История Западной философии. Лекция №13. «Западная Схоластика. Разум и вера»

YOUTUBE · 30.11.2025 07:17

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Приветствие и технические проблемы с телефоном.
  • Начало лекции.

Схоластика и её восприятие

1:14
  • Схоластика часто имеет негативный оттенок.
  • Лекция покажет, что это не так.

Исторический контекст

1:36
  • Ситуация в Западном мире после Блаженного Августина.
  • Вторжения готов и вандалов в Римскую империю.
  • Важный исторический момент: 476 год, когда Одоакр сверг последнего римского императора.

Культурный упадок и возрождение

3:05
  • Запад погружается в руки варварских правителей.
  • Культура постепенно угасает, но не исчезает полностью.
  • Экономические связи нарушаются.

Теодорих и его политика

3:58
  • Теодорих становится правителем Римской империи в 493 году.
  • Он ценит грамотность и культуру, назначает культурных людей на важные посты.

Боэций и его роль

4:54
  • Боэций становится первым министром Теодориха.
  • Боэций из знатного римского рода, зять Квинта Аврелия Симмаха.
  • Симмах был христианином и культурным деятелем.

Наследие Боэция

6:16
  • Боэций владеет греческим и латынью, пишет учебники по риторике и математике.
  • Он осознает упадок древней культуры и стремится её сохранить.
  • Боэций комментирует труды Аристотеля, делая их доступными для средневекового общества.

Логический квадрат Боэция

9:16
  • Боэций создает логический квадрат для объяснения логических отношений.
  • Пример с справедливостью и несправедливостью.

Богословские трактаты Боэция

12:31
  • Боэций размышляет о предвидении Божьем и свободе человека.
  • Бог видит будущее как настоящее, но свободная воля человека выбирает, и выборы известны Богу.

Книга "Утешение философией"

13:48
  • Главная книга Боэция, "Утешение философией".
  • История написания книги и её уникальность.
  • Боэций достиг вершин человеческого счастья, его сыновья стали консулами.

Боэций как министр и философ

14:52
  • Боэций почитается как великий учитель и гуманист.
  • Он заботится о простых и знатных людях, предотвращая гонения и бедность.
  • Назначен на высший пост в империи, но обвинен в тайных сношениях с Константинополем.

Конфликт и арест Боэция

15:44
  • Боэций пытается доказать ложность арианской традиции.
  • Теодорих поддерживает его, но Боэция обвиняют в предательстве.
  • Вскоре после смерти Теодориха Боэция сажают в тюрьму.

Утешение философии

17:34
  • В тюрьме Боэций пишет трактат "Утешение философии".
  • Философия утешает его, напоминая о судьбе других философов.
  • Боэций размышляет о счастье и его истинном значении.

Счастье и зло

21:13
  • Боэций утверждает, что счастье в Боге, а зло относительно.
  • Зло возникает, когда человек направляет свою свободу не к Богу.
  • Будущее предопределено, но восприятие событий влияет на счастье.

Влияние трактата

23:12
  • Трактат "Утешение философии" стал "золотой книгой" европейского средневековья.
  • Его переписывали и учили наизусть, цитаты из него были популярны.
  • Возник спор о подлинности автора трактата.

Аврелий Кассиодор

24:46
  • Кассиодор, современник Боэция, также был философом и министром.
  • Он основал монастырь Вивариум для переписывания древних сочинений.
  • Кассиодор создал систему знаний, включающую тривиум и квадривиум.

Тривиум и квадривиум

28:37
  • Тривиум: грамматика, диалектика, риторика.
  • Квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
  • Эти науки формируют человеческий интеллект и душу, соединяя мир вещей и мир идей.

Аристотель и Иоанн Грамматик

31:03
  • Аристотель постепенно уходит из античного и раннего средневекового мира.
  • Иоанн Грамматик, известный как Иоанн Филопон, критикует Аристотеля.
  • Иоанн Филопон обвиняется в ереси за свое понимание Троицы и соотношения природ во Христе.

Критика Аристотеля Иоанном Филопоном

32:26
  • Иоанн Филопон выступает против вечности мира, утверждая, что мир не совечен Богу.
  • Он отвергает аристотелевскую концепцию перводвигателя мира, утверждая, что Бог есть движение само по себе.
  • Иоанн Филопон обосновывает идею божественных энергий задолго до Григория Паламы.

Квинтэссенция и природа сотворенного

35:21
  • Иоанн Филопон отвергает пятую сущность эфир, утверждая, что все сотворенное имеет одну и ту же природу.
  • Он подчеркивает, что сотворенное и несотворенное имеют разные природы.

Школы в средневековье

37:01
  • В средневековье существуют три типа школ: монастырские, при дворе правителя и при епископском дворце.
  • Школы при дворе правителя готовят чиновников и сохраняют правовой порядок.
  • Школы при епископском дворце готовят клириков и богословов.

Алкуин Йоркский и императорская школа

39:59
  • Алкуин Йоркский создает императорскую школу в Ахене, основанную на семи свободных искусствах.
  • Школа состоит из трех уровней: элементарное знание, семь свободных искусств и углубленное изучение Библии.

Латынь и единство культуры

42:18
  • Латынь сохраняет единый язык и культуру в западной части Римской империи.
  • Латынь была языком империи, чиновников, богословов и церкви.

Университеты и корпоративная форма жизни

43:53
  • Университеты возникают как корпорации студентов и преподавателей.
  • Первый университет в Болонье создан в 1154 году, первый в Париже — в 1200 году.
  • Университеты создаются эдиктом императора и под покровительством римского папы.

Единство Европы

44:56
  • Несмотря на феодальную раздробленность, Европа всегда номинально едина благодаря императору и папе.
  • Университеты являются свободными сообществами, укрепляющими единство Европы.

Свобода и сословность университетов

46:11
  • Университеты подчиняются только папе и императору, не местным правителям.
  • Университеты живут по своим внутренним уставам, определяемым студентами и профессурой.
  • Университеты не аристократичны, принимаются любые способные люди.

Ступени образования

47:10
  • Первая ступень: свободное искусство 6 лет.
  • Вторая ступень: богословие 8 лет.
  • Магистр свободных искусств может преподавать, но не богословие.
  • Магистр богословия должен иметь степень магистра свободных искусств.

Светские и богословские дисциплины

48:10
  • Свободные искусства не церковные, преподаются как светские дисциплины.
  • Математика, риторика, диалектика не подменяют богословие.
  • Формы университетской деятельности: лекции и диспуты.

Схоластика

49:23
  • Схоластика — доктринальное тело школы.
  • Первая схоластика: VI-IX века, Платон, Августин.
  • Вторая схоластика: IX-XII века, Каролинское возрождение.
  • Третья схоластика: XIII век, Фома Аквинский, Бонавентура.
  • Четвертая схоластика: XIV век, Уильям Оккам, завершение схоластики.

Иоанн Скотт Эриугена

51:34
  • Родился в Ирландии около 800 года, преподавал при дворе Карла Лысого.
  • Трактат о предназначении, опровергает учение о предопределении.
  • Пленен греческой философией, переводит Дионисия Апагита.

Непознаваемость Бога

54:32
  • Идея принципиальной непознаваемости Бога.
  • Утверждения и отрицания в Боге едины.
  • Бог выше любых категорий, не является благом.

Власть и философия

56:16
  • Земное должно отражать божественное для достижения совершенства.
  • Власть должна следовать божественным принципам.
  • Истинная философия — это религия, и наоборот.

Природа и творчество

58:33
  • Природа делится на четыре уровня: не сотворенная, сотворенная и творящая, сотворенная и не творящая.
  • Человек обладает творческой способностью.
  • Творчество включает создание образов, а не просто техническую деятельность.

Отношение к труду

1:00:27
  • Человек творит, создавая образы, даже в простых вещах.
  • Это закладывает

Природа сотворенная и не творящая

1:01:36
  • Природа сотворенная, но не творящая, включает мир вещей.
  • Человек как животное сотворен, но не творит.
  • Для перехода во вторую категорию человеку нужно творить.

Природа не сотворенная и не творящая

1:02:23
  • Бог творит мир, но мир не вечен.
  • Материальные воплощения исчезнут, замысел вернется к творцу.
  • Человек сохранится в той степени, в какой творит благо.

Принцип спасения и будущего века

1:03:20
  • Человек, творящий благое, сохраняется как вечное существо.
  • Человек становится богом, пребывая в божественном уме.
  • Свобода в творении, бытие в Боге – это нахождение в божественном.

Метафоры ада и спасение

1:04:33
  • Физический ад – метафора небытия.
  • Время и бытие исчезнут, все создания обретут спасение в Боге.

Учение Скотта Эригены

1:05:27
  • Учение Эригены признали возможным, но церковь требовала сожжения его книг.
  • Книга "О природе" дошла до нас в копиях.

Сирийская школа Аристотеля

1:06:05
  • Сирийские последователи Аристотеля занимались медициной и философией.
  • Император Зенон запретил школу в Византии, философы уехали в Персию.

Поддержка школы мусульманами

1:08:28
  • Мусульмане поддержали сирийскую школу, она продолжала существовать в Багдаде и Сирии.
  • Сирийцы перевели Аристотеля и других философов на арабский.

Синтез индийской и греческой науки

1:09:27
  • В школах образовался синтез индийской и греческой астрономии.
  • Арабские цифры – это индийские цифры, пришедшие через арабов.

Учения Аль-Фараби

1:10:26
  • Аль-Фараби развивал учения Аристотеля, близкие мусульманам.
  • В исламе преобладает принцип предопределенности, в отличие от христианства.

Авиценна и его идеи

1:12:24
  • Авиценна развивал аристотелианские категории материи и формы.
  • Человек имеет три формы: вегетативную, животную и умную.
  • Первые две формы смертны, умная форма бессмертна и может иметь разную судьбу.

Авиценна и познание Бога

1:15:37
  • Авиценна дал важное гносеологическое определение познания Бога.
  • Идея доказательства бытия Божьего стала важной в эпоху схоластики.
  • Сущность Бога приводит к его форме в человеке, что для мусульман невозможно.

Переживание божественной сущности

1:16:33
  • Сущность Бога не познается, а непосредственно входит в человека через ум.
  • В человеке есть опытное, но не национализируемое переживание Бога.
  • Национализируемое переживание — это уже оформление, форма.

Возвращение Аристотеля в Европу

1:17:01
  • В IX-X веках арабский Аристотель вернулся в Европу через Испанию.
  • Испания долгое время была мусульманским государством с развитыми науками.
  • Сирия сыграла огромную роль в культурном самопознании Запада.

Ансельм Кентерберийский

1:18:38
  • Ансельм Кентерберийский — яркий представитель второй схоластики.
  • Он происходил из знатного рода из Аосты, Италия.
  • Работал при епископе Кентерберийском и занимал эту кафедру.

Доказательства бытия Божьего Ансельма

1:20:04
  • Ансельму принадлежат четыре апостериорных и одно априорное доказательство бытия Божьего.
  • Апостериорные доказательства идут от опыта мира к бытию Бога.
  • Первое доказательство: все в мире стремится к благу, следовательно, есть абсолютное благо — Бог.

Стремление ввысь

1:22:52
  • Второе доказательство: стремление к возвышенному и преодолению низменного.
  • Образование и стремление к познанию ведут к вершине, которая есть Бог.
  • Упрощение школьной программы противоречит стремлению человека к возвышенному.

Суждение о бытии

1:26:02
  • Третье доказательство: либо бытие есть, либо его нет.
  • Если бытие есть, то есть и абсолютное высшее бытие — Бог.
  • Если бытия нет, то нет и человека, что приводит к логическому тупику.

Ступени совершенства

1:27:04
  • Четвертое доказательство: совершенствование поднимает к высшей ступени, которая есть Бог.
  • Эти доказательства просты и элементарны, но априорное доказательство до сих пор разделяет философов.

Вера и разумение

1:27:24
  • Вопрос о том, что Бог есть нечто, чего нельзя помыслить.
  • Безумец, отрицающий Бога, признает, что нечто высшее существует в разуме.
  • Если нечто существует только в разуме, то оно существует и на деле.

Схоластическое рассуждение

1:29:20
  • Пример схоластического рассуждения Ансельма.
  • Если человек мыслит предельную категорию, то она безусловно существует.
  • Абсурдность отрицания предельной сущности.

Оппоненты Ансельма

1:31:53
  • Противники Ансельма: Фома Аквинский, Кант, Бертран Рассел и другие.
  • Гносеологическое доказательство бытия Божьего.

Свобода Бога

1:32:50
  • Свобода как движение к благу, а не выбор между добром и злом.
  • Бог свободен, следуя истине, а не выбирая зло.

Вера и понимание

1:34:58
  • Ансельм: "Верю, чтобы понимать".
  • Вера помогает понять смысл бытия и предназначение человека.

Латинский язык и Европа

1:39:44
  • Латинский язык объединял Европу.
  • Интеллектуальное сословие и его роль в культурном единстве.

Славянская культура и Европа

1:41:37
  • Греческий язык не стал интеллектуальным языком для славян.
  • Падение культуры в славянских странах и возрождение в XIX веке.

Вклад русских ученых

1:42:36
  • Русские ученые внесли значительный вклад в европейскую культуру.
  • Владимир Соловьев и Николай Бердяев как общемировые философские величины.
  • Современные достижения в химии, биологии и социологии.

Формирование третьего сословия в Европе и России

1:44:09
  • В Европе третье сословие формировалось благодаря духовной категории Римской империи.
  • Наполеон и Гитлер пытались воссоздать единую Европу как империю.
  • Европейский Союз стал более эффективным проектом, чем предыдущие попытки.

Влияние Византии на культуру

1:45:08
  • Восточная часть Римской империи, Византия, была колыбелью философии.
  • Греческий язык был мощным языком культуры в Византии.
  • Национализм антигреческий привел к созданию школ на местных языках.

Христианизация и обособление России

1:46:02
  • Россия могла стать частью византийского мира или обособиться.
  • Обособление в XV веке привело к культурному одичанию.
  • До XV века Россия жила в одном ритме с Европой.

Сравнение России и Скандинавии

1:47:21
  • Скандинавия не отсекала себя от европейской культуры.
  • Россия отсекла себя от византийской культуры, что привело к культурному отставанию.
  • Решение проблемы возможно через культуру и образование.

Политический суверенитет и схизма

1:48:50
  • Схизма была политической акцией, замешанной на невежестве.
  • После падения Константинополя в 1453 году Русь выбрала путь обособления.

Схоластика и Ренессанс

1:49:36
  • Схоластика сменилась ренессансным образованием в XIV веке.
  • Византийские ученые бежали в Италию, где нашли благодатную почву.
  • Ренессанс утверждал человека как высшую ценность, отвергая схоластику.

Упадок народов

1:52:40
  • Упадок народов связан с их нежеланием быть подобными Богу.
  • Народ сам кует свое счастье и несчастье.
  • Отхождение от Бога приводит к упадку, так как отсутствие блага есть зло.

Вечность народа

1:54:37
  • Народ не умирает, как человек, а продолжает существовать через поколения.
  • Народ может найти силы как для блага, так и для зла.
  • Быстрое растрачивание благого потенциала приводит к упадку народов.