К чистому свету: книга «Религия будущего» и её место в корпусе трудов Кена Уилбера

YOUTUBE · 30.11.2025 06:26

Ключевые темы и таймкоды

Кен Уилбер

0:02
  • Кен Уилбер - американский мыслитель, поставивший перед собой задачу предложить мировую философию, охватывающую все знания человечества.
  • Его интегральная философия и мета-теория стремятся охватить все знания и практики, накопленные человечеством за десятки тысячелетий.

Биография и контекст

1:03
  • Уилбер родился в 1949 году, его первая книга "Спектр сознания" была написана в 1973 году, но не была опубликована.
  • Его известность пришла после отказа десятков издателей опубликовать книгу.
  • Уилбер стал известен в узких кругах движения трансперсональной психологии и исследований измененных состояний сознания.

Влияние на культуру

6:13
  • В середине 20 века после Второй мировой войны произошел культурный обмен между странами, что привело к распространению учений и идей из разных культур.
  • Уилбер и его идеи стали частью этого культурного контекста, способствуя межконфессиональному диалогу и распространению знаний.

Ретро-романтизм и его влияние на Уилбера

10:25
  • Уилбер описывает идею о том, что сознание - это многоуровневая система, а не один уровень или состояние.
  • Он также обсуждает идею о том, что наше сознание может быть рассмотрено как "спектр сознания", который включает в себя различные уровни и состояния.
  • Уилбер начинает свою работу с идеи о том, что мы должны вернуться к "золотой эпохе" прошлого, когда было сосредоточие знаний, и что последующее развитие человечества воспринимается как деградация.
  • Он также обсуждает идею о том, что мы должны "отпустить" и "проработать" наши наслоения цивилизации, чтобы вернуться к "изначальному пробужденному состоянию сознания".

Трансформация взглядов Уилбера

14:02
  • Уилбер отказывается от этой идеи и начинает рассматривать развитие сознания как эволюцию, а не как деградацию.
  • Он также обсуждает идею о том, что развитие сознания - это не утрата рая, а осознание изначального сенситивного существования.
  • На второй фазе своего творчества, Уилбер обращается к исследованиям развития сознания и психологии развития, и его позиция состоит в том, что ребенок, рождаясь, пребывает в блаженных, чистых и невинных состояниях, но может впасть в ужас из-за незначительных вещей.

Развитие человека

18:33
  • В ранней стадии развития человека нет автономной структуры, внутреннего костяка, который выстраивается постепенно в процессе взаимодействия со средой.
  • Пик личностного развития, развития личности, рационального ментального эго, человека дискурсивного, способного рассуждать и анализировать свои чувства.
  • На второй фазе развития возникает понимание, что человек не просто ум, восседающий в теле, а психосоматическое единство.
  • В конце дуги развития человек может выйти на трансперсональные или личностные уровни бытия.

Трансперсональные уровни бытия

21:15
  • В конце дуги развития человек может вернуться к истоку, осознав себя рациональной личностью.
  • Трансперсональные или личностные уровни бытия - это опыт вневременных структур сознания, где мы испытываем вневременные структуры бытия.

Развитие и эволюция

24:13
  • Развитие человечества и эволюция рассматриваются с оптимистической точки зрения.
  • В книге "Проект Атман" и "Восхождение из Эдема" Уилбер предлагает недвойственный взгляд на эволюцию, где все происходящее является отражением высшего горного порядка вещей.

Четвертая фаза развития

28:43
  • Четвертая фаза развития Уилбера ознаменована выходом его главной книги "Секс, экология, духовность".
  • В этой книге Уилбер предлагает интегральное видение, интегральную метатеорию и интегральный подход, выходящий за пределы психологических и культурологических работ.

Интегральный подход

29:42
  • Вилбер впервые предлагает систему координат, которая может интегрировать все знания человечества и использовать нейтральный язык для общения специалистов из разных дисциплин.
  • Эта система основана на четырех квадрантах: сознание, организм, культура и отношения, а также на всех уровнях развития, линиях развития, типах и состояниях сознания.

Критика и развитие подхода

32:53
  • Вилбер написал множество книг, включая "Око духа", "Краткая история всего" и "Интегральная духовность".
  • В "Интегральной духовности" критики выделили пятую фазу работы Вилбера, которую он назвал "пост-метафизической".
  • В настоящее время принято считать, что "Религия будущего" является пятой фазой развития Вилбера, и именно она представлена в этой книге.

Религия будущего

34:45
  • Книга "Религия будущего" вышла в печатном виде и доступна в электронном формате.
  • Название книги в оригинале звучит как "Религия завтрашнего дня" или "Религия ближайшего будущего".
  • Идея книги - представить будущее великих духовных и религиозных традиций, которое будет более всеобъемлющим и исчерпывающим.

Интегральная пост-метафизика

38:20
  • Вилбер предлагает отказаться от постулирования патологических структур и вместо этого сосредоточиться на том, как мы можем достичь знания о реальности.
  • Он предлагает использовать инструкции для достижения знания, указывая на то, как мы можем прийти к этому знанию.

Изменение сознания и реальность

42:06
  • Вилбер обсуждает, как практики изменения сознания, такие как медитация и молитва, могут помочь нам понять, что реальность не является данностью, а скорее конструкцией.
  • Он также обсуждает идеи Карла Маркса о том, что все, что мы считаем опорой, на самом деле является конструкцией.

Интегральный подход

44:12
  • Обсуждение идеи о том, что все знания могут быть объединены, и люди разных научных направлений могут легко понимать друг друга.
  • Вопрос о том, что произойдет, если все клетки тела объединятся в одну, и что это может привести к утрате фундаментальных свойств человека.

Метапарадигматический и пост-дисциплинарный взгляд

45:14
  • Уилбер выходит на метапарадигматический и пост-дисциплинарный взгляд, где все дисциплины сохраняют свою внутреннюю уникальную автономию.
  • Идея симфонии, где все дисциплины находятся в оркестре, но сохраняют свою идентичность.

Интегральный подход и координация знания

48:57
  • Интегральный подход - это способ координации знания, где мы взаимодействуем и охватываем единое и множественное.
  • Координация знания необходима для любой сферы деятельности, и она уже существует, но разрознена.
  • Интегральный подход помогает улучшить функционирование различных сфер жизни.

Религия будущего

51:06
  • Уилбер не предлагает новую религию, а рассматривает потенциал великих традиций духовной мудрости.
  • Он не отождествляет себя с буддизмом, но считает его моделью для рассмотрения.

Интегральная духовность

55:29
  • Уилбер считает, что любая религия может стать интегральной, если интегрирует современные знания.
  • Он предлагает использовать ментальную схему для облегчения понимания книги.

Эволюция буддизма

58:54
  • Вилбер анализирует историю буддизма и предлагает свой взгляд на эволюцию учения.
  • Он рассматривает три поворота колеса хармы, которые включают в себя исторические учения, такие как гутамбулды.

Четыре благородные истины

1:04:17
  • Первый поворот колеса учения включает в себя три признака сенциического существования, такие как дука, а нича и анаман.
  • Эти истины описывают страдания, переменчивость и отсутствие я.

Восьмеричный путь

1:08:43
  • Восьмеричный путь благородных людей включает в себя восемь столпов, которые помогают выйти из состояния страдания.
  • Вилбер предлагает целостный подход к жизни, который включает в себя интегральную практику.

Каноническое понимание буддизма

1:10:16
  • В буддизме есть восемь практик, которые включают в себя правильное воззрение, правильное намерение, правильную речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усердие, правильную внимательность и правильное сосредоточенное осознавание.
  • Эти практики направлены на достижение результата, такого как прекращение страдания и пробуждение.

Второй поворот колеса учения

1:15:18
  • Второй поворот связан с развитием доктрины пустоты, которая означает реальность, истинную реальность вещей и сознания.
  • На пути распознавания пустотности, мы должны освободиться от ментальных концептуализаций и эмоций, чтобы увидеть реальность напрямую.

Троллема на горжуа

1:18:06
  • Уилбер обсуждает троллему на горжуа, которая пересматривает взгляд раннего буддизма на реальность.
  • Он пытается произвести синтез, утверждая, что истинное положение вещей не постигается через концептуальные обозначения, а через прямое постижение.

Невыразимость истинной реальности

1:19:25
  • Истинная реальность не может быть описана как тезис, счастье или несчастье.
  • Медитация и созерцание помогают достичь прямого опыта и прозрения.

Четвертый поворот и йогачара

1:26:29
  • Йогачара - школа, основанная на практике йоги и созерцании.
  • Третий поворот связан с развитием буддизма и школой йогачары.

Работа с повседневным умом

1:28:24
  • Ум является частью реальности и может быть постигнут через созерцание.
  • Дзен-буддизм подчеркивает важность работы с повседневным умом.

Йогачара и тантра

1:29:32
  • Йогачара предлагает восьми-девятиуровневую модель сознания, которая близка к тантрическому процессу.
  • Эта модель описывает процесс, который сильно повлиял на развитие тантрической буддийской тантры.
  • Йогачара предлагает идею о том, что изначально пустотная мудрость уже присутствует в нас, но мы не замечаем ее из-за формирования структуры сознания.
  • Эта структура называется алая вижняна или сознание-хранилище, которое может быть как бессознательным, так и сознательным.
  • Если мы правильно относимся к этому уровню сознания, он может быть нейтральным и не собирать пыль, но если мы цепляемся за что-то, он начинает собирать пыль, которая называется мана или себя-центрированная ментальность.

Четвертый поворот

1:37:41
  • Четвертый поворот, о котором говорит выбор, состоит в том, чтобы взять лучшее понимание традиций и синтезировать их с современными научными знаниями о структуре сознания.
  • Это включает в себя исследование уровней развития сознания, которые были исследованы в двадцатом веке, и их синтез с традиционными знаниями.

Фундаментальные состояния сознания

1:41:37
  • Уилбер рассматривает религии будущего и фундаментальные состояния сознания, такие как грубые и тонкие состояния, включая состояния сновидения и медитации.
  • Он также обсуждает состояние сновидения, когда осознанность сохраняется в глубоком сне без сновидений, и состояние причины, когда нет форм и образов, но есть бездонное пространство.

Стадии развития сознания

1:47:30
  • Уилбер обсуждает стадии развития сознания, начиная с простых и концентрированных стадий до более конвенциональных, таких как мифическое мышление и рациональная стадия.
  • Он также упоминает стадии третьего порядка сознания, где наш повседневный опыт пронизан чувством голографической и холорхической целостности вселенной.

Скрытые структуры сознания

1:51:45
  • Уилбер обсуждает скрытые структуры сознания, которые не даны нам в нашем внутреннем опыте, но могут быть выявлены при наблюдении за множеством людей.
  • Он также упоминает идею лестницы развития сознания, которая будет обсуждаться в основном курсе.

Дисфункциональные теневые элементы

1:52:57
  • Упоминается о различии между духовным интеллектом и духовными состояниями.
  • Рассматривается модель Бибера, объясняющая, как люди могут транслировать глубокие состояния сознания, одновременно говоря странные вещи или творя дичь.

Процесс развития и дисфункции

1:55:01
  • Упоминаются уровни развития зрелости и состояния сознания.
  • Обсуждаются дисфункции, которые могут формироваться на каждом уровне, такие как зависимость и аллергия.

Дисфункции и состояния сознания

1:57:01
  • Рассматриваются примеры дисфункций, таких как зависимость от тишины или аллергия на тонкие состояния.
  • Обсуждается идея о том, что дисфункции могут возникать на каждом уровне развития сознания.

Аспекты интегральной духовности

2:00:45
  • Упоминается книга "Интегральная духовность" Уилбера, которая дополняет "Религию будущего".
  • Рассматривается работа с тенью и ее значение для духовного развития.

Интегральная духовность

2:01:46
  • Вилбер обсуждает работу с тенью и четыре квадрата, а также идеи линии развития и типологии.
  • Он также касается тонких энергий и биоэнергетики, науки о сетях и развития технологий.

Семиотика и религия будущего

2:03:45
  • Вилбер описывает интегральную семиотику как науку о знаках, обозначениях и означаемых.
  • Он также обсуждает тему целостности и связи между концептуализациями и опытом высшей реальности.

Вопросы и ответы

2:07:45
  • Вилбер отвечает на вопросы о том, относится ли матхемака к четвертому повороту или второму повороту, и о влиянии гончар на махамудру.
  • Он подчеркивает, что изучение различных школ и традиций позволяет извлечь важные прозрения и интегрировать их в свою жизненную практику.

Обсуждение буддизма и страдания

2:09:46
  • Автор обсуждает, что цель буддизма - прекращение страдания, но это может привести к прекращению жизни.
  • Он объясняет, что в буддизме жизнь рассматривается как страдание, но это понимание может быть утрированным.
  • Автор говорит о том, что последующие повороты колеса дхармы отменяют это понимание, и жизнь может быть воспринята как бытие и радость.

Страдание и освобождение

2:15:10
  • Автор объясняет, что есть две истины: истина страдания и истина освобождения от страдания.
  • Он также говорит о том, что идея отлучения от мира может быть непродуктивной и мешать достижению истинной цели.

Авторское понимание страдания

2:19:33
  • Автор объясняет свое понимание страдания, которое основано на буддийской философии.
  • Он говорит о том, что все есть становление и прекращение, и что истинное понимание вещей требует оставить свою прицепленность к концепциям.

Обзор книги "Интегральная медитация"

2:21:13
  • Автор обсуждает структуру книги и ее полезность для разных категорий читателей.
  • Книга может быть полезна для тех, кто интересуется духовностью на более продвинутом уровне, а также для психологов, которые хотят понять суть вещей и разобраться в дисфункциях и аллергиях.

Курс по интегральной медитации

2:27:04
  • Автор предлагает присоединиться к курсу по интегральной медитации, который будет проходить в эти выходные.
  • Он также упоминает, что те, кто не оставил заявку, могут посмотреть вебинар или присоединиться к курсу позже.