«История русского авангарда». Лекция Марии Мороз

YOUTUBE · 30.11.2025 06:03

Ключевые темы и таймкоды

Введение в авангард

0:02
  • Сложности восприятия авангарда публикой.
  • Примеры работ: черный квадрат Малевича, примитивизм Ларионова и Гончарова.
  • История авангарда длиной более двадцати лет.

Атмосфера времени и предшественники авангарда

0:33
  • Погружение в атмосферу времени.
  • Художники, предшествовавшие авангарду.
  • Виктор Борисов-Мусатов и его "Осенний мотив".

Виктор Борисов-Мусатов

1:29
  • Совмещение русского символизма и французского импрессионизма.
  • Изображение дам в дворянских платьях.
  • Палитра и техника французского импрессионизма.

Николай Милиоти и "Голубая роза"

2:55
  • Николай Милиоти и его картина.
  • Объединение "Голубая роза".
  • Живописная мифология и растворение реальности.

Михаил Врубель

4:07
  • Работа "Ангел смерти" 1904 года.
  • Образ демона Азраила.
  • Техника исполнения и влияние византийского искусства.

Сергей Щукин и европейская мода

6:22
  • Коллекционер Сергей Щукин и его влияние.
  • Коллекция Щукина в ГМИИ и Эрмитаже.
  • Влияние французского импрессионизма.

Поль Гоген и его "Дух мертвых не дремлет"

8:20
  • Переписывание европейской традиции.
  • Путешествие на Таити и встреча с иной культурой.
  • Картина как отражение личного опыта.

Анри Матисс и фовизм

10:27
  • Матисс и его подход к живописи.
  • Основатель фовизма.
  • Цветовые сочетания и контрасты.

Давид Бурлюк и цветовое сочетание

12:31
  • Использование женского тела как палитры.
  • Первая революция в авангарде: цветовое сочетание.
  • Влияние на восприятие зрителей.

Галерея западноевропейского искусства в Пушкинском музее

12:45
  • Галерея включает работы из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова.
  • Иван Морозов был старообрядцем и не допускал посторонних к своей коллекции.
  • В его доме были работы Мориса Дени, французского символиста.

Влияние Мориса Дени и других художников

13:44
  • Морис Дени вдохновлял русских художников, таких как Николай Мелиотий и Виктор Борисов-Мусатов.
  • Морозов покупал картины, апробированные на европейском рынке, в отличие от Щукина, который покупал сверхсовременных художников.
  • Щукин был более прогрессивным коллекционером.

Влияние символизма и европейской живописи

14:37
  • Русские авангардисты сочетали традиции европейской живописи и символизм.
  • Пример: работа Натальи Гончаровой "Автопортрет и портрет Михаила Ларионова".
  • Художники соединяли старые традиции с символизмом, создавая новые веяния в искусстве.

Нео-примитивизм и выставка "Бубновый валет"

15:33
  • Выставка "Бубновый валет" открылась в 1910 году.
  • Название выставки придумал Михаил Ларионов, оно связано с карточной игрой и тюремным сленгом.
  • Художники выставки были из хороших семей, но не всегда обеспеченных.

Программное произведение выставки

17:10
  • Центральное произведение выставки изображало двух художников-атлетов.
  • Художники изображали себя как деятелей искусства, используя символы: скрипка, ноты, книги.
  • Отсылки к классическому искусству и Библии подчеркивали их саморепрезентацию.

Вдохновение от уличных вывесок и народного кича

19:28
  • Художники вдохновлялись уличными вывесками и предметами народного кича.
  • Илья Машков начинал как вывесничник и имитировал эту традицию в своих работах.
  • Художники заявляли о себе как о новых художниках, пропагандирующих новый язык искусства.

Примитивистская манера и гигантомания

21:40
  • Художники использовали предметы народного кича, такие как подносы, в своих картинах.
  • Кончаловский изображал подносы, создавая натюрморты и пейзажи.
  • Художники гипертрофировали язык искусства, используя большие форматы и чистую гамму цветов.

Гипертрофия и чистая гамма

23:33
  • Художники доводили до предела элементы импрессионистской техники.
  • Они использовали чистую гамму цветов

Илья Машков и Валентин Серов

24:25
  • Илья Машков учился в Московском училище живописи, ваяния у Валентина Серова.
  • Серов сначала не понимал Машкова и даже хотел написать жалобу.
  • Машков создавал картины, которые Серов сравнивал с Матиссом.

Влияние Серова и современные художники

25:26
  • Машков использовал малиновые краски и черный контур, перепевая парадные портреты Серова.
  • Современные молодые художники критиковали рафинированный язык Серова.
  • Серов создавал психологические портреты, передавая свое отношение к модели.

Портрет Юсуповой

26:22
  • Серов сохранил теплые воспоминания о Юсуповой.
  • В портрете платье сливается с обивкой, выделяя только добрые глаза.
  • Картина передает вкусы богатой аристократки, далекой от художника.

Наталья Гончарова и автопортрет

26:56
  • Гончарова прописывает свой автопортрет, подчеркивая красоту.
  • Художница происходила из знатной семьи, ее отец был архитектором.
  • Любимая усадьба Гончаровой — Полотняный завод в Калужской области.

Вдохновение от крестьянского труда

28:23
  • Гончарову вдохновляло отношение крестьянок к труду.
  • Она воспринимала создание ткани как искусство.
  • Гончарова была плодовитой художницей, создавая множество работ.