Александр I Благословенный (1777-1825) | Курс Владимира Мединского | XIX век

YOUTUBE · 30.11.2025 06:24

Ключевые темы и таймкоды

Введение и артефакты

0:25
  • Представление конспектов и артефактов, связанных с Александром I.
  • Упоминание о возможности посетить музей и увидеть предметы вблизи.
  • Описание книги «Александр: жизнь и царствование», изданной в XIX веке.

Портрет Александра

1:23
  • Портрет Александра, сделанный английским художником Доу.
  • Описание внешности Александра: голубые глаза, яркое лицо, высокий рост.

Рождение и начало правления

2:20
  • Рождение Александра в декабре 1777 года в Петербурге.
  • Имя дано в честь Александра Невского.
  • Упрочение династии и начало правления.

Личность Александра

3:19
  • Александр как «Северный Сфинкс» и «Северный Тальма» в глазах европейцев.
  • Его роль в эпоху наполеоновских войн и европейских реставраций.
  • Либеральные реформы и их восприятие в СССР.

Восприятие Александра

4:18
  • Негативное восприятие Александра в советской историографии.
  • Критика его реформ и дипломатического искусства.
  • Разочарование либералов и государственников в его политике.

Воспитание Александра

5:18
  • Екатерина II как крестная мать Александра.
  • Планы Екатерины на будущее Александра и Константина.
  • Строгое воспитание по образцу Екатерины.

Методы воспитания

10:16
  • Инструкция Екатерины для воспитания детей: закалка, свежий воздух, простая еда.
  • Подвижные игры и поощрение любознательности.
  • Передача Александра профессиональным учителям в 7 лет.

Характер и привычки Александра

13:12
  • Любовь к труду и аскетический образ жизни.
  • Ранние подъёмы, работа с бумагами, общение с людьми.
  • Верность друзьям и любовь к одиночеству.
  • Строгая самооценка и понимание своих слабостей.

Характер Александра

14:12
  • Александр был самолюбивым, но добрым человеком.
  • Упрямство, хитрость и тщеславие могли быть следствием его положения между двумя дворами.
  • Отец доверял ему серьёзные дела, в отличие от матери Екатерины.

Воспитание и учителя

15:10
  • Екатерина подобрала для Александра нетрадиционных учителей.
  • Швейцарец Лагарп, убеждённый республиканец, преподавал французский язык и обществоведение.
  • Лагарп оказал значительное влияние на взгляды Александра.

Другие учителя

17:08
  • Географ Паллас преподавал естествознание и биологию.
  • Протоиерей Андрей Самборский учил английскому языку.
  • Муравьёв, отец декабристов, преподавал светскую историю и русский язык.

Мысли Лагарпа о воспитании

19:04
  • Лагарп считал, что будущий правитель должен быть честным человеком и просвещённым гражданином.
  • Он подчёркивал важность рассудительности для монарха.

Мысли Александра о власти

20:03
  • Александр выражал желание покинуть Россию и жить частной жизнью.
  • Позже он изменил своё мнение и хотел даровать стране свободу.
  • Его программа включала реформы и республиканскую форму правления.

Брак и семейные отношения

22:02
  • Александр женился на немецкой принцессе Елизавете Алексеевне.
  • Отношения между супругами были сложными, с взлётами и падениями.
  • Несмотря на трудности, они воссоединились в последние годы жизни.

Заговор и убийство Павла I

23:59
  • Александр знал о заговоре против отца, но требовал сохранения его жизни.
  • Павел подписал указ об аресте сына, что напугало Александра.
  • После убийства Павла Александр объявил о своём восхождении на престол.

Реакция Александра на убийство отца

25:55
  • Александр был в ужасе от мысли, что стал причиной смерти отца.
  • Он чувствовал вину и депрессию.
  • Молодая жена умоляла его не падать духом.

Начало правления Александра I

27:52
  • Александр I начал своё правление с обещаний искупления греха и счастья русского народа.
  • Он общался с дворянством, ходил по Петербургу без охраны и говорил о необходимости фундаментальных законов.

Либеральные реформы

28:50
  • Александр помиловал множество заключённых и разрешил вернуться на службу 12 тысячам чиновников и офицеров.
  • Разрешён ввоз иностранных товаров, книг, журналов и газет.
  • Объявлена свобода торговли, разрешено иметь частные типографии и выписывать иностранные газеты.

Возвращение привилегий и ликвидация Тайной канцелярии

29:49
  • Вернуты привилегии дворянству и городам.
  • Запрещены телесные наказания для дворян, разрешено офицерам уходить в отставку.
  • Ликвидирована Тайная канцелярия, её функции переданы Сенату.

Отстранение заговорщиков

31:44
  • Александр постепенно отстранил основных участников заговора против Павла от должностей.
  • Графа Палена заставили покинуть Петербург.

Негласный комитет

32:44
  • Вокруг Александра сложился кружок передовой молодёжи, который стал Негласным комитетом.
  • Участники комитета: граф Строганов, граф Кочубей, князь Адам Чарторыйский, Николай Новосельцев.
  • Комитет планировал реформы, включая создание Конституции и отмену крепостного права.

Проект Конституции

36:38
  • Комитет написал проект Конституции «Жалованная грамота российскому народу».
  • Обсуждалась отмена крепостного права, но радикальные меры не были реализованы.

Реформы в отношении крестьянства

37:37
  • Александр отказался от практики передачи государственных крестьян частным владельцам.
  • Крестьянам разрешено покупать незаселённые земли.
  • В Прибалтике крестьяне были прикреплены к земле, а не к личности помещика.

Ограничения для помещиков

40:32
  • Запрещены телесные наказания для крестьян.
  • Крестьяне получили право передавать землю по наследству.
  • Помещикам запрещалось сгонять крестьян с земли и переводить их в дворовые.

Экономические реформы Александра I

41:30
  • Крестьяне получили право торговать, брать векселя и заниматься подрядами с дозволения помещика.
  • Разрешено основывать торговые дома, что привело к появлению акционерных обществ.
  • Законодательство о торговых домах сохранялось с оговорками до современности.

Типы товариществ

42:29
  • Два типа товариществ: полное и товарищество на вере.
  • Полные товарищи отвечали всем своим имуществом.
  • Привлечение внешнего финансирования через выпуск акций и паёв.

Указ о вольных хлебопашцах

43:28
  • Указ давал возможность землевладельцам договариваться с крестьянами о передаче земли.
  • Хлебопашцы получали личную свободу и возможность заниматься предпринимательством.
  • Указ был применён лишь 161 раз, освободив 50 тысяч крестьян.

Реформа государственного управления

44:28
  • Создание Государственного совета как совещательного органа при императоре.
  • Замена коллегий министерствами с введением личной ответственности министров.
  • Укрупнение министерств и введение внутренней структуры с департаментами и отделами.

Реформа придворных званий

46:25
  • Придворные звания стали почётными, без оплаты.
  • Пример: Пушкин получил звание камер-юнкера.
  • Реформа вызвала недовольство дворянства из-за потери возможности быстрого карьерного роста.

Реформа образования

50:21
  • Создание иерархической школьной системы с четырьмя степенями.
  • Министерство Просвещения во главе системы.
  • Шесть университетов с государственным финансированием и самоуправлением.
  • Гимназии для детей любых сословий, включая вольных хлебопашцев.

Структура образовательной системы

53:18
  • Приходские училища для обучения чтению и письму.
  • Уездные училища — 8 лет обучения.
  • Гимназии — 7 лет обучения, тяжёлая программа с древними языками.
  • Университеты — 3 года обучения, полное самоуправление.

Александровский лицей

54:17
  • Закрытое учебное заведение для потомственных дворян.
  • Приём с 10–12 лет, обязательное домашнее образование.

Царскосельский лицей

55:16
  • Лицей готовил высококлассных чиновников для государственной службы.
  • Обучение длилось 6 лет, выпускники получали высокий чин и могли сразу работать в министерствах.
  • Система государственного распределения после окончания лицея.

Факультеты университета

56:13
  • В университетах было всего 4 факультета: физмат, медицинский, филологический и факультет нравственных наук.
  • Факультеты были узкоспециализированными и дублировали друг друга.

Мундиры в XIX веке

57:10
  • Мундиры носили все госслужащие, кроме женщин, крестьян и священников.
  • Мундиры подчёркивали статус и красоту, их ношение было почётным.
  • Отставка без права ношения мундира была страшным наказанием.

Изменения в мундирах при Александре

58:10
  • При Александре мундиры были перекроены по французской и английской моде.
  • Появились стоячие воротнички, плечевые погоны и эполеты.
  • Император Александр лично задавал моду на мундиры.

Оружие кавалеристов

1:01:08
  • Кавалеристы использовали дуэльные пистолеты, которые были однозарядными и неудобными для перезарядки на скаку.
  • Пистолеты хранились в седельных сумках и были прикрыты толстой материей, чтобы не промокли.
  • Точность стрельбы была низкой, но пули наносили тяжёлые ранения.

Негласный комитет

1:03:06
  • Негласный комитет работал при Александре, его члены получали должности и руководили министерствами.
  • Судьба членов комитета: Строганов, Кочубей, Новосельцев и Адам.

Личная скромность Александра

1:07:02
  • Александр был невероятно скряжным, не носил драгоценностей и демонстрировал скромность.
  • Его стиль жизни был примером для дворянства.
  • Александр ввёл моду на здоровое питание, контролируя свой рацион.

Питание Александра

1:08:00
  • Завтрак Александра включал чай со сливками и гренки.
  • Обед и ужин были лёгкими: супы, птица, нежирное мясо.
  • Перед сном Александр пил простоквашу с черносливом или чай с мёдом.
  • Любил ботвинью и красную икру.

Икра и Пушкин

1:09:56
  • Икра была доступным продуктом в то время.
  • Пушкин зарабатывал достаточно, чтобы содержать семью, несмотря на небольшие доходы от имений.
  • Гонорары Пушкина можно было бы сравнить с ценой чёрной икры по тем временам.

Подарки и котлеты

1:10:56
  • Александр любил посылать икру в качестве подарков другим государям.
  • Легенда связывает появление пожарских котлет с Александром I.
  • В трактире Пожарского Александр заказал котлеты из телятины, но из-за отсутствия телятины приготовили куриные котлеты, которые понравились царю.

Педантизм Александра

1:11:55
  • Александр был маниакально педантичным в работе с документами.
  • На его столе всегда было строго определённое количество гусиных перьев, бумаги были разложены по ранжиру.
  • Он мог раздражаться из-за малейших нарушений порядка.

Военное дело и военные поселения

1:13:53
  • Александр любил военное дело, но его педантизм привёл к избыточной формализации.
  • Он увлекался смотрами и маршами, мог часами наблюдать за военными упражнениями.
  • Идея военных поселений нравилась Александру, но Ракчеев не хотел ими заниматься.

Реформы и отношение к Александру

1:14:51
  • Первый период правления Александра был периодом реформ и «оттепели».
  • После войны 1812 года и Венского конгресса Александр начал закручивать гайки.
  • Общественность сначала воспринимала его с восторгом, потом началось разочарование.

Либеральные реформы

1:15:49
  • Александр стремился к реформам и свободе, но не рискнул отменить крепостное право.
  • Были некоторые послабления, например, появление вольных хлебопашцев.
  • Реформы образования и госуправления стали лучше, но не идеальными.

Уважение к правам человека

1:17:48
  • Александр убрал виселицы в Петербурге, что символизировало уважение к правам человека.
  • При нём появилось чувство собственного достоинства у людей.
  • Его отношение к правам людей способствовало появлению декабристов.

Международные отношения

1:20:44
  • Александр подписал мирное соглашение с Францией и восстановил отношения с Англией.
  • Выдвинул идею установления всеобщего мира в Европе на основе уважения прав наций и человека.
  • Предлагал создать союз, регулирующий международные отношения в рамках международного права.

Война с Наполеоном

1:22:41
  • Наполеон бросил вызов всей Европе, Александр

Введение в военную историю Александра I

1:24:38
  • Автор книги «Военная история Александра I» стремится показать тенденции и взаимосвязи событий, а не просто перечислять даты и имена.
  • Фокус на ярких личностях, которые делали историю.

Поражение под Аустерлицем

1:25:36
  • Катастрофическое поражение союзной армии под Аустерлицем в 1805 году.
  • Отступление русской армии было разрозненным, что сравнимо с поражением под Нарвой.
  • Трагедия под Аустерлицем повлияла на характер Александра.

Конфликт между Александром и Кутузовым

1:26:36
  • Кутузов советовал не вступать в бой под Аустерлицем, считая диспозицию невыгодной.
  • Александр настаивал на сражении, стремясь к славе и быстрым победам.
  • Кутузов не смог публично противостоять императору.

Продолжение боевых действий после Аустерлица

1:28:32
  • Австрийцы заключили сепаратный мир с Наполеоном, признав его победу.
  • Александр продолжил боевые действия в одиночку, что привело к поражению под Фридландом.

Тильзитский мир

1:29:32
  • В Тильзите Россия признала завоевания Франции в Европе и присоединилась к континентальной блокаде.
  • Россия разорвала торговые отношения с Англией.
  • Мир был непопулярен в русском обществе.

Герцогство Варшавское

1:31:28
  • Наполеон создал герцогство Варшавское, которое находилось под протекторатом Саксонии, но фактически контролировалось Францией.
  • Поляки получили иллюзию самоуправления и надежду на независимость.
  • Герцогство стало форпостом Наполеона против России.

Геополитическая ситуация накануне 1812 года

1:34:24
  • Наполеон контролировал значительную часть Европы, включая Францию, Бельгию, Голландию, Швейцарию, Италию, Испанию, Германию и Австрию.
  • Польша стала антироссийской территорией с хорошей армией, стремящейся к реваншу.

Ордена Наполеона в России

1:35:24
  • Ордена Наполеона, включая орден Андрея Первозванного, находятся в Историческом музее в России.
  • Александр наградил Наполеона орденом Андрея Первозванного в Тильзите.

Войны России после Тильзита

1:37:21
  • Затяжная война на Кавказе, где Россия присоединила грузинские территории, большую часть Азербайджана и Карабах.
  • Война с Турцией, где Михаил Кутузов

Шведско-русская война 1808–1809 годов

1:39:19
  • Швеция многократно пыталась взять реванш за потери в Прибалтике.
  • Каждая шведско-русская война заканчивалась миром в пользу России и потерей части шведской территории.
  • В 1808–1809 годах Швеция отдала России огромные территории, включая Финляндию.

Статус Финляндии

1:40:18
  • Финляндия получила уникальный статус в рамках Российской империи: парламент, собственные органы самоуправления, привилегии.
  • Финны не платили федеральных налогов и не служили в армии, кроме как добровольно.
  • Россия брала на себя обязательства по внешней обороне и развитию Финляндии.

Экономические противоречия с Англией

1:42:17
  • Англия была главным покупателем российских товаров, особенно зерна.
  • Континентальная блокада привела к падению доходов России и бюджетному дефициту.
  • Россия была вынуждена печатать новые деньги для покрытия расходов.

Влияние на дворянство

1:46:13
  • Запрет на торговлю с Англией привёл к финансовому кризису среди дворянства.
  • Офицеры стремились стать помещиками, чтобы обеспечить себе будущее.
  • Параллельный импорт и экспорт через посредников усугубляли экономические проблемы.

Герцогство Варшавское и планы Наполеона

1:49:10
  • Наполеон планировал использовать Польшу как форпост против России.
  • Александр предложил Наполеону договор, признающий российские земли, но Наполеон уклонился от соглашения.
  • Россия оставалась последним препятствием на пути Наполеона к европейской гегемонии.

Экономические проблемы Франции

1:52:07
  • В 1811 году во Франции произошёл большой неурожай, что привело к экономическим неурядицам.
  • Франция была полностью ориентирована на военные расходы, что создавало внутренние проблемы.
  • Экономические неурядицы ставили Наполеона перед выбором: сократить армию или военные расходы.

Экономические и военные преимущества Франции

1:53:04
  • Франция богаче и крупнее России, её военный бюджет в четыре раза больше российского.
  • Французская армия вместе с армиями вассалов значительно превосходит российскую.
  • Наполеон держал под ружьём миллион человек в 1812 году.

Личные отношения Наполеона и Александра

1:54:03
  • Наполеон и Александр — люди с высоким эго и завышенным чувством собственного достоинства.
  • Наполеон пытался породниться с Александром, но получил отказы.
  • Отказ Екатерины от предложения Наполеона усугубил отношения между ними.

Скандал с герцогом Энгильским

1:55:59
  • Герцог Энгильский, потомок королевской ветви Франции, был похищен и расстрелян по приказу Наполеона.
  • Казнь вызвала международный протест.
  • Ответ Наполеона Александру был прямым оскорблением, обвинившим его в убийстве отца.

Понимание России и личные качества Александра

1:58:52
  • Европейские лидеры плохо понимали Россию и её особенности.
  • Посол Франции в России предупреждал Наполеона о характере Александра.
  • Наполеон позже признал ум и образованность Александра, но отметил его неискренность.

Реакция Александра на вторжение Наполеона

2:00:50
  • После Бородино Александр отказался от компромиссов и мирных переговоров.
  • Он заявил, что будет отступать до Камчатки, но не сдастся.
  • Александр выразил готовность пожертвовать всем ради Отечества.

Заграничный поход и личные качества Александра

2:02:46
  • Кутузов отговаривал Александра от заграничного похода, но тот был непреклонен.
  • Александр считал необходимым воевать до свержения Наполеона.
  • В заграничном походе Александр демонстрировал храбрость и военную распорядительность.

Битва при Дрездене и роль генерала Моро

2:04:44
  • Во время битвы при Дрездене рядом с Александром разорвалось ядро, убившее генерала Моро.
  • Моро, бывший конкурент Наполеона, перешёл на сторону Александра и стал его советником.
  • Наполеон лично навёл пушку и выстрелил в Моро.

Битва народов под Лейпцигом

2:06:41
  • Александр оказался в гуще схватки при Лейпциге, где его охрана столкнулась с французскими кирасирами.
  • Несмотря на опасность, Александр вёл себя достойно.
  • Его храбрость и военная распорядительность были очевидны.

Заграничный поход и взятие Парижа

2:07:41
  • Заграничный поход начался в 1813 году и продолжался до марта 1814 года.
  • Наполеон имел около 60 тысяч солдат и планировал увеличить армию до 100 тысяч.
  • Александр I решил взять Париж неожиданным штурмом, а не преследовать Наполеона.

Капитуляция Парижа

2:08:39
  • Русские войска неожиданно оказались у стен Парижа.
  • Командующий гарнизона предложил мирные переговоры, но Александр I потребовал немедленной капитуляции.
  • Французы капитулировали, после чего Наполеон отрекся от престола.

Психологический аспект взятия столицы

2:09:38
  • Александр I понимал психологию массы и не хотел терять столицу.
  • Пример Сталина, который остался в Москве, иллюстрирует важность сохранения столицы для лидера.

История скелета русского казака

2:12:35
  • Во французской школе хранился скелет русского казака, погибшего в 1814 году.
  • Скелет использовался как учебный экспонат до Второй мировой войны.
  • Останки были возвращены в Россию и похоронены на Бородинском поле.

Открытие обелисков во Франции

2:18:25
  • В 2014 году во Франции открыли несколько обелисков в честь побед русской армии.
  • Память о событиях 1814 года сохранилась во Франции благодаря милосердию Александра I.

Милосердие Александра I

2:20:21
  • Александр I приказал не преследовать французских солдат, бегущих с поля боя.
  • Он уважал чувства побеждённых французов и не требовал ключей от Парижа.
  • Александр отпустил французских пленных и строго пресекал мародёрство среди своих солдат.

Сохранение Лувра

2:22:21
  • Александр I запретил разграбление Лувра и опечатал его.
  • В отличие от союзников, которые конфисковывали имущество Франции, Александр не взял ничего у Франции.

Александр I и Франция

2:23:19
  • Александр I не позволил роялистским силам снести статую Наполеона на Вандомской площади.
  • По настоянию Александра Франция сохранила больше территорий, чем при Наполеоне.
  • Власть Бурбонов была ограничена до уровня конституционной монархии.

Отношения с Жозефиной

2:24:17
  • Жозефина после развода с Наполеоном жила частной жизнью, увлекалась разведением роз и ботаникой.
  • Александр I защитил Жозефину и её семью от преследований.
  • Внук Жозефины, Наполеон III, не сохранил добрых чувств к России.

Наполеон на Эльбе

2:25:16
  • Наполеон был сослан на остров Эльба на льготных условиях.
  • Ему разрешили иметь небольшую армию и личную охрану.
  • Через 9 месяцев Наполеон покинул Эльбу.

Русские в Париже

2:26:14
  • Русские офицеры вели себя безупречно в Париже, офицеры платили за всё.
  • Граф Воронцов оплатил долги русских офицеров из своего кармана.

Последствия наполеоновских войн

2:29:09
  • Наполеоновские войны привели к колоссальным потерям для Франции.
  • Человеческие потери в Европе за годы наполеоновских войн были немногим меньше, чем во Второй мировой войне.
  • Франция потеряла статус великой державы после Наполеона.

Офицерская форма

2:31:05
  • Офицерская шпага была регламентирована Павлом I.
  • Шарфы были отличительным знаком офицера, их цвет определялся Павлом I.
  • Горжеты служили для определения звания офицера.

Венский конгресс

2:35:57
  • В сентябре 1814 года по инициативе Александра I в Вене был созван общеевропейский конгресс.
  • Конгресс длился 9 месяцев и выглядел нарядно и беззаботно.
  • Александр I прославился своими любовными похождениями во время конгресса.

Личная жизнь Александра I

2:38:54
  • Александр I был популярен среди женщин, но его отношения с ними не всегда были серьёзными.
  • Он женился в 16 лет на немецкой принцессе, но их брак быстро охладел.
  • У Александра была любовница Нарышкина, от которой у него было четверо незаконнорождённых детей.

Отношения с женой

2:40:51
  • Несмотря на сложные отношения с женой, Александр заботился о ней до конца жизни.
  • С возрастом они сблизились на почве увлечения духовными вопросами и религией.
  • Александр умер, пытаясь создать лучшие условия для лечения жены в Крыму.

Крестный отец Виктории

2:42:46
  • Александр был крёстным отцом английской королевы Виктории.
  • При крещении Виктория получила имя Александрина Виктория.

Польский вопрос и Венский конгресс

2:43:46
  • Александр стремился собрать Польшу под властью России, но союзники Австрия, Пруссия и Англия не хотели этого.
  • Наполеон, вернувшись из ссылки, обнаружил секретный протокол о войне против России и переслал его Александру.
  • После Ватерлоо тема войны с Россией исчезла.

Священный союз

2:47:37
  • По итогам Венского конгресса был создан Священный союз, направленный на поддержание мира и стабильности в Европе.
  • Союз поддерживал действующие власти и правящие династии.
  • С 1815 по 1850-е годы европейские страны не вели войн между собой.

Военные поселения

2:49:37
  • Александр I предложил идею военных поселений для экономии средств на содержание армии.
  • Солдаты должны были жить в собственных домах с семьями и заниматься сельским хозяйством.
  • Однако солдаты, отвыкшие от сельского труда, плохо справлялись с обязанностями крестьян, а избыточная регламентация вредила крестьянскому хозяйству.

Военные поселения

2:54:30
  • Александр I предложил сделать крестьян солдатами, чтобы в случае войны их можно было мобилизовать.
  • Крестьяне не хотели быть солдатами, военная служба мешала их сельским работам.
  • Вооружённые крестьяне в военных поселениях могли стать серьёзной угрозой, требующей применения артиллерии для усмирения.

Финансовые аспекты и продолжение практики

2:55:30
  • Военные поселения частично компенсировали свои расходы, поэтому Николай I не закрыл их.
  • К моменту Крымской войны почти треть русской армии состояла из поселенцев.
  • Александр I мечтал, чтобы государственные крестьяне стали новым казачеством, но этого не произошло.

Изменения в характере Александра I

2:56:29
  • Характер Александра I сильно изменился после смерти отца и начала войн с Наполеоном.
  • После Аустерлица Александр понял необходимость практических людей и администраторов для управления государством.
  • Религиозные чувства усилились после пожара в Москве и поражения Наполеона.

Религиозные и мистические увлечения

2:58:25
  • Александр изучал разные конфессии, встречался с протестантами, лютеранами и квакерами.
  • Окружил себя старцами и мистиками, испытывал комплекс вины.
  • Стремился перестроить жизнь либеральным путём, но столкнулся с реалиями революционных волнений в Европе.

Путешествия и понимание России

3:00:23
  • Александр много путешествовал по России, посещая различные регионы.
  • Хотел лучше понять Россию, а не только её столицу.
  • Проявлял милосердие, помогая раненым крестьянам и утопленникам.

Смерть и слухи

3:05:20
  • Умер 19 ноября 1825 года в Таганроге от инфекционного менингита.
  • Смерть стала неожиданностью для всех, породив слухи об убийстве.
  • Похоронили в Петропавловской крепости в закрытом гробу.

Легенда о старце Фёдоре Кузьмиче

3:07:18
  • Спустя 10 лет в Сибири появился старец Фёдор Кузьмич, которого отождествляли с Александром I.
  • Старец знал мировую политику и придворную жизнь, что усилило слухи.
  • Могила старца стала местом паломничества, включая Романовых.
  • Власти официально относились к легенде как к легенде.

Легенда о гробнице Александра

3:09:15
  • Возможность вскрытия гробницы Александра в Петропавловской крепости для анализа ДНК.
  • Сравнение ДНК с останками Фёдора Кузьмича и элементами крови и волос на одежде Николая II.
  • Отсутствие достоверных доказательств верности легенды.

Дух Александра и Фёдора Кузьмича

3:10:11
  • Александр мог бы отказаться от власти, как Фёдор Кузьмич.
  • Желание Александра уйти в частную жизнь и восприятие власти как бремени.
  • Искупление грехов через преобразования и спасение Отечества.

Достижения Александра

3:11:09
  • Рост населения России с 36 до 53 млн человек при Александре.
  • Геополитическое влияние России после Наполеоновских войн.
  • Сравнение влияния России при Александре с влиянием СССР после Второй мировой войны.

Памятники Александру

3:12:07
  • Памятники Александру в разных городах: Таганрог, Хельсинки, Архангельск, Выборг, Турку.
  • Александрийский столп на Дворцовой площади в Петербурге.
  • Земля Александра I в Антарктиде, открытая во время его царствования.

Отказ от памятника в Париже

3:13:06
  • Отказ Александра от памятника в Париже после капитуляции.
  • Отказ от наименования «благословенный» после смерти.

Александрийский столп

3:14:06
  • Уникальность Александрийского столпа: отсутствие фундамента и крепежа.
  • Установка колонны за 40 минут без использования техники.
  • Присутствие Николая и 100 тысяч зрителей при установке.

Самостоятельность Александра

3:15:06
  • Умение Александра принимать самостоятельные решения.
  • Отказ от компромиссов с Наполеоном.

Величие Александра

3:16:04
  • Сочетание властности, умения управлять и человечности в Александре.
  • Введение обращения «вы» среди дворянства.
  • Важность чести и достоинства в образованном слое общества.