Диалектика. Занятие №1. Бытие

YOUTUBE · 30.11.2025 03:38

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Александр Владимирович, профессор экономической теории, представляет себя и объясняет, что будет проводить занятие в формате, отличном от обычного.

Диалектика и философия

1:53
  • Александр Владимирович рассказывает о своем интересе к диалектике и философии, который начался с участия в студенческом научном кружке.
  • Он объясняет, что изучение диалектики позволяет избежать тавтологий и ненужных определений, а также помогает студентам научиться мыслить научно и последовательно.

Применение диалектики в жизни

6:30
  • Александр Владимирович подчеркивает, что свобода мысли состоит в знании предмета, а не в возможности говорить все, что угодно.
  • Он предлагает студентам изучать философию через изучение музыки, литературы и других произведений искусства, чтобы научиться последовательно и научно мыслить.
  • Александр Владимирович также упоминает о своей работе в качестве рецензента диссертаций, где он использует диалектический метод для оценки качества работы.

Диалектика и житейские дела

9:05
  • Говорящий обсуждает важность диалектики в житейских делах, подчеркивая, что она может быть полезна в повседневных ситуациях.
  • Он приводит примеры, как использование диалектики может помочь в общении и понимании других людей.

Диалектика в науке и жизни

16:11
  • Говорящий объясняет, что диалектика может быть полезна в науке и жизни, и что она может помочь в познании окружающей действительности.
  • Он также обсуждает, как диалектика может быть использована для анализа общественных проблем и противоречий.

Причины прихода на курс

19:52
  • Участники курса делятся своими мотивами для посещения курса, включая любознательность, желание развиваться и разобраться в диалектике.
  • Они также обсуждают, как диалектика может помочь им в их личной и профессиональной жизни.

Обсуждение диалектики и логики

22:15
  • Участники обсуждают важность изучения логики и диалектики для освоения науки.
  • Отмечается, что без обсуждения и обмена мнениями невозможно полностью понять и освоить эти концепции.

Влияние Гегеля на русскую литературу

26:18
  • Участники обсуждают влияние Гегеля на русскую литературу, особенно на творчество Льва Толстого и Ивана Тургенева.
  • Отмечается, что Гегель был популярен в России в 19 веке, и многие писатели и философы изучали его работы.

Преемственность с интеллигенцией 19 века

30:59
  • Участники обсуждают преемственность с интеллигенцией первой половины 19 века и влияние Гегеля на их творчество.
  • Отмечается важность изучения логики и диалектики для развития социализма и преодоления теоретических проблем.

Традиции изучения философии в России

34:00
  • В России существует традиция изучения философии, которая началась с работ Ленина и развивалась в трудах других ученых.
  • Изучение философии имеет большое значение для развития общества и науки.

Определение начала системы

36:41
  • Для построения системы необходимо выбрать начало, которое будет основой для всех элементов системы.
  • В качестве начала можно выбрать категорию, которая относится ко всему и является наиболее общей.

Философская система и ее обоснование

41:06
  • Истинность выбора начала системы проверяется в конце, когда система построена.
  • Идеализм в философии может быть преодолен без использования гипотезы бога, если правильно выбрать начало системы.

Бытие и ничто

43:11
  • Обсуждение философской категории бытия и ее связи с другими понятиями.
  • Бытие - это самая простая категория, которая включает в себя все, что есть, и все, что есть, есть бытие.

Ничто и движение

51:22
  • Ничто - это категория, которая связана с бытием и является его противоположностью.
  • Ничто и бытие - это две стороны одной медали, которые переходят друг в друга.
  • Движение - это процесс перехода от ничто к бытию и обратно.

Становление и переход

55:10
  • Становление - это процесс перехода от ничто к бытию и обратно, который можно наблюдать и фиксировать.
  • Движение и переход - это две стороны одного процесса, которые можно рассматривать как две категории.

Становление и прохождение

57:54
  • В видео обсуждается процесс становления социалистической экономики, который включает в себя введение рабочего контроля, рабочего управления и планирование.
  • Становление социализма не было завершено, и после восстановления промышленности были проблемы с прохождением и возникновением новых тенденций.

Возникновение и прохождение

1:05:36
  • В видео приводятся примеры возникновения и прохождения, такие как развитие ребенка и нейроны мозга.
  • Важно помнить, что знания и опыт со временем уменьшаются, и необходимо постоянно развиваться и учиться.

Снятие становления

1:09:07
  • В видео обсуждается идея о том, что бытие и ничто не существуют отдельно, а только как бытие, переходящее в ничто, и ничто, переходящее в бытие.
  • Это приводит к снятию становления и появлению наличного бытия, которое является результатом этого процесса.

Примеры наличного бытия

1:17:21
  • В видео приводятся примеры наличного бытия, такие как переходный возраст, становление спортсмена или специалиста.
  • Отмечается, что наличное бытие всегда связано с процессом становления и перехода от одного состояния к другому.

Обсуждение китайской культуры и политики

1:21:38
  • Говорящий обсуждает, что в Китае есть проблемы переходного периода, и они могут быть связаны с их культурой и историей.
  • Он также упоминает, что Китай может быть защищен от внешних угроз, таких как нападение Англии и Франции, благодаря своему вооружению и сотрудничеству с Россией.

Влияние китайской культуры на экономику и политику

1:23:28
  • Говорящий отмечает, что китайская культура предрасполагает к диалектике и диалогу, что может быть полезным для развития экономики и политики.
  • Он также подчеркивает, что переходные периоды могут быть сложными и непредсказуемыми, и что важно учиться на ошибках и продолжать двигаться вперед.

Заключение

1:25:28
  • Говорящий завершает обсуждение, подчеркивая, что важно продолжать двигаться вперед и учиться на своих ошибках, чтобы достичь своих целей.