Император Павел: гений или безумец? | История ЕГЭ | Умскул

YOUTUBE · 30.11.2025 05:18

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Приветствие от Али Виноградовой.
  • Объявление темы занятия: Павел Первый.
  • Обещание обсудить изменения в ЕГЭ по истории на следующей неделе.

Представление преподавателя

0:56
  • Аля Виноградова, преподаватель истории с 2012 года.
  • Успехи в подготовке учеников к ЕГЭ по истории.
  • Образование и достижения в преподавании.

Оценка звука и подготовка к занятию

2:45
  • Проверка качества звука.
  • Призыв подписаться на социальные сети и телеграм-канал.
  • Переход к теме занятия: Павел Первый.

Павел Первый как спорный правитель

4:11
  • Павел Первый как один из самых спорных правителей России.
  • Разные мнения о его деятельности в учебниках.
  • Павел Первый как малоисследованная фигура.

Личность Павла Первого

6:03
  • Павел Первый как сын Петра Третьего и Екатерины Второй.
  • Влияние детства на формирование личности.
  • Отношения между Петром Третьим и Екатериной Второй.

Правление Екатерины Второй

8:01
  • Правление Петра Третьего и его свержение.
  • Екатерина Вторая как мать Павла Первого.
  • Павел Первый и его стремление к власти.

Родственники Павла I

11:24
  • Обсуждается, кто изображен на картинке, и выясняется, что это дедушка Павла I, Карл Фридрих Голштейн-Готторпский.
  • Переход к обсуждению Павла I и его жажды престола.

Жажда престола Павла I

13:00
  • Павел I жаждал престола с восьми лет до сорока.
  • Отношения с матерью были напряженными, и он считал, что она убила его отца.
  • Павел переехал в имение под Петербургом, где увлекся военным делом и построил замок в стиле средневековых рыцарей.

Приход к власти

15:41
  • В 1796 году Екатерина II умерла, и Павел I пришел к власти в 42 года.
  • Павел активно правил, считая, что его мать и дворяне были причиной его проблем.
  • Он начал борьбу с порядками Екатерины, снося ее дворцы и строя замки в стиле средневековья.

Реформы Павла I

20:01
  • Павел I упразднил Сенат, созданный Петром I, и провел реформу коллегий, введя принцип единоначалия.
  • Он пересмотрел губернскую реформу Екатерины II, уменьшив количество губерний.
  • Освободил известных критиков Екатерины, таких как Радищев и Новиков, а также амнистировал участников восстания Костюшко.

Указ о престолонаследии Павла I

23:41
  • Павел I издал указ о престолонаследии, завершающий эпоху дворцовых переворотов.
  • Указ устанавливал четкую систему передачи власти от отца к старшему сыну.
  • Женщины исключались из системы престолонаследия, что фактически делало их неспособными править.

Военная реформа Павла I

29:01
  • Павел I строил казармы и вводил шинели для солдат, улучшая их условия проживания и обмундирование.
  • Он ввел обмундирование по прусскому образцу, что вызвало недовольство среди военных.
  • Павел уделял большое внимание муштре и фронту, что считалось показухой и ослабляло армию.

Смотры войск и их последствия

32:52
  • Павел проводил смотры войск, исключая малолетних и формально числившихся солдат.
  • Это укрепляло обороноспособность армии, но показуха ослабляла её.
  • Военная реформа Павла I имела как положительные, так и отрицательные последствия.

Крепостное право и Павел I

35:23
  • В конце XVIII века крепостное право достигло пика.
  • Крестьяне подвергались жестокому обращению и работали на помещиков.
  • Павел I был первым правителем, пытавшимся бороться с крепостным правом.

Манифест трехдневной барщины

36:19
  • Павел I издал манифест, ограничивающий барщину тремя днями в неделю.
  • Барщина — это работа крестьян на землях помещиков.
  • Крестьяне часто работали на помещиков до шести дней в неделю, что делало их жизнь тяжелой.

Реакция помещиков и последствия

39:00
  • Помещики не следовали указу Павла I, ограничивающему барщину.
  • Указ формально действовал, но не имел значительного эффекта.
  • Павел I пытался улучшить жизнь крестьян, но продолжал раздавать крестьян помещикам.

Анти-дворянская политика

42:57
  • Павел I ограничил привилегии дворян, отменив ряд льгот.
  • Введены телесные наказания для дворян и ограничения на их отставки.
  • Павел составил общий гербовник, укрепив позиции части дворянства.

Борьба с идеями французской революции

45:57
  • Павел I запретил ввоз иностранных книг и ношение французской одежды.
  • Запрещены частные типографии и употребление слова "гражданин".
  • Ослаблено давление на старообрядцев, что смягчило их положение.

Единоначалие в коллегиях

47:50
  • В органах отраслевого управления раньше не было главного человека, решения принимались коллегиально.
  • Это имело свои плюсы и минусы: несколько голов лучше, но отсутствие главного ответственного лица приводило к отсутствию результата.
  • Павел I ввел единоначалие, что стало шагом к будущей министерской системе.

Внутренняя политика Павла I

49:47
  • Павел I проводил большую часть своей деятельности в 1797 году.
  • Его указы, такие как манифест о престолонаследии и другие важные документы, были изданы в этот период.
  • Внутренняя политика Павла была спорной: он пытался улучшить армию и жизнь крестьян, но также запрещал слово "гражданин" и телеграммы.

Французская революция

51:40
  • Французская революция конца XVIII века была важным событием, которое повлияло на мировую политику.
  • Революция привела к смене власти и проведению реформ, включая зарождение гражданского общества и прав человека.
  • Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции, что стало важным событием для международной политики.

Влияние французской революции на Россию

53:34
  • Франция распространяла идеи гражданских прав на другие страны, что вызывало недовольство у других держав.
  • Россия, как и другие крупные страны, стремилась сдерживать усиление Франции.
  • Павел I, став покровителем Мальтийского ордена, был обеспокоен захватом Мальты Наполеоном, что привело к вступлению России во вторую антифранцузскую коалицию.

Итальянский и Швейцарский походы

58:42
  • В 1799 году происходят два крупнейших похода: итальянский и швейцарский.
  • Русские войска высаживаются в Италии, освобождают её от Наполеона.
  • Суворов проводит успешный поход через Альпы, освобождая Швейцарию.

Средиземноморский поход Ушакова

1:00:41
  • Ушаков проводит успешный водный поход в Средиземном море.
  • Захватывает Ионические острова и заключает союз с Турцией.
  • Освобождает стратегические пункты от Наполеона.

Проблемы с Мальтой

1:03:19
  • Англичане захватывают Мальту, что вызывает конфликт с Россией.
  • Павел I создаёт антианглийскую коалицию.
  • Начинается подготовка к совместному походу в Индию.

Заговор против Павла I

1:05:18
  • Политика Павла I вызывает недовольство, включая антидворянские меры.
  • Заговор против Павла I подталкивается Англией.
  • В заговоре участвуют известные люди, включая Никиту Панина.

Участие Александра I

1:08:23
  • Александр I знал о заговоре против отца, но не препятствовал.
  • Англичане активно общались с Александром.
  • Александр не делал ничего, чтобы предотвратить убийство отца.

Смерть Павла I

1:09:50
  • Павел I скончался в марте 1801 года от инсульта, называемого апоплексическим ударом.
  • Павел рассказывал о встрече с призраком Петра I, который предрек ему скорую смерть.
  • Павел построил Михайловский замок, который был введен в эксплуатацию незадолго до его смерти.

Михайловский замок

1:10:50
  • Михайловский замок был построен как неприступная крепость между двумя реками.
  • На замке высечена фраза из библейских книг, содержащая 47 букв.
  • Павел I был убит 12 марта 1801 года, когда к нему ворвались офицеры и задушили его.

Убийство Павла I

1:11:40
  • Павел I узнал о нападении и прятался, когда к нему ворвались офицеры.
  • Его задушили сначала табакеркой, а затем шарфом.
  • Убийство Павла I связано с его противостоянием с англичанами и дворянами.

Наследие Павла I

1:12:41
  • Павел I является спорной фигурой в русской истории.
  • Он ввел единоначалие в коллегиях и начал отмену крепостного права.
  • Некоторые его действия были эксцентричными и не всегда соответствовали потребностям страны.

Мастер-группа по истории

1:13:38
  • Автор предлагает продолжить изучение истории в формате мастер-группы.
  • Мастер-группа включает три онлайн занятия в неделю и домашнюю работу.
  • Кураторы помогают студентам готовиться к ЕГЭ, проверяя домашние задания и отвечая на вопросы.

Преимущества мастер-группы

1:14:36
  • Мастер-группа помогает студентам лучше понять материал и подготовиться к ЕГЭ.
  • Студенты общаются и становятся друзьями, что помогает в учебе.
  • Программа мастер-группы проверена и усовершенствована, что гарантирует высокие результаты.

Акция и приглашение

1:16:33
  • Автор предлагает последнюю возможность заниматься бесплатно еще месяц.
  • Для этого нужно написать в сообществе слово "табакерка".
  • Мастер-группа помогает студентам легко решать тесты и нарабатывать материал для ЕГЭ.