Введение в авангард 0:02 Сложности восприятия авангарда публикой. Примеры работ: черный квадрат Малевича, примитивизм Ларионова и Гончарова. История авангарда длиной более двадцати лет.
Атмосфера времени и предшественники авангарда 0:33 Погружение в атмосферу времени. Художники, предшествовавшие авангарду. Виктор Борисов-Мусатов и его "Осенний мотив".
Виктор Борисов-Мусатов 1:29 Совмещение русского символизма и французского импрессионизма. Изображение дам в дворянских платьях. Палитра и техника французского импрессионизма.
Николай Милиоти и "Голубая роза" 2:55 Николай Милиоти и его картина. Объединение "Голубая роза". Живописная мифология и растворение реальности.
Михаил Врубель 4:07 Работа "Ангел смерти" 1904 года. Образ демона Азраила. Техника исполнения и влияние византийского искусства.
Сергей Щукин и европейская мода 6:22 Коллекционер Сергей Щукин и его влияние. Коллекция Щукина в ГМИИ и Эрмитаже. Влияние французского импрессионизма.
Поль Гоген и его "Дух мертвых не дремлет" 8:20 Переписывание европейской традиции. Путешествие на Таити и встреча с иной культурой. Картина как отражение личного опыта.
Анри Матисс и фовизм 10:27 Матисс и его подход к живописи. Основатель фовизма. Цветовые сочетания и контрасты.
Давид Бурлюк и цветовое сочетание 12:31 Использование женского тела как палитры. Первая революция в авангарде: цветовое сочетание. Влияние на восприятие зрителей.
Галерея западноевропейского искусства в Пушкинском музее 12:45 Галерея включает работы из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Иван Морозов был старообрядцем и не допускал посторонних к своей коллекции. В его доме были работы Мориса Дени, французского символиста.
Влияние Мориса Дени и других художников 13:44 Морис Дени вдохновлял русских художников, таких как Николай Мелиотий и Виктор Борисов-Мусатов. Морозов покупал картины, апробированные на европейском рынке, в отличие от Щукина, который покупал сверхсовременных художников. Щукин был более прогрессивным коллекционером.
Влияние символизма и европейской живописи 14:37 Русские авангардисты сочетали традиции европейской живописи и символизм. Пример: работа Натальи Гончаровой "Автопортрет и портрет Михаила Ларионова". Художники соединяли старые традиции с символизмом, создавая новые веяния в искусстве.
Нео-примитивизм и выставка "Бубновый валет" 15:33 Выставка "Бубновый валет" открылась в 1910 году. Название выставки придумал Михаил Ларионов, оно связано с карточной игрой и тюремным сленгом. Художники выставки были из хороших семей, но не всегда обеспеченных.
Программное произведение выставки 17:10 Центральное произведение выставки изображало двух художников-атлетов. Художники изображали себя как деятелей искусства, используя символы: скрипка, ноты, книги. Отсылки к классическому искусству и Библии подчеркивали их саморепрезентацию.
Вдохновение от уличных вывесок и народного кича 19:28 Художники вдохновлялись уличными вывесками и предметами народного кича. Илья Машков начинал как вывесничник и имитировал эту традицию в своих работах. Художники заявляли о себе как о новых художниках, пропагандирующих новый язык искусства.
Примитивистская манера и гигантомания 21:40 Художники использовали предметы народного кича, такие как подносы, в своих картинах. Кончаловский изображал подносы, создавая натюрморты и пейзажи. Художники гипертрофировали язык искусства, используя большие форматы и чистую гамму цветов.
Гипертрофия и чистая гамма 23:33 Художники доводили до предела элементы импрессионистской техники. Они использовали чистую гамму цветов
Илья Машков и Валентин Серов 24:25 Илья Машков учился в Московском училище живописи, ваяния у Валентина Серова. Серов сначала не понимал Машкова и даже хотел написать жалобу. Машков создавал картины, которые Серов сравнивал с Матиссом.
Влияние Серова и современные художники 25:26 Машков использовал малиновые краски и черный контур, перепевая парадные портреты Серова. Современные молодые художники критиковали рафинированный язык Серова. Серов создавал психологические портреты, передавая свое отношение к модели.
Портрет Юсуповой 26:22 Серов сохранил теплые воспоминания о Юсуповой. В портрете платье сливается с обивкой, выделяя только добрые глаза. Картина передает вкусы богатой аристократки, далекой от художника.
Наталья Гончарова и автопортрет 26:56 Гончарова прописывает свой автопортрет, подчеркивая красоту. Художница происходила из знатной семьи, ее отец был архитектором. Любимая усадьба Гончаровой — Полотняный завод в Калужской области.
Вдохновение от крестьянского труда 28:23 Гончарову вдохновляло отношение крестьянок к труду. Она воспринимала создание ткани как искусство. Гончарова была плодовитой художницей, создавая множество работ.