История Западной философии. Лекция №12. «Латинская патристика. Блаженный Августин»

YOUTUBE · 30.11.2025 06:24

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:02
  • Переход от театральной к профессорской аудитории.
  • Лекция о латинской патристике и философии блаженного Августина.
  • Следующая лекция 25 апреля о схоластике в Европе.

Планы на май

1:00
  • Лекция 30 мая о философии XIII века, Фома Аквинский.
  • Влияние арабской и еврейской философии на европейскую христианскую философию.

Западная патристика

2:01
  • Западная патристика отличается от восточной.
  • Латинский мир ориентирован на категории и нормы, а не на образы и эйдосы.

Различие цивилизаций

3:20
  • Сравнение цивилизаций и культур не должно быть в категориях "лучше" или "хуже".
  • Различие обогащает жизнь и мир.

Открытие христианства на Западе

4:46
  • Христианство на Западе сначала отрицает греческую философию.
  • Минуций Феликс и Квинт Септимий Титулиан отрицают греческую философию и утверждают, что вера важнее разума.

Влияние Титулиана

7:41
  • Титулиан утверждает, что вера важнее логики и разума.
  • Его кредо "Credo quia absurdum" вера, потому что абсурдно.

Синтез веры и разума

11:55
  • Аврелий Августин совершает синтез греческого и латинского сознания.
  • Он закладывает основу для положительного философского осмысления веры.

Блаженный Августин

13:26
  • Августин признан святым на Западе, но не на Востоке.
  • Западная церковь называет его блаженным, что ниже категории святого.

Аврелий Августин

14:15
  • Аврелий Августин считается величайшим святым западной церкви.
  • Родился в 354 году, умер в 430 году, прожил 76 лет.
  • Был ритором до и после обращения в христианство, образованным человеком из провинциальной знати.

Жизнь и творчество

15:13
  • Родился в Тагасте, провинции Африка, недалеко от Карфагена.
  • Почти вся его жизнь связана с Африкой, кроме короткого периода в Италии.
  • Оставил уникальное произведение "Исповедь", которое является его биографией.

"Исповедь"

15:47
  • "Исповедь" написана в зрелом возрасте, когда Августин осмыслял свой приход к Христу.
  • Описывает не внешние события, а жизнь духа и ума.
  • Произведение доступно в русских переводах и является важным для понимания европейской культуры.

Семья и ранние годы

19:01
  • Родился в провинциальном городке Тагасте.
  • Мать была горячей христианкой, отец - богатым, но ограниченным человеком.
  • Отец избегал крещения, оставаясь оглашенным.

Образование и искания

21:02
  • Учился в Карфагене, затем переехал в Рим и Милан.
  • Увлекался манихейством, но разочаровался в этой религии.
  • Читал Библию, но не понимал её, особенно Ветхий Завет.

Встреча с Амвросием

25:44
  • Встретил епископа Амвросия в Милане, который был градоначальником и оглашенным христианином.
  • Амвросий был известен своей мудростью и благочестием.
  • В 387 году Амвросий крестил Августина, и тот стал христианином.

Августин и его путь к христианству

30:13
  • Августин мучается мыслью о принятии крещения, и на него нисходит божественное откровение.
  • Он возвращается в Африку, где умирает его мать и сын.
  • Августин живет с вольноотпущенницей, но не может на ней жениться, что вызывает у него страдания.

Жизнь и смерть Августина

31:14
  • Августин становится священником и епископом города Гиппон в Африке.
  • Он умирает в 430 году во время осады города вандалами.
  • Его называют великим зодчим западной средневековой культуры.

Принцип Августина

31:57
  • Его принцип: "Верю, чтобы понимать".
  • Вера ищет, разум находит, и человек должен быть разумным, чтобы искать Бога.
  • Августин увлекается неоплатонизмом, но отвергает крайности Плотина.

Человек как образ Божий

33:42
  • Августин видит человека как чудо и образ Божий.
  • Главная задача человека — познать самого себя как образ Божий.
  • Познание себя — это познание Бога в себе.

Воля и разум

35:14
  • Августин открывает волю как движение сердца, а не разума.
  • Рацио происходит от ума, а воля — от сердца.
  • Важно направить желание на стремление к Богу.

Познание и восприятие

37:01
  • Августин критикует эпикурейскую систему познания через восприятие.
  • Познание — это процесс изнутри наружу, а не наоборот.
  • Категории блага, красоты и ума находятся внутри человека.

Борьба между абсолютным и относительным

40:49
  • Августин говорит о борьбе между стремлением к абсолютному и относительному.
  • Стремление к относительному убивает божественное в человеке.
  • Важно стремиться к абсолютному, чтобы увидеть Бога в себе.

Троица и божественное в человеке

43:05
  • Августин восхищается категорией троичности.
  • Троица — это три равных лица одной сущности.
  • В каждом человеке пребывает вся полнота Бога.

Доказательства бытия Божьего

48:50
  • Августин приводит доказательства бытия Божьего.
  • В Троице все лица равны, и Бог — полнота, наполняющая все во всем.
  • Все лица божественные должны быть равны друг другу.

Доказательства бытия Бога

50:25
  • Августин использует три доказательства бытия Бога.
  • Первое доказательство: мир в его красоте, что невозможно без творца.
  • Второе доказательство: согласие человечества, что признает Бога как творца мира.

Восхождение в благе

52:25
  • Третье доказательство: восхождение в благе к Богу.
  • Августин описывает множество благ, которые человек может любить, но стремится к благу самому по себе.
  • Любовь к Богу завершает все остальные блага, делая их полезными.

Любовь к Богу

55:14
  • Любовь к Богу не отрицает другие блага, а завершает их.
  • Все частичные блага хороши, когда ведут к Богу.
  • Бог — это сумма и эссенция всех благ, высшее бытие.

Атрибуты Бога

57:37
  • Бог наделен множеством атрибутов: великий, благой, всеведущий и т.д.
  • Его величие и мудрость, доброта и премудрость — одно и то же.
  • Бог — творец без нужды и зависимости, вездесущий и вечный.

Определение Бога

58:25
  • Наиболее точное определение Бога: "Я есть то, что я есть".
  • Эти цитаты из произведений Августина переведены Сергеем Аверинцевым.

Августин о Троице

58:52
  • Августин утверждает, что в Боге нет случайности.
  • Идея христианской Троицы важна для Августина.
  • Все три лица Троицы субстанционально едины.

Познание Бога через душу

59:52
  • Познание Бога через душу и души через Бога — важный принцип Августина.
  • Человек и Бог — две сущности, познающие друг друга.
  • Достоинство человека связано с божественным достоинством.

Права человека и Августин

1:01:19
  • Права человека в западной культуре связаны с божественным достоинством.
  • Августин осмыслил человека как божественное существо.
  • Человек может отказаться от своего божественного статуса по своей вине.

Идея творения у Августина

1:02:39
  • Идея творения важна для понимания человека и мира.
  • Августин не был первым, но его идеи стали основой западной традиции.
  • Западная и восточная патристика имеют разные акценты в понимании творения.

Творение из ничего

1:04:59
  • Бог творит мир из ничего по своей благости.
  • Августин вводит идею творения из ничего, что стало важным в схоластике.
  • Бог творит без внешнего понуждения, так как нет ничего, кроме него.

Три вида создания

1:05:48
  • Платон говорит о демиурге, который создает мир из материи.
  • Августин различает фабрикацию, генерацию и креацию.
  • Бог не берет материал, а творит из ничего.

Генерация и первородный грех

1:06:56
  • Генерация — это рождение качественно того же, что и творец.
  • Августин мало занимается божественной антропологией, но размышляет о первородном грехе.
  • Первородный грех передается через генерацию от первой пары.

Креация и её значение

1:10:30
  • Креация — это творение мира из ничего.
  • Августин подчеркивает важность креации в понимании творения.
  • Креация отличается от фабрикаций и генераций, подчеркивая уникальность божественного творения.

Доказательство бессмертия души Августина

1:10:48
  • Августин использует платоновские категории для доказательства бессмертия души.
  • Он утверждает, что душа воспринимает мир благодаря Богу в себе.
  • Григорий Нисский утверждает, что Бог присутствует и в душе, и в теле.

Дихотомия тела и души у Августина

1:12:15
  • Августин остается в дихотомии тела и души, несмотря на понимание воскресения тела.
  • Его аргумент спиритуален: если бы душа была смертна, умерла бы и истина.
  • Бог в душе, а не в теле.

Категория времени у Августина

1:14:21
  • Августин считает, что пространство и время были созданы при творении мира.
  • Время для человека не является реальной категорией, а лишь умозрительной.
  • Вечность присуща человеку, и он осмысляет прошлое и будущее через настоящее.

Категория зла у Августина

1:19:22
  • Августин, бывший манихей, понимает зло как онтологическую категорию.
  • Он вводит понятие морального зла как греха, который является дефективной причиной.
  • Физическое зло, болезни и страдания, является следствием морального зла.

Воля и волянтаризм у Августина

1:26:20
  • Воля для Августина является существенной категорией.
  • Он вспоминает слова апостола Павла о том, что человек часто делает то, что не хочет.
  • Воля может быть как доброй, так и злой, и часто человек делает то, что ему не хочется, но что он знает, что плохо.

Понятие воли у Максима Исповедника

1:27:55
  • Максим Исповедник вводит понятие двух воль: физической и гномической.
  • Греки, включая Эпикура, также различали уровни желаний.

Августин и конфликт воли

1:28:37
  • Августин открывает для себя проблему конфликта воли.
  • В "Исповеди" он описывает свои внутренние конфликты и борьбу с собой.

Свобода воли и грехопадение

1:29:53
  • Августин утверждает, что свобода воли важнее разума.
  • Грехопадение рассматривается как повреждение воли, а не разума.

Воля и разум в христианстве

1:30:46
  • Воля может быть испорчена, несмотря на разумное понимание зла.
  • Августин объясняет, что воля свободна и может склоняться к добру или злу.

Воля и христианская жизнь

1:32:24
  • Воля искажена грехом Адама, но человек может соединиться с Христом.
  • Крещение открывает в человеке волю Христа, что приводит к творению добра.

Учение о двух градах

1:36:24
  • Августин сравнивает земной град и град небесный через любовь.
  • Любовь к себе порождает земной град, а любовь к Богу — град небесный.

Любовь к Богу и любовь к себе

1:40:40
  • Любовь к Богу конструктивна, а любовь к себе губительна.
  • Августин подчеркивает важность любви к Богу и служения Ему.

Заключение

1:42:23
  • Любовь к Богу делает любое желание благом.
  • Августин формирует христианскую философию личности и поведения.

Влияние гностицизма на Августина

1:43:55
  • Августин прошел через опыт манихеев и гностиков.
  • Гностики верили в иерархию Бога и творение зла.
  • Августин сформировал свою модель, отталкиваясь от этих идей.

Августиновское учение о Троице и зле

1:44:48
  • Августин считал, что зло не существует в божественном устроении мира.
  • Он критиковал идею о метафизическом зле, утверждая, что все явления имеют положительный смысл.
  • Августин противопоставлял это гностицизму, где зло считалось онтологическим.

Совесть и разум в учении Августина

1:46:55
  • Августин считал разум критерием добра и зла.
  • Совесть для него была двойственностью: человек и Бог.
  • Совесть укоряет и понуждает к действиям, которые важны и хороши.

Сожженная совесть и суд

1:49:02
  • Сожженная совесть означает, что человек перестал слышать голос Бога.
  • Августин уделял много внимания категории страшного суда.
  • Суд — это конфликт между божественным в человеке и его эмпирикой.

Отношение к Августину на Западе и Востоке

1:50:55
  • Августин творил до раскола церквей, но его идеи повлияли на обе стороны.
  • Различие между западным и восточным мирами не означает, что один хуже другого.
  • Раскол церквей был результатом политических и культурных конфликтов.

Причины раскола и его преодоление

1:53:47
  • Раскол церквей — это грех, лежащий на обеих церквях.
  • Важно преодолевать раскол, не усугубляя его.
  • Августин и другие святые являются сокровищами единой церкви.

Амбросий Медиоланский

1:56:38
  • Амбросий Медиоланский был идеальным епископом, жертвовавшим собой ради истины.
  • Его почитают на Востоке, и его молитва читается перед литургией.

Августин и расколы

1:57:18
  • Августин боролся за чистоту церкви на нескольких соборах, включая против пелагиан и дакетистов.
  • Он был епископом, наблюдавшим за правильностью жизни в церкви и боролся с ересями.
  • Августин не допустил императора до причастия, когда тот игнорировал церковные законы.

Ответственность каждого

1:58:16
  • Каждый из нас ответственен за правильное понимание и объяснение явлений.
  • Августин дал нам силу быть стойкими исповедниками истины, зная, что нас не сломить.