TRUE TRADITION. Продолжение беседы с Глебом Музруковым. Богдан Курилко об Окинавском каратэ

YOUTUBE · 30.11.2025 06:11

Ключевые темы и таймкоды

Актуальность каратэ

0:09
  • Каратэ остается актуальным, несмотря на популярность смешанных единоборств.
  • Смешанные единоборства и каратэ - разные миры, требующие разного подхода.
  • Каратэ - многомиллионная группа любителей, в отличие от профессиональных смешанных единоборств.

Цели и мотивация

3:04
  • Любители каратэ занимаются для удовольствия, а не ради заработка.
  • Традиционные боевые искусства имеют долгую историю и продолжают быть актуальными.
  • Цель боевых искусств - эффективное управление телом и психикой.

Историческая цель и развитие

7:01
  • Традиционные школы боевых искусств предлагают инструменты для саморазвития.
  • Современные единоборства, такие как бокс и самбо, не обладают такой возможностью.
  • Каратэ и ушу имеют разные подходы, но оба направлены на эффективное управление телом.

Личный опыт и влияние

8:00
  • Автор начал заниматься каратэ в советские времена, сменив множество секций.
  • Каратэ привлекло его своей многоплановостью и эффективностью.
  • Встреча с мастером Морио Хигаонна и знакомство с Александром Филимоновым определили его путь.

Понимание культуры и традиции

10:54
  • Познание окинавского каратэ требует глубокого погружения в культуру и язык.
  • Без проводника, глубоко погруженного в культуру, невозможно полностью понять и изучить каратэ.
  • История и культура Окинавы неразрывно связаны с каратэ, что важно для его понимания.

Введение в тему

13:50
  • Обсуждение термина "цигун" и его значения.
  • Влияние китайской культуры на окинавское карате.
  • Важность культурного кода и его адаптация.

История и организация окинавского карате

14:47
  • Окинавское карате как часть японской культуры.
  • Влияние китайского и японского карате на окинавское.
  • Регистрация и присвоение степеней в окинавском карате.

Влияние Мияги и Ямагучи

15:46
  • Мияги и его роль в развитии окинавского карате.
  • Ямагучи и его обучение у Мияги.
  • Противоречия в обучении Ямагучи и его отношение к Мияги.

Развитие и методы обучения

16:41
  • Влияние Ямагучи на японское карате.
  • Различия в методах обучения в Японии и Окинаве.
  • Введение системы поясов и данов в окинавском карате.

Тихон и его влияние

19:36
  • Тихон как элемент японского карате, принятый окинавскими мастерами.
  • Влияние на развитие окинавского карате.
  • Групповые тренировки и их значение.

Изменение подхода к обучению

21:35
  • Переход от индивидуальных к групповым тренировкам.
  • Влияние японской культуры на окинавское карате.
  • Изменение методики преподавания и появление тихона.

Индивидуальное обучение и стандартизация

24:33
  • Индивидуальное обучение и его преимущества.
  • Стандартизация методов обучения и появление групповых тренировок.
  • Влияние на развитие окинавского карате.

Заключение

26:31
  • Важность индивидуального подхода в обучении.
  • Влияние традиций и культурного кода на развитие окинавского карате.

Передача знаний и традиций

27:30
  • В начале XX века передача знаний и традиций в боевых искусствах была индивидуальной.
  • В наше время коллективная передача стала нормой.
  • Хигаонна изменил подход к обучению, сделав акцент на индивидуальном пути ученика.

Важность черного пояса

28:28
  • Черный пояс не является конечной целью, а лишь началом пути.
  • Черный пояс символизирует переход от базовых техник к индивидуальной работе.
  • Практика дзен важна для понимания боевых искусств.

Религиозные аспекты и культура Окинавы

30:27
  • Окинавские боевые искусства изначально были связаны с языческими верованиями.
  • На Окинаве был матриархат, и женщины играли ключевую роль в религиозных практиках.
  • Практика дзен помогает очистить ум и понять боевые искусства.

Влияние культуры и идентичность

34:16
  • Погружение в культуру Окинавы помогает понять культурные феномены.
  • Важно не терять связь с родной культурой и идентичностью.
  • Некоторые люди, живущие за пределами Японии, могут потерять связь с родной культурой.

Совмещение культур

38:12
  • Принятие буддизма не означает отказ от православной культуры.
  • Глубокое проникновение в чужую культуру помогает понять ее изнутри.
  • Важно оставаться верным своей культуре и идентичности.

Будущее кендо

40:11
  • Школы боевых искусств, возглавляемые харизматичными мастерами, имеют больше шансов на выживание.
  • Носитель школы может быть как японцем, так и иностранцем, при условии соответствующего уровня.

Жизнь и наследие Морио Хигаонны

41:09
  • Хигаонна был примером для многих, но его жизнь не была безоблачной.
  • В Японии существует консервативная и традиционалистская культура, что влияет на восприятие боевых искусств.
  • Хигаонна передал свою школу сыну Эрику, который также является мастером.

Обучение и преемственность

42:08
  • Эрик Хигаонна учился у своего отца и других мастеров, включая Морио Хигаонну.
  • Он планирует передать школу своему сыну, который также является мастером.
  • В Канаде есть другой преемник, Сэнсей Накамура, который возглавляет организацию.

Спортивные соревнования и их влияние

45:03
  • Спортивные соревнования по окинавскому каратэ вызывают споры.
  • Соревнования могут отвлекать от основной цели боевых искусств — совершенствования техники и духа.
  • Соревнования должны быть частью тренировочного процесса, но не его целью.

Философия и цели боевых искусств

47:00
  • Окинавское каратэ всегда было боевым искусством, а не спортом.
  • Цель боевых искусств — достижение недостижимого совершенства, а не медали и победы.
  • Соревнования могут быть полезны для тренировки психики и комбинаторности, но не должны становиться основной целью.

Легенда о Тэнгу

49:56
  • Тэнгу — это демоны, которые учат боевым искусствам.
  • В синтоизме все духи имеют право на существование, и их нужно уважать.
  • Название клуба "Тэнгу" символизирует уважение к этим существам.

Заключение

51:53
  • Важно понимать свои цели и задачи в боевых искусствах.
  • Каждый должен сам определить, что для него важно, и не сбиваться с выбранного пути.
  • Богдан Курилко, руководитель школы каратэ Годзю-рю, подчеркивает важность прямого обучения и передачи знаний от учителя к ученику.