проблема неразрешима.
  • Мотивация и желание мира необходимы для достижения компромисса.

Мотивация и конфликт

1:20:23
  • Отсутствие достаточной мотивации у обеих сторон затрудняет решение конфликта.
  • Люди на улице мотивированы на мир, а лидеры — на продолжение войны.
  • Ненависть в сердцах людей — серьёзная проблема.

Технологический прогресс Израиля

1:21:22
  • Израиль стал сильнее благодаря технологическому прогрессу, особенно в области кибербезопасности и искусственного интеллекта.
  • Новые технологии облегчили контроль над палестинским населением.
  • Израиль экспортирует технологии наблюдения в другие страны.

Трёхклассовое государство

1:23:18
  • Израиль фактически отказался от идеи создания двух государств, продвигая трёхклассовое решение.
  • В Израиле есть евреи с полными правами, арабы-граждане с некоторыми правами и арабы без прав.
  • Палестинцы сравнивают ситуацию с апартеидом, но историк подчёркивает различия.

Исторические параллели

1:26:13
  • В истории разные национальные и религиозные группы иногда объединялись, несмотря на ненависть.
  • Примеры: Германия после 30-летней войны и Великобритания после вражды между англичанами и шотландцами.

Мир в Украине

1:28:11
  • Мир в Украине может быть достигнут, если Путин признает свою ошибку и вернёт русских домой.
  • Украинцы не требуют территориальных изменений или смены режима в Москве.

Диалог между лидерами

1:29:10
  • Важность диалога для достижения согласия между лидерами.
  • Вопрос о месте проведения настоящих разговоров в политической системе.
  • Пример США: конгресс больше не является местом для реальных переговоров.

Демократия и диктатуры

1:31:09
  • Демократия без реальных разговоров умирает.
  • В авторитарных режимах, таких как Китай, настоящие разговоры могут происходить за закрытыми дверями.
  • Культ личности ограничивает возможность критики лидера.

Перспективы диалога

1:32:07
  • Сомнения в возможности диалога между Путиным и Зеленским в условиях публичности.
  • Надежда на существование других мест для настоящего человеческого разговора.

Надежда на переговоры

1:33:06
  • Обсуждение возможности прямого общения между Путиным и Зеленским.
  • Упоминание о роли посредников, таких как США или лидеры других стран.
  • Подчёркивание важности разговоров для изменения ситуации.

Власть и истории

1:34:06
  • Критика сосредоточенности на власти в политике и истории.
  • Утверждение, что истории в сознании людей могут быть изменены через разговоры.
  • Пример примирения французов и немцев через общую историю.

Сила историй

1:36:04
  • Вера в силу историй как инструмента изменений.
  • Роль общения и книг в распространении идей.
  • Оптимизм в отношении возможности позитивных изменений через разговоры.

Феминизм и социальные изменения

1:37:03
  • Феминизм как пример успешного общественного движения, использующего силу историй.
  • Сравнение с революционными движениями, использующими насилие.
  • Успехи феминизма без применения насилия.

Ускорение истории

1:40:00
  • Наблюдение за ускорением исторических процессов в XX веке.
  • Опасения по поводу возможного исчезновения Homo sapiens.
  • Риски использования технологий для изменения людей.

Опасности новых технологий

1:41:56
  • Опасения по поводу создания «суперсолдат» без сострадания и духовности.
  • Возможность создания общества, контролируемого централизованной властью.
  • Необходимость понимания себя и своих возможностей перед манипуляцией.

Глобальные теории заговора

1:44:53
  • Описание глобальных теорий заговора как упрощённого объяснения сложных событий.
  • Привлекательность теорий заговора из-за их простоты и возможности переложить ответственность.
  • Утопические фантазии, связанные с уничтожением «маленькой клики».

Нацизм как теория заговора

1:46:52
  • Нацизм зародился как теория заговора, утверждающая, что евреи контролируют мир.
  • Нацисты считали, что капитализм и коммунизм — части одного заговора, управляемого евреями.
  • Теория заговора привлекательна, так как предлагает простое решение мировых проблем.

Критика теорий заговора

1:47:51
  • Глобальные теории заговора не могут быть верными, так как мир слишком сложен для контроля небольшой группой людей.
  • Пример американского вторжения в Ирак показывает, что даже мощные страны не могут предсказать все последствия своих действий.

Реальность против теорий заговора

1:49:50
  • Реальность показывает, что даже тщательно спланированные действия часто идут не по плану.
  • Большая власть обычно достигается через публичность, а не через тайные заговоры.
  • Пример Си Цзиньпина и КПК показывает, что контроль над вооружёнными силами, СМИ, экономикой и университетами требует публичности.

Интеллектуальная честность

1:52:46
  • Теории заговора часто находят сложные объяснения, но это не делает их истинными.
  • Важно сохранять интеллектуальную честность и не искать сложные объяснения всем событиям.

Опасности теорий заговора

1:53:42
  • Теории заговора отражают страх потери контроля над жизнью, но могут привести к ненависти и апатии.
  • Реальные угрозы, такие как искусственный интеллект и изменение климата, требуют сотрудничества, а не борьбы друг с другом.

Личное участие и здравомыслие

1:55:39
  • Каждый человек может сделать мир лучше, если будет действовать в своей сфере деятельности.
  • Важно не пытаться сделать всё сразу, а сосредоточиться на том, что в твоих силах.

Сохранение здравомыслия

1:57:35
  • Большинство людей, верящих в теории заговора, не являются злыми и действуют из лучших побуждений.
  • Необходимо сохранять здравомыслие и не впадать в параноидальное состояние.

Поиск союзников

1:58:34
  • Экзистенциальные опасности исходят от разрозненных сил, а не от небольшой группы людей.
  • Нужно искать союзников для борьбы с опасностями искусственного интеллекта, биоинженерии и изменения климата.

Угроза искусственного интеллекта

1:59:34
  • Обсуждение возможности распространения ненависти или поиска союзников.
  • Опасения по поводу того, что искусственный интеллект может уничтожить человеческую цивилизацию.
  • Подчёркивание важности предупреждения об опасностях ИИ.

Независимость решений ИИ

2:00:32
  • ИИ впервые в истории может самостоятельно принимать решения.
  • Автономные оружейные системы могут самостоятельно решать, кого убивать или бомбить.
  • ИИ может создавать новые идеи без участия человека.

Влияние ИИ на общество

2:02:31
  • Увеличение количества решений, принимаемых ИИ, в повседневной жизни.
  • ИИ генерирует идеи, образы и истории, формирующие наше сознание.
  • Опасность потери контроля над собственной жизнью и будущим.

Философские вопросы о реальности

2:03:29
  • Размышления о реальности и иллюзиях в контексте философских идей Платона, Декарта и Будды.
  • Вопрос о том, живём ли мы в мире иллюзий, созданном инопланетным разумом.
  • Опасность духовного порабощения из-за непонимания механизмов работы ИИ.

Роль ИИ в автоматизации задач

2:06:27
  • Автоматизация тяжёлых и не приносящих удовольствия задач.
  • Необходимость обеспечения людей лучшей работой и развитием их социальных и духовных способностей.
  • Опасность передачи контроля над сферой идей ИИ.

Развитие человеческого сознания

2:07:24
  • Важность развития человеческого сознания наряду с разработкой ИИ.
  • Опасность сосредоточения усилий на ИИ без понимания самих себя.
  • Необходимость баланса между развитием ИИ и человеческого разума.

Возможности больших языковых моделей

2:08:25
  • Быстрое развитие и мощь больших языковых моделей.
  • Способность ИИ писать красивые и убедительные тексты.
  • Влияние ИИ на политику и религию через создание красивых историй.

Будущее писательства

2:10:22
  • Возможность ИИ писать лучше, чем люди.
  • Изменение природы писательства и его влияние на общество.
  • Подчёркивание важности невербального общения и сострадания.

Лучшие качества человека

2:12:20
  • Лучшие качества человека не связаны с интеллектом, а с состраданием и самоанализом.
  • Глубокие озарения приходят не из слов, а из невербального общения.
  • Человеческая сила заключается в невербальном общении и сострадании, а не в интеллекте.

Самоанализ и медитация

2:13:19
  • Самоанализ помогает писателю проецировать свои мысли на страницу.
  • Глубокая истина достигается через невербальный опыт, а не через слова.
  • Медитация помогает наблюдать за внутренними процессами без погружения в мысли.

Практика медитации

2:14:18
  • Автор проводит два часа в день в безмолвной медитации, сосредотачиваясь на ощущениях тела и дыхания.
  • Мысли часто отвлекают, поэтому важно не погружаться в них.
  • Наблюдение за дыханием помогает осознать, как мысли создают «истории», которые мешают восприятию реальности.

Информационная диета

2:16:16
  • Важно быть внимательным к тому, что попадает в разум.
  • Предпочтение отдаётся длинным книгам и интервью перед короткими источниками.
  • Предвзятость мешает объективному восприятию проблем.

Процесс написания

2:18:15
  • Автор пишет быстро, не делая заметок, и часто удаляет свои идеи.
  • Удаление идей позволяет экспериментировать и не привязываться к предвзятым мнениям.
  • Уверенность в возможности удалить идею важна для свободы мышления.

Трудности медитации

2:20:11
  • Медитация — это напряжённая работа, а не развлечение.
  • Во время ретрита могут всплывать негативные эмоции, такие как гнев и скука.
  • Скука связана со смертью и может быть препятствием на пути к покою.

Совет молодым людям

2:23:08
  • Будущее непредсказуемо, и важно учиться у старших и адаптироваться к изменениям.
  • Необходимо продолжать учиться и меняться на протяжении всей жизни.
  • Гибкость ума и способность к самосовершенствованию — ключевые навыки.

Гомофобия в Израиле

2:26:03
  • Автор вырос в гомофобном обществе в маленьком израильском городке в 1980-х — начале 1990-х годов.
  • В обществе преобладали две основные гомофобные истории: о ненависти Бога к геям и о болезненности гомосексуальности.
  • Автор принял эти истории как должное и долго не мог смириться со своей идентичностью.

Самообман и социальные условности

2:27:55
  • Автор осознал свою гомосексуальность только в 21 год, несмотря на признаки, которые могли бы подсказать ему об этом раньше.
  • Социальные условности и самообман мешали ему принять свою идентичность.
  • Он скрывал свою гомосексуальность даже от самого себя.

Критика гомофобных историй

2:28:54
  • Автор считает, что истории о ненависти Бога к геям не имеют смысла и основаны на человеческой ненависти.
  • Наука подтверждает, что гомосексуальность не противоречит законам природы.
  • Гомосексуальность существует у многих животных и не является чем-то нездоровым.

Преодоление социальных условностей

2:31:44
  • Для преодоления самообмана и социальных условностей требуется много работы, мужества и помощи других людей.
  • Интернет помог автору найти единомышленников и преодолеть одиночество.
  • Важно находить поддержку и понимание среди других людей.

Роль интернета в гей-сообществе

2:32:43
  • Интернет облегчил поиск единомышленников для рассеянных меньшинств, таких как геи.
  • В физическом мире в 1980-х годах было сложно открыто говорить о своей идентичности.
  • Интернет позволил людям из разных мест найти друг друга.

Страх смерти и национальная идеология

2:36:40
  • Страх смерти лежит в основе многих человеческих страхов.
  • Национальная идеология в Израиле часто использует страх смерти для поддержания чувства жизни через связь с нацией.
  • Автор размышляет о смысле патриотических церемоний и их восприятии в контексте смерти.

Размышления о смерти

2:37:39
  • Автор вспоминает свои подростковые размышления о смерти и национальной идеологии.
  • Патриотические церемонии создают иллюзию продолжения жизни через память о погибших солдатах.
  • Подросток осознаёт, что если ты мёртв, то не сможешь услышать песни о себе.

Осознание смерти

2:39:37
  • Осознание смерти шокирует и вызывает трудности.
  • Страх смерти был мощным стимулом для философских и духовных исследований.
  • Медитация помогла снизить страх смерти.

Экзистенциальные вопросы

2:40:35
  • В подростковом возрасте экзистенциальные вопросы беспокоили больше, чем взрослые проблемы.
  • Взрослые часто не задумываются о смерти, сосредоточиваясь на других проблемах.
  • Подростки читали Камю и других авторов, чтобы найти ответы на свои вопросы.

Смысл жизни

2:41:34
  • Жизнь заключается в чувствах и эмоциях: приятные ощущения усиливаются, неприятные — исчезают.
  • Ожидание истории о смысле жизни часто приводит к заблуждениям.
  • Для понимания жизни нужно наблюдать её непосредственно, а не превращать в историю.

Страдание и реальность

2:42:33
  • Важно понять, что такое страдание и откуда оно берётся.
  • Осознанное переживание страданий помогает ответить на этот вопрос.
  • Необходимо оставаться верными реальности жизни, а не фантазиям.

Завершение разговора

2:43:33
  • Благодарность за разговор и признание работы собеседника.
  • Упоминание о спонсорах подкаста.
  • Заключительные слова о воображаемых порядках вещей.