Лекция 1 "Предпосылки радикализма" из цикла лекций: "Радикальный дискурс"

YOUTUBE · 30.11.2025 04:12

Ключевые темы и таймкоды

Введение в проблему радикализма

0:06
  • Радикализм — фундаментальный феномен, проходящий через всю историю человечества.
  • Радикалы в разные эпохи имеют разные лица и подходы.

Примеры радикалов в истории

1:08
  • Гуситы, табориты, Спартак, герои Эллады — все они были радикалами.
  • В XIX веке радикалами были Огюст Бланки и эсеры-народники.

Метафизическая природа радикализма

2:02
  • Радикализм укоренён в проблемах онтологии и ноеологии.
  • В неподходящую эпоху радикалы могут использовать заимствованный дискурс.

Заимствование языка радикалов

3:05
  • В XVIII–XX веках радикалы заимствовали язык у либералов из-за отсутствия радикального дискурса.
  • Маркс отмечал, что раньше радикалы выступали под религиозными знаменами.

Различия между радикалами и либералами

4:49
  • Либералы сосредоточены на материальных ценностях и комфорте.
  • Радикалы стремятся изменить фундаментальные законы мироздания.

Влияние эпохи на радикалов

7:31
  • Радикалы вынуждены адаптироваться к цивилизационной матрице своей эпохи.
  • Пример Ленина, который говорил на языке марксизма, но имел радикальные взгляды.

Последствия подмены дискурса

9:03
  • Подмена дискурса приводит к сбоям и провалам инициатив.
  • Сегодня мы видим последствия такой подмены.

Радикализм как религиозная идея

9:28
  • Радикализм XIX и XX веков имеет религиозные корни, несмотря на атеизм или агностицизм многих радикалов.
  • Радикализм противопоставляется традиционалистской метафизике, которая считает реальность безусловно дефинированной.

Метафизика традиции

10:29
  • Традиционная метафизика утверждает, что реальность реализована во всей полноте и является проявлением бесконечной возможности.
  • Всё возможное реализовано, за пределами реальности остаётся только ошибка.

Идея наилучшего мира

12:02
  • Идея наилучшего из возможных миров имеет этический характер и не означает абсолютного совершенства.
  • В исламе мир создан необходимым, но не наилучшим образом.

Радикальное восприятие мира

14:54
  • Радикалы считают, что мир запрограммирован с внутренним сбоем и построен на ошибке.
  • Вопрос о новой земле и новом небе указывает на возможность изменения реальности.

Невозможность как основа реальности

17:20
  • Радикалы видят невозможность как главный мотив существования.
  • Видимая реальность — это сокрытие этой невозможности.

Радикализм и откровение

19:19
  • Радикализм тесно связан с откровением, которое открывает то, чего нет в сущем.
  • Радикал может быть атеистом, но его сознание вызывает глубокие вопросы.

Сознание и бытие

22:03
  • Сознание радикала оппозиционно бытию, в отличие от традиционных метафизиков, для которых бытие и сознание тождественны.
  • Подлинное тождество не позволяет выйти за пределы самого себя.

Апофатика сознания

24:14
  • Сознание радикала — точка чистого нетождества, создающая феномен свидетельствования.
  • Сознание контрсубстанционально и полярно ко всему, что есть.

Сознание и апофатика

25:59
  • Сознание указывает на то, чего нет, но не в смысле небытия у Парменида.
  • Апофатическая точка отсутствия находится в центре каждого человека, а не в абсолюте.
  • Эта точка является центральной утвердительной альтернативой бытия.

Радикал и сознание

27:01
  • Радикал начинает с понимания различия между бытием и сознанием.
  • Сознание возникает из столкновения бытия и тотального отсутствия.
  • Тотальное отсутствие не самостоятельно и присуще только человеку.

Реальность и апофатика

30:06
  • Реальность противостоит точке апофатики, которая является точкой негатива внутри человека.
  • Эта точка противостоит даже отрицанию самого человека и концепции бесконечного.
  • Абсолют не знает о существовании точки несовпадения с ним.

Религиозный опыт радикализма

32:12
  • Радикал осознаёт апофатическую точку как проекцию невозможного в свой центр.
  • Бесконечное не может говорить о себе, так как оно вне себя.
  • Апофатика — это принципиально отрицаемое начало.

Отрицание и негатив

34:28
  • Внешняя среда мягко отрицает человека, создавая бремя существования.
  • Чистый негатив проходит сквозь все вещи, уничтожая всё.
  • Минус отрицает возможность существования того, чего он не может отрицать.

Субъект и объект

37:24
  • Субъект — это то, чего нет рядом с объектом.
  • Человеческое существо может осознать субъектность как бремя или как ценность.
  • Путь традиционалиста — отождествление с бесконечностью.

Пути человека

40:11
  • Путь либерала — гедонизм и игнорирование серьёзных проблем.
  • Путь радикала — осознание нетождества как единственной ценности.
  • Молчаливое большинство не принадлежит ни к одному из этих путей.

Идеология радикалов

42:07
  • У радикалов нет собственной идеологии, они вынуждены использовать левый язык.
  • Примеры радикальных движений, использующих левый язык: Че Гевара, Красные бригады, Баадер-Майнхоф.
  • В последнее время формируется запрос на политический ислам.

Политический ислам

43:47
  • Политический ислам часто сводится к участию в западном избирательном процессе.
  • Салафиты сосредоточены на самопожертвовании и угождении Всевышнему.
  • Истинный политический ислам должен понимать реальность, мысль, общество и власть.

Борьба за власть

44:40
  • Всевышний призывает к борьбе за власть вопреки реальной структуре бытия.
  • Отказ от борьбы за власть рассматривается как дезертирство.
  • Политический ислам должен осознавать свои цели и последствия победы.

Интеллектуальный наместник

46:04
  • Человек обязан отражать концептуальное предначертание в своей душе.
  • Коран подчёркивает важность философии и интеллектуального развития.
  • Служение Богу — это реализация провиденциального замысла.

Служение и поклонение

47:58
  • В исламе служение Богу не равно поклонению.
  • Аллах создал людей для служения, а не для поклонения.
  • Радикал должен служить в соответствии с божественным замыслом.

Апофатика и неопределённость

49:38
  • Апофатика описывает невозможное как проявление чистого негатива.
  • Невозможное противостоит негативу и является свидетельством иной бездны.
  • Реальность неопределённа и не тождественна сама себе.

Взрывная неопределённость

54:40
  • Наше существование как свидетельствующих субъектов взрывоопасно.
  • Антиматерия в сердцах людей создаёт антитезу остальной реальности.
  • Смысл рождается из противостояния абсурду.

Радикал и каста воинов

57:28
  • Радикал — авангард касты воинов, политическое представительство воинов.
  • Воины подчинены клерикалам, но получают весть о выходе из ситуации.
  • Клерикалы покрывают истину ложью, указывая на сатану.

Пассионарность и любовь к смерти

1:01:56
  • Пассионарность воинов основана на любви к смерти.
  • Смерть — это встреча скважины в сердце с создателем.
  • Пассионарная любовь ведёт к освобождению от метафизической тюрьмы.