Зачем становятся монахами в 21 веке?(Епископ Феоктист,иеромонахи Ириней и Феодорит)/подкаст Райсовет

YOUTUBE · 30.11.2025 05:32

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему монашества

0:00
  • Обсуждение отсутствия монахов в Евангелии.
  • Монашество представлено как штучная вещь, требующая отказа от мирских благ.
  • Упоминание о жизни в монастыре с минимальными вещами.

Монашество и семейная жизнь

0:52
  • Размышления о монашестве как альтернативе семейной жизни.
  • Пример из интервью о священниках и монашках.
  • Подчёркивание важности индивидуального опыта.

Личный опыт монашества

3:52
  • Рассказ о принятии монашества после потери супруги.
  • Продолжение работы врачом-реаниматологом.
  • Поиск подвига и эксперименты с жизнью в пещерах.

Определение монашества

6:07
  • Обсуждение монашеского правила и его длительности.
  • Важность послушания старцу и жизни в монастыре.
  • Различие между монашеством и священством.

Внутреннее самоощущение монаха

8:22
  • Монах как «человек Божий».
  • Сравнение монашества с работой врача скорой помощи.
  • Подвижничество без обязательного монашества.

Социальное и экономическое аспекты монашества

10:37
  • Монашество как затворническая жизнь.
  • Различия между монахами и священниками в социальном и экономическом плане.
  • Роль священного сана в формировании статуса.

Заключение

12:37
  • Повторное утверждение о штучности монашества.
  • Критика тех, кто стремится к массовому монашеству.
  • Выражение поддержки монашеству в целом.

Идеал монашества

13:22
  • Монашество — это не просто уединение или сопребывание с духовником, а введение особого образа жизни.
  • Идеал монашества достижим, даже если он не всегда виден.
  • Монашеский образ жизни — это нечто внутреннее и глубокое, а не только внешние атрибуты.

Уникальность монашества

14:22
  • Монашеский образ жизни невозможно полностью воспроизвести в миру.
  • Постриг в монахи — это таинство, которое меняет реальность человека.
  • Обещание, данное при постриге, становится серьёзным и необратимым.

Ощущения при постриге

15:22
  • Второй постриг в ту же схему невозможен, так как это означает потерю пути назад.
  • Ощущения при постриге уникальны и меняют восприятие мира.
  • Человек переходит в новую зону невидимого мира, из которой нет возврата.

Постриг как таинство

15:52
  • Постриг, включая иноческий, считается таинством.
  • Существуют различные ступени монашества: инок, малая схема, великая схема.
  • Важно испытывать людей, жаждущих монашества, чтобы они могли выдержать испытания.

История чинов монашеского пострига

16:52
  • Изначально не было фиксированных чинов, как сейчас.
  • В русской традиции три ступени монашества: ресофорный постриг, мантийный или малая схема, великая схема.
  • Великая схема — самая суровая ступень.

Увещевания при постриге

17:52
  • При постриге даются два увещевания: пугающее о тяготах монашеской жизни и утешающее.
  • Увещевания подчёркивают необходимость бескомпромиссной борьбы с грехом и отречения от всего мирского.
  • Перед подстрижением волос в чине великой схемы звучит утешающая часть.

Постриг как второе крещение

18:52
  • В чине великой схемы постриг рассматривается как второе крещение.
  • Изначально монашеский постриг воспринимался как благословение и покаянное делание.
  • Постепенно постриг приобрёл статус таинства.

Статус иноческого пострига

19:38
  • Иноческий постриг сравнивается с обручением перед браком.
  • Расторжение иноческого пострига имеет церковно-канонические последствия.
  • Церковь признала иноческий постриг полноценным монашеством.

Монашество и Евангелие

21:38
  • В Евангелии нет прямых упоминаний о монашестве, но есть примеры, указывающие на его существование.
  • Монашество имеет ветхозаветные корни и связано с чтением псалтырей.
  • Феофан Затворник подчёркивал, что монашество — истинное евангельское жительство.

Межкультурная коммуникация и традиция

24:38
  • Священное Писание создавалось в другой культуре, что затрудняет его прямое понимание.
  • Церковная традиция помогает интерпретировать тексты Священного Писания.
  • Монашество возникло под влиянием идей, заложенных в Священном Писании и церковном предании.

Монашество в Новом Завете

26:38
  • Апостол Павел намекает на монашество, говоря о безбрачии и служении Господу.
  • Мефодий Патарский и Василий Великий описывали монашество как

Перемена образа мышления

29:33
  • Друзья Иисуса Христа меняют роскошные одежды на скромные, чтобы жить как он.
  • Нагорная проповедь Иисуса Христа предлагает более радикальный подход к жизни по Богу, чем заповеди Моисея.
  • Христос запрещает даже помыслы мстительные, в отличие от Моисея, который говорил о разумной мести.

Радикализм первых монашествующих

30:33
  • Первые монашествующие, такие как Антоний Великий и Бенедикт Нурсийский, строго следовали букве Евангелия.
  • Их радикализм был сродни ветхозаветному, но с акцентом на исполнение заповедей Иисуса.
  • Монашество не означает уход от мира, а способ жизни, основанный на следовании за Христом.

Монашество и крещение

31:33
  • Монашество сравнивается с крещением, которое является обещанием доброй совести.
  • Важно не только верить в Иисуса, но и следовать за ним, даже если нет формального крещения.

Пример богатого юноши

32:33
  • Богатый юноша, спрашивающий о спасении, получает совет раздать всё и следовать за Христом.
  • Монашество требует полного следования за Христом, а не только отказа от имущества.

Пример Франциска Ассизского

33:33
  • Франциск Ассизский буквально исполнил совет раздать всё, ходя полуголым в рубище.
  • Пример Франциска подчёркивает важность отказа от имущества и следования за Христом.

Отказ от имущества и талантов

34:33
  • Отказ от имущества и талантов требует постоянного усилия и обета.
  • Имущество может «прилипать», создавая ощущение привязанности, которое нужно преодолевать.

Жизнь в монастыре и осознание смерти

41:08
  • Жизнь в монастыре учит осознанию непредсказуемости смерти и необходимости лёгкого отношения к имуществу.
  • Пример умершего монаха показывает, что ничего нельзя взять с собой, и даже час смерти не запрограммирован.

Норма и монашество

42:08
  • Вопрос о норме в контексте монашества: норма как идеал или как широкая распространённость.
  • Не все люди подходят для монашества, но это не означает, что они «особенные».

Зачем идти в монастырь?

43:08
  • Первый вопрос: зачем вам это нужно?
  • Неправильный ответ: «потому что в миру нет условий, всё отвлекает».
  • Правильный ответ: «монашеская жизнь — это молитва».

Молитва и мир

44:08
  • Митрополит Антоний Сурожский говорил, что когда начнёте молиться, дети перестанут мешать.
  • Пример из духовной семинарии: один юноша остепенится, другой станет монахом.

Уникальность каждого случая

45:08
  • Каждый случай уникален, нет типовых примеров.
  • Пример из Талмуда: прозит хочет быстро выучить закон, но раби Шамаев отказывает.

Любовь к Богу

46:08
  • Монашеская жизнь требует возлюбить Бога больше себя.
  • Важно, чтобы любовь к Богу была сверхценностью.

Истинное монашество

47:08
  • Монашество — это когда есть, что терять, и высокие ставки.
  • Любовь к Богу должна быть сильнее материальных благ.

Семейная жизнь и монашество

48:08
  • Некоторые серьёзные юноши выбирают монашество, другие — семейную жизнь.
  • Семейная жизнь требует прагматичности и умения считать.

Форма и содержание

50:53
  • Форма монашества не всегда соответствует содержанию.
  • Иногда нужно идти против устава ради спасения.

Контроль над инстинктами

51:53
  • Человек может контролировать сексуальный инстинкт.
  • Блуд считается грехом, потому что это «скотоподобие».

Терминология любви

54:53
  • В греческой аскетической литературе три термина для любви: филео, арапао и эратао.
  • Святой Максим Исповедник говорил о любви к Богу через понятие ротао.

Монашество как риск

56:53
  • Монашество требует пассионарности, интеллекта и мудрости.
  • Примеры военнослужащих и семейных людей показывают, что страсти можно контролировать.

Сублимация и материнство

57:53
  • После рождения ребёнка женщины часто забывают о сексуальных отношениях, сосредоточиваясь на заботе о ребёнке.
  • В психоанализе существует понятие сублимации, которое объясняет, как человек может направлять свои энергии в другое русло.

Трудности монашества

58:51
  • Монашество связано с отсутствием постоянного места жительства и необходимостью подчиняться начальству.
  • Архиереи могут быть отправлены в любые места по послушанию, что вызывает трудности.

Послушание и его восприятие

1:00:44
  • Выполнение послушания может быть рутинным и бесперспективным, особенно если человек высоко ценит свои знания и опыт.
  • Пример рутинной работы: подготовка отчётов, которые быстро уничтожаются.

Решение дочери стать монахиней

1:02:29
  • Дочь автора решила стать монахиней, несмотря на сомнения отца.
  • Архиерей благословил её решение, что стало важным фактором.

Различие между молитвой и молитвенным правилом

1:04:29
  • Молитва — это диалог с Богом, который может происходить в любое время и в любом месте.
  • Молитвенное правило занимает определённое время и может быть выполнено по-разному.

Постоянное молитвенное предстояние

1:07:29
  • Постоянное молитвенное предстояние не означает отказ от сна или еды, а требует готовности к молитве в любой момент.
  • Цитата старца Сафрония Сахарова: «Держи свой ум в аде и не отчаивайся».

Смысл монашеской жизни

1:09:21
  • Монашество направлено на постоянное пребывание с Богом и стремление к духовному преображению.
  • Цель монашеской жизни — достичь состояния, когда человек «пребывает в чёрном теле и даже держит свой ум в аде».

Призыв к подписке

1:10:21
  • Автор призывает подписаться на YouTube-канал журнала «Фома» для избежания искушений и проблем.