Введение 0:02 Переход от театральной к профессорской аудитории. Лекция о латинской патристике и философии блаженного Августина. Следующая лекция 25 апреля о схоластике в Европе.
Планы на май 1:00 Лекция 30 мая о философии XIII века, Фома Аквинский. Влияние арабской и еврейской философии на европейскую христианскую философию.
Западная патристика 2:01 Западная патристика отличается от восточной. Латинский мир ориентирован на категории и нормы, а не на образы и эйдосы.
Различие цивилизаций 3:20 Сравнение цивилизаций и культур не должно быть в категориях "лучше" или "хуже". Различие обогащает жизнь и мир.
Открытие христианства на Западе 4:46 Христианство на Западе сначала отрицает греческую философию. Минуций Феликс и Квинт Септимий Титулиан отрицают греческую философию и утверждают, что вера важнее разума.
Влияние Титулиана 7:41 Титулиан утверждает, что вера важнее логики и разума. Его кредо "Credo quia absurdum" вера, потому что абсурдно.
Синтез веры и разума 11:55 Аврелий Августин совершает синтез греческого и латинского сознания. Он закладывает основу для положительного философского осмысления веры.
Блаженный Августин 13:26 Августин признан святым на Западе, но не на Востоке. Западная церковь называет его блаженным, что ниже категории святого.
Аврелий Августин 14:15 Аврелий Августин считается величайшим святым западной церкви. Родился в 354 году, умер в 430 году, прожил 76 лет. Был ритором до и после обращения в христианство, образованным человеком из провинциальной знати.
Жизнь и творчество 15:13 Родился в Тагасте, провинции Африка, недалеко от Карфагена. Почти вся его жизнь связана с Африкой, кроме короткого периода в Италии. Оставил уникальное произведение "Исповедь", которое является его биографией.
"Исповедь" 15:47 "Исповедь" написана в зрелом возрасте, когда Августин осмыслял свой приход к Христу. Описывает не внешние события, а жизнь духа и ума. Произведение доступно в русских переводах и является важным для понимания европейской культуры.
Семья и ранние годы 19:01 Родился в провинциальном городке Тагасте. Мать была горячей христианкой, отец - богатым, но ограниченным человеком. Отец избегал крещения, оставаясь оглашенным.
Образование и искания 21:02 Учился в Карфагене, затем переехал в Рим и Милан. Увлекался манихейством, но разочаровался в этой религии. Читал Библию, но не понимал её, особенно Ветхий Завет.
Встреча с Амвросием 25:44 Встретил епископа Амвросия в Милане, который был градоначальником и оглашенным христианином. Амвросий был известен своей мудростью и благочестием. В 387 году Амвросий крестил Августина, и тот стал христианином.
Августин и его путь к христианству 30:13 Августин мучается мыслью о принятии крещения, и на него нисходит божественное откровение. Он возвращается в Африку, где умирает его мать и сын. Августин живет с вольноотпущенницей, но не может на ней жениться, что вызывает у него страдания.
Жизнь и смерть Августина 31:14 Августин становится священником и епископом города Гиппон в Африке. Он умирает в 430 году во время осады города вандалами. Его называют великим зодчим западной средневековой культуры.
Принцип Августина 31:57 Его принцип: "Верю, чтобы понимать". Вера ищет, разум находит, и человек должен быть разумным, чтобы искать Бога. Августин увлекается неоплатонизмом, но отвергает крайности Плотина.
Человек как образ Божий 33:42 Августин видит человека как чудо и образ Божий. Главная задача человека — познать самого себя как образ Божий. Познание себя — это познание Бога в себе.
Воля и разум 35:14 Августин открывает волю как движение сердца, а не разума. Рацио происходит от ума, а воля — от сердца. Важно направить желание на стремление к Богу.
Познание и восприятие 37:01 Августин критикует эпикурейскую систему познания через восприятие. Познание — это процесс изнутри наружу, а не наоборот. Категории блага, красоты и ума находятся внутри человека.
Борьба между абсолютным и относительным 40:49 Августин говорит о борьбе между стремлением к абсолютному и относительному. Стремление к относительному убивает божественное в человеке. Важно стремиться к абсолютному, чтобы увидеть Бога в себе.
Троица и божественное в человеке 43:05 Августин восхищается категорией троичности. Троица — это три равных лица одной сущности. В каждом человеке пребывает вся полнота Бога.
Доказательства бытия Божьего 48:50 Августин приводит доказательства бытия Божьего. В Троице все лица равны, и Бог — полнота, наполняющая все во всем. Все лица божественные должны быть равны друг другу.
Доказательства бытия Бога 50:25 Августин использует три доказательства бытия Бога. Первое доказательство: мир в его красоте, что невозможно без творца. Второе доказательство: согласие человечества, что признает Бога как творца мира.
Восхождение в благе 52:25 Третье доказательство: восхождение в благе к Богу. Августин описывает множество благ, которые человек может любить, но стремится к благу самому по себе. Любовь к Богу завершает все остальные блага, делая их полезными.
Любовь к Богу 55:14 Любовь к Богу не отрицает другие блага, а завершает их. Все частичные блага хороши, когда ведут к Богу. Бог — это сумма и эссенция всех благ, высшее бытие.
Атрибуты Бога 57:37 Бог наделен множеством атрибутов: великий, благой, всеведущий и т.д. Его величие и мудрость, доброта и премудрость — одно и то же. Бог — творец без нужды и зависимости, вездесущий и вечный.
Определение Бога 58:25 Наиболее точное определение Бога: "Я есть то, что я есть". Эти цитаты из произведений Августина переведены Сергеем Аверинцевым.
Августин о Троице 58:52 Августин утверждает, что в Боге нет случайности. Идея христианской Троицы важна для Августина. Все три лица Троицы субстанционально едины.
Познание Бога через душу 59:52 Познание Бога через душу и души через Бога — важный принцип Августина. Человек и Бог — две сущности, познающие друг друга. Достоинство человека связано с божественным достоинством.
Права человека и Августин 1:01:19 Права человека в западной культуре связаны с божественным достоинством. Августин осмыслил человека как божественное существо. Человек может отказаться от своего божественного статуса по своей вине.
Идея творения у Августина 1:02:39 Идея творения важна для понимания человека и мира. Августин не был первым, но его идеи стали основой западной традиции. Западная и восточная патристика имеют разные акценты в понимании творения.
Творение из ничего 1:04:59 Бог творит мир из ничего по своей благости. Августин вводит идею творения из ничего, что стало важным в схоластике. Бог творит без внешнего понуждения, так как нет ничего, кроме него.
Три вида создания 1:05:48 Платон говорит о демиурге, который создает мир из материи. Августин различает фабрикацию, генерацию и креацию. Бог не берет материал, а творит из ничего.
Генерация и первородный грех 1:06:56 Генерация — это рождение качественно того же, что и творец. Августин мало занимается божественной антропологией, но размышляет о первородном грехе. Первородный грех передается через генерацию от первой пары.
Креация и её значение 1:10:30 Креация — это творение мира из ничего. Августин подчеркивает важность креации в понимании творения. Креация отличается от фабрикаций и генераций, подчеркивая уникальность божественного творения.
Доказательство бессмертия души Августина 1:10:48 Августин использует платоновские категории для доказательства бессмертия души. Он утверждает, что душа воспринимает мир благодаря Богу в себе. Григорий Нисский утверждает, что Бог присутствует и в душе, и в теле.
Дихотомия тела и души у Августина 1:12:15 Августин остается в дихотомии тела и души, несмотря на понимание воскресения тела. Его аргумент спиритуален: если бы душа была смертна, умерла бы и истина. Бог в душе, а не в теле.
Категория времени у Августина 1:14:21 Августин считает, что пространство и время были созданы при творении мира. Время для человека не является реальной категорией, а лишь умозрительной. Вечность присуща человеку, и он осмысляет прошлое и будущее через настоящее.
Категория зла у Августина 1:19:22 Августин, бывший манихей, понимает зло как онтологическую категорию. Он вводит понятие морального зла как греха, который является дефективной причиной. Физическое зло, болезни и страдания, является следствием морального зла.
Воля и волянтаризм у Августина 1:26:20 Воля для Августина является существенной категорией. Он вспоминает слова апостола Павла о том, что человек часто делает то, что не хочет. Воля может быть как доброй, так и злой, и часто человек делает то, что ему не хочется, но что он знает, что плохо.
Понятие воли у Максима Исповедника 1:27:55 Максим Исповедник вводит понятие двух воль: физической и гномической. Греки, включая Эпикура, также различали уровни желаний.
Августин и конфликт воли 1:28:37 Августин открывает для себя проблему конфликта воли. В "Исповеди" он описывает свои внутренние конфликты и борьбу с собой.
Свобода воли и грехопадение 1:29:53 Августин утверждает, что свобода воли важнее разума. Грехопадение рассматривается как повреждение воли, а не разума.
Воля и разум в христианстве 1:30:46 Воля может быть испорчена, несмотря на разумное понимание зла. Августин объясняет, что воля свободна и может склоняться к добру или злу.
Воля и христианская жизнь 1:32:24 Воля искажена грехом Адама, но человек может соединиться с Христом. Крещение открывает в человеке волю Христа, что приводит к творению добра.
Учение о двух градах 1:36:24 Августин сравнивает земной град и град небесный через любовь. Любовь к себе порождает земной град, а любовь к Богу — град небесный.
Любовь к Богу и любовь к себе 1:40:40 Любовь к Богу конструктивна, а любовь к себе губительна. Августин подчеркивает важность любви к Богу и служения Ему.
Заключение 1:42:23 Любовь к Богу делает любое желание благом. Августин формирует христианскую философию личности и поведения.
Влияние гностицизма на Августина 1:43:55 Августин прошел через опыт манихеев и гностиков. Гностики верили в иерархию Бога и творение зла. Августин сформировал свою модель, отталкиваясь от этих идей.
Августиновское учение о Троице и зле 1:44:48 Августин считал, что зло не существует в божественном устроении мира. Он критиковал идею о метафизическом зле, утверждая, что все явления имеют положительный смысл. Августин противопоставлял это гностицизму, где зло считалось онтологическим.
Совесть и разум в учении Августина 1:46:55 Августин считал разум критерием добра и зла. Совесть для него была двойственностью: человек и Бог. Совесть укоряет и понуждает к действиям, которые важны и хороши.
Сожженная совесть и суд 1:49:02 Сожженная совесть означает, что человек перестал слышать голос Бога. Августин уделял много внимания категории страшного суда. Суд — это конфликт между божественным в человеке и его эмпирикой.
Отношение к Августину на Западе и Востоке 1:50:55 Августин творил до раскола церквей, но его идеи повлияли на обе стороны. Различие между западным и восточным мирами не означает, что один хуже другого. Раскол церквей был результатом политических и культурных конфликтов.
Причины раскола и его преодоление 1:53:47 Раскол церквей — это грех, лежащий на обеих церквях. Важно преодолевать раскол, не усугубляя его. Августин и другие святые являются сокровищами единой церкви.
Амбросий Медиоланский 1:56:38 Амбросий Медиоланский был идеальным епископом, жертвовавшим собой ради истины. Его почитают на Востоке, и его молитва читается перед литургией.
Августин и расколы 1:57:18 Августин боролся за чистоту церкви на нескольких соборах, включая против пелагиан и дакетистов. Он был епископом, наблюдавшим за правильностью жизни в церкви и боролся с ересями. Августин не допустил императора до причастия, когда тот игнорировал церковные законы.
Ответственность каждого 1:58:16 Каждый из нас ответственен за правильное понимание и объяснение явлений. Августин дал нам силу быть стойкими исповедниками истины, зная, что нас не сломить.