Схоластика и её восприятие 1:14 Схоластика часто имеет негативный оттенок. Лекция покажет, что это не так.
Исторический контекст 1:36 Ситуация в Западном мире после Блаженного Августина. Вторжения готов и вандалов в Римскую империю. Важный исторический момент: 476 год, когда Одоакр сверг последнего римского императора.
Культурный упадок и возрождение 3:05 Запад погружается в руки варварских правителей. Культура постепенно угасает, но не исчезает полностью. Экономические связи нарушаются.
Теодорих и его политика 3:58 Теодорих становится правителем Римской империи в 493 году. Он ценит грамотность и культуру, назначает культурных людей на важные посты.
Боэций и его роль 4:54 Боэций становится первым министром Теодориха. Боэций из знатного римского рода, зять Квинта Аврелия Симмаха. Симмах был христианином и культурным деятелем.
Наследие Боэция 6:16 Боэций владеет греческим и латынью, пишет учебники по риторике и математике. Он осознает упадок древней культуры и стремится её сохранить. Боэций комментирует труды Аристотеля, делая их доступными для средневекового общества.
Логический квадрат Боэция 9:16 Боэций создает логический квадрат для объяснения логических отношений. Пример с справедливостью и несправедливостью.
Богословские трактаты Боэция 12:31 Боэций размышляет о предвидении Божьем и свободе человека. Бог видит будущее как настоящее, но свободная воля человека выбирает, и выборы известны Богу.
Книга "Утешение философией" 13:48 Главная книга Боэция, "Утешение философией". История написания книги и её уникальность. Боэций достиг вершин человеческого счастья, его сыновья стали консулами.
Боэций как министр и философ 14:52 Боэций почитается как великий учитель и гуманист. Он заботится о простых и знатных людях, предотвращая гонения и бедность. Назначен на высший пост в империи, но обвинен в тайных сношениях с Константинополем.
Конфликт и арест Боэция 15:44 Боэций пытается доказать ложность арианской традиции. Теодорих поддерживает его, но Боэция обвиняют в предательстве. Вскоре после смерти Теодориха Боэция сажают в тюрьму.
Утешение философии 17:34 В тюрьме Боэций пишет трактат "Утешение философии". Философия утешает его, напоминая о судьбе других философов. Боэций размышляет о счастье и его истинном значении.
Счастье и зло 21:13 Боэций утверждает, что счастье в Боге, а зло относительно. Зло возникает, когда человек направляет свою свободу не к Богу. Будущее предопределено, но восприятие событий влияет на счастье.
Влияние трактата 23:12 Трактат "Утешение философии" стал "золотой книгой" европейского средневековья. Его переписывали и учили наизусть, цитаты из него были популярны. Возник спор о подлинности автора трактата.
Аврелий Кассиодор 24:46 Кассиодор, современник Боэция, также был философом и министром. Он основал монастырь Вивариум для переписывания древних сочинений. Кассиодор создал систему знаний, включающую тривиум и квадривиум.
Тривиум и квадривиум 28:37 Тривиум: грамматика, диалектика, риторика. Квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Эти науки формируют человеческий интеллект и душу, соединяя мир вещей и мир идей.
Аристотель и Иоанн Грамматик 31:03 Аристотель постепенно уходит из античного и раннего средневекового мира. Иоанн Грамматик, известный как Иоанн Филопон, критикует Аристотеля. Иоанн Филопон обвиняется в ереси за свое понимание Троицы и соотношения природ во Христе.
Критика Аристотеля Иоанном Филопоном 32:26 Иоанн Филопон выступает против вечности мира, утверждая, что мир не совечен Богу. Он отвергает аристотелевскую концепцию перводвигателя мира, утверждая, что Бог есть движение само по себе. Иоанн Филопон обосновывает идею божественных энергий задолго до Григория Паламы.
Квинтэссенция и природа сотворенного 35:21 Иоанн Филопон отвергает пятую сущность эфир, утверждая, что все сотворенное имеет одну и ту же природу. Он подчеркивает, что сотворенное и несотворенное имеют разные природы.
Школы в средневековье 37:01 В средневековье существуют три типа школ: монастырские, при дворе правителя и при епископском дворце. Школы при дворе правителя готовят чиновников и сохраняют правовой порядок. Школы при епископском дворце готовят клириков и богословов.
Алкуин Йоркский и императорская школа 39:59 Алкуин Йоркский создает императорскую школу в Ахене, основанную на семи свободных искусствах. Школа состоит из трех уровней: элементарное знание, семь свободных искусств и углубленное изучение Библии.
Латынь и единство культуры 42:18 Латынь сохраняет единый язык и культуру в западной части Римской империи. Латынь была языком империи, чиновников, богословов и церкви.
Университеты и корпоративная форма жизни 43:53 Университеты возникают как корпорации студентов и преподавателей. Первый университет в Болонье создан в 1154 году, первый в Париже — в 1200 году. Университеты создаются эдиктом императора и под покровительством римского папы.
Единство Европы 44:56 Несмотря на феодальную раздробленность, Европа всегда номинально едина благодаря императору и папе. Университеты являются свободными сообществами, укрепляющими единство Европы.
Свобода и сословность университетов 46:11 Университеты подчиняются только папе и императору, не местным правителям. Университеты живут по своим внутренним уставам, определяемым студентами и профессурой. Университеты не аристократичны, принимаются любые способные люди.
Ступени образования 47:10 Первая ступень: свободное искусство 6 лет. Вторая ступень: богословие 8 лет. Магистр свободных искусств может преподавать, но не богословие. Магистр богословия должен иметь степень магистра свободных искусств.
Светские и богословские дисциплины 48:10 Свободные искусства не церковные, преподаются как светские дисциплины. Математика, риторика, диалектика не подменяют богословие. Формы университетской деятельности: лекции и диспуты.
Схоластика 49:23 Схоластика — доктринальное тело школы. Первая схоластика: VI-IX века, Платон, Августин. Вторая схоластика: IX-XII века, Каролинское возрождение. Третья схоластика: XIII век, Фома Аквинский, Бонавентура. Четвертая схоластика: XIV век, Уильям Оккам, завершение схоластики.
Иоанн Скотт Эриугена 51:34 Родился в Ирландии около 800 года, преподавал при дворе Карла Лысого. Трактат о предназначении, опровергает учение о предопределении. Пленен греческой философией, переводит Дионисия Апагита.
Непознаваемость Бога 54:32 Идея принципиальной непознаваемости Бога. Утверждения и отрицания в Боге едины. Бог выше любых категорий, не является благом.
Власть и философия 56:16 Земное должно отражать божественное для достижения совершенства. Власть должна следовать божественным принципам. Истинная философия — это религия, и наоборот.
Природа и творчество 58:33 Природа делится на четыре уровня: не сотворенная, сотворенная и творящая, сотворенная и не творящая. Человек обладает творческой способностью. Творчество включает создание образов, а не просто техническую деятельность.
Природа сотворенная и не творящая 1:01:36 Природа сотворенная, но не творящая, включает мир вещей. Человек как животное сотворен, но не творит. Для перехода во вторую категорию человеку нужно творить.
Природа не сотворенная и не творящая 1:02:23 Бог творит мир, но мир не вечен. Материальные воплощения исчезнут, замысел вернется к творцу. Человек сохранится в той степени, в какой творит благо.
Принцип спасения и будущего века 1:03:20 Человек, творящий благое, сохраняется как вечное существо. Человек становится богом, пребывая в божественном уме. Свобода в творении, бытие в Боге – это нахождение в божественном.
Метафоры ада и спасение 1:04:33 Физический ад – метафора небытия. Время и бытие исчезнут, все создания обретут спасение в Боге.
Учение Скотта Эригены 1:05:27 Учение Эригены признали возможным, но церковь требовала сожжения его книг. Книга "О природе" дошла до нас в копиях.
Сирийская школа Аристотеля 1:06:05 Сирийские последователи Аристотеля занимались медициной и философией. Император Зенон запретил школу в Византии, философы уехали в Персию.
Поддержка школы мусульманами 1:08:28 Мусульмане поддержали сирийскую школу, она продолжала существовать в Багдаде и Сирии. Сирийцы перевели Аристотеля и других философов на арабский.
Синтез индийской и греческой науки 1:09:27 В школах образовался синтез индийской и греческой астрономии. Арабские цифры – это индийские цифры, пришедшие через арабов.
Учения Аль-Фараби 1:10:26 Аль-Фараби развивал учения Аристотеля, близкие мусульманам. В исламе преобладает принцип предопределенности, в отличие от христианства.
Авиценна и его идеи 1:12:24 Авиценна развивал аристотелианские категории материи и формы. Человек имеет три формы: вегетативную, животную и умную. Первые две формы смертны, умная форма бессмертна и может иметь разную судьбу.
Авиценна и познание Бога 1:15:37 Авиценна дал важное гносеологическое определение познания Бога. Идея доказательства бытия Божьего стала важной в эпоху схоластики. Сущность Бога приводит к его форме в человеке, что для мусульман невозможно.
Переживание божественной сущности 1:16:33 Сущность Бога не познается, а непосредственно входит в человека через ум. В человеке есть опытное, но не национализируемое переживание Бога. Национализируемое переживание — это уже оформление, форма.
Возвращение Аристотеля в Европу 1:17:01 В IX-X веках арабский Аристотель вернулся в Европу через Испанию. Испания долгое время была мусульманским государством с развитыми науками. Сирия сыграла огромную роль в культурном самопознании Запада.
Ансельм Кентерберийский 1:18:38 Ансельм Кентерберийский — яркий представитель второй схоластики. Он происходил из знатного рода из Аосты, Италия. Работал при епископе Кентерберийском и занимал эту кафедру.
Доказательства бытия Божьего Ансельма 1:20:04 Ансельму принадлежат четыре апостериорных и одно априорное доказательство бытия Божьего. Апостериорные доказательства идут от опыта мира к бытию Бога. Первое доказательство: все в мире стремится к благу, следовательно, есть абсолютное благо — Бог.
Стремление ввысь 1:22:52 Второе доказательство: стремление к возвышенному и преодолению низменного. Образование и стремление к познанию ведут к вершине, которая есть Бог. Упрощение школьной программы противоречит стремлению человека к возвышенному.
Суждение о бытии 1:26:02 Третье доказательство: либо бытие есть, либо его нет. Если бытие есть, то есть и абсолютное высшее бытие — Бог. Если бытия нет, то нет и человека, что приводит к логическому тупику.
Ступени совершенства 1:27:04 Четвертое доказательство: совершенствование поднимает к высшей ступени, которая есть Бог. Эти доказательства просты и элементарны, но априорное доказательство до сих пор разделяет философов.
Вера и разумение 1:27:24 Вопрос о том, что Бог есть нечто, чего нельзя помыслить. Безумец, отрицающий Бога, признает, что нечто высшее существует в разуме. Если нечто существует только в разуме, то оно существует и на деле.
Схоластическое рассуждение 1:29:20 Пример схоластического рассуждения Ансельма. Если человек мыслит предельную категорию, то она безусловно существует. Абсурдность отрицания предельной сущности.
Оппоненты Ансельма 1:31:53 Противники Ансельма: Фома Аквинский, Кант, Бертран Рассел и другие. Гносеологическое доказательство бытия Божьего.
Свобода Бога 1:32:50 Свобода как движение к благу, а не выбор между добром и злом. Бог свободен, следуя истине, а не выбирая зло.
Вера и понимание 1:34:58 Ансельм: "Верю, чтобы понимать". Вера помогает понять смысл бытия и предназначение человека.
Латинский язык и Европа 1:39:44 Латинский язык объединял Европу. Интеллектуальное сословие и его роль в культурном единстве.
Славянская культура и Европа 1:41:37 Греческий язык не стал интеллектуальным языком для славян. Падение культуры в славянских странах и возрождение в XIX веке.
Вклад русских ученых 1:42:36 Русские ученые внесли значительный вклад в европейскую культуру. Владимир Соловьев и Николай Бердяев как общемировые философские величины. Современные достижения в химии, биологии и социологии.
Формирование третьего сословия в Европе и России 1:44:09 В Европе третье сословие формировалось благодаря духовной категории Римской империи. Наполеон и Гитлер пытались воссоздать единую Европу как империю. Европейский Союз стал более эффективным проектом, чем предыдущие попытки.
Влияние Византии на культуру 1:45:08 Восточная часть Римской империи, Византия, была колыбелью философии. Греческий язык был мощным языком культуры в Византии. Национализм антигреческий привел к созданию школ на местных языках.
Христианизация и обособление России 1:46:02 Россия могла стать частью византийского мира или обособиться. Обособление в XV веке привело к культурному одичанию. До XV века Россия жила в одном ритме с Европой.
Сравнение России и Скандинавии 1:47:21 Скандинавия не отсекала себя от европейской культуры. Россия отсекла себя от византийской культуры, что привело к культурному отставанию. Решение проблемы возможно через культуру и образование.
Политический суверенитет и схизма 1:48:50 Схизма была политической акцией, замешанной на невежестве. После падения Константинополя в 1453 году Русь выбрала путь обособления.
Схоластика и Ренессанс 1:49:36 Схоластика сменилась ренессансным образованием в XIV веке. Византийские ученые бежали в Италию, где нашли благодатную почву. Ренессанс утверждал человека как высшую ценность, отвергая схоластику.
Упадок народов 1:52:40 Упадок народов связан с их нежеланием быть подобными Богу. Народ сам кует свое счастье и несчастье. Отхождение от Бога приводит к упадку, так как отсутствие блага есть зло.
Вечность народа 1:54:37 Народ не умирает, как человек, а продолжает существовать через поколения. Народ может найти силы как для блага, так и для зла. Быстрое растрачивание благого потенциала приводит к упадку народов.